Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 31.12.2020


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 01.01.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Физлицу по гражданско-правовому договору организация выплачивает авансовые платежи. Акт приемки-сдачи работ еще не подписан, так как работы не окончены. Правомерно ли организация в качестве налогового агента удерживает и перечисляет НДФЛ с аванса, выплаченного в такой ситуации?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

На основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Таким образом, суммы вознаграждений в пользу физического лица, полученные таким физическим лицом по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг (в том числе в виде предоплаты), включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2020 N 03-04-05/99236

Вопрос:

О представлении уведомления о КИК.

Ответ:

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса в редакции Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 09.11.2020 N 368-ФЗ) (если иное не предусмотрено указанной статьей) уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется:

налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 25 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании;

налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

Учитывая изложенное, налогоплательщик представляет уведомление о контролируемых иностранных компаниях в отношении контролируемых им иностранных компаний независимо от финансового результата, полученного такими иностранными компаниями.

Одновременно обращается внимание, что положения статьи 25.14 Кодекса в редакции Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ применяются в отношении порядка представления уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за налоговые периоды начиная с 2020 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2020 N 03-12-12/2/99128

Вопрос:

Об определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях признания их контролируемыми, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.

В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.

Так, подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 105.14 Кодекса предусмотрено, что сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми в случае, если стороны указанных сделок применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключены такие сделки, и сумма доходов по этим сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

Сумма доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса определяется согласно пункту 9 указанной статьи путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, при определении суммового критерия в целях признания сделок, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, контролируемыми необходимо суммировать доходы по таким сделкам при условии, что стороны сделок применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключены указанные сделки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2020 N 03-12-11/1/99029

Вопрос:

О принятии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банках и его отмене.

Ответ:

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо обязано платить законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Кодекса).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1 статьи 46 Кодекса).

При этом решению о взыскании предшествует направление требования об уплате налога, на исполнение которого согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса дается не менее 8 дней.

Таким образом, лицо заранее ставится в известность о предстоящем приостановлении операций по его счетам в банке.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговым органом в соответствии со статьей 76 Кодекса принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Указанная норма направлена на обеспечение законного поведения налогоплательщиков при исполнении публичной обязанности по уплате налогов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 958-О).

Согласно пункту 12 статьи 76 Кодекса при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 названной статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

Необходимо отметить, что при наличии поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и отсутствии решения о приостановлении операций по счету, принятого налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Кодекса, у недобросовестного налогоплательщика появится возможность открывать счета в банках и осуществлять по ним расчеты, не исполняя указанные поручения налогового органа. При этом налоговые органы будут располагать возможностью взыскивать денежные средства с вновь открытого счета или приостанавливать операции по нему только после сообщения банка о его открытии.

Вместе с тем отмечается, что приостановление операций по счету налогоплательщика на основании решения налогового органа, принятого в обеспечение исполнения решения о взыскании налога, не препятствует исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и не нарушает его право распоряжаться по своему усмотрению денежными средствами сверх суммы, указанной в решении о приостановлении операций по его счетам в банке, находящимися на этом счете.

Согласно пункту 8 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (пункт 9.2 статьи 76 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2020 N 03-02-07/1/98185

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов на канцелярские товары в целях УСН.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму материальных расходов.

Кроме того, к расходам, уменьшающим полученные доходы, могут быть отнесены расходы на канцелярские товары (подпункт 17 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).

На основании пункта 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения не учитываются.

Таким образом, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы и на какие цели они были произведены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2020 N 03-11-11/98199

Получить доступ

Вопрос:

Организация-правообладатель предоставляет исключительное право физическому лицу на основании лицензионного договора.

Должна ли организация применять ККТ (контрольно-кассовую технику) в случае, когда физическое лицо перечисляет вознаграждение по лицензионному договору на расчетный счет организации с использованием ЭСП (электронного средства платежа), а именно с использованием банковской карты с сайта банка?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств (вознаграждения) в безналичном порядке от физических лиц за услуги организация обязана применять контрольно-кассовую технику, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.11.2020 N 03-01-15/97899

Вопрос:

Организация-работодатель предоставляет работнику беспроцентный заем на приобретение жилья.

Должна ли организация применять ККТ (контрольно-кассовую технику) в случае, когда бывший работник перечисляет на расчетный счет организации денежные средства в счет погашения беспроцентного займа с использованием ЭСП (электронного средства платежа), а именно с использованием банковской карты с сайта банка, а также когда денежные средства в счет погашения беспроцентного займа перечисляет организация - текущий работодатель?

Организация предоставляет физическому лицу заем под процент.

Должна ли организация применять ККТ (контрольно-кассовую технику) в случае, когда физическое лицо перечисляет на расчетный счет организации проценты по предоставленному займу с использованием ЭСП (электронного средства платежа), а именно с использованием банковской карты с сайта банка?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги.

Таким образом, в случаях, указанных в вопросе, при осуществлении платежей (получении оплаты) по займам применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.11.2020 N 03-01-15/97898

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН доходов, полученных при предъявлении облигаций к погашению.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Согласно пункту 6 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация является ценой бумагой.

Исходя из этого при предъявлении налогоплательщиком облигаций к погашению в доходы при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, включается сумма процентов, полученная по указанным облигациям.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2020 N 03-11-06/2/96247

Вопрос:

О восстановлении НДС, принятого к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных им в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению. При этом восстановление указанных сумм налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

В соответствии с абзацем третьим данного подпункта пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в отношении оплаты (частичной оплаты), подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий).

Также при применении налогоплательщиками указанной нормы подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса следует руководствоваться в том числе Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 2796-О по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса, которые по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не позволяют отнести восстановление сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного с авансовых платежей, на налоговый период, в котором у налогоплательщика-покупателя возникла возможность документального подтверждения права на получение налогового вычета, а именно поступили от продавца необходимые первичные документы, в том числе счета-фактуры.

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая обществу в принятии жалобы к рассмотрению, указал следующее.

В силу непосредственного указания пункта 6 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически исполнены.

Пункт 1.1 статьи 172 Кодекса позволяет покупателю при получении счета-фактуры от продавца после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период (не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет. При этом не исключается выставление счета-фактуры в электронной форме (пункт 1 статьи 169 Кодекса). Организационные же дефекты в экономической деятельности налогоплательщика не могут служить поводом для неисполнения налоговой обязанности.

Таким образом, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку оспариваемые законоположения не препятствуют налогоплательщику в рамках избранного во взаимоотношениях с контрагентами порядка оплаты исполнения обязательств обеспечить планирование и организацию экономической деятельности на условиях, позволяющих в установленном порядке воспользоваться правом на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость при восстановлении сумм данного налога, исчисленного с авансовых платежей, постольку отсутствуют основания полагать, что эти нормы содержат неопределенность, ведущую к нарушению конституционных прав и свобод в аспекте, указанном заявителем.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2020 N 03-07-11/95915

Вопрос:

О ставке 0% по налогу на прибыль в отношении дохода, полученного при реализации депозитарных расписок иностранных эмитентов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

Из редакции приведенной нормы главы 25 НК РФ следует, что ее положения применяются к доходам, полученным налогоплательщиком от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций).

Учитывая указанное, к налоговой базе по доходам, полученным налогоплательщиком при реализации депозитарных расписок иностранных эмитентов, пункт 1 статьи 284.2 НК РФ не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2020 N 03-03-06/1/95903

Все права защищены © 1997—2021 ЗАО «Консультант Плюс»
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное