Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 25.01.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка паспортизации отходов"

Посмотреть все "горячие" документы

Схемы корреспонденций счетов от 25.01.2013

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете торговой организации приобретение товара в многооборотной таре (контейнерах), на которую установлена залоговая стоимость, если в процессе использования организация осуществила ее ремонт и вернула поставщику в установленный договором срок?

По договору поставки организацией приобретен товар на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС 108 000 руб.) в контейнерах. При этом условиями договора залоговая стоимость многооборотной (возвратной) тары установлена в размере 5000 руб. за единицу. Получено 10 штук контейнеров, залоговая стоимость которых выделена в отгрузочных документах отдельной строкой. Тара подлежит возврату в течение 50 дней. В результате выгрузки товара один из контейнеров поврежден. Затраты на его ремонт, осуществленный сторонней организацией, составили 2360 руб. (в том числе НДС 360 руб.). Контейнеры возвращены поставщику в надлежащем состоянии и в установленный срок.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 Гражданского кодекса РФ).

По общему правилу, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа обязательства, поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 481 ГК РФ).

Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором (ст. 517 ГК РФ). В данном случае срок возврата многооборотной тары установлен равным 50 дням.

Бухгалтерский учет

Приобретенный товар включается в состав материально-производственных запасов организации по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная поставщику (без учета НДС) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н). При этом производится бухгалтерская запись по дебету счета 41 "Товары", субсчет 41-1 "Товары на складах", и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок отражения операций по движению тары установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Полученная торговой организацией многооборотная (возвратная) тара, за которую уплачивается залоговая стоимость, учитывается по этой стоимости на счете 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя" (п. п. 163, 164, 183 Методических указаний) <*>.

На наш взгляд, для удобства отражения операций по расчетам за возвратную тару может использоваться счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (Инструкция по применению Плана счетов, Письмо Минфина России от 14.05.2002 N 16-00-14/177).

Следовательно, на дату получения возвратной тары в учете организации производится бухгалтерская запись по дебету счета 41, субсчет 41-3, и кредиту счета 76 на сумму 50 000 руб. (10 шт. x 5000 руб.).

Перечисление залоговой стоимости тары отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 51 "Расчетные счета". При оплате товара производится бухгалтерская запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 (Инструкция по применению Плана счетов).

Расходы организации по ремонту указанной тары относятся на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) или на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" (абз. 2 п. 183 Методических указаний). Отметим, что торговая организация вправе включать ТЗР непосредственно в состав расходов на продажу. Порядок учета ТЗР (в том числе расходов на ремонт тары) должен быть установлен учетной политикой организации (абз. 8 п. 6, п. 13 ПБУ 5/01, п. 83 Методических указаний, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). В рассматриваемой ситуации исходим из того, что учетной политикой организации предусмотрено включение ТЗР в состав расходов на продажу. В таком случае сумма затрат на ремонт, произведенный сторонней организацией, отражается по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60. Указанные расходы не распределяются и в конце месяца относятся на себестоимость продаж, что отражается записью по дебету счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж", и кредиту счета 44 (Инструкция по применению Плана счетов).

При возврате контейнеров в надлежащем состоянии в установленный договором срок производится бухгалтерская запись по дебету счета 76 и кредиту счета 41, субсчет 41-3.

Залоговая стоимость тары, возвращенная поставщиком, отражается по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 183 Методических указаний, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

При получении товара организация принимает к вычету сумму предъявленного продавцом НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Предъявленный НДС отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60. При принятии к вычету указанной суммы НДС производится бухгалтерская запись по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

При получении и возврате многооборотной тары право собственности на нее не переходит, следовательно, не возникает объекта налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ). Кроме того, залоговая стоимость многооборотной тары, оплаченная продавцу товара, не содержит НДС (п. 7 ст. 154 НК РФ). Следовательно, при получении и возврате контейнеров, а также при перечислении денежных средств налоговых последствий по НДС у организации не возникает.

Работы по ремонту тары осуществлены организацией в рамках деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, облагаемой НДС. Таким образом, сумма НДС, предъявленного ремонтной организацией, принимается к вычету в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость приобретения полученного товара определяется организацией в соответствии с положениями ст. 320 НК РФ.

Уплаченная за тару залоговая стоимость в состав расходов не включается (п. 32 ст. 270 НК РФ). Соответственно, при возврате тары и получении от поставщика ее залоговой стоимости у организации также не возникает дохода (ст. 41 НК РФ). Кроме того, при возврате тары поставщику, являющемуся ее собственником, не возникает у организации и расходов.

Затраты на ремонт контейнеров обусловлены необходимостью передать их поставщику в исправном состоянии. Такие затраты относятся к внереализационным расходам (пп. 12 п. 1 ст. 265 НК РФ) и признаются в том отчетном периоде, в котором подписан акт выполненных работ по ремонту тары (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Принят к учету товар (708 000 - 108 000) 41-1 60 600 000 Отгрузочные документы продавца, Акт о приемке товара
Отражен предъявленный продавцом товара НДС 19 60 108 000 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 108 000 Счет-фактура
Принята к учету возвратная тара 41-3 76 50 000 Отгрузочные документы продавца
Перечислена плата за товар 60 51 708 000 Выписка банка по расчетному счету
Перечислена залоговая стоимость возвратной тары 76 51 50 000 Выписка банка по расчетному счету
Затраты на ремонт тары включены в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве ТЗР (2360 - 360) 44 60 2 000 Акт приемки-сдачи выполненных работ
Отражен предъявленный подрядчиком НДС 19 60 360 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 360 Счет-фактура
Произведены расчеты с подрядчиком 60 51 2 360 Выписка банка по расчетному счету
ТЗР отнесены на себестоимость продаж 90-2 44 2 000 Бухгалтерская справка
Возвращена поставщику многооборотная тара 76 41-3 50 000 Акт приемки-передачи тары
Получена от поставщика залоговая стоимость тары 51 76 50 000 Выписка банка по расчетному счету

 


<*> В то же время право собственности на возвратную тару на момент ее получения к организации не переходит. В связи с этим возвратная тара может учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция по применению Плана счетов).

Полагаем, что организация вправе самостоятельно выбрать и закрепить в своей учетной политике порядок отражения многооборотной тары с установленной залоговой стоимостью (п. 7 ПБУ 1/2008). В рассматриваемой ситуации исходим из того, что организация учитывает полученную тару в соответствии с Методическими указаниями.

2012-12-19 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Организация заключила договор аренды рекламной конструкции с комитетом по управлению имуществом для размещения наружной рекламы. Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде рекламной конструкции, находящейся в муниципальной собственности, если по условиям договора арендная плата перечисляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем пользования рекламной конструкцией?

Арендная плата установлена в размере 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.) в месяц.

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

На основании ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в соответствии с условиями договора аренды.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Организация арендует имущество (рекламную конструкцию), находящееся в муниципальной собственности. Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплате в полном объеме в бюджет соответствующей суммы налога возлагается на налогового агента (арендатора) (п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 173 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10).

Налоговая база по НДС при аренде муниципального имущества определяется в том налоговом периоде, в котором были оплачены соответствующие услуги (п. 1 ст. 167 НК РФ, Письмо Минфина России 18.05.2012 N 03-07-11/146). Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Северо- Кавказского округа от 05.10.2009 N А53-25809/2008, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 N А66-9315/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 N Ф04-2129/2009(4293-А67-42), ФАС Московского округа от 20.12.2007 N КА-А40/11879-07 <*>. Сумма НДС, подлежащая удержанию и уплате в бюджет, рассчитывается по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Уплата в бюджет удержанной суммы НДС производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (кварталом), в котором исчислен НДС (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ, Письмо ФНС России от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@, консультация консультанта отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.Н. Вихляевой от 22.01.2009) <**>.

Являясь налоговым агентом, организация ежемесячно составляет счет-фактуру (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Срок составления счета-фактуры налоговым агентом законодательством не установлен. Однако, по мнению налоговых органов, организациям, исполняющим обязанности налоговых агентов, следует составить счет-фактуру не позднее пяти дней со дня оплаты оказанных услуг (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Правила заполнения счетов-фактур, а также Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги продаж и книги покупок, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Составленный организацией счет- фактура заполняется по правилам, которые действуют для плательщиков НДС (п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, Правила заполнения счетов-фактур). Данный счет-фактура регистрируется в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге продаж арендатора в том квартале, в котором возникла обязанность по исчислению НДС (п. п. 3, 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, п. п. 2, 3, 15 Правил ведения книги продаж).

Уплаченную сумму налога организация - арендатор муниципального имущества имеет право принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. В целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету, организация регистрирует в книге покупок ранее составленный и отраженный в книге продаж счет-фактуру (абз. 1 п. 23 Правил ведения книги покупок).

Бухгалтерский учет

Расходы, связанные с арендой рекламной конструкции, признаются в учете организации в составе расходов по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором они произведены, в данном случае на последнюю дату каждого истекшего месяца аренды (п. п. 5, 7, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Удержанная из доходов арендодателя сумма НДС отражается бухгалтерской записью по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

НДС по арендной плате учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 76. На сумму налогового вычета по НДС производится запись по дебету счета 68 и кредиту счета 19.

Налог на прибыль организаций

Арендные платежи за арендуемое имущество для целей налогообложения прибыли признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Заметим, что по разъяснениям Минфина России ежемесячного составления актов об оказании услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется (Письма Минфина России от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 N 16- 15/100085@).

При методе начисления расходы в виде арендных платежей признаются на последнее число истекшего месяца аренды (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе арендные платежи включаются в расходы на дату фактической оплаты аренды рекламной конструкции за истекший месяц (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете организации расходы по аренде признаются на дату оказания данных услуг, а в налоговом учете при применении кассового метода учета доходов и расходов - на дату перечисления оплаты за оказанные услуги. В случае если оплата произведена в следующем отчетном периоде, в учете возникают вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА). Погашение ВВР и ОНА производится на дату перечисления арендной платы (п. п. 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Возникновение ОНА отражается бухгалтерской записью по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции с кредитом счета 68, а погашение - обратной записью по указанным счетам (Инструкция по применению Плана счетов).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-пр "Расчеты по налогу на прибыль";

68-НДС "Расчеты по НДС"

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На последнее число истекшего месяца аренды
Признаны расходы по аренде за текущий месяц (59 000 - 9000) 20 (44 и др.) 76 50 000 Договор аренды, Бухгалтерская справка
Отражена сумма НДС по арендной плате 19 76 9 000 Договор аренды
Кассовый метод: Отражен ОНА (50 000 x 20%) 09 68-пр 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
На дату перечисления арендной платы арендодателю
Удержана сумма НДС с арендной платы (59 000 x 18/118) 76 68-НДС 9 000 Счет-фактура
Перечислена арендная плата (за вычетом удержанной суммы НДС) (59 000 - 9000) 76 51 50 000 Выписка банка по расчетному счету
Кассовый метод: Погашен ОНА 68-пр 09 10 000 Бухгалтерская справка
По мере уплаты НДС в бюджет
Принят к вычету НДС по аренде (9000 / 3) 68-НДС 19 3 000 Счет-фактура, Выписка банка по расчетному счету

 


<*> Существует мнение, согласно которому организация, арендующая муниципальное имущество, должна перечислять НДС в бюджет по итогам каждого налогового периода в течение срока действия договора аренды вне зависимости от фактической уплаты арендной платы. Такая позиция изложена, в частности, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 N Ф04-6761/2008(15404-А67-42) по делу N А67-257/2008, ФАС Северо- Западного округа от 21.06.2004 N А26-128/04-29.

<**> Бухгалтерские записи по уплате налога в данной схеме не рассматриваются.

2013-01-11 М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное