Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.12.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 18.12.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

В трудовом договоре с работником предусмотрено, что работнику могут выплачиваться премии и иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с положением о премировании и иными локальными нормативными актами организации, действующими на момент выплаты. Выплата выходных пособий положением об оплате труда не предусмотрена, коллективного договора нет. При этом при увольнении с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором стороны договариваются о расторжении трудового договора и организация, помимо обязательных выплат, предусмотренных действующим законодательством, обязуется выплатить работнику выходное пособие в определенном размере (несколько окладов). Выходное пособие выплачивается увольняемому работнику по основанию, не пред! усмотренному ст. 178 ТК РФ. В каком порядке учитываются для целей исчисления налога на прибыль указанные выплаты выходного пособия увольняемому работнику?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Росси! йской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективн ыми договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка.

Вместе с тем на основании вышеуказанной статьи трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. При этом согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельными приложением к трудовому договору ! либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Учитывая изложенное, расходы по выплате выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся неотъемлемой частью трудового договора, или коллективным договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/789

Вопрос:

Организация осуществляет дооборудование объектов основных средств. В период реконструкции (модернизации) оборудование не выводится из эксплуатации. В какой момент следует учесть в расходах по налогу на прибыль суммы соответствующей амортизационной премии: в месяце, следующем за месяцем ввода оборудования в эксплуат! ацию после его реконструкции, или в месяце завершения работ, т.е. в ме с яце изменения первоначальной стоимости оборудования?

Ответ:

Пунктом 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в целях гл. 25 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 Кодекса, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

При этом, в частности, налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в ! случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 Кодекса за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

Расходы в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) суммы расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, на основании п. 3 ст. 272 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 Кодекса приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств, в отношении которых были о! существлены капитальные вложения.

С учетом установленных гл. 25 Кодекса общих правил начала и прекращения начисления амортизации амортизация по объекту основных средств, который не выводился из эксплуатации в период реконструкции, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 Кодекса. Таким документом может являться акт по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/788

Вопрос:

В учетной политике организации для целей налога на прибыль закреплен метод начисления. Организация приобретает у векселедателей и третьих лиц векселя, предусматривающие начисление процентов, по цене ниже обозначенной на векселе денежной суммы (векселя с дисконтом). Как правильно учесть для целей налога на прибыль полученный дисконтный доход, в случае если вексель приобретен у векселедателя либо у третьих лиц?

Ответ:

Согласно ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к ценным бумагам относится, в частности, вексель.

В соответствии со ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводный вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

Отношения сторон по векселю регулируются Федеральным з! аконом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и Положе н ием о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341.

Согласно ст. 5 Положения о переводном и простом векселе векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты, т.е. при погашении векселя векселедатель обязуется выплатить помимо вексельной суммы определенный процент, который будет являться доходом векселедержателя.

Помимо процентных векселей существуют дисконтные векселя, заранее заявленный доход по которым исчисляется в виде разницы между вексельной стоимостью и ценой размещения.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким ! образом, при выдаче векселедателем векселедержателю векселей с дисконтом, предусматривающих начисление процентов на вексельную сумму, доходы, полученные по таким векселям, относятся у векселедержателя к полученным процентам по ценным бумагам.

Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 328 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ! ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - усл овиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 НК РФ.

Порядок налогового учета не изменяется, если вексель приобретен у третьих лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 декабря 2009 г. N 03-03-06/2/230

Вопрос:

В связи с разъездным характером работы некоторые работники организации используют личные автомобили (объем двигателя до 2000 куб. см) для служебных поездок, что зафиксировано в трудовых договорах работников. При этом работнику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 6000 руб., включающая возмещение расходов на топливо, износ, техническое обслуживание и ремонт автомобиля. 1. Учитывается ли данная компенсация при исчислении НДФЛ и ЕСН в пределах норм, установленных Правительством РФ, а также сверх указанных норм? 2. Учитывается ли при исчислении налога на прибыль организации данная компенсация, выплачиваемая работнику за вр! емя его нахождения в очередном отпуске или на больничном?

Ответ:

1. По вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм компенсационных выплат работнику за использование его личного транспорта в служебных целях.

Пунктом 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачи! вается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, л ичного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Так как установление специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, использование в этих целях норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", не будет противоречить положениям п. 3 ст. 217 Кодекса и пп. 2 п. 1 ст.! 238 Кодекса.

При этом сами такие выплаты могут производиться в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, как это предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумма компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, выплачиваемая работнику в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92.

Что касается налогообложения единым социальным налогом сумм компенсаций за использование личного автотранспорта в размере, превышающем утвержденные нормы, то в соответствии со ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации! .

Учитывая положения п. 3 ст. 236 Кодекса, согласно которым ука занные в п. 1 данной статьи Кодекса выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанная компенсация не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

2. По вопросу учета в целях налогообложения прибыли компенсаций за использование личного транспорта.

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленн! ых Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такие нормы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92.

Так, согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 в составе прочих расходов учитывается компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в следующих пределах:

- при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц;

- при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц.

При этом следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оце! нка которых выражена в денежной форме.

Учитывая изложенное, ком п енсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля, выплачиваемая работнику за время его нахождения в очередном отпуске или на больничном, т.е. за время, когда личный транспорт этого работника фактически не использовался в указанных целях, не может учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/87

Вопрос:

Предприниматель - плательщик ЕНВД осуществляет розничную торговлю хозяйственными товарами с использованием ККТ через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала (склад, в котором оборудовано торговое место). Помимо физлиц, покупателями выступают муниципальные и государственные учреждения (школы, детские сады, поликлиники) по соответствующим государственным и муниципальным контрактам. Контракты заключаются в помещении склада, товар отпускается со склада и оплачивается путем безналичного пер! ечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя, предприниматель оформляет товарные накладные и счета-фактуры без выделения в них сумм НДС. Уставами учреждений предпринимательская деятельность не предусмотрена, товары используются учреждениями для обеспечения их текущей деятельности. Можно ли в целях уплаты ЕНВД признать торговлю товарами по муниципальным и государственным контрактам розничной торговлей?

Ответ:

Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится в том числе предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт).

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона! от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выпо лнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений в части заключения муниципальных и государственных контрактов с бюджетными учреждениями на покупку товаров по договорам розничной купли-продажи.

Вместе с тем в соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государст! венных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Исходя из п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Договор розничной купли-продажи преследует иные правовые цели и содержит в связи с этим ряд критериев, позволяющих выявить особенности его правового регулирования.

Так, согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товар! ов в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров.

Также следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300- 1 "О защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести товар.

Кроме того, исходя из ст. ст. 492 и 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в отличие от договора поставки.

Таким образом, учитывая положения Кодекса и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных и государственных контрактов розничной купли-продажи товаров с муниципа! льными и государственными учреждениями.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по муниципальным и государственным контрактам муниципальным и государственным учреждениям, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 декабря 2009 г. N 03-11-09/386

Вопрос:

Организация заключила с физлицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, договор аренды транспортного средства с экипажем. Ежемесячная арендная плата по договору составляет 30 тыс. руб., в том числе за услуги по управлению автомобилем своими силами - 17 тыс. руб. Достаточно ли договора аренды в качестве первичного документа для подтверждения расходов организации в целях налога на прибыль?

Ответ:

В целях налогообложения ! прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произвед енных расходов, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Таким образом, плата по договору аренды транспортного средства с экипажем состоит из двух частей, а именно из платы за аренду транспортного средства и платы за услуги по управлению этим транспортным средством.

Арендные платежи учитываются на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Учитывая то, что договор аренды транспортного средства с экипажем заключен с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством, в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ, могут учитываться в составе расходов на оплату труда.

При этом для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику. Таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг.

Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

В том случае, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы, возникающ! ие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, несет а рендатор, он вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их соответствующими документами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/780

Вопрос:

Организация (продавец недвижимости) заключила с физлицом договор купли-продажи объекта недвижимости (квартиры). По договору купли-продажи все расходы несет покупатель, в том числе производит оплату госпошлины в полном объеме за обе стороны договора в размере 1000 руб. (500 руб. за регистрацию права и 500 руб. за регистрацию сделки). Однако организация получила уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении данного объекта недвижимости в связи с непредставлением продавцом платежного поручения об оплате госпошлины в размере 3750 руб. Кем и в каком размере в такой ситуации должна уплачиваться госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

!

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) переход права собственности к покупателю по договору купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

При этом п. 2 ст. 558 ГК РФ установлено, что в случае продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры договор купли-продажи данных помещений подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Таким образом, при купле-продаже жилого помещения совершаются два регистрационных действия: государственная регистрация договора купли-продажи и государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Основан! ием для государственной регистрации возникновения права собственности согласно абз. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 16 Закона N 122-ФЗ для проведения государственной регистрации перехода права на основании договоров купли-продажи заявителям необходимо представить заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю.

На государственную регистрацию договора купли-продажи представляются заявления сторон договора или уполномоченных ими на то лиц при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей, если иное не установлено федеральным законом, о государственной регистрации договора купли-продажи.

В силу п. 1 ст. 11 и п. 5 ст. 18 Закона N 122-ФЗ за ! государственную регистрацию прав и договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 500 руб., юридическими лицами - 7500 руб.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплачивается плательщиками до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение данных юридически значимых действий на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл! . 25.3 "Государственная пошлина", государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Учитывая вышеизложенные нормы гражданского и налогового законодательства Российской Федерации, при государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи производит покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.

За государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения государственная пошлина уплачивается обеими сторонами договора.

Таким образом, при оформлении сделки по отчуждению жилого помещения организацией физическому лицу размер государственной пошлины для организации составит 3750 руб. (7500 руб. разделить на две стороны договора купли-продажи), а для физического лица составит 750 руб. (500 руб. - за регистрацию права собственности; 250 руб. - за регистрацию договора купли-продажи).

В соответствии с положениями с! т. ст. 45, 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О указано, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Следовательно, при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договора по отчуждению недвижимого имущества организацией физическому лицу в платежных документах должно быть указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно организацией и физическим лицом за совершение в отношении них юридич! ески значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, и именно за сч ет их собственных денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 ноября 2009 г. N 03-05-05-03/20

Вопрос:

Организация, помимо основного вида деятельности, осуществляет в других городах через свои обособленные подразделения деятельность, подпадающую под ЕНВД, - розничную торговлю книгами. Помимо продажи товаров, находящихся в собственности подразделения, планируется также реализация товаров по договорам комиссии. Выручка, полученная от покупателей за комиссионный товар, перечисляется комитенту, от которого поступает комиссионное вознаграждение. Подпадает ли под ЕНВД комиссионная торговля? В случае если да, является ли комиссионная торговля одним из видов розничной торговли в целях ЕНВД? В каком порядке представляются налоговые декларации по ЕНВД в данной ситуации?

Ответ:

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) систе! ма налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, в том числе розничной торговли.

Согласно ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом, в частности розничную торговлю.

Пунктом 1 ст. 11 Кодекса определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства ! Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значен и и, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Статьей 346.27 Кодекса розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом комиссионная торговля, согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, - это розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами - комитентами, по договорам комиссии.

Таким образом, в целях гл. 26.3 Кодекса комиссионная торговля как один из видов розничной торговли подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В случае реализации товара по договорам комиссии не! обходимо руководствоваться положениями ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которой установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Таким образом, из ст. 990 ГК РФ следует, что комитент, фактически не осуществляющий розничную торговлю, не может быть признан налогоплательщиком единого налога на вмененный доход.

Деятельность комиссионера по осуществлению розничной торговли подлежит обложению единым налогом на вмененный доход только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени через объект организации торговли, который принадлеж! ит ему или используется им в предпринимательской деятельности на право вых основаниях (собственность, аренда и т.п.).

Налоговые декларации по уплате единого налога на вмененный доход в сфере розничной торговли представляются налогоплательщиками в порядке, определенном ст. 346.32 Кодекса.

Поскольку организация осуществляет розничную торговлю, в том числе по договорам комиссии, в нескольких подразделениях различных городов, то следует учитывать положение пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса о предельно допустимой среднесписочной численности работников в целом по организации при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/275

Вопрос:

Организация в период применения УСН (объект налогообложения - "доходы") приобрела облигации для их дальнейшей реализации, однако в указанный период облигации реализованы не были. Вправе ли организация на основании п. 3 ст. 38, пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ! на дату перехода с УСН на общий режим налогообложения включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, стоимость приобретения данных облигаций?

Ответ:

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) товаром признается любое имущество, предназначенное для реализации. Учитывая изложенное, ценные бумаги, приобретенные с целью их дальнейшей реализации, признаются для целей налогообложения товаром.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 346.25 Кодекса предусмотрено, что организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на! исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, е сли иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами установлен ст. 280 Кодекса.

В соответствии с положениями ст. ст. 280 и 329 Кодекса при реализации ценных бумаг доход от реализации может быть уменьшен на расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, включая цену приобретения данных ценных бумаг.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В связи с этим суммы расходов, момент признания которых приходился на период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, для целей налогообложения прибыли организаций учтены быть не могут.

Таким образом, в отношении ценных бумаг, приобретенных и оплаченных в период применения упрощенной системы налогообложения, реализуемых ! после перехода на общий режим налогообложения, налоговая база определяется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса. При этом, учитывая, что в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса и пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы по приобретению ценных бумаг не подлежали включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на дату реализации ценных бумаг в порядке, установленном пп. 7 п. 7 ст. 272 Кодекса и ст. 280 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2009 г. N 03-11-06/2/249

Вопрос:

Организация подала в налоговый орган заявление о переходе на УСН с 2010 г., в котором указала сведения о размере дохода за 9 месяцев 2009 г., об остаточной стоимости основных средств и о среднесписочной численности работников, превышающей 100 человек. Вправе ли организация перейти на УСН! , если до 1 января 2010 г. среднесписочная численность работников буде т соответствовать требованиям пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

В то же время абз. 1 п. 2 ст. 346.12 Кодекса установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему! налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на специальный режим налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Кодекса, не превысили 15 млн руб.

Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

В связи с этим налогоплательщики, у которых средняя численность работников за 9 месяцев 2009 г. превышает 100 человек, в случае ее приведения в соответствие с требованиями пп. 15 п. 3 ст. 346.12 Кодекса до 1 января 2010 г. могут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2009 г. N 03-11-06/2/248

Вопрос:

Организация осуществляет ремонт автотранс п ортных средств. Технологическим процессом предусмотрена замена запасных частей в момент ремонтных работ. Акт на оказанные услуги разбит на две части: первая - выполненные работы, вторая - замененные запчасти, после чего отражается общая сумма услуги к оплате. Является ли для целей уплаты ЕНВД замена запчастей реализацией ТМЦ, если они отпускаются с наценкой или без наценки? Должна ли организация вести раздельный учет по услугам ремонта и замененным запчастям? Если организация периодически продает по просьбе клиента запчасти со склада, при этом витрины и выкладки товара на складе нет, а касса, через которую производится оплата, находится в бухгалтерии, то подлежит ли данная деятельность переводу на уплату ЕНВД?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуще! ствляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также в сфере розничной торговли.

Исходя из ст. 346.27 Кодекса под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (автобусов, легковых и грузовых автомобилей) понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению.

Таким образом, если договор на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля предусматривает замену конкретных запчастей (дефектных, изношенных и т.д.) и стоимость таких запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию, то такая установка запчастей является частью услуги по ремонту. Соответственно, отпуск указанных запчастей в такой ситуации не признается розничной торговлей.

В то же время если заключается о! тдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти или если в договоре на оказание услуг по ремонту автомобилей стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой, то такую деятельность следует признавать розничной торговлей.

Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2005 N Ф04-3233/2005(11616-А67-29)).

Таким образом, в подобном случае организация и (или) индивидуальный предприниматель могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности: в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту автомобилей, и в отношении предпринимательской деятельности по розничной торговле запчастями.

Одновременно следует учитывать, что согласно ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных ! метров по каждому объекту организации торговли (т.е. объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы), через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса место, используемое для совершения сделок розничной купли- продажи, определено как торговое место.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничн! ой торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Если оформление сделки розничной купли-продажи, расчеты и оплата товара происходят в бухгалтерии или офисе организации, а товар отпускается покупателю со склада, то указанная деятельность для целей применения гл. 26.3 Кодекса не может быть отнесена к розничной торговле, поскольку реализация товаров происходит не в объекте стационарной или нестационарной розничной торговли. В связи с этим такой вид предпринимательской деятельности не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и должен облагаться в рамках иных режимов ! налогообложения.

Если договоры розничной купли-продажи заключаются в помещении склада, в котором оборудовано торговое место и производится оплата за товар, то в целях применения гл. 26.3 Кодекса данный вид предпринимательской деятельности относится к розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, в отношении которой может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2009 г. N 03-11-06/3/276

Вопрос:

Физлицо обратилось в суд с исковым заявлением к организации-работодателю о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением и взыскании оплаты за время вынужденного прогула в размере среднего заработка. Суд восстановил работника в должности, с организации взыскал в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула. Облагается ли НДФЛ средний заработок за время вынужд! енного прогула, выплачиваемый по решению суда?

< font size="+0">Ответ:

Согласно ст. 394 "Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу" Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения работника незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику компенсации в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Согласно ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень выплат, освобождаемых от налогообложения, содержится в ст. 217 Кодекса.

Оснований для освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм среднего заработка за все время вынужденного прогула, выплаченных в случае признания увольнения работника или перевода! его на другую работу незаконным, ст. 217 Кодекса не содержит.

Таким образом, сумма денежных средств в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула, взысканная по решению суда с организации-работодателя в пользу ее работника, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-04-06-01/305

Вопрос:

Организация регулярно направляет значительное количество сотрудников в командировки и оформляет по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, приказ о направлении работника в командировку (формы N N Т-9 и Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10) и служебное задание (форма N Т-10а). Информация, содержащаяся в приказе о направлении работника в командировку, в значительной степени дублирует командировочное удостоверение. Обоснованность и производственный характ! ер расходов на командировки, по мнению организации, подтверждаются при к азом о направлении в командировку, служебным заданием, авансовым отчетом, проездными билетами и иными первичными документами. Может ли организация для подтверждения командировочных расходов в целях налога на прибыль при направлении работников в командировку оформлять только приказ о направлении в командировку (формы N N Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма N Т-10а)?

Ответ:

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом такие расходы должны удовлетворять критериям признания расходов в целях налогообложения прибыли, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и, в частности, должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (при выдаче таких документов в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии со ст. 313 НК ! РФ налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, к налоговому учету принимается информация о хозяйственных операциях, содержащаяся в первичных документах. По командировочным расходам хозяйственной операцией является списание задолженности работника перед организацией на сумму выданного ему аванса.

Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, явля! ется утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждае тся при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.

Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:

- командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы Российской Федерации (кроме поездок в государства - участники Содружества Независимых Государств, с котор! ыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы). В случаях командировок по территории Российской Федерации и в указанные государства - участники СНГ заполнение реквизитов "прибыл-убыл" предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо;

- о найме жилого помещения;

- о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

- об иных расходах, связанных с командировкой.

Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, т.е. составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях - должны быть заполнены по формам, пр! едусмотренным организацией- продавцом (исполнителем) и содержащим рекв и зиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.

Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/764

Вопрос:

Для приведения помещения в состояние, пригодное для розничной торговли непродовольственными товарами, организация-арендатор за свой счет с согласия арендодателя провела ремонтные и отделочные работы: установила гипсокартонные перегородки, подвесной потолок, витражное остекление, вентиляционное оборудование и систему пожаротушения. Стоимость работ арендодателем не возмещается, улучшения арендатору не возвращаются. Признаются ли при исчислении налога на прибыль расходы арендатора на ремонт косвенными? В случае признания перечисленных работ капитальными вложениями каков порядок амортизации неотделимых улучшений?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом.

Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что капитальные вложения, про изведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что амортизируются только неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, т.е. связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях гл. 25 НК РФ к реко! нструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям ст. 260 НК РФ.

Статья 260 НК РФ определяет расходы на ремонт основных средст! в, произведенные налогоплательщиком, как прочие расходы, которые призн а ются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Положения данной статьи применяются в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем.

Следовательно, если произведенные ремонтные работы признаются капитальными вложениями в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, они подлежат амортизации согласно ст. 259 НК РФ. В случае отнесения произведенных работ к расходам на ремонт основных средств данные расходы учитываются при налогообложении прибыли единовременно в полном объеме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/762

Вопрос:

Организация возмещает своим работникам их затраты по уплате! процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилого помещения. Вправе ли организация учесть в целях исчисления налога на прибыль сумму указанного возмещения и какие документы необходимы для подтверждения указанных расходов?

Ответ:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2009 г., ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена п. 24.1, положения которого применяются до 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 158-ФЗ).

На основании п. 24.1 ст. 255 Кодекса (в ред. Федерального закона N 158-ФЗ) к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на п! риобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда.

Из положений п. 24.1 ст. 255 Кодекса следует, что одним из условий для признания указанных расходов является возмещение расходов работников по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения. Возмещение таких расходов работодателем предполагает их первоначальную уплату работником за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответ! ствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, необходимым условием для признания расходов по возмещению работнику затрат по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения для целей налогообложения прибыли является документальное подтверждение расходов работника по уплате процентов и расходов организации по возмещению данных затрат. К документам, п! одтверждающим уплату процентов, могут быть отнесены, в частности:

< p>- копия договора займа;

- копии квитанций, подтверждающих оплату работником процентов по договору займа;

- расходно-кассовые ордера, платежные поручения, подтверждающие факт возмещения процентов работодателем;

- договор работника с работодателем на возмещение расходов по уплате процентов по договору займа;

- копия документа, подтверждающего целевой характер использования заемных средств (приобретение жилого помещения);

- трудовой или коллективный договор, содержащий условие о возмещении работнику этих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 ноября 2009 г. N 03-03-06/2/225

Вопрос:

Организация в целях осуществления предпринимательской деятельности проводит во время деловых ужинов переговоры со своими клиентами, в том числе и с потенциальными. Иногда для проведения переговоров организация направляет работников в производственные командировки в другие города. Вправе ли организац! ия при исчислении налога на прибыль учесть расходы на проведение переговоров и командировочные расходы?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 этой статьи.

В п. 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях устан! овления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участник ов, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам организации относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом указанные расходы не должны превышать 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профила! ктики или лечения заболеваний.

Согласно ст. 313 НК РФ основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль служат данные первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Таким образом, указанные выше представительские расходы учитываются для целей налогообложения прибыли только при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов (например, счетов ресторанов, отчетов о проведенной встрече и пр.), подтверждающих соответствующие расходы (в данном случае на ужины), понесенные во время проведения официальных деловых переговоров, при условии соответствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют докумен! ты, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Что касается проведения переговоров в рамках производственных командировок, то следует применять аналогичный порядок признания таких расходов.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Расходы на командировки признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, соответствующие расходы могут быть учтены в составе представительских расходов в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе и с потенциальными, во время служебных командировок, при условии соотве! тствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/759

Вопрос:

Организация оплачивает пособие по беременности и родам за счет собственных средств работающему по трудовому договору иностранному работнику - гражданке Узбекистана, имеющей статус временно пребывающей в РФ. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованными лицами признаются иностранные граждане, работающие по трудовым договорам и постоянно или временно проживающие на территории РФ. Исходя из указанной нормы временно пребывающие в РФ иностранные граждане не имеют права на получение пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ. Имеет ли право организация учесть в составе расходов по налогу на прибы! ль указанные выплаты иностранному работнику?

Ответ:

В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по врем! енной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. При этом размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты также устанавливаются федеральными законами.

Пункты 1 - 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определяют, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии со ст. 4 Федерального зако! на от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Р оссийской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Ввиду того что российским законодательством не предусмотрено право на получение пособия по беременности и родам временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, расходы налогоплательщика по выплате такого пособия за счет собственных средств не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 ноября 2009 г. N ! 03-03-06/2/224

Вопрос:

1. При создании резерва по сомнительным долгам выручка принимается с учетом НДС или без учета НДС? 2. Вправе ли организация в учетной политике для целей налога на прибыль установить любой другой размер процентов от выручки, используемый при создании резерва по сомнительным долгам, не превышающий максимальный размер в 10%? 3. Каков порядок переноса суммы резерва по сомнительным долгам, не полностью использованной организацией в отчетном периоде, на следующий отчетный (налоговый) период?

Ответ:

В соответствии с положениями ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительс! твом, банковской гарантией.

Налогоплательщик вправе создавать р езервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Кодекса. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

На основании п. 4 ст. 266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

1. Согласно п. 1 ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком по! купателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, при создании резерва по сомнительным долгам выручка принимается без учета налогов, в том числе НДС.

2. Статьей 266 Кодекса налогоплательщику предоставляется право создавать резерв по сомнительным долгам с максимальным размером 10% от выручки. При этом организация может установить любой другой размер процентов от выручки, используемый при создании резерва по сомнительным долгам, не превышающий максимальный размер, установленный Кодексом, закрепив это в учетной политике для целей налогообложения прибыли организаций.

3. В соответствии с п. 5 ст. 266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму! остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае е сли сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/745

Вопрос:

В положении об оплате труда организации на 2009 г. предусмотрена оплата проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно один раз в два года работнику и неработающим членам его семьи. В соответствии с положением об оплате труда на 2010 г. организация планирует производить указанную оплату работнику каждый год, но при этом н! е оплачивать проезд членам его семьи. Вправе ли организация отнести к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль оплату, предусмотренную положением об оплате труда на 2010 г., в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ?

Ответ:

С 6 октября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", который внес изменения в ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Действующая редакция ст. 325 ТК РФ предусматривает право лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования ! отпуска и обратно один раз в два года.

При этом, предусматривая детальное регулирование вопросов предоставления указанных гарантий лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, в отношении других организаций данная статья предусматривает иное правовое регулирование в части размера, условий и порядка компенсации упомянутых расходов.

Так, согласно абз. 8 ст. 325 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

На основании п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль относятся, в частности, расходы на оплату проезда работников и лиц, н! аходящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

Учитывая изложенное, коллективным договором или локальным нормативным правовым актом может быть установлен порядок, согласно которому организация оплачивает ежегодно стоимость проезда работника к месту проведения отпуска без оплаты проезда членам его семьи.

Такие расходы могут быть включены в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 7 ст. 255 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/743

Вопро! с:

Организация осуществляет несколько видов деятельности , в том числе застройщика и генподрядчика при строительстве жилых домов по договорам участия в долевом строительстве. Генподрядчик заключает договор с застройщиком на строительство жилого дома. В течение периода строительства в отношении заключенных договоров участия в долевом строительстве организацией признаются доходы от оказания услуг застройщика, выполнения генподрядной деятельности (как по производству с длительным технологическим циклом). В конце строительства организацией исчисляются финансовый результат (производится расчет налога на прибыль) в целом по объекту строительства и выручка от выполнения СМР, оказания услуг застройщика. В какой момент в целях исчисления налога на прибыль организации следует определить финансовый результат (прибыль) по своей деятельности: в момент получения в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо в момент передачи законченного строительством объекта участнику договора долевого участия в строительстве (то есть ! в момент подписания передаточного акта между организацией как застройщиком и участником договора участия в долевом строительстве)?

Ответ:

Как следует из письма, организация осуществляет несколько видов деятельности, в том числе застройщика и генподрядчика при строительстве жилых домов по договорам участия в долевом строительстве.

Генподрядчик заключает договор с застройщиком на строительство жилого дома.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соо! тветствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации з астройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома.

Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям данного Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

Исходя из этого при заключении договора долевого участия на строительство жилья у дольщика возникает право собственности на жилое помещение.

При осуществлении деятельности, связанной с исполнением функций генподрядчика, доходы и расходы организации в целях налогообложения прибыли, полученные (понесенные) при строительстве жилья, учитываются в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - ! Кодекс).

Так, в соответствии со ст. 271 Кодекса генподрядчик в целях налогообложения прибыли доходы признает в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

!

Соответственно, исходя из положений ст. 272 Кодекса расходы, учиты в аемые в целях налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли генподрядчик определяет доходы (расходы) после получе! ния разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на дату подписания акта приемки выполненных работ.

Налоговый учет доходов и расходов у застройщика осуществляется с учетом следующих особенностей.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, ! в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств доль щиков и (или) инвесторов.

В соответствии с п. 5 ст. 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли у застройщика не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Таким образом, все затраты, связанные со строительством жилого дома, застройщик осуществляет за счет аккумулированных на его счетах средств дольщиков. В налоговом учете эти расходы не отражаются.

По окончании строительства застройщик на дату подписания акта сдачи-приемки жилого дома в эксплуатацию определяет финансовый результат (прибыль) от осуществления своей деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/739


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует ФИНАНСИСТУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное