Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов


Добрый день, уважаемые коллеги!

В первую очередь, нам бы хотелось поздравить всех с наступающими Новогодними праздниками и особенно предстоящими выходными, пожелать всевозможных успехов во всех сферах жизни, и чтобы конфликт всегда служил для Вас только стимулом прогресса! Новый Год – время изменений, когда хочется сказки, подарков, и когда свободно рождаются метафоры. Позвольте нам сегодня отступить от формальностей и поговорить о том, насколько изменчивым может быть «лицо» медиатора в процессе его работы, в каких «масках» он может выступать. Медиаторам всегда – а не только в праздники – требуется хорошее воображение и творческий подход, чтобы выбрать метод урегулирования, наиболее соответствующий потребностям участников конфликта и всех вовлеченных сторон.

Итак, медиатор многоликий – это:

  • «Переводчик»: он помогает партнерам слушать друг друга и рассматривать ситуацию под иным углом, зачастую переводя негативные утверждения в позитивные, превращая угрожающую альтернативу в коммерческую возможность.
  • «Незримый помощник»: эта маска особенно актуальна в фасилитативной медиации, когда медиатор помогает участникам наладить взаимное общение, организуя весь процесс максимально удобным для них образом.
  • «Менеджер»: медиатор управляет процессом медиации и структурирует переговоры, помогает участникам конфликта определить проблемы для обсуждения, согласовать план работы и переходить от одного этапа процесса к другому.
  • «Медиатор» (или «плектр») – это название приспособления для игры на музыкальных инструментах, то, что позволяет привести струну в действие. В контексте нашей метафоры в роли музыкального инструмента выступает процесс урегулирования споров, а медиатор помогает участникам придать общей «мелодии» процедуры разрешения более чистое и четкое звучание, избавляя от наносной «шелухи», которой обрастает конфликт и взаимоотношения сторон в результате спора.
  • «Мост» (прошу прощения за достаточно избитое сравнение), когда медиатор помогает участникам сделать отношения и возможности этих отношений позитивными, восстановить нормальную коммуникацию, утраченную в результате спора. Кстати, в Израиле медиацию в любом виде споров часто обозначают термином “bridging”, то бишь «наведение мостов».
  • «Дирижер»: неупорядоченный шум отдельных инструментов в оркестре оглушителен, так же и конфликтующие стороны часто пытаются перекричать друг друга и не дать противнику высказаться. Медиатор при этом руководит процессом так, чтобы каждый голос можно было услышать, сохраняя при этом баланс между участниками и обеспечивая плавный переход между различными этапами процесса, чтобы процесс приобрел гармонию.  
  • «Синтезатор»: медиатор – это профессионал, который умеет обобщить сказанное, подвести итог так, чтобы собрать разрозненные высказывания и показать их позитивную сторону, а также оформить выработанные участниками договоренности способом, приемлемым для обеих конфликтующих сторон и их адвокатов.
  • «Секретарь»: когда медиатор следит, чтобы все вопросы, поставленные на повестку дня, были рассмотрены сторонами, чтобы ни одна из проблем, стоящих перед участниками, не ускользнула от обсуждения.
  • «Эксперт»: медиатор может иногда, в рамках некоторых подходов, помогать участникам конфликта собрать и проанализировать информацию по спору, поясняет правовые, узкоспециальные и другие аспекты.
  • «Лидер»: здесь медиатор вносит свои предложения по решению вопроса, что, конечно, можно встретить в рамках смешанных процессов. В сложных многосторонних спорах медиатор также может брать на себя роль ведущего всего процесса, когда он не просто «менеджер», координирующий переговоры, а тот, кто управляет их содержанием на более глубоком уровне. Надо отметить, что вносить свои предложения медиатор может, только если стороны наделили его подобными полномочиями.
  • «Суровая реальность» – здесь он действует, например, как «агент действительности», вскрывая нереалистичные ожидания сторон, давая свою оценку ситуации. Медиаторы изучают возможные варианты разрешения, задают вопросы и проверяют выполнимость внесенных предложений. Такая цель стоит перед медиатором, например, в процессе оценочной медиации.
  • Медиатор – это «арбитр» (или «рефери»), когда он вырабатывает совместно со сторонами основополагающие правила и следит за их соблюдением, предоставляя каждому участнику возможность высказаться, не допуская прерываний и снижая напряжение в ходе дискуссии. Медиатор в такой «маске» может сам принимать решение, если такова была изначальная договоренность со сторонами, например, в процессе мед-арб и т.п.
  • Наконец, медиатор – это «жонглер», который сможет с легкостью менять все вышеперечисленные маски и выбирать любую из них «на лету», выбирая необходимый в данный момент способ вмешательства. Навыки жонглера очевидны и видимы, в отличие от умений фокусника. Медиация – это не фокус и не иллюзия, это очень тонкая и четко выверенная работа профессионала. Как отмечает в своей книге британский медиатор Лиза Паркинсон, работа медиаторов очень сложна, «ведь им необходимо сохранять равновесие, тренировать ловкость и интеллектуальную гибкость, чтобы свободно обмениваться информацией и идеями».
  • И еще одна любимая маска – «трикстер», который может легко справиться с суровой и непростой реальностью конфликта, находя или помогая сторонам найти неожиданное решение проблемы. Медиатор-трикстер содействует максимальному раскрытию творческого потенциала участников конфликта и их способности к нестереотипному мышлению, чтобы стороны сумели взглянуть на проблему под другим углом, расширить свои горизонты видения спора и предложить инновационные идеи, когда процесс разрешения спора заходит в тупик. Профессиональному медиатору необходимо серьезно относиться к другим, и легко – к себе.

Медиатору жизненно необходима гибкость мышления. Мы перечислили много «лиц» медиатора, но это не значит, что каждое из них он обязательно должен использовать в процессе медиации; или что, скажем, «незримый помощник» - наилучший вариант, а «лидерство» недопустимо. Вовсе нет, все стратегии вмешательства оправданы, если применять их, не нарушая основополагающих принципов медиации и стремясь максимально понять и создать условия для удовлетворения интересов и потребностей участников спора.

Поэтому, дорогие друзья, желаем Вам в Новом году 2010 не только всяческих материальных и нематериальных успехов, но и умения нестереотипно мыслить, а также творчески подходить к решению проблем!

Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания по поводу тем будущих рассылок, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы с удовольствием ответим на ваши запросы и учтем пожелания. Спасибо!

 


В избранное