Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: как распознать ложь 2009-10-16


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как вы считаете, полезно ли медиатору обладать умением распознавать ложь?

На наш взгляд, да. Во-первых, это позволит избежать разочарований в дальнейшем: «Ах, ведь он (или она) сказал(а) так, а оказалось совсем наоборот!» или «Если бы я мог предположить раньше, что этот участник обманывает намеренно, то мог бы поступить так-то и так-то». В рамках понимающего подхода (который, в частности, разделяет наш Центр) медиатору тоже важно осознавать, насколько искренна в своих заявлениях та или иная сторона.

Во-вторых, существует обман, который желательно или даже необходимо своевременно распознать. Например, прокурор, психолог, юрист или, скажем, судья просто обязаны обладать таким умением. Областей, в которых ложь или, по крайней мере, возможность лжи не используется, очень немного. Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Лгут друг другу приятели и друзья, преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели. «Ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности» (П. Экман. Психология лжи).

Правда и то, что не всякий обман нужно разоблачать, и в медиации это правило тоже действует. Иногда раскрытие обмана может обидеть жертву, третье лицо и, как это ни странно, самого лжеца. Тем не менее, медиатору важно быть готовым ко всему, что происходит или может произойти во время процедуры. Вероятно, многим повысить свою компетенцию в этом вопросе помог современный американский сериал «Lie to me» («Теория лжи» в русском переводе). Однако, вернемся к основам. Соответствующий поведенческий анализ включает следующее:

  • внимательное отношение к тому, что говорит участник

Имейте в виду, что словами обмануть легче всего! Речь можно сформулировать заранее, записать, отрепетировать, обратиться к специалистам по риторике и коммуникативной стилистике. Наблюдать же за выражениями своего лица, пластикой и интонациями гораздо сложнее. Еще здесь важно обращать внимание на оговорки и обмолвки (да, да, как раз то, о чем говорил Зигмунд Фрейд) как ненамеренное раскрытие того, о чем человек желал бы умолчать.

  • наблюдение за жестикуляцией медиантов

Чем напряженнее конфликт, тем сложнее человеку сдерживать свои эмоции, и тем менее произвольными становятся жесты. Вам знакомы ситуации, когда человек выглядит, например, вот так?

Жесты и позы

А вот так?

Жесты
и позы

  • анализ мимики

Если жесты в каждой культуре имеют свое значение, мимика всегда универсальна. Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают мгновенно и независимо от желания своего обладателя. Люди могут научиться управлять этими выражениями, скрывать их, для этого необходимы постоянные усилия и тренировка, и уж конечно, не каждый день вашим клиентом оказывается агент контрразведки. Однако человеческая мимика тем и уникальна, что может сочетать намеренные движения и непроизвольные, правдивые и фальшивые.

Легко ли Вы можете определить, что означает выражение лица на каждой из картинок ниже? (Ответы даны в конце текста)

 Страдание Страх Радость Удивление Отвращение Гнев
 1 2 3 4 5 6

  • отслеживание голосовых модуляций и изменений в интонации

Голос для характеристики человеческой речи даже более важен, чем слова. Он, как и лицо, связан с областями мозга, отвечающими за эмоции. Очень трудно скрыть некоторые изменения в голосе, вызванные возникновением эмоции.

По мнению П. Экмана, наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, часто вызывают подозрения. Короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто, также должны насторожить специалиста. Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я...»; лишние слоги, например «мне очень по-понравилось». Конечно, на один такой признак как явную манифестацию лжи рассчитывать нельзя, ведь стороны очень часто испытывают эмоциональное возбуждение просто от того, что находятся в состоянии конфликта.

  • наблюдение за «языком тела»

В отличие от лица или голоса, большинство телодвижений непосредственно не связано с областями мозга, отвечающими за эмоции. Контролировать тело в целом не так уж трудно. Но, по наблюдениям психологов, большинство людей этого не делают – они просто привыкли думать, что в этом нет необходимости. В конце концов, мы слишком заняты тем, что смотрим на лица и вслушиваемся в слова, не замечая того, о чем говорит тело собеседника (конечно, если подобная наблюдательность не выработана у нас в процессе длительной профессиональной подготовки – как психолога, актера, врача и т.п.).

  • нужно также отмечать для себя, если участник постоянно совершает глотательные движения, дышит слишком глубоко или, наоборот, поверхностно

Изменения в дыхании и потоотделении, учащенное сглатывание вследствие сильной сухости во рту являются признаками сильных эмоций. Этот прием будет особенно полезен на этапе переговоров и далее – ведь если на начальном этапе процедуры медиации участник испытывает большой стресс, то позднее, когда атмосфера уже является более стабильной и дружеской, а между сторонами и медиатором установлен раппорт, для сильных эмоций найдется не так уж много причин. Возможно, медиант, сам того не желая, сообщает нам, что готов пойти на обман?

В любом случае, принимая во внимание все эти элементы, необходимо помнить главное: признаков обмана как таковых не существует. Ученые пока не смогли выявить ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые сами по себе означали бы, что человек лжет. Существуют только признаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испытываемые эмоции не соответствуют словам. Медиатор должен знать, каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо. Это необходимо не только для того, чтобы распознать ложь, но, в первую очередь, чтобы сделать процесс как можно более прозрачным, дать участнику адекватную обратную связь или выразить эмпатию (смотрите статью о принципах медиации). Что касается обмана, то медиатор должен понимать, как могут проявляться чувства, которые лжец пытается скрыть, и что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций.

Началам такого поведенческого анализа обязательно должны обучать на курсах медиации, при этом на развитие и совершенствование этих умений может понадобиться гораздо больше, чем 40 часов (когда преподаются в основном теоретические основы). Медиатор только тогда хорошо выполняет свою роль, когда умеет отличать правду от лжи.

Кроме того, если вы хотите стать успешным медиатором, желаете расширить собственную практику или просто являетесь новичком в этой области, вам наверняка будет интересно узнать о том, какие еще навыки и умения необходимы, и какого мировоззрения придерживаются ведущие эксперты на данном поприще. Поэтому мы приглашаем вас на Третью международную конференцию «Медиация как инструмент совершенствования правовой культуры», которая состоится 29-31 октября 2009 года в Москве.

Подробная информация о мастер-классах ведущих российских и зарубежных медиаторов представлена на сайте www.mediationconference.org. Ознакомиться с программой конференции и зарегистрироваться для участия вы можете здесь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Всем подписчикам рассылки Subscribe.ru в нашем Центре предоставляются определенные бонусы и скидки. Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы будем рады вам ответить.

Желаем вам успехов!

Ответы:

  1. Страдание (грусть)
  2. Гнев
  3. Радость
  4. Удивление
  5. Отвращение (пренебрежение)
  6. Страх


Источники информации:

  1. Экман П. Психология лжи, 1985 г.
  2. Пиз А. Язык телодвижений, 2007 г.
  3. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни, 1901 г.
  4. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта, 2004 г.

 


В избранное