Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.06.2006


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа"



Материалы из журнала "Главная книга"


АВАНСЫ В НЕДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ ТЕПЕРЬ ОБЛАГАЮТСЯ НДС

Е.М.Филимонова

В этом году, как и прежде, полученные в счет предстоящих поставок авансы облагаются НДС. Однако формулировка положений Налогового кодекса, требующих включения в налоговую базу по НДС полученной предоплаты, поменялась. Сразу встал вопрос: надо ли облагать НДС предоплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), поступившую в неденежной форме (векселя, иное имущество, работы, услуги)?

Минфин России наконец-то определился, что предоплата в неденежной форме должна увеличивать налоговую базу по НДС в общем порядке <1>. Посмотрим, как относиться к этому утверждению.

Предыдущая редакция Налогового кодекса говорила о включении в налоговую базу по НДС "авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг" <2>. И налоговые органы, и Минфин России указывали, что облагать НДС надо только авансы в денежной форме. В частности, при получении в счет предоплаты векселя обязанность начислить и уплатить НДС возникала только в момент оплаты (продажи) этого векселя и получения денежных средств по нему <3>.

Теперь в Налоговом кодексе появилась фраза о формировании налоговой базы на "день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав" <4>. И Минфин России сразу скорректировал свое мнение: теперь предоплата в неденежной форме тоже увеличивает налоговую базу. Таким образом, под оплатой в счет предстоящих поставок понимается передача любого имущества, а не только денег. В качестве обоснования финансовый орган приводит определение предоплаты со ссылкой на Гражданский кодекс, поскольку Налоговый кодекс не содержит определения понятий "авансовые платежи" или "предоплата" <5>. Но даже тщательный поиск в Гражданском кодексе "минфиновского" определения предоплаты результатов не принесет. Гражданское законодательство говорит всего лишь о том, что предоплата - это оплата товара полностью или частично до момента передачи товара продавцом покупателю <6>. И ни слова о том, денежными или неденежными средствами производится оплата.

Казалось бы, понятия практически не изменились, а вот подход к их толкованию стал иной. Обратиться к судебной практике по этому вопросу пока не получится: она еще не сложилась. В старой редакции Налогового кодекса этот вопрос не затрагивался. А вот обширная судебная практика, касающаяся необходимости включения авансовых платежей, полученных до момента отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), в налоговую базу по НДС, авансовыми платежами все-таки называет полученные денежные средства <7>. Поменяют ли суды позицию - неизвестно. Но скорее всего - да: слишком уж они уважают казенный интерес.


<1> Письмо Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-08/77

<2> п. 1 ст. 162 НК РФ (ред., действовавшая до 2006 г.)

<3> Письма Минфина России от 15.11.2005 N 07-05-06/301; п. 37.1 Методических рекомендаций... утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3- 03/447 (утратили силу)

<4> подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ (ред., действующая с 2006 г.)

<5> п. 1 ст. 11 НК РФ

<6> п. 1 ст. 487 ГК РФ

<7> пп. 1, 2 Определения КС РФ от 30.09.2004 N 318-О; Постановления ФАС ПО от 21.06.2005 N А72-639/05-6/92; ФАС ЗСО от 09.02.2005 N Ф04-191/2005(8106-А03- 34); ФАС УО от 26.10.2005 N Ф09-4648/05-С1; ФАС ЦО от 27.03.2006 N А54- 5063/2005-С5

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 10

ПРОБЕЙ КАССОВЫЙ ЧЕК ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АВАНСА!

М.В.Соловьева

Пробивать чек ККТ при получении авансов наличными или нет? Налоговые органы на этот вопрос всегда отвечали утвердительно <1>, а сами продавцы товаров (работ, услуг) с ними не соглашались, считая достаточным в таких случаях выписывать только приходный кассовый ордер. Правда, доказать свое право на неприменение ККТ при получении наличных авансов (предоплаты) коммерсантам даже в судах удавалось далеко не всегда. Счет в арбитражных судебных спорах после принятия действующего Закона о применении контрольно-кассовой техники <2> к началу 2006 г. сложился явно в пользу налоговиков.

В пользу налоговых органов 10 решений: Постановления ФАС СЗО от 30.11.2005 N А56-27251/2005, от 22.11.2005 N А56-24943/2005, от 16.08.2005 N А56- 17185/2005, от 20.06.2005 N А56-12893/04_92, от 24.05.2005 N А56-48908/04, от 16.12.2004 N А56-2234/04, от 19.04.2004 N А56-36121/03, от 22.03.2004 N А56- 32670/03, от 06.09.2004 N Ф09-3435/04-АК, от 28.08.2004 N Ф09-3655/04-АК. В пользу налогоплательщиков 2 решения: Постановление ФАС УО от 09.09.2004 N Ф09- 3649/04-АК, ФАС ЦО от 16.03.2004 N А68-АП-329/14-03.

Увы, теперь организации и предприниматели лишились даже теоретической возможности переломить ход игры и изменить судебный счет в свою пользу. В конце марта Президиум ВАС РФ поставил точку в затяжном споре. Он встал на сторону налоговых органов <3>, аргументировав свою позицию следующим. Продавцы, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные кассовые чеки в момент оплаты <4>, из чего следует, что закон не освобождает от применения ККТ в случаях, когда оплата товаров (работ, услуг) производится наличными до их предоставления покупателю. Следовательно, при получении предоплаты ККТ должна применяться.

При этом ВАС РФ оставил без внимания положение Закона N 54-ФЗ, согласно которому наличными денежными расчетами признаются расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги <5>. А ведь именно оно являлось одним из основных аргументов судов, не видевших оснований для применения ККТ при получении авансов.

Напомним, что цена данного спора совсем нешуточная. Не применив ККТ при получении аванса (предоплаты), индивидуальный предприниматель рискует лишиться 4000 руб. в виде административного штрафа, а организация - 40 000 руб. За отсутствие чека может быть наказан не только владелец ККТ, но и его работник- кассир, причем штраф может составить от 1500 до 2000 руб. <6>.

Кстати, в своем Постановлении ВАС РФ определил и момент, с которого наступает административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники. Им является момент оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, в том числе в виде аванса (частичной или полной предоплаты). Напомним, что постановление по делу об административном правонарушении налоговый орган может вынести лишь в течение 2 месяцев с этого момента <7>. Поэтому не оформленные кассовыми чеками наличные авансы, полученные вплоть до марта 2006 г., уже можно считать "неподштрафными".


<1> Письма УФНС России по г. Москве от 22.07.2005 N 22-12/52156, от 22.07.2005 N 22-12/52101

<2> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники..." (далее - Закон N 54-ФЗ)

<3> Постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13854/05

<4> ст. 5 Закона N 54-ФЗ

<5> ст. 1 Закона N 54-ФЗ

<6> ст. 14.5 КоАП РФ

<7> ст. 4.5 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 10

1 МАЯ. НЕ ТОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ПО НДС

Л.В.Гужелева

Для налогоплательщиков, у которых налоговый период месяц <1>, с 1 мая 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.02.2006 N 28-ФЗ (далее - Закон N 28- ФЗ), который вносит поправки в гл. 21 НК РФ, а также в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, регулирующую особый порядок принятия к вычету НДС по капитальному строительству, начатому до 01.01.2006 <2>. Для налогоплательщиков, у которых налоговый период квартал <3>, этот закон вступит в силу с 1 июля 2006 г. <2>.

Примечательно то, что все поправки, как положительные для налогоплательщиков, так и отрицательные, вводятся задним числом, а именно - с 01.01.2006 <4>. Посмотрим, в чем суть этих поправок и как они скажутся на налогоплательщиках.

1. Экспортеры могут теперь не опасаться, что налоговые органы откажут им в вычете НДС из-за того, что они не представили контракт с резидентом особой экономической зоны и таможенную декларацию о помещении товара под таможенный режим свободной таможенной зоны. В новой редакции ст. 165 НК РФ теперь четко указано, что эти документы представляют только резиденты ОЭЗ, а не все экспортеры подряд <5>. Кстати, о том, что это техническая ошибка законодателя и она не должна отразиться на всех экспортерах, сообщал в начале года Минфин России <6>. Поэтому в принципе у экспортеров никаких проблем с налоговыми органами по поводу вычета НДС из-за непредставления двух указанных документов не должно было возникать и ранее.

2. Новая формулировка п. 1 ст. 172 НК РФ теперь позволяет однозначно принимать к вычету "входной" НДС по оборудованию, требующему монтажа, в момент принятия этого оборудования на учет на счет 07 "Оборудование к установке" <7>. Раньше Минфин России настаивал, что НДС по такому оборудованию принимается к вычету только после принятия его на учет в качестве объекта основных средств на счет 01 <8>.

Таким образом, если в январе - апреле 2006 г. организация, у которой налоговый период месяц, приобретала оборудование, требующее монтажа, и не предъявляла по нему НДС к вычету, то сейчас она может представить в налоговую инспекцию уточненные декларации по НДС за конкретные месяцы. При этом сумму НДС, предъявленную к вычету по этому оборудованию, следует отразить по строке 190 раздела 2.1 уточненной декларации.

3. При передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) в рамках реорганизации восстанавливать ранее принятый к вычету НДС не нужно <9>, что и ранее не оспаривалось Минфином.

4. Изменились переходные положения о порядке вычетов сумм налога, предъявленных подрядными организациями при проведении капитального строительства, и сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления. Так, например, напомним, что до внесения поправок предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и не принятые к вычету при капстроительстве суммы НДС <10>:

- до 01.01.2005 - принимаются к вычету по мере постановки после 01.01.2006 на учет построенных объектов (в момент реализации "незавершенки");

- в период с 01.01.2005 по 01.01.2006 - принимаются к вычету в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам (месяцам либо кварталам). При завершении в 2006 г. строительства вычет НДС производится на оставшуюся сумму в том налоговом периоде, когда объект был принят на учет (либо в периоде реализации "незавершенки").

Теперь же введено дополнительное условие вычета - необходимость оплаты этих "входных" сумм налога (причем и для длящихся строек, ведущихся хозспособом) <11>. То есть если не погашена кредиторская задолженность, то права на вычет нет. Поясним ситуацию небольшим примером.

Строительство склада начато в ноябре 2005 г., расходы на капвложения по состоянию на 01.01.2006 составили 177 000 руб. (в том числе НДС 27 000 руб.), в апреле склад введен в эксплуатацию. Допустим, оплата подрядчику до 01.01.2006 не производилась. Размер налогового вычета при налоговом периоде по НДС - месяц представлен в таблице.

Месяц

Сумма вычета, руб.

Разница, руб.

По ст. 3 Федерального закона N 119-ФЗ

По ст. 3 Федерального закона N 119-ФЗ (ред. от 28.02.2006)

Январь

2250
(27000 руб. / 12 мес.)

0

-2250

Февраль

2250

0

-2250

Март

2250

0

-2250

Апрель

20250
(27000 - (3 х 2250))

0

-20250

Как видим, из-за придания положениям Закона N 28-ФЗ обратной силы может сложиться ситуация, приводящая к необходимости перерасчета НДС-вычета и сдаче уточненных деклараций, причем не за один налоговый период. То есть для налогоплательщиков, имевших кредиторскую задолженность как по состоянию на 01.01.2006, так и для не погасивших ее на момент завершения строительства, возникает ситуация, ухудшающая их положение по сравнению с ранее действовавшей редакцией ст. 3 Федерального закона N 119-ФЗ. Соответственно, новая норма не может применяться задним числом с 01.01.2006 <12>. Поэтому применять на практике положения нового закона в этом случае налогоплательщики могут начиная с мая 2006 г., а уплачивающие НДС ежеквартально - с 01.07.2006 <13>.


<1> п. 1 ст. 163 НК РФ

<2> п. 1 ст. 3 Закона N 28-ФЗ

<3> п. 2 ст. 163 НК РФ

<4> п. 2 ст. 3 Закона N 28-ФЗ

<5> подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ (ред. от 28.02.2006)

<6> Письма Минфина России от 12.01.2006 N 03-04-08/10, от 22.02.2006 N 03- 04-15/40

<7> п. 7 ст. 1 Закона N 28-ФЗ

<8> п. 27 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС... (приложение N 4 к Приказу Минфина России от 28.12.2005 N 163н)

<9> п. 6 ст. 1 Закона N 28-ФЗ

<10> ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (ред. от 28.02.2006)

<11> ст. 2 Закона N 28-ФЗ

<12> п. 2 ст. 5 НК РФ

<13> п. 1 ст. 3 Закона N 28-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 10

ДОЛГОЖДАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ К 914-МУ ПОСТАНОВЛЕНИЮ (Изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж)

Е.М.Филимонова

Еще в январе Правительство РФ пообещало внести изменения в форму счета-фактуры и в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж <1> (далее - Правила), которые учтут прошлогодние поправки в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Но, видимо, долго не мог решиться вопрос, что же надо править. И наконец решился.

Поправки <2>, вступившие в силу с 31 мая 2006 г. <3>, получились в основном технические. Например, действующие при приобретении (продаже) товаров (работ, услуг) правила выставления счетов-фактур, регистрации полученных счетов-фактур в книге покупок и регистрации выставленных счетов-фактур в книге продаж полностью распространили на операции с имущественными правами <4>.

Внимание! В форму счета-фактуры внесены изменения.

Внесли технические правки и в форму счета-фактуры: в таблице в графах 1, 5 и 9 добавили слова "имущественные права" <5>. Более никаких изменений форма счета-фактуры не претерпела. Все нововведения коснулись Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок и продаж. О них мы дальше и расскажем.

Как теперь заполнять книгу покупок при приобретении имущества

НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным начиная с 1 января 2006 г., в общем случае принимается к вычету без оплаты <6>. Поэтому полученные от покупателей счета-фактуры регистрируются в книге покупок по мере принятия на учет этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) <7>. Исключение (когда право на вычет возникает и, соответственно, документы регистрируются в книге покупок только после фактической уплаты НДС) составляют следующие случаи <8>:

- ввоз товаров на территорию РФ;

- уплата налога налоговыми агентами;

- уплата налога по расходам на командировки и представительским расходам.

Если приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права), НДС по которым частично подлежит вычету, а частично учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), то счет-фактура регистрируется в книге покупок только на ту сумму, на которую положен вычет <9>.

Если речь идет о товарах (работах, услугах, имущественных правах), приобретенных (принятых на учет) и не оплаченных до 1 января 2006 г., то счета-фактуры по ним регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на вычет <10>:

- у организаций (предпринимателей), применявших в 2005 г. метод определения налоговой базы по НДС "по отгрузке", - на конец каждого месяца (или квартала - в зависимости от налогового периода) в течение текущего полугодия;

- у организаций (предпринимателей), работавших в 2005 г. "по оплате", - по мере оплаты товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В Правила внесли уточнение, касающееся документального отражения в книге покупок НДС по услугам по найму жилых помещений и по транспортным расходам при направлении работника в служебные командировки. Вычет в указанном случае, как и раньше, предоставляется и при отсутствии счета-фактуры. Однако сейчас в Правилах прямо сказано, что в книге покупок регистрируются реквизиты бланков строгой отчетности (счета гостиницы и проездного билета, выданных работнику при нахождении в командировке), приложенных к авансовому отчету работника по итогам служебной командировки, при условии, что в этих документах отдельной строкой выделена сумма НДС <11>. Ранее этот вопрос не был урегулирован.

Приятной неожиданностью стало дополнение Правил положением о том, что в общем порядке принимается к вычету НДС по счетам-фактурам, заполненным частично с помощью компьютера, а частично от руки <12>. На эту тему было множество споров с налоговыми органами, хотя возможность вычета в такой ситуации подтверждал Минфин России <13>.

Если имущество получено в качестве вклада в уставный капитал

С нового года действует новое правило: если сторона, передающая имущество, нематериальные активы либо имущественные права в качестве вклада в уставный капитал другой организации (в качестве паевых взносов в паевые фонды кооперативов), восстановила НДС со стоимости такого имущества, то принимающая сторона может заявить восстановленный налог к вычету <14>. Для этого должны выполняться два условия <15>:

1) сумма восстановленного налога должна быть указана в документе, которым оформляется передача имущества (имущественных прав);

2) полученное имущество (имущественные права) должно быть принято к учету принимающей стороной.

Внимание! При получении в качестве вклада в уставный капитал имущества, по которому передающей стороной был восстановлен НДС, после принятия этого имущества к учету в книге покупок регистрируется акт приема-передачи этого имущества.

В Правилах прописали, что сторона, принимающая имущество (имущественные права), хранит в журнале полученных счетов-фактур документы, которыми оформляется передача ей имущества (имущественных прав) (в частности, это может быть передаточный акт) и в которых указана восстановленная сумма НДС. Также можно хранить не оригиналы, а копии указанных документов, но - следите внимательно - они должны быть нотариально заверены <16>.

При возникновении права на вычет НДС реквизиты указанных документов (дата и номер при его наличии) отражаются в графе 2, а сумма НДС, принимаемая к вычету, - в графе 8б (либо 9б) книги покупок <17>. В графе 3 книги покупок необходимо поставить прочерк.

Новое при заполнении книги продаж

В Правилах теперь конкретно указано, что при возврате продавцу имущества (например, вследствие его ненадлежащего качества), по которому НДС при приобретении был принят к вычету, не надо делать сторнировочную запись в книге покупок, а нужно отразить счет-фактуру от продавца в книге продаж <18>. В бухгалтерском учете можно сделать запись по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Тогда обороты по кредиту счета 68 в бухучете совпадут с данными книги продаж за месяц.

При восстановлении ранее принятого к вычету НДС по имуществу, которое перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 170 НК РФ (например, при переходе на УСНО, на уплату ЕНВД, при передаче имущества в уставный капитал), также производятся записи в книге продаж: счета-фактуры, по которым суммы налога были ранее приняты к вычету, регистрируются в части суммы налога, подлежащей восстановлению <18>.

Если восстанавливается НДС по недвижимости в порядке, установленном п. 6 ст. 171 НК РФ (в последнем налоговом периоде каждого года по 1/10 суммы НДС, ранее принятой к вычету), то счет-фактура, выданный ранее продавцом недвижимости, регистрируется в книге продаж в декабре с указанием той части налога, которая подлежит восстановлению и уплате в бюджет за текущий календарный год <18>.

В бухгалтерском учете восстановление НДС отражается записью по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС".

Напомним, что в новой налоговой декларации по НДС (применяющейся с этого года <19>) суммы налога, подлежащие восстановлению, переехали из подраздела "Налоговые вычеты" (строка 370 раздела 2.1 старой декларации) в подраздел "Налогооблагаемые объекты" (строка 170 раздела 2.1 новой декларации). Таким образом, порядок заполнения книги покупок и книги продаж привели в соответствие с порядком заполнения налоговой декларации.

Внимание! Восстановление ранее принятого к вычету НДС теперь отражается в книге продаж.

Как теперь надо вносить изменения в книгу покупок и в книгу продаж

Если раньше при обнаружении ошибок (искажений) в порядке исчисления НДС за прошлые налоговые периоды мы делали исправительные записи в самих книгах покупок или продаж, то теперь все изменения, вносимые по окончании налогового периода, оформляются в виде дополнительных листов книги покупок или книги продаж <20>. Формы таких дополнительных листов приведены в приложениях N 4 и 5 к Правилам. Таблицы этих дополнительных листов и таблицы самих книг покупок и продаж похожи как две капли воды, а отличается лишь "предисловие" к таблицам. Каков же теперь порядок внесения изменений в книгу покупок? Рассмотрим его на примере. Налоговый период у организации равен месяцу. В мае 2006 г. подана декларация за апрель, в которой, в частности, заявлена сумма вычета, рассчитанная в графах 8б, 9б и 11б книги покупок за апрель. А 5 июня 2006 г. выясняется, что по одному из счетов-фактур, зарегистрированному в книге покупок за апрель 2006 г., сумма НДС в размере 30 000 руб. была принята к вычету ошибочно - ее необходимо исключить из общей суммы вычета за этот период. Тогда порядок действий организации должен быть следующим.

1. Заводится дополнительный лист книги покупок за апрель 2006 г. <21>. Ему присваивается номер 1.

2. В строке "Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправления" указывается "Апрель 2006 г.".

3. В строке "Дополнительный лист оформлен" указывается дата составления дополнительного листа - 5 июня 2006 г.

4. В строку "Итого" таблицы дополнительного листа переносятся итоговые данные по графам 7 - 12 из книги покупок за апрель 2006 г.

5. В следующей строке под порядковым номером 1 указываются все реквизиты того счета-фактуры, по которому НДС был ошибочно принят к вычету (и который подлежит аннулированию), и суммы, указанные в нем (в частности, НДС в размере 30 000 руб.). Если же аннулированию подлежит не вся сумма НДС, а лишь ее часть, то суммы покупок и налога указываются в части, подлежащей аннулированию.

6. Выводятся данные по строке "Всего": из показателей по строке "Итого" вычитаются данные по строке за номером 1 (данные по подлежащему аннулированию счету-фактуре).

7. Составляется уточненная декларация по НДС за апрель 2006 г., в раздел "Налоговые вычеты" которой переносятся новые данные из строки "Всего" дополнительного листа N 1 книги покупок <22> (а именно налоговый вычет уменьшается на 30 000 руб.).

 

Дополнительный лист Книги покупок N 1

Покупатель  ООО "Ромашка".   Идентификационный  номер   и  код  причины постановки на учет  налогоплательщика-покупателя  77011232456/770101001.

Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправления, - Апрель 2006 г.  Дополнительный лист оформлен 5 июня 2006 г.

N п/п

Дата и номер счета-фактуры продавца

Дата оплаты счета-фактуры продавца

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав

 

Всего покупок, включая НДС

В том числе

покупки, облагаемые налогом по ставке 18 процентов (8)

стоимость покупок без НДС

сумма НДС

(1)

(2)

(3)

(4)

 

(7)

(8а)

(8б)

Итого

 

1011260

857000

154260

1

10.04.2006 N 14

12.04.2006

10.04.2006

 

196667

166667

30000

Всего

 

814593

690333

124260

А потом, предположим 17 июля, выясняется, что в апреле 2006 г. допущена еще одна ошибка и надо аннулировать еще один счет-фактуру за апрель.

Тогда заводится новый дополнительный лист книги покупок за апрель - N 2 <23>.

1. В строке "Дополнительный лист оформлен" указывается дата составления дополнительного листа - 17 июля 2006 г.

2. В строку "Итого" этого дополнительного листа переносятся итоговые данные по графам 7 - 12 из дополнительного листа N 1 книги покупок за апрель 2006 г.

3. А далее действуем по вышеизложенному плану (пп. 5 - 7).

Обращаем внимание: в прописанном в Правилах порядке оформления дополнительных листов книги покупок говорится только об аннулировании полностью или частично счетов-фактур, НДС по которым ранее был принят к вычету (то есть об уменьшении суммы налога, принимаемой к вычету) <24>. Косвенно это подтверждает вывод о том, что по счетам-фактурам, полученным с опозданием, либо по счетам-фактурам, в которые впоследствии были внесены изменения, увеличивающие сумму налога по приобретенному имуществу (работам, услугам), НДС принимается к вычету именно в периоде получения счета-фактуры (исправленного счета-фактуры). Заводить дополнительные листы за тот налоговый период, к которому относится полученный с опозданием (исправленный) счет-фактура, не надо.

Внимание! Дополнительные листы книги покупок оформляются только при уменьшении суммы НДС, принимаемой к вычету по итогам налогового периода.

Дополнительные листы книги продаж заполняются несколько иначе. Рассмотрим еще один пример. 27 июня организация обнаружила, что неправильно выставила счет-фактуру в мае 2006 г. (фактическая отгрузка была на сумму 118 000 руб. с учетом налога, а не на сумму 236 000 руб.). Сумма налога к уплате за май должна быть меньше (на 18 000 руб.). Тогда организация действует следующим образом.

1. Вносятся соответствующие исправления в счет-фактуру, выставленный в мае покупателю (в том числе и в экземпляр покупателя).

2. Заводится дополнительный лист книги продаж за май 2006 г. <25> Ему присваивается номер 1.

3. В строке "Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправления" указывается "Май 2006 г.".

4. В строке "Дополнительный лист оформлен" указывается дата составления дополнительного листа - 27 июня 2006 г.

5. В строку "Итого" дополнительного листа переносятся итоговые данные по графам 4 - 9 из книги продаж за май 2006 г.

6. В следующую строку таблицы из книги продаж полностью переносится запись по ошибочно выставленному счету-фактуре до внесения в него исправлений, подлежащая аннулированию <26>.

7. В следующей строке регистрируется счет-фактура с внесенными в него исправлениями <26>. Если же счет-фактура полностью аннулирован, то, соответственно, ничего не отражается.

8. Выводятся данные по строке "Всего": из показателей по строке "Итого" вычитаются данные по подлежащему аннулированию счету-фактуре и прибавляются данные зарегистрированного счета-фактуры с внесенными в него исправлениями.

9. Составляется уточненная декларация по НДС за май 2006 г., в которую переносятся новые данные из строки "Всего" дополнительного листа N 1 книги продаж <27>.

 

Дополнительный лист Книги продаж N 1

Продавец  ООО "Ромашка".   Идентификационный  номер  и  код  причины постановки на учет налогоплательщика-продавца 77011232456/770101001.

Налоговый период  (месяц, квартал),  год,  в котором зарегистрирован счет-фактура до внесения в него   исправлений, - Май 2006 г.

Дополнительный лист оформлен  27 июня 2006 г.

Дата и номер счета-фактуры продавца

Наименование покупателя

 

Всего продаж, включая НДС

В том числе продажи, облагаемые налогом по ставке 18 процентов (5)

стоимость продаж без НДС

сумма НДС

(1)

(2)

 

(4)

(5а)

(5б)

Итого

 

2714000

2300000

414000

22.05.2006 N 415

ООО "Лютик"

 

236000

200000

36000

22.05.2006 N 415

ООО "Лютик"

 

118000

100000

18000

Всего

 

2596000

2200000

396000

 

Обращаем внимание: после внесения исправлений в свой счет-фактуру продавец должен также внести изменения в экземпляр счета-фактуры покупателя. Ведь счет-фактура покупателя автоматически становится неправильно оформленным, и по нему не может быть предоставлен вычет <28>. Выявиться это может при встречной проверке покупателя либо продавца. После получения исправленного и заверенного продавцом счета-фактуры покупатель вносит правки в свою книгу покупок описанным выше способом (заводит дополнительный лист к книге покупок), а затем подает уточненную декларацию по НДС с целью уменьшения налогового вычета.

Удобен ли новый порядок внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж? Представляется, что да. Ведь теперь действует простое правило: сколько дополнительных листов за налоговый период, столько уточненных деклараций. Заполнять уточненную декларацию стало проще: необходимо просто перенести итоговые данные из дополнительного листа в соответствующий раздел декларации.

Как хранить дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж? Если книга покупок и книга продаж ведутся в электронном виде, то, как мы все помним, по окончании налогового периода (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) книги надо распечатать, страницы пронумеровать, книги прошнуровать и скрепить печатью. Дополнительные листы в этом случае распечатываются и прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за соответствующий налоговый период. После этого дополнительные листы нумеруются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за этот налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью <29>.

Порядок оформления дополнительных листов книги покупок и книги продаж при ведении последних в бумажной форме прямо в Правилах не прописан. Можно поступить так. Поскольку по окончании каждого налогового периода в указанных книгах подводятся итоги, а затем сразу начинаются записи следующего налогового периода, то подшить дополнительные листы в соответствующую книгу в конец соответствующего налогового периода, скорее всего, не удастся. Можно завести дополнительные листы книги покупок и книги продаж как отдельные книги, пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Регистрация счетов-фактур при строительстве

С 2006 г. при выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления НДС исчисляется следующим образом:

1) НДС со стоимости СМР начисляется в последний день каждого месяца (квартала) (в зависимости от применяемого налогового периода) <30>. Соответственно, на указанную дату составляется и регистрируется в книге продаж счет-фактура <31>;

2) вычет сумм НДС, исчисленных со стоимости СМР, выполняемых хозспособом, производится в месяце (квартале) уплаты этих сумм налога в бюджет <32>. Составленный счет-фактура (см. п. 1) регистрируется в книге покупок после уплаты налога в бюджет <33>;

3) вычет сумм налога, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения СМР, производится ежемесячно (ежеквартально) при наличии первичных документов о принятии их к учету и счета-фактуры <32>. Счета-фактуры поставщиков можно регистрировать в книге покупок на последнее число каждого месяца (квартала) либо по мере принятия к учету товаров (работ, услуг) <33>.

Что касается НДС, предъявленного подрядчиками при строительстве подрядным способом, то он принимается к вычету сразу после принятия на учет результатов выполненных работ (отражения затрат в бухгалтерском учете на счете 08) <34>. Следовательно, счета-фактуры, выставленные подрядчиками, регистрируются в книге покупок на указанные даты <33>.

Напомним, что для организаций (предпринимателей), начавших строительство в прошлые годы и не завершивших его до 1 января 2006 г., установлены переходные положения в порядке исчисления НДС <35>. Мы рассказывали о них в журнале "Главная книга", 2006, N 4, 10; 2005, N 17, и в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2006, спецвыпуск. Так вот, в Правилах теперь прописали, что регистрация счетов-фактур в книге покупок и книге продаж производится с учетом этих переходных положений.

О чем надо знать при ввозе товаров из Республики Беларусь

Правительство РФ дополнило Правила несколькими положениями, касающимися ввоза товаров на территорию РФ из Республики Беларусь. Так, покупатель должен хранить в журнале учета полученных счетов-фактур следующие документы <36>:

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов <37> с отметкой налоговых органов об уплате НДС либо его копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации (предпринимателем);

- копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Внимание! При ввозе товаров из Республики Беларусь в книге покупок регистрируется заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа и документ об уплате НДС.

Для принятия НДС к вычету в книге покупок регистрируются <38>:

- в графе 2 - дата и номер вышеуказанного заявления;

- в графе 3 - дата и номер платежного документа, подтверждающего уплату НДС.

Вот, пожалуй, и все изменения, на которые хотелось бы обратить внимание плательщиков НДС.


<1> утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<2> Постановление Правительства РФ от 11.05.2006 N 283

<3> п. 5 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763

<4> пп. 1, 2, 6, 9, 12 - 15 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 N 283

<5> п. 19 Изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2006 N 283

<6> п. 1 ст. 172 НК РФ

<7> п. 8 Правил (ред. от 11.05.2006)

<8> пп. 2, 3, 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ; п. 9 Правил (ред. от 11.05.2006)

<9> п. 4 ст. 170 НК РФ; п. 8 Правил (ред. от 11.05.2006)

<10> пп. 8, 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ; п. 8 Правил (ред. от 11.05.2006)

<11> п. 10 Правил (ред. от 11.05.2006)

<12> п. 14 Правил (ред. от 11.05.2006)

<13> Письмо Минфина России от 08.12.2004 N 03-04-11/217

<14> подп. 1 п. 3 ст. 170, п. 11 ст. 171 НК РФ

<15> п. 8 ст. 172 НК РФ

<16> п. 5 Правил (ред. от 11.05.2006)

<17> п. 8 Правил (ред. от 11.05.2006)

<18> п. 16 Правил (ред. от 11.05.2006)

<19> утв. Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н

<20> преамбула Правил (ред. от 11.05.2006)

<21> п. 7 Правил (ред. от 11.05.2006)

<22> п. 1 ст. 81 НК РФ; приложение N 4 к Правилам (ред. от 11.05.2006)

<23> приложение N 4 к Правилам (ред. от 11.05.2006)

<24> п. 7 Правил (ред. от 11.05.2006); приложение N 4 к Правилам (ред. от 11.05.2006)

<25> п. 16 Правил (ред. от 11.05.2006)

<26> приложение N 5 к Правилам (ред. от 11.05.2006)

<27> п. 1 ст. 81 НК РФ; приложение N 5 к Правилам (ред. от 11.05.2006)

<28> Письма Минфина России от 21.03.2006 N 03-04-09/05, от 13.04.2006 N 03-04-09/06

<29> п. 28 Правил (ред. от 11.05.2006)

<30> п. 10 ст. 167 НК РФ

<31> п. 25 Правил (ред. от 11.05.2006)

<32> п. 5 ст. 172 НК РФ

<33> п. 12 Правил (ред. от 11.05.2006)

<34> п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ

<35> ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (ред. от 28.02.2006)

<36> п. 5 Правил (ред. от 11.05.2006)

<37> приложение 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н

<38> п. 10 Правил (ред. от 11.05.2006)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 11

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БСО

А.П.Кошелев

Вопрос. Не могли бы вы рассказать о том, кто именно и в каких случаях может использовать БСО при осуществлении наличных расчетов?

А.К.: Бланки строгой отчетности может применять и организация, и предприниматель, но только в тех случаях, когда поступление наличных средств связано с оказанием услуг населению <1>. То есть, если вы занимаетесь торговлей или реализуете собственную продукцию, применять БСО нельзя. Так же как и в случаях, когда вы оказываете какие-либо услуги юридическим лицам <2>.

Кроме того, есть еще одно условие применения БСО: для того вида деятельности, который вы осуществляете, Минфином должна быть утверждена соответствующая форма бланка <3>. Если такие бланки существуют, вы можете их применять и не использовать ККМ.

Вопрос. А для каких видов услуг утверждены бланки?

А.К.: Порядок утверждения форм БСО был установлен Правительством РФ в марте прошлого года, и с тех пор Минфином утверждены только две формы бланков, которые предназначены для применения ломбардами <4>. Те формы бланков, которые были утверждены ранее, можно применять только до 1 января 2007 года <5>. Поэтому если до конца этого года другие формы утверждены не будут, а в законодательство не внесут изменения, то применять БСО смогут только ломбарды.

Но это в следующем году. А сейчас у нас есть около двухсот действующих форм БСО, предназначенных для различных видов услуг. В первую очередь это бытовые услуги. К ним относятся, например, ремонт мебели и бытовой техники, ремонт и пошив одежды и обуви, услуги химчисток <6>. Кроме того, БСО утверждены для транспортных, туристических услуг, для общепита <7>.

Вопрос. А есть какие-нибудь универсальные формы бланков, которые можно использовать при оказании любых услуг населению?

А.К.: Нет, таких бланков не существует.

Вопрос. "Упрощенцам" тоже можно использовать бланки строгой отчетности?

А.К.: Конечно. Никаких ограничений по применению БСО в зависимости от режима налогообложения законодательством не предусмотрено.

Вопрос. Наша организация оказывает услуги по проведению спортивных занятий. Для оформления отношений с посетителями мы используем абонементы, а получение наличных денег оформляем бланком формы БО-3. Можем мы так поступать?

А.К.: Нет, вам необходимо применять ККМ, потому что для вашего вида деятельности никаких отдельных БСО утверждено не было <8>. Что же касается формы БО-3, то нужно сказать, что этот бланк является одним из наиболее часто используемых, поскольку в нем отсутствуют специфические разделы, характерные только для определенных видов деятельности. Поэтому многие считают, что его можно использовать при оказании любых услуг. Но если мы обратимся к Письму Минфина, которым была утверждена эта форма <9>, и Методическим указаниям по ее заполнению <10>, то увидим, что применение БО-3 ограничено бытовыми услугами, перечень которых содержится в ОКУН <11>. Так вот, в этом Классификаторе все виды бытовых услуг перечислены в группе 01. А проведение спортивных занятий, так же как и предоставление помещений для их проведения, включено в группу 07 "Услуги физической культуры и спорта". Поэтому в вашем случае форму БО-3 применять нельзя.

Вопрос. А те абонементы, которые мы выдаем посетителям, сами по себе не являются бланками строгой отчетности?

А.К.: Нет. Вообще такая форма БСО, как "Абонемент", существует. Но она предназначена для учреждений культуры, которые занимаются организацией концертов и спектаклей <12>, и в вашем случае применяться не может. А те абонементы, форму которых вы разработали самостоятельно, не являются бланками строгой отчетности.


<1> п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

<2> п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16; Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 25.07.2005 N 20-12/52384

<3> п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее - Положение)

<4> Приказ Минфина России от 31.01.2006 N 20н

<5> п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171

<6> Письмо Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33

<7> Письма Минфина России от 10.04.96 N 16-00-30-19, от 16.06.94 N 16-30- 65, от 20.12.93 N 16-31

<8> п. 24 Положения

<9> Письмо Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33

<10> утв. Письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 N ВК-6-16/210

<11> утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163

<12> Приказ Минфина России от 25.02.2000 N 20н

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 6

О ЗАПОЛНЕНИИ ДУБЛИКАТА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

С.С.Лысенко

Вопрос. В нашей организации был украден сейф, где хранились все трудовые книжки работников. Мы начали их восстановление на основании справок с предыдущих мест работы наших сотрудников. Как правильно произвести запись сведений о трудовом стаже в дубликате трудовой книжки на основании этих справок?

С.Л.: Трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, и работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого своего работника. В трудовой книжке содержатся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, увольнении и тому подобное <1>.

И если оригиналы трудовых книжек были украдены, вам необходимо завести их дубликаты, в которые вносятся записи об общем трудовом стаже работника до поступления в вашу организацию, подтвержденном соответствующими документами. Такими документами могут быть в том числе и справки с предыдущих мест работы <2>.

Дубликат трудовой книжки заполняется в том же порядке, что и оригинал, но с учетом некоторых особенностей.

При выдаче дубликата трудовой книжки на первой странице (титульном листе), в правом верхнем углу, делается надпись "Дубликат" <3>.

Раздел "Сведения о работе" заполняется следующим образом <4>.

В графу 3 прежде всего вносится запись об общем стаже работы до поступления в вашу организацию, подтвержденном справками с предыдущих мест работы. При этом общий стаж записывается суммарно - указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения названий организаций, периодов времени и должностей.

После этого общий или непрерывный подтвержденный трудовой стаж записывается по отдельным периодам работы:

- в графе 2 указывается дата приема на работу, в графе 3 - наименование организации, а также отдел и должность. Если из документов видно, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации, об этом делается соответствующая запись;

- затем в графе 2 записывается дата увольнения, а в графе 3 - причина увольнения, если в документе имеются такие данные;

- в графе 4 указываются наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены записи.

Пример. Заполнение раздела "Сведения о работе" дубликата трудовой книжки

В ООО "Стройресурс" была утеряна трудовая книжка электрика Николаева Е.В., который работал в данной организации с 19.04.2004. Приказ о приеме на работу от 19.04.2004 N 345/т. Общий трудовой стаж Николаева Е.В. до принятия на работу в ООО "Стройресурс" подтверждается справками с предыдущих мест его работы:

- ООО "Монтажник", принят на работу 01.04.97 помощником электрика, переведен на работу электриком 22.12.97, уволен по собственному желанию 27.02.98. Подтверждающий документ - справка ООО "Монтажник" от 05.05.2006 N 6/с;

- ЗАО "Гефест", принят на работу 09.03.98 электриком, уволен по собственному желанию 18.04.2004. Подтверждающий документ - справка ЗАО "Гефест" от 11.05.2006 N 28.

Дубликат трудовой книжки Николаева Е.В. должен быть заполнен следующим образом.

Сведения о работе

N записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

 

 

 

 

Общий трудовой стаж до приема в ООО "Стройресурс" составляет 7 лет и 9 дней

 

 

 

 

 

ООО "Монтажник"

 

1

01

04

1997

Принят на работу помощником электрика

Справка от 05.05.2006 N 6/с

2

22

12

1997

Переведен в электрики

Справка от 05.05.2006 N 6/с

3

27

02

1998

Уволен по собственному желанию, статья 31 КЗоТ РФ

Справка от 05.05.2006 N 6/с

 

 

 

 

ООО "Гефест"

 

4

09

03

1998

Принят на работу электриком

Справка от 11.05.2006 N 28

5

18

04

2004

Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 ТК РФ

Справка от 11.05.2006 N 28

 

 

 

 

ООО "Стройресурс"

 

6

19

04

2004

Принят на работу электриком

Приказ от 19.04.2004 N 345/т

Вопрос. А если у нас нет справок с предыдущего места работы, можно ли заполнить дубликаты трудовых книжек на основании форм СЗВ-К, которые были сданы нами в Пенсионный фонд?

С.Л.: А почему нет? Для этого могут быть использованы любые документы, свидетельствующие о трудовом стаже работника: профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и тому подобное <5>.

Форма СЗВ-К "Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования" заполнялась организацией на основании трудовой книжки и других документов, представленных застрахованным лицом для подтверждения трудового стажа <6>.

То есть формы СЗВ-К, которые представлялись в Пенсионный фонд и копии которых имеются в организации, могут быть использованы работодателем при заполнении дубликатов трудовых книжек <7>.


<1> ст. 66 ТК РФ

<2> пп. 32, 34 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)

<3> пп. 1.2, 7.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция)

<4> пп. 7.1, 7.2 Инструкции

<5> п. 34 Правил

<6> п. 59 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п

<7> пп. 4, 19 Порядка представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 N 139п; п. 44 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 6

О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРИ НЕУВЕДОМЛЕНИИ КРЕДИТОРОВ

А.В.Рымкевич

Является ли реорганизация действительной в случае неуведомления о ней кредиторов?

ДА

НЕТ

Юридическое лицо, принявшее решение о реорганизации, обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов <1>

Права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к организациям-правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Если из этих документов установить правопреемника невозможно, возникшие в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность перед кредитором <2> Поскольку право требования долга за кредитором сохраняется, то и в случае, если он не был уведомлен о реорганизации, его права не нарушены Так как законом не предусмотрено получение согласия на реорганизацию юридического лица от его кредиторов, факт неуведомления кредиторов сам по себе не может являться основанием для признания проведенной реорганизации недействительной Регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной, если нарушения, допущенные при его создании, носят неустранимый характер. Неуведомление кредиторов о реорганизации неустранимым нарушением не является

Неуведомление кредитора о проводящейся реорганизации является нарушением его права требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица, а также возмещения убытков <1> Неуведомление кредиторов о реорганизации - это нарушение установленной законом процедуры <3> Непредставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих уведомление кредиторов о реорганизации, является основанием для отказа в государственной регистрации <4>

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

 

от 12.10.2005 N А29-1240/2005А
от 22.02.2002 N А43-8346/01-30-233

ФАС Восточно-Сибирского округа

 

от 21.04.2004 N А19-9473/03-21-Ф02-1221/04-С1

ФАС Западно-Сибирского округа

 

от 21.05.2001 N Ф04/1437-129/А67-2001

ФАС Московского округа

 

от 19.09.2005 N КГ-А40/8722-05

ФАС Северо-Кавказского округа

от 29.05.2003 N Ф08-1765/2003

 

ФАС Уральского округа

от 25.08.2004 N Ф09-2740/04-ГК

от 22.02.2005 N Ф09-176/05-ГК
от 28.12.2004 N Ф09-1122/2004-ГК

Девятый арбитражный апелляционный суд

 

от 22.09.2005 N 09АП-8876/05-АК

ИТОГО: 2

ИТОГО: 8


<1> ст. 60 ГК РФ

<2> ст. 58, п. 1 ст. 59, п. 3 ст. 60 ГК РФ

<3> п. 8 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

<4> п. 1 ст. 14, подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 6

О ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ С ПРАВОПРЕЕМНИКА

А.В.Рымкевич

Должен ли налоговый орган, направивший требование об уплате налога реорганизуемому юридическому лицу, повторно направить требование его правопреемнику?

ДА

НЕТ

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени <1> Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика <2>

Решение о принудительном взыскании принимается после истечения срока для уплаты недоимки и пени, установленного в требовании <3> Бесспорное взыскание с правопреемника налога, подлежавшего взысканию с реорганизуемого юридического лица, без повторного направления ему требования нарушает порядок взыскания недоимки <4> и лишает правопреемника возможности погасить недоимку добровольно В связи с реорганизацией налоговый орган обязан направить правопреемнику реорганизованного юридического лица уточненное требование <5>

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника. Также правопреемник должен уплатить соответствующие пени <6> Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его налоговых обязательств правопреемником <7> Уточненное требование направляется только при изменении налоговых обязательств <5>, чего не происходит при реорганизации НК РФ не обязывает при реорганизации дополнительно направлять требование правопреемнику юридического лица

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

 

от 03.06.2005 N А82-264/2003-А/9

ФАС Поволжского округа

 

от 23.10.2003 N А65-257/310/2003-СА2-34

ФАС Северо-Западного округа

 

от 12.01.2006 N А66-1080/2005
от 18.11.2005 N А66-1078/2005
от 18.10.2005 N А66-1077/2005
от 12.10.2005 N А66-1073/2005
от 25.08.2005 N А66-1074/2005

ФАС Уральского округа

 

от 08.06.2005 N Ф09-2426/05-С2

ИТОГО: 0

ИТОГО: 8


<1> п. 1 ст. 69 НК РФ

<2> п. 1 ст. 45, статьи 46, 47 НК РФ

<3> п. 3 ст. 46 НК РФ

<4> статьи 45, 46 НК РФ

<5> ст. 71 НК РФ

<6> п. 2 ст. 50 НК РФ

<7> п. 3 ст. 50 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 6


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное