Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.04.2008


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"

Выпуск от 18.04.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

Содержание

ВАС "САМОРАЗГРУЖАЕТСЯ"

Кокурина М.А.

Постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ, обобщающие судебную практику, могут быть основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных решений, принятых различными инстанциями даже до вынесения решения Высшим арбитражным судом РФ. Высказывая такую позицию в одном из последних Постановлений Пленума <1>, высшие арбитры, видимо, надеются оградить себя от необходимости рассматривать огромный массив однотипных дел. Ведь не секрет, что сегодня в Президиум ВАС РФ на рассмотрение в порядке надзора поступает довольно много жалоб.

Теперь же в Президиуме ВАС РФ достаточно рассмотреть и принять решение по одному из множества сходных дел, по аналогии с которым должен решаться подобный вопрос судами нижестоящих инстанций <2>. При этом возможно несколько вариантов развития событий в зависимости от ситуации.

1. Если практика ВАС РФ по оспариваемому вами делу уже сформирована, а вы подаете заявление о пересмотре в порядке надзора, то вы получите определение об отказе в передаче вашего дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ. В нем будет содержаться ссылка на возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам на основании конкретного решения ВАС РФ, подытожившего практику.

В этом случае на подачу заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суд, вынесший оспариваемое решение, у вас есть 3 месяца со дня получения копии указанного определения ВАС РФ <3>. Причем коллегия судей ВАС РФ уже показала, как должны работать новейшие указания Пленума (см., например, Определение ВАС РФ от 21.02.2008 N 17127/07).

Примечание. Напомним, что пропущенный срок подачи заявления на пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам может быть восстановлен, если <4>:

[и] вместе с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам <5> лицо, обратившееся в суд, подает ходатайство о восстановлении срока не позднее 6 месяцев со дня открытия обстоятельств, послуживших основанием к пересмотру. В данном случае со дня получения копии определения ВАС;

[и] суд признает причины, указанные в ходатайстве, уважительными. Например, индивидуальный предприниматель может в качестве обоснования пропуска срока приложить больничный лист, подтверждающий его нетрудоспособность в момент истечения срока на подачу заявления. Если доказательств болезни представлено не будет, суд не восстановит срок <6>

Вместе с тем имейте в виду, что суды не признают уважительными причинами пропуска срока, в частности:

- занятость из-за участия в иных судебных тяжбах <6>, в том числе подачу кассационной жалобы по другому делу <7>;

- необходимость изучения большого объема нормативных актов для подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам <8>;

- освобождение одного временного управляющего от исполнения своих обязанностей и утверждение другого арбитражного управляющего <9>.

2. Если практика обобщена ВАС РФ в период, когда ваше дело рассматривается в какой-либо из "донадзорных" судебных инстанций (первая, апелляционная или кассационная), принесите в судебное заседание выпущенное ВАС положительное постановление по сходному делу. Суд должен учесть мнение высших арбитров. В противном случае вам надо будет самостоятельно дойти до надзора, а дальше события будут разворачиваться по сценарию, описанному нами в п. 1.

Внимание! Госпошлину при подаче заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам уплачивать не нужно <10>.

3. Если практика ВАС РФ сложилась после того, как прошли 3 месяца со дня принятия не устроившего вас решения (например, постановления кассационной инстанции <11>), то даже положительное постановление Президиума ВАС РФ по сходному делу вам не поможет - вы уже утратили право на пересмотр по вновь открывшемуся обстоятельству, такому как обобщение ВАС практики применения положений законодательства <12>.

Итак, практика применения положений законодательства, определенная Высшим арбитражным судом РФ в постановлениях Пленума или Президиума, обрела статус существенных для дела обстоятельств, на основании которых судебный акт может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам. Но не стоит обольщаться по поводу того, что рассматриваемое нами положение Пленума ВАС РФ сыграет исключительно на руку налогоплательщикам. Ведь практика может формироваться ВАС и в пользу налоговых органов. Поэтому инспекции тоже смогут прибегать к пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам положительных для налогоплательщиков решений, если высшими арбитрами по сходным делам будет утверждена противоположная практика.


<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14

<2> абз. 3 п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14

<3> п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14

<4> п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17

<5> ч. 2 ст. 312 АПК РФ

<6> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 N 17АП-5850/07-ГК

<7> Постановление ФАС ЦО от 29.08.2005 N А68-ГП-338/2-99

<8> Постановление ФАС ЦО от 05.02.2007 N А36-4306/2005

<9> Постановление ФАС СЗО от 11.10.2007 N А42-9569/2005

<10> п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17

<11> ч. 3 ст. 292, ч. 5 ст. 289 АПК РФ

<12> абз. 4 п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 6, 2008

ОПОЗДАВШАЯ ПЕРВИЧКА - ВАРИАНТЫ УЧЕТА (Учет затрат и НДС по документам, поступившим после сдачи отчетности)

Филимонова Е.М.

Первое правило налогового учета гласит: нет документов - нет и расходов <1>. А ведь довольно часто получается, что товары поступили, работы или услуги приняты, а подтверждающих документов все нет и нет. Конечно, если бухгалтерия получит их до сдачи в налоговую инспекцию отчетности за период, к которому относятся затраты, оформленные этими документами, то можно успеть все учесть при составлении отчетности. Но что делать, если налоговые декларации уже сданы в ИФНС? Рассмотрим возможные варианты.

Налог на прибыль

Вариант 1. Корректируем прошлое

По общему правилу расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся <2>. Следовательно, можно сделать вывод, что если документы, подтверждающие приобретение какого-либо имущества, приемку работ, услуг, поступают позже периода, к которому они относятся, расходы по этим документам все равно следует отнести на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль того отчетного (налогового) периода, к которому относятся затраты <3>. А это значит, что если за этот период уже сдана в налоговую инспекцию декларация по налогу на прибыль, то нужно скорректировать ее данные и подать уточненную декларацию <4>.

Отдельные суды поддерживают именно такую позицию. Руководствуются они нормой, согласно которой при обнаружении в текущем периоде искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки, кроме случаев, когда невозможно определить конкретный период искажения <3>. А поскольку четко известен период, к которому относится расход по поступившим документам, то необходимо корректировать налоговые обязательства прошлого периода. Оснований для учета таких расходов в текущем периоде нет <5>.

Вариант 2. Учитываем в настоящем

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой точки зрения. Что произойдет, если мы учтем затраты по поступившим после сдачи отчетности документам следующим образом:

[если] затраты относятся к текущему году, но к более раннему отчетному периоду, то мы отразим их в составе расходов на производство и реализацию текущего отчетного периода <6>;

[если] затраты относятся к прошлому году, то мы отразим их в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет <7>.

Поскольку налоговая база прошлого периода не занижена, а, скорее, завышена, то штрафовать организацию не за что, пени за прошлый период также не могут быть начислены. Кроме того, организация <8>:

- обязана подать уточненную декларацию при обнаружении искажений, приводящих к занижению налога, подлежащего уплате в бюджет;

- вправе подать уточненную декларацию при обнаружении искажений, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате в бюджет.

В нашем случае мы хотим "допризнать" расходы, следовательно, налоговая база и налог на прибыль за прошлый период только уменьшатся. А значит, у организации нет обязанности подавать уточненку.

Есть и примеры судебных решений, разрешающих учитывать расходы прошлых периодов в составе убытков прошлых лет в текущем периоде <9>.

Приведем еще один аргумент в пользу учета "старых" затрат в текущем периоде. Были ли у организации основания для учета затрат в уменьшение прибыльной налоговой базы при отсутствии подтверждающих документов? Тем более что не было возможности определить точный размер затрат? Не было <10>, а следовательно, ошибок и искажений в исчислении налоговой базы периода, к которому относится расход, не было, и пересчитывать налоговую базу прошлых периодов не нужно <11>.

Вместе с тем при таком варианте учета расходов по опоздавшим документам важно документально подтверждать момент их поступления. Для этого нужно регистрировать все поступившие документы в журнале входящей корреспонденции. Еще лучше, чтобы дата поступления документов была подтверждена сторонними лицами (не работниками организации). Скажем, курьеры других компаний могут расписываться в журнале входящей корреспонденции, дата получения почтовых отправлений может определяться по штемпелю почтового отделения на конверте. А канцелярии или бухгалтерии нужно хранить не только сами первичные документы, но и документы, подтверждающие дату поступления (в частности, конверты с почтовыми отметками). График документооборота, которым будет определен порядок регистрации входящей корреспонденции и передачи ее в бухгалтерию, нужно утвердить приказом руководителя организации.

Кстати, интересная ситуация сложилась с расходами на оплату коммунальных услуг. Первичные документы по таким расходам организация получает, как правило, в месяце, следующем за месяцем оказания услуг, а то и позже. И контролирующие органы не возражают против отражения этих расходов в уменьшение налоговой базы того отчетного (налогового) периода, в котором получены документы <12>. Иначе организация будет вынуждена постоянно подавать уточненки в налоговую инспекцию. Правда, Минфин хочет, чтобы такой "запоздалый" порядок учета коммунальных расходов был зафиксирован в учетной политике организации <13>.

Итак, получается, что проще отражать расходы в текущем периоде при поступлении документов (вариант 2). Представлять уточненку (вариант 1) имеет смысл, только если за прошлые отчетные (налоговые) периоды имеется недоимка. Тогда для ее уменьшения и, соответственно, снижения размера пени имеет смысл пересчитать налоговую базу по налогу на прибыль и представить в ИФНС уточненную декларацию за тот отчетный (налоговый) период, к которому относятся поступившие документы <14>. И дополнительно написать заявление на зачет переплаты в счет недоимки <16>.

Бухучет

Если бухгалтерская отчетность за период, к которому относятся поступившие документы, уже сформирована, утверждена и представлена пользователям, включая налоговые органы, то затраты по этим документам следует учесть в текущем периоде <15>:

[если] документы относятся к отчетному году, но к более раннему периоду - как текущие расходы (дебет счетов 20, 26, 91 и т. д.);

[если] документы относятся к прошлому году - как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году. Напомним, что убытки прошлых лет учитываются в составе прочих расходов <17> и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В бухучет и отчетность прошлых периодов никакие исправления не вносятся.

Примечание. Есть еще один подход к бухгалтерскому учету затрат при отсутствии подтверждающих документов. Основан он на нормативно утвержденных правилах признания расходов. Так, расход в бухучете признается, если <18>:

- он производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- его сумма может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Получается, что в данном случае первичные документы - не главное. Если расход имеет основание (скажем, договор) и бухгалтер может оценить сумму этого расхода, то он должен признать расход, составив бухгалтерскую справку. После поступления документов бухгалтер при необходимости должен уточнить сумму расхода.

Такой подход соответствует требованию приоритета содержания перед формой и требованию осмотрительности (организация должна проявлять большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов) <19>. Но не все организации готовы принять такой вариант учета, особенно учитывая его отличие от основополагающих правил отражения расходов для целей налогообложения <20>.

Таким образом, получается, что если "опоздавшие" затраты учтены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в текущем периоде (вариант 2 для целей налогообложения прибыли), то никаких разниц по ПБУ 18/02 в бухучете не возникает. Конечно, если нет иных различий в порядке учета и оценки затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

Однако если затраты в бухучете признаны в текущем периоде, а в налоговом учете корректировалась налоговая база прошлого налогового периода (вариант 1 для целей налогообложения прибыли), то это приведет к возникновению постоянной разницы, формирующей постоянное налоговое обязательство (ПНО) <21>:

Постоянное налоговое обязательство (дебет счета 99, субсчет "ПНО", в корреспонденции с кредитом счета 68,) субсчет "Налог на прибыль"

=

Сумма прочего расхода, отраженного в бухучете в отчетном периоде, но не учитываемого для целей налогообложения прибыли в текущем периоде

х 24%

Одновременно по данным уточненной декларации в бухучете отражается сторнирование излишне начисленного условного расхода по налогу на прибыль за прошлый год (СТОРНО дебет счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Налог на прибыль"). Отметим, что сумма, которая сторнируется, должна быть равна сумме ПНО.

В отчете о прибылях и убытках сумма уменьшения налога на прибыль в связи с корректировкой налога за прошлый год должна быть отражена по отдельной строке после показателя текущего налога на прибыль <22>.

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Форма N 2 по ОКУД

Показатель

За отчетный период

наименование

код

1

2

3

...

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

Х

...

Текущий налог на прибыль

150

(Х)

Сумма уменьшения налога на прибыль в связи с пересчетом налоговой базы по налогу на прибыль за ХХХХ год

151

Х

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

Х

...

СПРАВОЧНО

 Постоянные налоговые обязательства (активы)

200

Х

Обращаем внимание: если корректируется база по налогу на прибыль текущего года, но более раннего отчетного периода, то записи в бухучете, в общем-то, будут такими же. Но если в бухучете вы проводите начисление налога на прибыль нарастающим итогом с начала года, то никаких ПНО отражать не придется. "Прибыльная" налоговая база и бухгалтерская прибыль за отчетный период, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, в конце концов сойдутся, несмотря на то что в налоговом учете расход был признан несколько раньше, чем в бухгалтерском.

НДС

Теперь рассмотрим порядок учета счетов-фактур, относящихся к прошлым периодам. Казалось бы, здесь все однозначно. Входной НДС по этим счетам-фактурам следует принимать к вычету в текущем квартале <23> получения документов. Соответственно, регистрировать в книге покупок такие счета-фактуры нужно также в периоде получения документов <24>. Минфин на протяжении нескольких лет дает именно такие разъяснения <25>. Да и большинство арбитражных судов поддерживают такой подход <26>.

Но, так же как и в случае с налогом на прибыль, важно документально подтвердить дату поступления счетов-фактур в организацию путем регистрации их в журнале входящей корреспонденции. Кстати, именно из-за этой регистрации и возникает следующая неоднозначность. Предположим, счет-фактура от поставщика поступает не в квартале, в котором он выписан, а в следующем квартале, но до сдачи декларации по НДС за прошедший квартал. В каком периоде отражать вычет по этому счету-фактуре: в квартале, в котором счет-фактура выписан, или в квартале поступления документа? Конечно, хотелось бы в более раннем периоде, к которому относится поступивший с опозданием документ. Тем более что все условия для вычета, включая наличие счета-фактуры, на момент составления декларации выполняются.

Однако с этим не согласны ни налоговики, ни Минфин. Ссылаются они при этом на норму, согласно которой счета-фактуры учитываются по мере поступления их от продавцов <27>. Поэтому тем, кто спорить не хочет, нужно быть последовательными до конца: заявлять вычеты в том квартале, в котором счет-фактура получен и зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции. Или же регистрируйте в журнале входящей корреспонденции счета-фактуры, поступившие после окончания квартала, но до сдачи декларации по НДС в налоговую инспекцию, более ранней датой, скажем, последним числом прошедшего квартала.

Но и это еще не все. Встречаются налоговики, которые придерживаются позиции, что вычет НДС должен производиться именно в периоде принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг). При этом, поскольку право на вычет может быть реализовано только после получения надлежаще оформленного счета-фактуры, организация, получившая счет-фактуру в более позднем периоде, должна подать уточненную декларацию по НДС за тот период, в котором товары (работы, услуги) приняты к учету. По их мнению, предъявление налога к вычету в периоде получения счета-фактуры без привязки к моменту совершения операции по приобретению товара (работ, услуг) недопустимо. И есть регион, в котором суды разделяют это мнение <28>.

Поэтому самым надежным вариантом является такой. Сделайте запрос в свою налоговую инспекцию, можно ли заявлять вычеты по поступившим с опозданием счетам-фактурам в периоде их получения. Если ответ будет отрицательным, то лучше при получении счета-фактуры, относящегося к более раннему периоду:

- составить дополнительный лист книги покупок за тот налоговый период, к которому относится поступивший с опозданием счет-фактура;

- представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС, в которой увеличить сумму налоговых вычетов.

Покажем на небольшом примере, как заполняется дополнительный лист книги покупок. Предположим, в апреле этого года поступает счет-фактура, относящийся к декабрю прошлого года (суммы приведены в рублях без копеек).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ КНИГИ ПОКУПОК N I

<...>

Налоговый период (месяц, квартал), год, в котором зарегистрирован
                                                                                декабрь 2007 г.
счет-фактура до внесения в него исправления, ---------------------
                                                          24.04.2008
Дополнительный лист оформлен -------------------------------------

N п/п

Дата и номер счета-фактуры продавца

Дата оплаты счета-фактуры продавца

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущест-
венных прав

Наимено-
вание продавца

...

Всего покупок включая НДС

В том числе

покупки, облагаемые налогом по ставке
18 процентов (8)
стоимость покупок без НДС сумма НДС

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

...

(7)

(8а)

(8б)

Итого

4 071 000 <*>

3 450 000 <*>

621 000 <*>

I

20.12.2007 N 34 <**>

18.01.2008 <**>

20.12.2007 <**>

ООО "Лютик" <**>

 

236 000 <**>

200 000 <**>

36 000 <**>

Всего

4 307 000

3 650 000

657 000 <***>


<*> Переносится из строки "Всего" книги покупок за декабрь 2007 г.

<**> Регистрируется поступивший с опозданием счет-фактура.

<***> Переносится в уточненную декларацию по НДС за декабрь 2007 г.

Налог при УСНО

И напоследок рассмотрим, как должны учитывать оплаченные затраты по поступившим после сдачи годовой отчетности документам "упрощенцы". Для них вариант с учетом таких затрат в составе убытков прошлых лет, выявленных в текущем году, не пройдет. Ведь список расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу при УСНО, закрытый <29>. Получается, что единственно возможный путь для "упрощенцев" - это корректировка налоговой базы прошлых периодов и подача уточненной декларации по налогу при УСНО за тот период, к которому относятся поступившие документы <30>.

Единственный вопрос, который осталось решить, - это как вносить исправления в Книгу учета доходов и расходов. В похожей ситуации налоговая служба рекомендует при корректировке налоговой базы прошлых периодов ничего не исправлять в Книгах за прошлые годы. А вот в Книге за текущий год скорректировать в разделе I сумму расходов за отчетный год <31>.

Но, на наш взгляд, такой порядок внесения корректировок в Книгу учета доходов и расходов неудобен. Ведь данные о расходах, отраженные в Книге (что за текущий год, что за прошлые годы), не будут совпадать с данными деклараций по налогу при УСНО за те же периоды. Поэтому мы рекомендуем внести изменения в Книгу за тот период, к которому относятся поступившие документы, заверить их подписью руководителя и печатью организации с указанием даты внесения исправлений <32>. Вторичное заверение в налоговой инспекции измененной Книги законодательством не предусмотрено <33>. Вместе с тем, если вы все-таки заверите скорректированную Книгу, хуже не будет. Ведь впоследствии у налоговиков будет меньше вопросов к вашему налоговому учету.


<1> п. 1 ст. 252 НК РФ

<2> п. 1 ст. 272 НК РФ

<3> п. 1 ст. 54 НК РФ

<4> Письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42

<5> Постановления ФАС ВВО от 01.03.2006 N А11-5827/2005-К2-24/239; ФАС СЗО от 08.11.2006 N А21-7106/2005; ФАС УО от 22.06.2006 N Ф09-5293/06-С7; ФАС ЦО от 02.10.2006 N А09-1331/05-13-21; ФАС ЗСО от 05.09.2007 N Ф04-5962/2007(37734-А45-40)

<6> п. 1 ст. 253 НК РФ

<7> подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ

<8> п. 1 ст. 81 НК РФ

<9> Постановления ФАС СЗО от 16.04.2007 N А56-14502/2006, от 08.05.2007 N А26-5588/2006-216; ФАС ПО от 15.02.2007 N А12-13348/06-С33, от 19.10.2006 N А12-7537/06-С10; ФАС МО от 23.07.2007 N КА-А40/6949-07

<10> п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ

<11> п. 1 ст. 54 НК РФ

<12> Письма Минфина России от 06.09.2007 N 03-03-06/1/647, от 22.02.2007 N 03-03-06/1/123

<13> Письмо Минфина России от 06.09.2007 N 03-03-06/1/647

<14> п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81, п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ

<15> п. 4 ст. 78 НК РФ

<16> п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<17> п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<18> п. 16 ПБУ 10/99

<19> п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н

<20> п. 1 ст. 252 НК РФ

<21> пп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

<22> Письма Минфина России от 23.08.2004 N 07-05-14/219, от 10.12.2004 N 07-05-14/328

<23> ст. 163, п. 1 ст. 172 НК РФ

<24> п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<25> Письма Минфина России от 13.06.2007 N 03-07-11/160, от 16.06.2005 N 03-04-11/133, от 10.11.2004 N 03-04-11/200, от 23.06.2004 N 03-03-11/107

<26> Постановления ФАС ВСО от 07.02.2007 N А58-7354/05-Ф02-2/07; ФАС ПО от 06.09.2007 N А65-1820/2007-СА2-34; ФАС УО от 19.06.2007 N Ф09-3838/07-С2, от 28.02.2007 N Ф09-912/07-С2

<27> п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<28> Постановления ФАС СКО от 14.05.2007 N Ф08-2361/2007-941А, от 15.10.2007 N Ф08-6760/07-2507А

<29> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<30> п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ

<31> вопрос 2 Письма ФНС России от 14.12.2006 N 02-6-10/233@

<32> п. 1.6 приложения N 2 Приказу Минфина России от 30.12.2005 N 167н

<33> п. 1.5 приложения N 2 Приказу Минфина России от 30.12.2005 N 167н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 7, 2008



 

30 АПРЕЛЯ. Новая форма "предпринимательской" декларации по ЕСН

Елина Л.А.

Минфин России утвердил новую форму декларации по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, и Порядок ее заполнения <1>. Именно по этой форме указанные лица должны будут отчитаться по ЕСН за 2007 год не позднее 30 апреля 2008 г. <2>

По сути изменения в декларации несущественные. Большинство из них связано с процессом унификации налоговых деклараций (приведения их к единому стандарту).

Состав новой формы декларации такой:

- титульный лист. В нем теперь помимо всего прочего надо указывать код ОКВЭД. Зато не нужно заполнять реквизиты свидетельства о постановке на учет. Как и в других формах налоговых деклараций, появилось поле "Вид документа" для указания, какая декларация сдается: первичная (код 1) или корректирующая, то есть уточненная (код 3, а через дробь надо указать номер корректировки). На титульный лист перенесли (со страницы 02 старой декларации <3>) поле для данных налогоплательщика, которому не присваивали ИНН;

- раздел 1 "Сумма налога, подлежащая доплате (уменьшению) в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, по данным налогоплательщика" - это новый раздел, в котором предусмотрены строки для заполнения кодов бюджетной классификации для платежей и строки, в которых указываются суммы этих платежей (или суммы налога к уменьшению);

- раздел 2 "Расчет единого социального налога за налоговый период". Этот раздел - модификация таблицы, в которой рассчитывался налог, со страницы 03 старой формы налоговой декларации. В целом расчет налога стал более наглядным. К тому же немного изменился порядок расчета исчисленного налога (не совсем понятно, для чего это сделали, принципиально эта поправка ничего не меняет). Раньше надо было рассчитать налоговую базу, уменьшить ее на налоговую льготу и с этой разницы исчислить налог. Теперь надо сначала определить налог от налоговой базы без учета льгот (строка 500), затем определить сумму налога, не подлежащую уплате из-за применения налоговых льгот (строка 600), а потом определить сумму исчисленного налога в строке 700 (строка 500 - строка 600).

Также в декларацию добавилась справочная строка (строка 1000) для глав крестьянских хозяйств, в которой они должны отражать доходы, не облагаемые ЕСН, - доходы от производства и реализации сельхозпродукции <4>.


<1> Приказ Минфина России от 17.12.2007 N 132н

<2> п. 3 Приказа Минфина России от 17.12.2007 N 132н; п. 7 ст. 244 НК РФ

<3> утв. Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649

<4> п. 5 ст. 238 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 7, 2008

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ С ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ДИВИДЕНДОВ

Дыбов А.И.

С 2008 года в пункте 2 статьи 275 Налогового кодекса появилась формула для расчета налога на прибыль и НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых российским организациям или физическим лицам - резидентам. Однако за прошедшее время стало ясно, что формула далека от совершенства и если налоги рассчитывать, не отступая от неё ни на шаг, то ничего путного не получится. Поэтому приведем формулу, которую диктуют экономический смысл и разъяснения Минфина. Также для удобства, мы разобьем её на две.

----------начало формулы--------------

Налог, удерживаемый из дивидендов российской организации (физического лица - резидента РФ) = Сумма дивидендов к выплате российской организации (физическому лицу - резиденту РФ) x 9% x ( Общая сумма дивидендов к выплате российским организациям и физическим лицам - резидентам РФ - Сумма полученных дивидендов (см. формулу ниже) )
-------------
-----------
Общая сумма дивидендов к выплате российским организациям и физическим лицам - резидентам РФ

------------конец формулы------------

----------начало формулы--------------

Сумма полученных дивидендов = Общая сумма дивидендов, полученная организацией - налоговым агентом к моменту распределения ею дивидендов в текущем и предыдущем году - Сумма полученных дивидендов, ранее участвовавшая в расчете - Сумма полученных дивидендов, облагаемых по ставке 0%

------------конец формулы------------

Обратите внимание, расчет надо начинать именно с суммы полученных дивидендов, то есть со второй формулы. Ведь если сумма полученных вами дивидендов превысит сумму дивидендов к выплате, то в скобках первой формулы получится отрицательный результат. Значит и сумма удерживаемого налога будет отрицательной. Налог на прибыль, как, впрочем, и НДФЛ, в этом случае с дивидендов не удерживаются (п. 2 ст. 275, п. 2 ст. 214 НК РФ).

Пример. Расчет налога на прибыль и НДФЛ с сумм выплачиваемых дивидендов

Между участниками ООО "Сплошнаяприбыль" распределена чистая прибыль 2007 г. в сумме 20 800 руб., из них:

- 8320 руб. - участнику А.Н. Коробочке;

- 6240 руб. - участнику В.К. Ноздреву;

- 4160 руб. - участнику "Wewantprofits" LTD (организация - резидент Финляндии, местонахождение документально подтверждено);

- 2080 руб. - участнику ЗАО "Хотимдоходов".

В 2007 г. ООО "Сплошнаяприбыль" получило дивиденды от российского АО в сумме 5000 руб. (налог на прибыль был удержан организацией - источником выплаты). Дивиденды выплачены участникам 09.04.2008.

1. НДФЛ к удержанию из суммы прибыли, распределенной в пользу А.Н. Коробочки, составит 524 руб. (8320 руб. / (20 800 руб. - 4160 руб.) х 9% х (20 800 руб. - 4160 руб. - 5000 руб.)), соответственно, на руки она получит 7796 руб. (8320 руб. - 524 руб.) Срок уплаты налога - 09.04.2008, то есть в один день с днем выплаты дивидендов.

2. НДФЛ к удержанию из доходов В.К. Ноздрева равен 393 руб. (6240 руб. / (20 800 руб. - 4160 руб.) х 9% х (20 800 руб. - 4160 руб. - 5000 руб.)), а сумма дивидендов к выплате - 5847 руб. (6240 руб. - 393 руб. = 5847 руб.) Срок уплаты налога - 09.04.2008.

3. Налог на прибыль к удержанию из дивидендов, начисленных в пользу "Wewantprofits" LTD, рассчитывается по ставке 12% (подп. "b" п. 1 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.96) и составит 499 руб. (4160 руб. х 12%), к выплате - 3661 руб. (4160 руб. - 499 руб.) Крайний срок уплаты налога, с учетом того, что исчисляется в рабочих днях - 14.04.2008 (три рабочих дня со дня выплаты - п. 2 ст. 287, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

4. Налог на прибыль к удержанию из дивидендов, распределенных в пользу ЗАО "Хотимдоходов", - 131 руб. (2080 руб. / (20 800 руб. - 4160 руб.) х 9% х (20 800 руб. - 4160 руб. - 5000 руб.)), к выплате - 1949 руб. (2080 руб. - 131 руб.) Крайний срок уплаты налога - 23.04.2008 (10 рабочих дней со дня выплаты - п. 4 ст. 287, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 4

О "НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ" ДИВИДЕНДАХ

Еферова Т.В.

Может ли налоговый агент удерживать налог на прибыль (НДФЛ) по ставке 9%, если дивиденды выплачиваются участникам ООО непропорционально их долям в уставном капитале?

ДА

НЕТ

Льготная налоговая ставка (9%) налога на прибыль (НДФЛ) установлена для дивидендов <1>.

Уставом общества может быть установлен иной (непропорциональный долям) порядок распределения прибыли между его участниками <2>.

Главы 23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ определяют дивиденды как любой доход от долевого участия вне зависимости от того, пропорционален он или нет долям участников в уставном капитале <3>.

В гражданском законодательстве закреплен принцип пропорционального распределения прибыли между участниками <4>.

Дивидендами для целей налогообложения признается любой доход, полученный участником при распределении чистой прибыли пропорционально его доле в уставном капитале организации <5>.

В случае непропорционального распределения прибыли между участниками соответствующие выплаты являются не дивидендами, а иными доходами <6> и облагаются по общим ставкам <7>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Московского округа

 

от 09.06.2004 N КА-А41/4477-04

ФАС Северо-Западного округа

 

от 12.01.2006 N А44-2409/2005-7

ФАС Уральского округа

 

от 12.12.2007 N Ф09-10292/07-C2

ИТОГО: 0

ИТОГО: 3


<1> п. 4 ст. 224, подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

<2> п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

<3> статьи 224, 275 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 06.02.2006 N 28-10/8041

<4> ст. 28 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"

<5> п. 1 ст. 43 НК РФ

<6> подп. 10 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 250 НК РФ

<7> п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 284 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.01.2006 N 03-03-04/1/65; Письмо УФНС России по г. Москве от 19.04.2007 N 20-12/036014@(а)

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 4

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАКСИМИЛЕ В ДОГОВОРЕ

Заграничная Т.Г.

Вопрос. На семинаре было упомянуто о возможных неприятностях, которые могут поджидать организацию в случае использования факсимильной подписи при заключении договора. Скажите, пожалуйста, какие именно негативные последствия это может за собой повлечь?

Т. З.: Во-первых, обращаю ваше внимание на то, что неблагоприятные последствия могут возникнуть не в любом случае использования факсимиле. Речь идет только о тех ситуациях, когда возможность использования такого аналога подписи не предусмотрена ни законом или иным правовым актом, ни соглашением сторон <1>. В этом случае считается несоблюденной простая письменная форма сделки <2>, и сделка может оказаться недействительной <3>.

Вопрос. А если дело доходит до суда, то страдают обе стороны - участницы договора?

Т. З.: Ну посудите сами. До арбитражного суда дело дойдет, если между вами и вашим контрагентом возникнет спор. А спор когда возникает? Самые стандартные ситуации: когда одна сторона что-то сделала или поставила, а вторая не заплатила, или наоборот - одна сторона все оплатила, а вторая - не сделала работу или не поставила товар. В суде одна из сторон ссылается на недействительность сделки. Что для таких случаев предусмотрено Кодексом? Что каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, то есть в итоге все должны, что называется, остаться при своем <4>. Но дело в том, что иногда довольно сложно разобраться, кто прав, а кто виноват в возникшем споре. Поэтому и выявить действительно пострадавшую сторону тяжело.

Показательно в этом смысле такое дело. Одна организация сдала другой в аренду нежилое помещение. Договор заключен, составлен акт приема-передачи помещения. По окончании срока действия договор пролонгируется. И вот всплывает дополнительное соглашение к договору, существенно повышающее размер арендной платы, а на нем вместо собственноручной подписи со стороны арендатора - факсимильный оттиск, проставление которого соглашением сторон не предусмотрено. Так как арендатор оплачивал аренду по старым ставкам, арендодатель обратился в суд, требуя от него дополнительных денег. Но требования арендодателя удовлетворены не были <5>. Нет оригинальной подписи одной из сторон - нет и дополнительного соглашения, а значит, нет и оснований требовать повышенной арендной платы. Все по закону? Да.

А вот вопрос о том, восторжествовала ли справедливость, остался открытым. Ответ на него будет положительным, если стороны действительно не заключали дополнительное соглашение об увеличении арендной платы. А если заключали? Значит, арендодатель потерял деньги, на которые рассчитывал.

Что тут можно посоветовать? Только одно: быть очень внимательным при заключении договоров и дополнительных соглашений к ним, не забывая о требованиях закона.

Вопрос. У нас, кстати, сейчас похожая ситуация. Довольно давно уже работаем с организацией, покупаем у нее товары. Представляете, они нам прислали письмо, в котором требуют уплаты задолженности по одному из договоров. Мы этот договор в глаза не видели и никогда не подписывали, а в договоре - факсимильная подпись нашего руководителя. Контрагент сейчас в суд подал иск, требует, чтобы мы уплатили долг. Будем судиться, надеемся, что выиграем дело. Ведь договор мы не заключали и никакого соглашения на использование факсимиле при заключении сделок не давали.

Т. З.: У вас есть все шансы выиграть. Кстати, в Девятом арбитражном апелляционном суде рассматривался аналогичный спор <6>. Ответчик его выиграл как раз по тому основанию, что подпись факсимильная и нет на это соответствующего соглашения. Договор был признан недействительным, а значит, и не являющимся основанием для получения истцом денег от ответчика.

Между прочим, проблемы могут возникать и с использованием факсимиле в документах, связанных с исполнением договора. Это, например, товарные накладные, которые должны подтверждать факт поставки товара по договору. Если со стороны покупателя вместо подписи - факсимиле, то поставщику нужно быть готовым к тому, что плата за переданный товар может не поступить. А суд во взыскании задолженности откажет, потому что возможность проставления факсимиле на первичных документах, имеющих финансовые последствия, законом не предусмотрена. Следовательно, такие накладные считаются составленными с нарушением закона и не могут подтверждать передачу товара покупателю, а значит, и возникновение у покупателя обязанности по оплате <7>.

Вопрос. А какие еще возможны ситуации, связанные с проставлением факсимиле?

Т. З.: Встретилось мне судебное решение, правда, 2005 года, но подозреваю, что ситуация эта нередка. Суть вот в чем. Две организации заключили договор поставки. Товар получил представитель контрагента. Оплата от покупателя не поступила, и поставщик подает в суд, требуя денег за товар. Казалось бы, в чем проблема? Да в том, что представитель, который получал продукцию, действовал на основании доверенности, а собственноручная подпись директора организации на доверенности отсутствует, вместо нее - факсимиле. Выдача доверенности - это односторонняя сделка <8>, поэтому соглашения сторон о факсимильном воспроизведении подписи здесь быть не может. И никаким законом использование факсимиле на доверенности также не предусмотрено. Следовательно, у представителя полномочий на получение товара не было, поэтому истцу в удовлетворении иска отказали <9>.

Вопрос. А были ли случаи, когда отсутствие письменного соглашения на проставление факсимиле все-таки не влекло признания сделки недействительной?

Т. З.: Да, такие ситуации тоже встречаются. Довольно интересное, на мой взгляд, дело рассматривал ФАС Московского округа <10>. Речь шла о договоре на выполнение опытно- конструкторских работ. Заказчик посчитал договор незаключенным, потому что в нем отсутствовали сроки выполнения работ. Однако исполнитель работы выполнил, заказчик их оплатил, но решил, что исполнитель тем самым неосновательно обогатился. Одним из аргументов заказчика был тот, что на самом деле работы им приняты не были, поскольку на актах приемки выполненных работ и накладных была факсимильная подпись генерального директора. Нужно сказать, что ко времени рассмотрения дела этот генеральный директор уже стал бывшим директором и выступал в суде в качестве свидетеля. Он сообщил, что факсимиле было проставлено по его распоряжению, а контрагент против такой подписи не возражал. На основании этого суд сделал вывод о том, что документы, подтверждающие выполнение работ, составлены по всем правилам гражданского законодательства и свидетельствуют об обязанности заказчика оплатить работы, следовательно, ни о каком неосновательном обогащении и речи быть не может.

Вопрос. А ведь возможна ситуация, когда вместо собственноручной подписи одной из сторон - факсимиле, письменное соглашение отсутствует, но при этом другая сторона договор спокойно подписала. Не означает ли это, что тем самым она согласилась на использование факсимиле?

Т. З.: Некоторые суды полагают, что если получен договор или дополнительное соглашение к нему с факсимильным воспроизведением подписи и при этом сторона его безоговорочно акцептовала, то это означает ее согласие на факсимиле и на все условия договора или дополнительного соглашения <11>.

Ну и, конечно, если ни одна из сторон не заявляет о недействительности договора по причине использования факсимиле, то это должно означать, что в этом вопросе достигнуто согласие, хотя и отсутствует письменное соглашение. Следовательно, договор заключен и влечет правовые последствия <12>.


<1> п. 2 ст. 160 ГК РФ

<2> п. 1 ст. 160 ГК РФ

<3> п. 2 ст. 162, п. 1 ст. 167 ГК РФ

<4> п. 2 ст. 167 ГК РФ

<5> Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.09.2007 N А60-3773/2007-С1

<6> Постановление от 25.04.2007 N 09АП-15604/2006-ГК

<7> Постановление ФАС Центрального округа от 09.10.2007 N А09-8896/06-4

<8> п. 2 ст. 188 ГК РФ

<9> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.04.2005 N А11-1742/2003-К1-10/164

<10> Постановление от 25.06.2007 N КГ-А40/5478-07

<11> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2006 N Ф04-2452/2006(20699-А27-10)

<12> Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 N А35-1344/05-с14

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 4

О ВЫЧЕТЕ НДС ПО СЧЕТУ-ФАКТУРЕ С ФАКСИМИЛЕ

Щигарев С.А.

Правомерно ли принятие к вычету НДС по счету-фактуре, подписанному с использованием факсимиле?

ДА

НЕТ

Счет-фактура должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью <1>.

Факсимильная подпись является способом выполнения оригинальной личной подписи, а НК РФ не содержит каких-либо запретов на ее использование.

Использование при совершении сделок факсимиле допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон <2>.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает использование факсимильного воспроизведения подписи.

Счет-фактура является документом, имеющим финансовые последствия, а законодательством РФ не предусмотрена возможность использования факсимиле в такого рода документах.

Гражданское законодательство не применяется к налоговым и иным финансовым отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении <3>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 29.10.2007 N А82-2963/2006-28

 

ФАС Восточно-Сибирского округа

 

3 решения <4>

ФАС Дальневосточного округа

 

9 решений <5>

ФАС Западно-Сибирского округа

2 решения <6>

от 29.01.2007 N Ф04-8449/2006(29482-А46-33)

ФАС Московского округа

3 решения <7>

 

ФАС Поволжского округа

от 23.03.2006 N А49-11937/05-521А/17

4 решения <8>

ФАС Северо-Западного округа

3 решения <9>

от 24.01.2005 N А13-6464/04-19

ФАС Северо-Кавказского округа

от 20.06.2007 N Ф08-3531/2007-1429А

 

ФАС Уральского округа

3 решения <10>

от 14.08.2007 N Ф09-6377/07-С3

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

от 09.07.2007 N 17АП-4357/2007-АК

ИТОГО: 14

ИТОГО: 20


<1> п. 6 ст. 169 НК РФ

<2> п. 2 ст. 160 ГК РФ

<3> п. 3 ст. 2 ГК РФ

<4> см. Постановления от 06.08.2007 N А33-2095/07-Ф02-4010/07, от 06.10.2005 N А19-5465/04-5-Ф02-4848/05-С1, от 20.07.2005 N А19-2073/05-5-Ф02-3384/05-С1

<5> см. Постановления от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5431, от 28.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1690, от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1849, от 18.05.2006 N Ф03-А51/06-2/879, от 02.02.2005 N Ф03-А51/04-2/3404, от 21.12.2005 N Ф03-А51/05-2/3877, от 07.12.2005 N Ф03-А51/05-2/3844, от 02.11.2005 N Ф03-А51/05-2/3488, от 08.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1237

<6> см. Постановления от 01.06.2005 N Ф04-3163/2005(11544-А46-3), от 01.06.2005 N Ф04-3163/2005(11544-А46-3)

<7> см. Постановления от 17.07.2007 N КА-А41/5085-07, от 27.06.2006 N КА-А40/5367-06, от 15.05.2006 N КА-А40/2894-06

<8> см. Постановления от 19.07.2007 N А65-3666/2006, от 03.05.2007 N А57-4249/06, от 21.06.2007 N А57-4833/06-33, от 18.01.2005 N А12-9345/04-С10

<9> см. Постановления от 08.11.2007 N А56-44634/2006, от 30.08.2007 N А42-4217/2006, от 01.08.2007 N А42-5766/2006

<10> см. Постановления от 16.01.2008 N Ф09-11118/07-С2, от 24.09.2007 N Ф09-7822/07-С2, от 19.04.2007 N Ф09-2754/07-С2

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 4


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное