Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 03.12.2020


Вопросы и ответы

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 04.12.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об уплате страховых взносов и представлении отчетности по страховым взносам физлицом, осуществляющим деятельность медиатора, а также состоящим в трудовых отношениях с организацией.

Ответ:

Из вопроса следует, что физическое лицо состоит в трудовых отношениях с организацией и его деятельность в этой организации не связана с деятельностью медиатора. При этом физическое лицо планирует начать деятельность в качестве профессионального медиатора.

На основании пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица:

- производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса);

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса).

Исходя из положений пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются самостоятельными плательщиками и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за себя исходя из дохода в следующем порядке:

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере за каждый расчетный период (32 448 рублей за расчетный период 2020 года);

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере за расчетный период плюс 1,0 процента суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в установленном на соответствующий год фиксированном размере (8 426 рублей за расчетный период 2020 года).

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено указанной статьей Налогового кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются такими плательщиками не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Уплата страховых взносов упомянутыми плательщиками осуществляется независимо от вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Таким образом, медиаторы, занимающиеся частной практикой, являются самостоятельными плательщиками и обязаны уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в вышеуказанном порядке.

При этом главой 34 "Страховые взносы" для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе для медиаторов, не установлена обязанность по представлению расчетов по страховым взносам.

Одновременно сообщается, что организация, с которой вышеуказанное физическое лицо состоит в трудовых отношениях, является плательщиком страховых взносов в отношении сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу данного физического лица в рамках трудовых отношений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.10.2020 N 03-15-05/89418

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДФЛ при оплате организацией исследований на предмет наличия у работников коронавирусной инфекции.

Ответ:

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.

При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), произведенные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), направленные на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией стоимости исследования работников на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (2019-nCoV) сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

С учетом изложенного если проведение исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, обусловлено обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, то экономической выгоды (дохода) у таких работников возникать не будет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88521

Вопрос:

Между ООО и иностранной организацией - резидентом США было заключено лицензионное соглашение, согласно которому ООО выступает в качестве лицензиата, а иностранная организация в качестве лицензиара, иных сторон в преамбуле обозначенного лицензионного соглашения не предусмотрено.

В соглашении указано, что иностранная организация владеет и управляет лицензионной собственностью, переданной лицензиату. Также иностранная организация представила в адрес ООО письмо - подтверждение бенефициарного владения, где было указано, что иностранная организация:

1) является юридическим лицом, имеющим право на получение дохода, подлежащего уплате по договору, и неограниченное право использовать и распоряжаться таким доходом за свой счет;

2) не имеет постоянного представительства в РФ для целей соответствующего Договора об избежании двойного налогообложения между РФ и Соединенными Штатами Америки;

3) подлежит налогообложению в отношении доходов, получаемых по договору.

В тексте соглашения предусмотрено, что все денежные суммы, подлежащие уплате иностранной организацией на основании соглашения, перечисляются агенту иностранной организации - российской организации.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. В частности, к таким доходам относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса.

Вместе с тем п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что под источником выплаты доходов налогоплательщику понимается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Является ли ООО источником выплаты доходов при выплате лицензионных платежей в пользу иностранной организации через ее агента - российскую организацию?

Является ли ООО налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате лицензионных платежей в пользу иностранной организации через ее агента - российскую организацию?

Обязана ли иностранная организация согласно п. 1 ст. 312 НК РФ представить подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, если оплата в пользу иностранной организации производится через агента - российскую организацию?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, в валюте выплаты дохода.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса по ставке в размере 20 процентов.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки действует Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Договора доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом Государстве.

При этом термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в указанной статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, компьютерной программы, любого патента, товарного знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).

Таким образом, доходы от источников в Российской Федерации от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности при выполнении условий, установленных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, выплачиваемые иностранным организациям - резидентам Соединенных Штатов Америки, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2020 N 03-08-05/88572

Вопрос:

Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, от 29.05.2020 N 345, от 01.06.2020 N 354 и ч. 5 ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" с 30 марта по 30 апреля, 6 - 8 мая, 24 июня и 1 июля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Вправе ли АО в целях налога на прибыль учесть в расходах на оплату труда начисленную заработную плату за нерабочие дни? Может ли АО учесть начисления по зарплате и страховым взносам в расчетной базе для расчета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков?

АО заключило прямой договор с российской медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на годовое медицинское обслуживание своих работников. Трудовым договором, коллективным договором медицинское обслуживание работников не предусмотрено.

Правомерно ли в таком случае учитывать данные расходы (в пределах норм) для целей налога на прибыль на основании п. 16 ст. 255 НК РФ, или необходимо применять нормы п. 29 ст. 270 НК РФ? Нужно ли к данным расходам применять нормы п. 25 ст. 255 НК РФ?

Ответ:

По вопросу об учете для целей налога на прибыль организаций расходов на выплату заработной платы работникам за официально установленные нерабочие дни сообщается.

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, если законодательство Российской Федерации обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. В этой связи расходы налогоплательщика по выплате заработанной платы работникам, начисленной за дни, официально установленные как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы, могут быть учтены в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков установлен статьей 324.1 НК РФ.

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

По вопросу об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов на медицинское обслуживание работников сообщается.

В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг включаются в состав расходов на оплату труда с учетом ограничений, предусмотренных указанным пунктом статьи 255 НК РФ.

При этом требования об отражении рассматриваемых расходов в трудовых договорах и (или) коллективных договорах НК РФ не содержит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88525

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на имущественное страхование.

Ответ:

Статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование.

Так, согласно положениям статьи 263 Кодекса расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли, при условии, что в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2020 N 03-03-06/1/88006

Получить доступ

Вопрос:

О подтверждении расходов первичными учетными документами в электронном виде для целей налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. То есть указанные расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью. При этом положениями НК РФ указанные вопросы не регулируются, а также специальные требования к составлению первичных учетных документов, в том числе в электронном виде, не предъявляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2020 N 03-03-06/1/88002

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДС при отказе заказчика от подписания акта сдачи-приемки проектных работ, если по решению суда условия договора на выполнение работ подрядчиком признаны выполненными.

Ответ:

По общему правилу, установленному статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в целях налогообложения прибыли доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Кодекса для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Таким образом, при применении организацией метода начисления датой признания дохода от реализации услуг будет признаваться дата фактического оказания таких услуг заказчику.

Доходы организации, полученные по договору об оказании услуг, следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

При этом, в случае если акт приема работ (оказания услуг) по договору одной из сторон не подписан, необходимо учитывать нормы пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты).

Поскольку документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ, то в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.

В случае если заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей налога на добавленную стоимость следует считать дату вступления в законную силу решения суда.

В отношении размера ставки налога на добавленную стоимость отмечается, что на основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2020 N 03-07-11/88016

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль норм естественной убыли по продукции растениеводства сельского хозяйства.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" (далее - Постановление).

При этом согласно пункту 2 Постановления разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов, в частности, по продукции растениеводства сельского хозяйства, осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Применение самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли противоречит пункту 2 Постановления.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2020 N 03-03-06/1/88000

Вопрос:

Физическое лицо дало заем организации (ОСН), которая ежемесячно начисляет проценты и по возможности выплачивает их ему. Нужно ли на физическое лицо представлять 2-НДФЛ в налоговую инспекцию и надо ли уплачивать подоходный налог с суммы процентов?

Ответ:

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Таким образом, экономическая выгода, полученная физическим лицом в виде процентов с суммы займа, предоставленного иным лицам, является его доходом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом пунктом 6 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

На основании пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.10.2020 N 03-04-05/87837

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на ремонт ОС.

Ответ:

Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с указанной статьей НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Согласно положениям пункта 5 статьи 272 НК РФ при применении метода начисления расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных в статье 260 НК РФ.

Одновременно сообщается, что пунктом 3 статьи 260 НК РФ предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.10.2020 N 03-03-06/1/87273

Все права защищены © 1997—2020 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное