Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 24.09.2020


Вопросы и ответы

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.09.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О выставлении счетов-фактур и принятии к вычету НДС при возврате (реализации по договору купли-продажи или поставки) товаров покупателем продавцу.

Ответ:

На основании пункта 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. N 15, начиная с 1 апреля 2019 года у покупателя, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет.

В связи с этим с 1 апреля 2019 года при возврате покупателем товаров, принятых им на учет до 1 апреля 2019 года и после указанной даты, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Таким образом, при изменении продавцом стоимости отгруженной продукции в сторону уменьшения в случае уменьшения количества отгруженных товаров корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога к вычету на основании пункта 5 статьи 171 Кодекса при выполнении требований пункта 4 статьи 172 Кодекса.

В случае если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец - покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, и такой счет-фактура, выставленный покупателем в адрес продавца, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога к вычету на основании пункта 5 статьи 171 Кодекса при выполнении требований пункта 4 статьи 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-07-14/73988

Вопрос:

О страховых взносах при оплате проезда, проживания, питания члена жюри, с которым заключен гражданско-правовой договор об оказании услуг по оценке выступлений конкурсантов, и почетного гостя конкурса.

Ответ:

Из вопроса следует, что АУК заключаются с членами жюри конкурса гражданско-правовые договоры, предметом которых является оказание услуги по оценке выступлений конкурсантов. Также на конкурс приглашаются почетные гости. Кроме того, учреждением оплачиваются проезд, проживание и питание членов жюри и почетных гостей.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что в данном конкретном случае оплата организацией стоимости проезда к месту оказания услуги, проживания и питания в месте оказания услуги производится с целью обеспечения выполнения физическими лицами по договорам гражданско-правового характера самой услуги, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Что касается оплаты учреждением стоимости проезда, проживания и питания почетных гостей конкурса, то, учитывая, что данные лица не состоят в трудовых отношениях с учреждением и с ними не заключены гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса такие расходы организации также не являются объектом обложения страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-04-06/73842

Вопрос:

О ставке налога на прибыль, устанавливаемой субъектом РФ, для целей определения предельной величины инвестиционного вычета.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

1) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса;

2) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства);

3) не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений;

4) не более 85 процентов суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта Российской Федерации или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться исключительно в федеральной собственности (далее в настоящей статье - расходы на создание объектов инфраструктуры);

5) не более 100 процентов суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80 процентов суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 Кодекса. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 2.1 статьи 286.1 Кодекса установлено, что размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 Кодекса в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.

При этом предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286.1 Кодекса, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений статьи 286.1 Кодекса, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.

Таким образом, учитывая то, что показатель предельной величины инвестиционного налогового вычета рассчитывается применительно к соответствующей сумме налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, за соответствующий налоговый (отчетный) период, и инвестиционному налоговому вычету за тот же налоговый (отчетный) период в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса, субъект Российской Федерации вправе установить только одну ставку налога на прибыль организаций в размере, отличном от 5 процентов, для целей определения указанного показателя.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2020 N 03-03-06/1/74033

Вопрос:

О переносе и учете убытков образовательной организацией, применяющей ставку 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Порядок переноса убытков на будущее для целей налогообложения прибыли организаций установлен статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с положениями пункта 1 указанной статьи НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом указанные положения не распространяются на убытки, полученные, в частности, образовательными организациями в период применения ими ставки 0 процентов по налогу на прибыль.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, не вправе переносить на будущее убытки, полученные ими в периоде применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль.

При этом в периоде применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть убыток, полученный им до применения указанной налоговой ставки, так как запрета на перенос таких убытков статьей 283 НК РФ не установлено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2020 N 03-03-06/3/73613

Вопрос:

О проверке полноты исчисления и уплаты НДС по сделкам с взаимозависимыми лицами и корректировке налоговой базы.

Ответ:

В рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе налога на добавленную стоимость в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 4 указанной статьи.

В свою очередь, подпунктом 4 пункта 4 статьи 105.3 Кодекса предусмотрено, что полнота исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость проверяется в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.

В случае занижения сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 Кодекса, соответствующие налоговые базы корректируются.

Такие корректировки осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 5 статьи 105.3 Кодекса либо налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.

При этом также отмечается, что правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса (пункт 13 статьи 105.3 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2020 N 03-12-11/1/73510

Получить доступ

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты).

Ответ:

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы в том числе на расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).

При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и в порядке, предусмотренном статьей 269 Кодекса.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом главой 26.2 Кодекса не предусмотрена возможность для организаций, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения учитывать расходы в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты), в случае если эти расходы осуществлены (понесены) не указанной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2020 N 03-11-11/73607

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации НКО имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений, и об НДС при реализации автомобилей НКО, созданными в форме объединений работодателей.

Ответ:

Действующими нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций установлен специальный порядок учета доходов и расходов по операциям получения и использования целевых поступлений на содержание и ведение ими уставной некоммерческой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно подпункту 34 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ, за исключением целевых отчислений, произведенных в соответствии с подпунктами 19.5 и 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также расходы, произведенные за счет целевых поступлений, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Из совокупности вышеприведенных норм НК РФ следует, что при реализации имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений, поименованных в пункте 2 статьи 251 НК РФ, доход от реализации полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций без уменьшения на стоимость приобретения данного имущества.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость сообщается.

На основании статьи 143 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Операции по реализации имущества, в том числе автомобилей, некоммерческими организациями, созданными в форме объединения работодателей, в указанные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2020 N 03-03-06/3/73410

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДС при получении денежных средств от государственного заказчика на возмещение убытков в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд.

Ответ:

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 НК РФ.

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ предусмотрено, что в налоговую базу по НДС включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В случае если денежные средства, полученные организацией, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.

В связи с этим суммы денежных средств, получаемые предприятием от государственного заказчика на возмещение убытков в связи с изъятием для государственных нужд недвижимого имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении, не являются денежными средствами, связанными с оплатой реализованных этим предприятием товаров (работ, услуг), и в налоговую базу по НДС не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2020 N 03-03-06/1/73368

Вопрос:

Об НДС при получении банком от застройщика денежных средств на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам со сниженной процентной ставкой, выданным физлицам на приобретение недвижимости.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что данное положение в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, не применяется.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками операции по предоставлению кредитов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, получаемые банком суммы денежных средств, выплачиваемые застройщиком на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам, выданным банком физическим лицам со сниженной процентной ставкой на уплату цены договора долевого участия в строительстве либо на приобретение объектов недвижимости, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2020 N 03-07-05/73248

Вопрос:

Об учете банком в целях налога на прибыль страхового возмещения, полученного в связи со смертью или инвалидностью заемщика, а также задолженности заемщика, погашенной за счет этого возмещения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 290 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не признаются доходами банка при определении налоговой базы по налогу на прибыль страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

Таким образом, страховое возмещение, полученное по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, не учитывается в доходах для целей налогообложения.

При этом указанная сумма задолженности не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2020 N 03-03-06/2/72834

Все права защищены © 1997—2020 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное