Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.10.2017


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно

Система КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня! Просто зарегистрируйтесь и начните работать. Оцените все преимущества КонсультантПлюс!

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 20.10.2017

Содержание

КАДРОВАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

М.А. Кокурина, старший юрист

Работодатель не обязан уплачивать комиссию за перечисление сумм в погашение долгов своего работника по исполнительному производству. В трудовой книжке лучше зачеркивать только то, что прямо разрешено. Но даже если вычеркнуто лишнее, санкций быть не должно при условии, что перечеркнутый текст читается без труда.

Основание перемены фамилии зачеркивать в трудовой книжке не нужно

@ У сотрудницы в трудовой книжке было внесено изменение первой фамилии на основании свидетельства о разводе. Сейчас она изменила фамилию еще раз. Я ее последнюю фамилию зачеркнула и написала новую. Слева на обложке написала основание внесения последних изменений (свидетельство о перемене фамилии). Но еще я зачеркнула первое обоснование смены фамилии одной чертой. Является ли это ошибкой, из-за которой трудовую книжку могут признать недействительной, и что мне теперь делать?

- Трудовая книжка не может быть признана недействительной. Такой процедуры в действующем законодательстве нет.

Недействительными могут быть признаны отдельные записи в трудовой книжке, если работник обратится с таким требованием в суд. В споре по этому вопросу суд может поддержать работника, если в трудовой книжке было много ошибочных записей, сделанных работодателем при заполнении ее разных разделов, из-за чего нельзя было четко видеть, где трудился работник, в какой период какие должности занимал <1>.

В вашей ситуации все записи внесены верно и признавать недействительным только зачеркивание обоснования смены фамилии у работника не будет необходимости.

Кроме того, вам не понадобится делать дубликат книжки. Ведь работник может требовать его, если трудовая книжка испорчена. В вашем случае она не может считаться испорченной, потому что:

- первая запись о смене фамилии зачеркнута аккуратно, а не заштрихована <2>, и весь текст под чертой читается;

- есть полное и читаемое обоснование последней смены фамилии;

- новое исправление фамилии работницы внесено верно;

- отсутствуют неверные или признанные недействительными записи. Например, запись об увольнении, которое позднее было признано незаконным через суд <3>.

Поэтому не нужно ничего исправлять в трудовой книжке, делать какие-либо справки работнице или выдавать ей дубликат трудовой книжки.

Запись о смене своей фамилии кадровик заверяет сам

@ Я главный бухгалтер и сама веду кадровый учет. Вышла замуж и поменяла фамилию. Что мне делать со своими кадровыми документами?

- Вносите изменения сами. Подписывать их будете новой фамилией, когда получите паспорт с новой фамилией. Нужно будет в трудовой книжке <4>:

- зачеркнуть старую фамилию одной аккуратной чертой и над ней или правее написать новую фамилию;

- сделать запись на внутренней стороне обложки трудовой книжки, к примеру: "Фамилия Демьянова изменена на фамилию Пескарева на основании свидетельства о браке от 15.07.2017 N 123456789 и паспорта 3733 135790, выданного 18.08.2017 ОВД г. Краснодара. Инспектор по кадрам Пескарева".

Перечисление взыскателям долгов работника - за его счет

@ На нашего сотрудника пришли исполнительные листы об удержании задолженности банку в размере 50% от дохода должника. За проведение платежа банк возьмет комиссию. Кто должен ее уплатить: организация или работник?

Если работник, то как я должна ее удержать с учетом 50%-го ограничения на удержание из зарплаты?

- Расходы на перечисление долга по исполнительному листу - это не удержание, а затраты должника на погашение долга, которые по действующему законодательству несет он сам <5>. Поэтому вы можете вычесть уплаченную банку комиссию за проведение платежа из дохода сотрудника-должника.

Предположим, его доход, из которого вы должны удержать сумму долга, 10 000 руб. в месяц. Комиссия за проведение одного платежа - 32 руб. Тогда за месяц вы вычтете у работника из дохода:

- предельную сумму удержания по исполнительному листу - 4350 руб. ((10 000 руб. - 10 000 руб. x 13%) x 50%);

- сумму комиссии - 32 руб.

Оформлять каким-либо приказом удержание по исполнительному листу и уплату банковской комиссии работником вы не должны. А вот заполнить расчетный листок вы обязаны <6>. В нем укажите суммы, которые были начислены работнику за месяц, суммы, которые ему не были выплачены на руки, и основания такой невыплаты (удержание по исполнительному листу и оплата банковской комиссии при перечислении долга).

Внимание. Удерживаемые с работника по исполнительному листу суммы нужно перечислять взыскателю не позднее чем через 3 рабочих дня с даты выплаты дохода работнику <7>.

При запрете торговли работники были на рабочих местах? Платите им по полной!

@ У меня магазин по продаже пива. Продавцы в магазине работают по графику. В регионе иногда запрещают продажу алкогольной продукции повсеместно. Например, так было в праздничные дни 1 и 9 мая. Должен ли я оплачивать продавцам дни вынужденных выходных?

- В законодательстве нет понятия "вынужденные выходные". Оплата продавцам будет зависеть от того, как оформить подобные "выходные" и что работники будут делать в эти дни.

Вариант 1. Издается приказ о простое по причинам, не зависящим от работника или работодателя <8>. Работники ознакомляются с таким приказом под роспись. Независимо от того, находятся они дома с вашего разрешения или на рабочем месте, им нужно выплатить не менее 2/3 оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.

Вариант 2. Работникам объявлено об изменении графика сменности за месяц до введения нового графика. По новому графику им предоставлены выходные дни на те даты, когда запрещена торговля алкогольной продукцией <9>. Тогда оплачивать такие дни не нужно, поскольку это выходные дни по новому графику. Но имейте в виду, что с ним всех работников нужно ознакомить под роспись. Например, они могут расписаться на приказе о введении нового графика или в отдельном листе ознакомления с графиком.

Если не будет подтверждения того, что вы ввели новый график не позднее чем за месяц до начала его действия, трудинспекция может расценить это как нарушение трудового законодательства <10>.

А вот если вы ничего не оформляли ни по одному из вариантов, работники были на рабочих местах и, допустим, торговали другими товарами, имеющимися в магазине, помимо алкогольной продукции, то вы должны оплачивать обычные рабочие дни сотрудников в полном размере.

--------------------------------

1) Апелляционное определение Омского облсуда от 12.08.2015 N 33-5201/2015

2) Апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 04.08.2016 N 33-13016/2016

3) Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 30.04.2013 N 33-1313/2013

4) пп. 2.1, 2.3 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда от 10.10.2003 N 69; п. 26 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225

5) ч. 2, 3 ст. 98 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ; п. 9 разд. II Памятки - приложение N 1 к Методическим рекомендациям, утв. ФССП 19.06.2012 N 01-16; Письмо Роструда от 11.03.2009 N 1147-ТЗ

6) ст. 136 ТК РФ

7) ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 98 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

8) ст. 157 ТК РФ

9) ст. 103 ТК РФ

10) Решение ВС Удмуртской Республики от 24.10.2016 N 7-500/2016

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 2017, 20

ВОПРОСЫ ПО НДС: СЧЕТА-ФАКТУРЫ, УПД И ВЫЧЕТЫ

В конце сентября мы провели на своем сайте интернет-конференцию по НДС. В этой статье мы расскажем, как указывать в счете-фактуре адрес, чем грозят ошибки в нем, какие есть особенности при использовании УПД и при выставлении и регистрации авансовых счетов-фактур.

Адрес в счете-фактуре

@ С 1 октября 2017 г. в строке 2а счета-фактуры нужно указывать адрес в соответствии с ЕГРЮЛ. Например, у нас в ЕГРЮЛ написано: "347632, область Ростовская, район Сальский, город Сальск, улица Промышленная, дом 12".

Если мы в счете-фактуре с 1 октября пропишем: "347632, Ростовская область, г. Сальск, ул. Промышленная, 12", это не будет ошибкой?

- Правильно указывать полный адрес - как написано в ЕГРЮЛ. То есть надо указывать все адресообразующие элементы <1>.

Вместе с тем ошибки в указании адреса, в частности неуказание некоторых его элементов, на наш взгляд, не будут критичными.

Ведь они не препятствуют налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС <2>.

Так что проблем быть не должно, в том числе и у ваших покупателей с предъявлением к вычету НДС по вашим счетам-фактурам.

Номер госконтракта - в строку 8 счета-фактуры

@ Организация реализует товары по заключенным государственным контрактам (идентификатор госконтракта присвоен), субсидии из федерального бюджета не получает. Необходимо ли заполнять строку 8 в счете-фактуре?

- Да, необходимо. Строку 8 "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" надо заполнять в счетах-фактурах, выставленных по госконтракту, у которого есть идентификатор <3>.

Проверка адреса в счете-фактуре

@ С октября действует новая форма счета-фактуры. В строках 2а и 6а должен быть указан адрес поставщика из ЕГРЮЛ. То есть мы, покупатели, должны всегда проверять соответствие адреса продавца данным ЕГРЮЛ?

- Налоговый кодекс не вменяет покупателю в обязанность проверять соответствие адреса продавца, указанного в его счете-фактуре, его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Даже если адрес поставщика не соответствует адресу в ЕГРЮЛ, это не является основанием для отказа в вычете НДС.

Ведь такие ошибки не препятствуют налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС <4>.

Так что проблем с вычетом НДС быть не должно, если ваши операции реальны и поставщик отразил выставленный счет-фактуру в своей декларации, уплатив НДС в бюджет.

Форма счета-фактуры

@ В правом верхнем углу счета-фактуры, выписанного в III квартале 2017 г., указано, что счет-фактура оформлен в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 N 1137, но нет строки "(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 625)". Является ли это нарушением, которое может повлечь отказ в вычете НДС у покупателя?

- Наличие в правом верхнем углу счета-фактуры строк с указанием номера приложения и реквизитов Постановления Правительства, которым утверждена форма счета-фактуры, не обязательно. Такие записи не являются частью самой формы счета-фактуры.

Поэтому не принципиально, указана ли в этой записи актуальная редакция Постановления. На вычет НДС это не влияет.

Старый юридический адрес в счете-фактуре

@ У нашей организации изменился юридический адрес. Но некоторые поставщики указывают в счетах-фактурах наш старый адрес. Может ли этот факт послужить основанием для отказа ИФНС в вычете входного НДС?

- Конечно, безопаснее попросить поставщиков выставить вам исправленные счета-фактуры.

Однако не должно быть проблем с вычетом НДС и по счетам-фактурам с вашим старым адресом. Понятно, что это ошибка. Но она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС <5>. А значит, не препятствует вычету входного НДС.

Счет-фактура выставлен с опозданием

@ Поставщик выставил покупателю счет-фактуру 6 сентября 2017 г. за услугу, оказанную в апреле 2017 г. Можно ли принять к вычету НДС по такому документу в сентябре?

- Продавец, забыв вовремя составить счет-фактуру, допустил ошибку <6>. Однако такая ошибка не мешает налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, сумму НДС и стоимость самих товаров, работ или услуг. Так что она не препятствует вычету НДС у покупателя <7>. Согласен с этим и Минфин <8>.

Таким образом, покупатель может заявить вычет НДС по счету-фактуре, выставленному поставщиком с опозданием. Если исполнитель (поставщик) отразит такой счет-фактуру в книге продаж, то программа налоговиков при проверке НДС-деклараций обнаружит соответствие. И никаких вопросов не возникнет. Главное - чтобы выполнялись иные условия для принятия к вычету НДС <9>.

Поставщик же должен учесть, что зарегистрировать счет-фактуру, выставленный с опозданием, надо в книге продаж того налогового периода, в котором возникло обязательство по уплате НДС <10>. То есть сделать это нужно во II квартале 2017 г. (когда были оказаны услуги). Если такая реализация не была отражена в НДС-декларации за II квартал, то надо исправить ошибку, подав уточненную декларацию. Но предварительно надо доплатить налог и уплатить пени <11>.

УПД по услугам

@ Можно ли на услуги выписывать УПД?

- Да, для передачи выполненных работ или подтверждения фактов оказания услуг можно выписывать универсальный передаточный документ <12>.

УПД на услуги и товар

@ Можно ли выписать один УПД на услуги и товар?

- Налоговый кодекс не содержит требования о выставлении отдельного счета-фактуры на каждый вид продукции или услуг. В одном счете-фактуре по самостоятельным позициям можно одновременно указать всю отгрузку (товары, работы, услуги) в адрес одного покупателя, если соблюдаются установленные сроки выставления счетов-фактур <13>.

Точно так же и один УПД можно выписать как на товар, так и на услуги. Но только если такие услуги уже оказаны и они являются сопутствующими по отношению к поставке товара (предусмотрены одним договором вместе с поставкой товаров) <14>. Например, если компания по одному договору реализует товар и оказывает услуги по его расфасовке и упаковке.

Связано это с тем, что в строке 8 нетабличной части УПД "Основание передачи (сдачи)/получения (приемки)" надо указать информацию об основании проведения операции, позволяющую однозначно определить отношения, в которые стороны вступают при совершении операции. Как правило, это реквизиты договора, соглашения и т.д. Если по этой строке будет указано несколько оснований (несколько договоров или иных документов), то, по мнению ФНС, это не даст возможности однозначно определить содержание факта хозяйственной жизни. Тем самым нарушаются требования, предъявляемые к первичным документам <15>.

Внимание. УПД совмещает в себе отгрузочный первичный документ и счет-фактуру. Из УПД должно быть четко видно, что отгружено/выполнено/оказано, когда и кто принял товары, работы или услуги.

Следуя такой логике, можно сделать вывод, что если поставка товаров предусмотрена одним договором, а оказание услуг - другим, то надо делать разные УПД. Даже если оказание услуг происходит в тот же день, что и поставка товаров.

УПД по старой форме

@ Поставщик в сентябре 2017 г. выставил УПД без строки 8 "Идентификатор госконтракта, договора". Корректен ли такой УПД и можно ли принять его к учету, а НДС по нему к вычету?

- В УПД и УКД есть "счет-фактурная" часть. Именно поэтому по УПД и УКД возможен вычет НДС.

Если в УПД, выписанном во II квартале 2017 г., нет строки 8, то он составлен по устаревшей форме <16>. Учитывая это обстоятельство, безопаснее попросить поставщика выставить вам исправленный УПД по новой форме.

Однако, по мнению специалиста налоговой службы О.С. Думинской (интервью с ней можно прочитать в журнале "Главная книга", 2017, N 14, с. 10), выставление счета-фактуры по старой форме (без строки 8 "Идентификатор государственного контракта...") не должно лишать покупателя права на вычет. Отсутствие строки 8 можно рассматривать как несущественную ошибку <17>. Ведь она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС.

Кроме того, показатель строки 8 счета-фактуры не отражается ни в книге продаж, ни в книге покупок. Следовательно, его отсутствие никак не повлияет на результаты сопоставления операций в программном комплексе "АСК НДС-2", проводимого при камеральной проверке НДС-деклараций.

Так что, если поставщик откажется выставить вам исправленный УПД, можете зарегистрировать в книге покупок имеющийся УПД (в котором отсутствует строка 8), тем самым заявив вычет входного НДС по нему.

Не принятый обратно товар

@ Торгуем оптом запчастями, получили товар от поставщика. Часть его хотели вернуть, оформили УПД N 927 на возврат товара. Поставщик возврат не принял: товар имеет явные повреждения. Как отразить непринятый возврат в книге продаж и в книге покупок? Просто удалить выписанный УПД на возврат мы не можем.

- Как ясно из вопроса, вы уже отразили в учете возврат товара в качестве обратной реализации, выставив свой УПД N 927. Таким образом, теперь ваша компания выступает в роли продавца товара.

На дату такого возврата (обратной реализации) вам надо было начислить НДС и зарегистрировать УПД N 927 в книге продаж <18>. Входной налог, относящийся к стоимости возвращенного товара и принятый к вычету, восстанавливать не надо.

При отказе бывшего поставщика от принятия всей партии поврежденного товара вам нужно зарегистрировать в книге покупок первичный ("возвратный") УПД N 927, который был выставлен при отгрузке <19>. Заметим, что корректировочный УПД выставляется и регистрируется в книге покупок в случае возврата лишь части товара <20>.

НДС по УПД N 927 вы можете принять к вычету после того, как возврат товаров будет отражен в бухучете, но не позднее года со дня такого возврата <21>.

--------------------------------

1) п. 1 ст. 2 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ; Письмо УФНС по г. Москве от 17.02.2015 N 16-15/013654

2) абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина от 02.04.2015 N 03-07-09/18318

3) подп. "н" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)

4) абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина от 02.04.2015 N 03-07-09/18318

5) абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ; Письма Минфина от 02.04.2015 N 03-07-09/18318, от 08.08.2014 N 03-07-09/39449

6) п. 3 ст. 168 НК РФ

7) пп. 1, 2 ст. 169 НК РФ

8) Письмо Минфина от 25.01.2016 N 03-07-11/2722

9) пп. 5, 5.1, 6 ст. 169, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

10) п. 2 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137

11) ст. 81 НК РФ

12) Письма ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96, от 05.06.2017 N ЕД-4-15/10623

13) Письма Минфина от 10.11.2015 N 03-07-09/64493, от 30.10.2009 N 03-07-09/51

14) Письмо ФНС от 23.09.2016 N ЕД-4-15/17910

15) ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ

16) Письма ФНС от 14.09.2017 N ЕД-4-15/18322; Минфина от 08.09.2017 N 03-07-09/57881

17) абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ

18) Письмо ФНС от 21.04.2014 N ГД-4-3/7593 (п. 1.1)

19) Письма Минфина от 22.08.2016 N 03-07-11/48963; ФНС от 14.05.2013 N ЕД-4-3/8562@

20) п. 12 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением N 1137; Письма Минфина от 01.04.2015 N 03-07-09/18053; ФНС от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@

21) п. 4 ст. 172 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2017, N 20

КАК ПОДАВАТЬ ПОЯСНЕНИЯ К НДС-ДЕКЛАРАЦИИ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

С 2017 г. пояснения к НДС-декларации, которые может запросить инспекция в рамках камеральной проверки, почти всем надо подавать в электронном виде. Однако и этого мало: необходимо придерживаться определенного формата. Иначе налогоплательщику грозит штраф.

Получаем требование о представлении пояснений

НДС-декларацию практически все должны сдавать в электронном виде. При камеральной проверке вашей декларации налоговики могут обнаружить нестыковки и несоответствия. К примеру, данные, указанные в вашей декларации, могут не совпадать со сведениями ФНС, полученными из отчетности ваших контрагентов. В такой ситуации инспекция запросит пояснения, выслав вам требование <1>.

Причем по одной декларации может быть затребовано несколько пояснений.

После этого вы должны выслать инспекции по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме полученного требования. Сделать это нужно в течение 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом <2>.

Определяем, что в декларации не так

Надо понять, что именно инспекция просит вас пояснить, и подготовить необходимые пояснения. Перечень операций, по которым у инспекции возникли вопросы, должен прилагаться к требованию <3>.

Если у налоговиков возникли сомнения в отношении сведений из разделов 8-11 НДС-декларации, вы можете получить таблицу, в которой напротив каждой спорной операции будет указан код возможной ошибки <3> (см. с. 52).

Помните, что на представление пояснений Налоговый кодекс отводит 5 рабочих дней <4>. Подавать их имеет смысл, если вы не допустили ошибок либо эти ошибки не привели к занижению базы по НДС и/или недоплате налога.

Если же вы понимаете, что в результате допущенной ошибки оказалась занижена сумма НДС к уплате, можете не направлять в инспекцию пояснения. Однако в те же 5 рабочих дней надо направить в инспекцию уточненную НДС-декларацию в электронном виде через ТКС <5>. Тогда камеральная проверка первоначальной декларации прекратится и инспекция начнет проверять вашу уточненку. Соответственно, трехмесячный срок, отпущенный на камеральную проверку, начнет течь заново.

КОДЫ ОШИБОК, ОБНАРУЖЕННЫХ В НДС-ДЕКЛАРАЦИИ

Код ошибки 1: Запись об операции отсутствует в декларации контрагента либо допущенные ошибки не позволяют индентифицировать запись о счете-фактуре и сопоставить ее с данными контрагента

Код ошибки 2: Не соответствуют данные об операции между разделом 8 "Сведения из книги покупок" (приложением 1 к разделу 8) и разделом 9 "Сведения из книги продаж" (приложением 1 к разделу 9) вашей собственной декларации. Например, такое возможно при принятии к вычету суммы НДС, ранее исчисленного к уплате при получении аванса

Код ошибки 3: Данные об одной и той же операции, указанные в разделах 10 и 11 декларации, не стыкуются между собой

Код ошибки 4: Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе раздела - в таком случае номер этой графы указывается в скобках. Если граф с ошибками несколько, то они будут указаны в скобках через ";"

Готовим ответные пояснения

Важно понять, как вам "упаковать" свои пояснения.

Обратите особое внимание на то, что с 24.01.2017 пояснения по НДС-декларации надо направлять:

- только по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота;

- только в соответствии с утвержденным форматом <6>. Сейчас сделать это довольно просто: в программе оператора ЭДО надо нажать на кнопку "Ответить на требование". Автоматически откроется форма, предложенная налоговой службой для заполнения.

Вбиваете в нее требуемые данные и отсылаете в налоговую.

Помимо пояснений, можно дополнительно представить инспекции документы (скан-образы), подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию <7>. Либо можно направить в инспекцию дополняющее письмо в произвольной форме.

Если же вы подадите пояснения на бумаге, в канцелярии инспекции у вас могут их принять, поставить на вашем экземпляре отметку о принятии. Но сами пояснения будут считаться непредставленными <8>. Значит, вас могут оштрафовать.

Пояснения электронные, да не те...

Рассмотрим такую ситуацию. В рамках камеральной проверки НДС-декларации бухгалтер получила из ИФНС по ТКС требование о представлении пояснений. Причина - выявлены расхождения с контрагентом по счету-фактуре, отраженному в книге покупок.

Бухгалтер подтвердила получение требования (направила квитанцию).

Чтобы развеять все сомнения проверяющих, бухгалтер решила выслать им скан-образ спорного счета-фактуры, дополнив его текстовыми объяснениями, касающимися этой ситуации. Сделано все было в срок и по ТКС: в программе бухгалтер нажала кнопку "Написать письмо", приложила к этому электронному письму выбранные файлы и отправила его в инспекцию.

Внимание. Если вы не представите в пятидневный срок пояснения либо уточненную декларацию, то вашу организацию оштрафуют на 5 000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф вырастет до 20 000 руб. <9>

Каково же было удивление бухгалтера, когда через некоторое время ей пришло уведомление о необходимости получения акта проверки по факту несвоевременного представления ответа на требование по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. В инспекции сказали, что надо было дать формализованный ответ <10>, а бухгалтер дала неформализованный.

Штраф - 5 000 руб. И это несмотря на то, что инспекция не отрицает получение по ТКС электронного письма с пояснениями от бухгалтера.

Формат пояснений по НДС-декларации

ПОЛЯКОВА Алевтина Юрьевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС в определенных случаях инспекция может направлять требование в адрес налогоплательщика о представлении в течение 5 дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в декларацию по НДС <11>.

Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, пояснения в ответ на требование в рамках камеральной налоговой проверки представляют также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России <12>. Этот формат описывает требования к XML-файлам (файлам обмена) представления в налоговые органы пояснений к декларации по НДС.

Однако положения статей 88 и 129.1 НК РФ не содержат указание на то, что пояснения, представленные в электронном виде, но не по установленному формату, не считаются представленными.

Следуя такой логике, центральный аппарат ФНС уже отменил одно из решений Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Этим решением на основании п. 1 ст. 129.1 НК инспекция наложила на организацию штраф 5 000 руб. за то, что она представила пояснения в электронной форме, но не по утвержденному формату, а обычным письмом с прикреплением копий первичных документов.

И это несмотря на то, что инспекция воспользовалась полученными пояснениями и даже ссылалась на них в акте камеральной проверки. Как видим, ФНС с таким подходом и таким штрафом не согласилась <13>.

До выхода в свет этого решения налогоплательщикам, попавшим в сходную ситуацию, удавалось лишь снизить штраф с учетом смягчающих обстоятельств. Однако теперь есть хорошие шансы добиться его полной отмены.

Причем весьма вероятно, что сделать это удастся в досудебном порядке. Если вас оштрафовали, напишите возражения (жалобу) и сошлитесь в своем документе на вышеуказанное решение налоговой службы. Оно опубликовано в открытом доступе на сайте nalog.ru <14>.

Причем внизу этой интернет-страницы есть большая синяя кнопка, которой ФНС предлагает воспользоваться для отправки сообщения об иной позиции вашего налогового органа. Правда, полноценной жалобой или обращением в ФНС подобное сообщение не является. Направляемая таким способом информация используется ФНС лишь для сокращения числа налоговых споров.

* * *

Итак, пояснения к декларации по НДС не считаются представленными, только если они сданы на бумажном носителе <15>. А за пояснения, представленные в несоответствующем формате, но в электронной форме по ТКС, штрафа быть не должно.

Но чтобы избежать споров, отвечайте прямо на полученное требование - по утвержденному формату. Если вы хотите представить инспекции дополнительную информацию, можете дополнительно выслать электронное письмо в произвольной форме и приложить к нему сканы счетов-фактур и других документов.

--------------------------------

1) п. 3 ст. 88 НК РФ

2) п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ

3) приложение к Письму ФНС от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395

4) п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ

5) п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ

6) Приказ ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ (далее - Приказ ФНС); Письмо ФНС от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1443

7) п. 4 ст. 88 НК РФ; приложение к Письму ФНС от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395

8) п. 3 ст. 88 НК РФ

9) пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ

10) Приказ ФНС

11) п. 3 ст. 88 НК РФ

12) Приказ ФНС

13) Решение ФНС от 13.09.2017 N СА-4-9/18214@

14) nalog.ru > Электронные сервисы > Решения по жалобам > Дата публикации: 15 сентября 2017 г.

15) п. 3 ст. 88 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 19

КАК ПОСТАВИТЬ НА УЧЕТ "ВМЕНЕННУЮ" ТОРГОВУЮ ТОЧКУ

А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Планируя открытие нового магазина, вмененщик обычно задается вопросом: надо ли об этом сообщать в ИФНС? Торговая компания должна состоять на учете как плательщик ЕНВД в инспекции по месту ведения деятельности в каждом муниципальном образовании, где намерена отчитываться по этому спецрежиму.

Если же торговая точка не первая на территории муниципалитета, повторно вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД, конечно, не нужно.

Если компания только переходит на вмененку

Перейти на вмененку с ОСН организация может с любой удобной даты: привязки перехода к началу года или к началу квартала как налогового периода по ЕНВД положения НК не содержат. А вот перейти на уплату ЕНВД с УСН по одному виду деятельности можно только с начала следующего года, поскольку отказаться от упрощенки в середине года нельзя <1>. Если же компания в течение года начинает вести новый вид деятельности, то может сразу начать платить по нему ЕНВД.

В течение 5 рабочих дней со дня, с которого хотите платить ЕНВД, надо подать в ИФНС по месту ведения деятельности заявление о постановке на "вмененный" учет по форме N ЕНВД-1 <2>. Например, чтобы перейти на ЕНВД с 01.07.2017, заявление нужно подать не позднее 07.07.2017 <3>.

Если магазины находятся в разных городских округах или муниципальных районах, подведомственных разным ИФНС, заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД должно быть подано в каждую инспекцию. А если магазины находятся на разных территориях одного муниципального района, городского округа или города федерального значения, которые обслуживаются разными ИФНС, то заявление подается только в одну из них. Вставать на ЕНВД-учет в каждой инспекции в этом случае не нужно <4>.

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговики выдадут уведомление по форме 1-3-Учет <5>, подтверждающее постановку организации на учет в качестве плательщика ЕНВД. Днем постановки на учет будет считаться дата начала применения вмененки, указанная в заявлении по форме N ЕНВД-1.

Имейте в виду: заявление по форме N ЕНВД-1 надо подать даже в том случае, если компания будет отчитываться по ЕНВД в своей же инспекции, где она состоит на налоговом учете как юрлицо. За нарушение срока подачи заявления компанию могут оштрафовать на 10 000 руб. <6>

Совет. Если вы хотите, чтобы магазин работал на вмененке с первого дня существования компании, то подайте заявление по форме N ЕНВД-1 сразу после регистрации фирмы. А в качестве даты начала применения спецрежима укажите дату госрегистрации.

Если у компании уже есть магазины на вмененке

Если компания открывает новую торговую точку в том муниципальном образовании, где есть "вмененные" магазины, или в другом, но подведомственном той же ИФНС, то она не обязана снова подавать заявление по форме N ЕНВД-1. Но может направить эту форму с заполненным приложением налоговикам, чтобы проинформировать их о новом адресе ведения "вмененной" деятельности, о котором не сообщалось ранее. Инспекция будет рассматривать такое заявление именно как источник информации о новом объекте, по которому компания намерена платить ЕНВД.

Кроме того, нужно сообщить в ИФНС о создании обособленного подразделения. Конечно, за исключением случая, когда магазин будет филиалом организации, но, как правило, торговой точке такой расширенный функционал не нужен, поэтому мы будем говорить о создании просто ОП.

Итак, в идеальном с точки зрения налоговиков варианте при открытии новой "вмененной" точки компания должна:

- направить в ИФНС по месту нахождения самой организации сообщение о создании ОП по форме N С-09-3-1 <7> - в течение месяца со дня открытия ОП <8>;

- подать заявление по форме N ЕНВД-1 в ИФНС по месту ведения деятельности. Срок подачи не установлен, но лучше сделать это до представления декларации по ЕНВД.

А по окончании квартала надо будет заполнить еще один раздел 2 в декларации по ЕНВД по новому месту ведения деятельности и сдать декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом <9>.

Рассказываем руководителю. За несообщение о создании ОП директору компании грозит административный штраф в сумме 300 - 500 руб. <10>

Вместе с тем за неподачу заявления по форме N ЕНВД-1 в такой ситуации ничего не будет. А вот если налоговики узнают (например, в ходе камеральной проверки ЕНВД-декларации), что компания не сообщила о создании ОП, то за ведение деятельности без постановки на учет ее могут попытаться оштрафовать на сумму в размере 10% от дохода, полученного за "безучетный" период, но не менее чем на 40 000 руб. <11>

Правда, Минфин и ФНС считают, что за непредставление сообщения об открытии ОП компанию можно оштрафовать только на 200 руб. <12> Но налоговики на местах привлекают организации к ответственности именно за "безучетную" деятельность. В суде штраф можно оспорить, особенно если вмененщик исправно исчислял и платил ЕНВД по новому магазину. Ведь это означает, что налоговики так или иначе были осведомлены о торговом объекте и имели возможность его контролировать <13>.

Тем не менее суды нередко поддерживали налоговиков, штрафующих организации за незарегистрированные ОП как за деятельность без постановки на учет <14>. Однако недавно подобное дело было рассмотрено Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.

Судьи ВС РФ поддержали организацию, согласившись с тем, что в ситуации, когда нарушение порядка постановки на учет в инспекции заключалось лишь в несообщении о создании ОП, норма п. 2 ст. 116 НК РФ не применяется. И штраф ИФНС могла назначить только за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля <15>. При этом судьи учли, что компания добросовестно уплачивала налоги с доходов от деятельности, которая велась через "неучтенные" ОП <16>.

* * *

При подаче заявления по форме N ЕНВД-1 (как для постановки на учет, так и для информационных целей) не нужно прикладывать документы, подтверждающие, что объект соответствует "вмененным" критериям. К примеру, по площади торгового зала - договор аренды, техпаспорт и прочее. И требовать такие документы налоговики не должны <17>. То есть для перехода на ЕНВД достаточно своевременно подать заявление с указанием даты начала применения спецрежима.

--------------------------------

1) п. 3 ст. 346.13 НК РФ

2) приложение N 1 к Приказу ФНС от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@

3) пп. 2, 3 ст. 346.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

4) п. 2 ст. 346.28 НК РФ; Письма Минфина от 28.08.2015 N 03-11-11/49675, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241

5) п. 3 ст. 346.28 НК РФ; приложение N 2 к Приказу ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@

6) п. 1 ст. 116 НК РФ; Письмо ФНС от 29.03.2016 N СА-4-7/5366

7) приложение N 3 к Приказу ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@

8) подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ

9) п. 3 ст. 346.32 НК РФ; п. 5.1 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@

10) ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

11) п. 2 ст. 116 НК РФ

12) п. 1 ст. 126 НК РФ; Письма ФНС от 27.02.2014 N СА-4-14/3404; Минфина от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946

13) Постановление АС УО от 26.03.2015 N Ф09-1034/15

14) Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 N Ф04-5897/2016

15) п. 1 ст. 126 НК РФ

16) Определение ВС от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377

17) Письмо ФНС от 28.12.2015 N ГД-18-14/1644

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" 2017, N 18

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное