Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 26.02.2016


КонсультантПлюс в социальных сетях. Присоединяйтесь!

Присоединяйтесь к КонсультантПлюс в социальных сетях, и вся актуальная информация о компании и продуктах будет в ваших персональных лентах новостей.

На страницах – информация о новшествах, о новых поступлениях в систему, полезные советы и многое другое.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Схемы корреспонденций счетов от 26.02.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?

Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

Работодатель обязан в рамках проведения мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда за счет собственных средств организовать проведение обязательных предрейсовых (в начале рабочего дня (смены)) и послерейсовых (в конце рабочего дня (смены)) медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Это следует из совокупности норм ч. 3, 8 ст. 213 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок проведения п редрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Заметим, что медицинские предрейсовые (послерейсовые) осмотры включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведенный в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров может быть организовано путем заключения договора на оказание соответствующих медицинских услуг с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Подробную информацию о порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Бухгалтерский учет

Затраты автотранспортной организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей признаются расходами по обычным видам деятельности ежемесячно на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, оказанных медицинской организацией (п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Как отмечено выше, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для целей налогообложения прибыли затраты организации на проведение медосмотров водителей, в соответствии с требованиями законодательства, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Дополнительную информацию об учете расходов на проведение медосмотров работников, которые, согласно законодательству, являются обязательными, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

Напомним, что по общему правилу расходы для целей налогообложения прибыли признаются при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В данной консультации исходим из предположения, что расходы соответствуют указанным критериям.

При применении метода начисления расходы на проведение медосмотров водителей признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от факта оплаты (абз. 1 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

К доходам, полученным в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Оплата работодателем медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников не может быть признана их экономической выгодой (доходом), в том числе полученной в натуральной форме, поскольку указанные услуги необходимы для обеспечения деятельности организации и проведение медицинских осмотров обусловлено требованиями ст. ст. 212, 213 ТК РФ. Такой подход соответствует официальной позиции, выраженной Минфином России (см., например, Письмо от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44840), и поддерживается арбитражной практикой. Подборка писем Минфина России и судебных актов приведена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Таким образом, суммы оплаты организацией предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в данном случае не подлежат налогообложению НДФЛ.

Страховые взносы

В общем случае выплаты и вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Затраты организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств являются расходами, необходимыми для осуществления ее производственной деятельности. Указанные расходы предусмотрены законодательством и не зависят от положений трудовых или гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками.

Следовательно, суммы, перечисленные организацией медицинскому учреждению за проведение медосмотров водителей, не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, и, соответственно, указанные расходы объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Затраты на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров отражены в составе расходов по обычным видам деятельности <*>

20

(25,

др.)

60

50 000

Договор возмездного оказания услуг,

Акт приемки-сдачи оказанных услуг

Оплачена стоимость медицинских услуг

60

51

50 000

Выписка банка по расчетному счету

--------------------------------

<*> В соответствии с разъяснениями Минфина России (Письмо от 14.10.2015 N 03-07-07/58775) медицинские услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров освобождаются от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данное освобождение применяется при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии на ведение медицинской деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Имеются судебные акты, согласно которым применение освобождения от обложения НДС медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров является правомерным. Подборку судебных актов по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

08.02.2016

Ситуация:

Как отразить в учете начисление и уплату торгового сбора, если плательщиком сбора является организация, применяющая общий режим налогообложения, и вся сумма торгового сбора уменьшает сумму налога на прибыль?

Организация, зарегистрированная в г. Москве, осуществляет розничную торговлю через объект стационарной торговли с площадью торгового зала менее 50 кв. м. Ставка торгового сбора для данного объекта установлена в соответствии с Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" в размере 60 000 руб. в квартал.

Корреспонденция счетов:

Торговый сбор

Организация, осуществляющая торговлю в г. Москве через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, признается плательщиком торгового сбора (что следует из п. 1 ст. 410, п. 1 ст. 411, пп. 3 п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ, ст. 1 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе") <*>.

Торговый сбор относится к местным сборам (п. 4 ст. 12, п. 3 ст. 15 НК РФ).

Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ). Ставки устанавливаются в пределах, предусмотренных ст. 415 НК РФ, и могут быть дифференцированы в зависимости от показателей, перечисленных в п. 6 ст. 415 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ).

Ставки торгового сбора на территории г. Москвы установлены ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" и зависят от вида торговой деятельности, размера торгового зала, а также от того, в каком административном округе расположен объект (что предусмотрено п. 2 ст. 410, ст. 415 НК РФ).

Периодом обложения торговым сбором является квартал (ст. 414 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации ставка сбора в отношении объекта торговли установлена в размере 60 000 руб. в квартал (ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе").

Торговый сбор взимается, если хотя бы один раз в течение квартала объект торговли использовался для торговой деятельности (п. 1 ст. 412, п. 1 ст. 413 НК РФ).

Исчисление торгового сбора производится плательщиком самостоятельно по каждому объекту обложения сбором, а уплата производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. п. 1, 2 ст. 417 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Сумма торгового сбора не включается в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 19 ст. 270 НК РФ).

На сумму торгового сбора, уплаченного в соответствии с законодательством г. Москвы, организация вправе уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в бюджет г. Москвы. Уменьшить налог на прибыль можно на всю сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога на прибыль (авансового платежа) (п. 10 ст. 286 НК РФ).

Положения п. 10 ст. 286 НК РФ не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (абз. 2 п. 10 ст. 286 НК РФ).

В данном случае организация уменьшает налог на прибыль на всю сумму уплаченного торгового сбора <**>.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учете сумм начисленного торгового сбора нормативно не установлен, в связи с чем он устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

В соответствии с Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355) (далее - Рекомендации) суммы подлежащего уплате (уплаченного) торгового сбора, которые, в соответствии с требованиями законодательства РФ, уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, относятся на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Информация о таких суммах торгового сбора раскрывается в пояснении к показателю "Текущий налог на прибыль" отчета о финансовых результатах или (в случае существенности) отдельным показателем, детализирующим показатель текущего налога на прибыль.

В Рекомендациях также указано, что в случае, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах организация утратила право на уменьшение исчисленного за отчетные (налоговые) периоды налога на прибыль на сумму числящегося по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет по расчетам по налогу на прибыль) торгового сбора, указанная сумма торгового сбора относится на финансовые результаты отчетного периода.

В данной консультации исходим из предположения, что организация в своей учетной политике установила порядок, приведенный в Рекомендациях.

При этом в рассматриваемом случае вся сумма уплаченного торгового сбора уменьшает налог на прибыль (авансовый платеж). Следовательно, никаких дополнительных записей в отношении суммы начисленного торгового сбора организация не производит.

Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся с учетом изложенного выше в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Заметим, что существуют также иные варианты учета сумм торгового сбора. Так, например, Минфин России в Письме от 24.07.2015 N 07-01-06/42799 высказал мнение о том, что суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности. Подробнее об иных вариантах учета сумм торгового сбора см. в консультации Л.В. Гужелевой.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-тс "Расчеты по торговому сбору";

68-пр "Расчеты по налогу на прибыль".

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начисление торгового сбора

Начислен торговый сбор

68-пр

68-тс

60 000

Бухгалтерская справка

Уплата торгового сбора

Уплачен торговый сбор

68-тс

51

60 000

Выписка банка по расчетному счету

--------------------------------

<*> Организация обязана встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора в порядке, установленном ст. 416 НК РФ. Постановка на учет осуществляется путем представления в налоговый орган (по месту нахождения помещения) соответствующего уведомления не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором, которой признается дата начала использования объекта для осуществления торговли. Это следует из совокупности норм, предусмотренных п. 2, абз. 2 п. 7 ст. 416, пп. 1 п. 2 ст. 412 НК РФ.

По вопросу постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора см. Письма ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@ "О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора", Информацию ФНС России от 25.06.2015 "О подаче в электронном виде уведомления по торговому сбору".

Заметим, что ведение деятельности без постановки на учет может повлечь взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116, абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ).

<**> Об отражении уменьшения суммы налога на прибыль на сумму торгового сбора в налоговой декларации см. Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@, а также Практическое пособие по налогу на прибыль.

Л.В.Гужелева
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

08.02.2016

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное