Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проблемы Процессуального права (АПК, ГПК)


Аудиторская фирма И.С.К. Виртуальный клуб юристов

Центр ЮСБ Юридический форум Интеллект и Право


Проблемы Процессуального права (АПК, ГПК)

Номер выпуска рассылки: 82
Дата выпуска рассылки: 2006-08-25

Количество подписчиков: 2771

4 августа 2006 года Правительство Российской Федерации издало Распоряжение № 1082-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы.

Полный текст Концепции можно прочитать на сайте Справочно-правовой системы "Гарант"

http://garant.ru/hview.php?ssid=32&pid=83671&dt=federal

В рассылке приведены избранные положения.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--------------------------------------------------------------------------------

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
4 августа 2006 г.  N 1082-р

1. Утвердить прилагаемую  Концепцию  федеральной  целевой  программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы.    

2. Определить государственным  заказчиком-координатором  федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 -  2011 годы Минэкономразвития России, государственными заказчиками -  Конституционный Суд Российской Федерации,  Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минюст России, ФССП России и Минэкономразвития России.

Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы   (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 1082-р)

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской  Федерации

Квалифицированное  и  беспристрастное  рассмотрение  судами  споров является  одним  из  условий  инвестиционной  привлекательности  России. Наличие  сильной  судебной  власти  является  залогом    стабильного хозяйственного    оборота    и    в    конечном        итоге обеспечивает конкурентоспособность экономики страны.

В качестве одной из  главных  целей,  сформулированных  в  посланиях Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии,  позволяющей  в  полной  мере  обеспечить  права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого, расширение сфер  судебной  защиты  прав  и  свобод  граждан,  совершенствование судопроизводства,  повышение  доступа    к    правосудию,    приведение законодательства  Российской  Федерации  в  соответствие  с  современными международными стандартами являются основными  задачами  судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

VI. Цели и задачи Программы  

Целями  Программы  являются  повышение  качества  осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и  законных  интересов граждан и организаций.     Основными задачами Программы являются:

обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

повышение доверия к  правосудию,  в  том  числе  за  счет  повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание  необходимых  условий  для  осуществления  правосудия, обеспечение его доступности;     обеспечение независимости судей;     повышение уровня исполнения судебных актов.

Для достижения целей и решения  задач,  предусмотренных  Программой, необходимо совершенствовать судоустройство путем  подготовки  предложений по оптимизации компетенции судов  общей  юрисдикции  и  мировых  судей с учетом роста  загруженности  последних,  упразднению  и  укрупнению ряда районных судов в  связи  с  небольшим  количеством  дел,  рассматриваемых федеральными судьями, а также путем внедрения  внесудебных  и  досудебных способов  урегулирования  споров,  в  том  числе      вытекающих из административных правоотношений, внедрения примирительных  процедур,  что будет способствовать снижению нагрузки судов и, как  следствие,  экономии бюджетных ресурсов. При этом  предполагается  широкое  введение  процедур медиации в качестве механизма  реализации  положений  законов  Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

Повышению  эффективности  судебной  системы  будет  способствовать повышение активной роли суда, усиление влияния на правоприменение.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что около 70 процентов исков налогоплательщиков к налоговым  органам  удовлетворяются  в  пользу первых, что свидетельствует  об  отсутствии  учета  принимаемых  судебных актов для корректировки  деятельности  указанных  органов  исполнительной власти.

В целях активизации влияния  арбитражных  судов  на  правоприменение необходимо закрепить  в  Арбитражном  процессуальном  кодексе  Российской Федерации  нормы  о  вынесении  частного  определения      суда в адрес соответствующей организации или должностного лица при  выявлении  случаев нарушения законности с  закреплением  обязанности  сообщения  о  принятых мерах и с возможностью привлечения их к ответственности  за  неисполнение указанной обязанности.

В целях ускорения судопроизводства,  минимизации  потерь  времени и финансовых ресурсов суда  и  сторон  по  делу,  предотвращения  нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи  в  связи  с  этим жалоб необходимо обеспечить  законодательное  закрепление  обязательности ведения аудиозаписи судебного заседания.     Необходимо реформировать  судопроизводство  в  арбитражных  судах и судах общей юрисдикции по следующим направлениям:

перераспределение  нагрузки  между  судебными  звеньями  с  учетом вступления в активную фазу  процесса  создания  апелляционных  судов для исключения возможности обжалования  решений  по  гражданским  делам  суда первой  инстанции  в  кассационном  порядке  без    предварительного апелляционного обжалования судебного акта суда первой инстанции;

установление категорий дел,  по  которым  кассационное  и  надзорное обжалование не допускается, в том числе по категориям дел, которые  могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;

подготовка  плана  действий  по  принятию  и    осуществлению мер, необходимых  для  предотвращения    нарушений      требования правовой определенности процедурой пересмотра  в  порядке  надзора  в  гражданском судопроизводстве в Российской Федерации в  соответствии  с  Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета министров Совета Европы.

 

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

В  результате  реализации  Программы  будут  созданы    условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия,  повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также  повышения  уровня  исполнения  судебных  и  иных  исполнительных документов.

Дополнительно будут созданы 2200 веб-сайтов судов общей  юрисдикции, 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в  сети  Интернет сведения о суде и судьях, порядке работы судов, о назначенных к  слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также  данные  судебной  статистики, обзоры и обобщения судов  по  различным  категориям  дел,  информацию об органах  судейского  сообщества  (советов  судей  и  квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе рассмотрения кандидатур.

Будет пересмотрена подсудность дел между мировыми судьями  и  судами общей  юрисдикции  районного  звена  (срок  реализации  -    2008 год), в арбитражных судах будут определены категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается (срок реализации -2009 год), а  по другим категориям дел будет  исключена  возможность  обжалования  решений суда  первой  инстанции  в  кассационном  порядке  без  предварительного апелляционного обжалования (срок реализации  -  2008 год),  что  позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение  качества  работы судов и выносимых судебных решений.

Будет введен внесудебный порядок урегулирования споров, что повлечет за собой снижение судебной нагрузки  и  скажется  на  повышении  качества судебных актов (срок реализации - 2009 год).

Будет  введен  обязательный  порядок  оглашения  судьей  до  начала слушания дела всех неформальных обращений, связанных с  этим  делом,  что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия для коррупционных проявлений (срок реализации - 2007 год).

Будет установлен запрет на  участие  в  рассмотрении  дел  адвокатов -супругов, близких родственников  или  свойственников  судьи  в  пределах юрисдикции  суда,  что  также  повлияет  на  устранение    условий для коррупционных проявлений.

Будет осуществляться обязательная аудиозапись  судебного  заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных  норм,  стимулирует корректное поведение участников процесса и предотвратит  появление  жалоб на протоколы судебных заседаний (срок реализации - 2008 год).

Будет обеспечен открытый доступ к правовым  базам  и  банкам  данных судебных решений и судебной практики  арбитражных  судов  и  судов  общей юрисдикции (срок реализации - 2008 год).

Функции    государственного    заказчика-координатора    Программы предполагается  возложить  на  Министерство  экономического    развития и торговли Российской Федерации, а государственных заказчиков  Программы  - на Конституционный Суд Российской  Федерации,  Верховный  Суд  Российской Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации,  Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральную службу судебных приставов, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,  которые  должны стать основными разработчиками Программы.

 От автора

Данная Концепция вызывает смешанные чувства. С одной стороны в ней задекларированы амбициозные проекты о повышении эффективности судопроизводства и об увеличении интенсивности рассмотрения дел, а с другой стороны это будет достигаться путем выделения категории дел по которым не будет предусмотрено кассационное и надзорное обжалование. В этой связи велика вероятность, что к такой категории дел, а также к делам рассматриваемым в порядке упрощенного судопроизводства, будут отнесены споры из публичных правоотношений.

Далее Концепция предполагает «внедрения  внесудебных  и  досудебных способов  урегулирования  споров,  в  том  числе  вытекающих из административных правоотношений, внедрения примирительных  процедур,  что будет способствовать снижению нагрузки судов и, как  следствие, экономии бюджетных ресурсов».

Остается выразить надежду что под эгидой уменьшения расходов бюджета не будут нарушены права и свободы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности при разрешении споров с государством. К сожалению такие тенденции в нашем законодательстве уже наметились – изменения в налоговом позволяют налоговым органам взыскивать штрафы во внесудебном порядке, вводить обеспечительные меры при выставлении требований об уплате налогов и пени и т.п.

Обсуждение Концепции ведется на сайте ЮрКлуба

http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=134042 

 
Виртуальный клуб юристов - ЮрКлуб Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.

Также предлагаем вашему вниманию рассылку "Новости Виртуального Клуба Юристов"
В рассылку попадает самое интересное из жизни ЮрКлуба - анонсы статей, юмор юристов,
объявления об интересных вакансиях, юридические семинары, случаи из практики и многое другое.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Виртуального Клуба Юристов


Приглашаем к сотрудничеству авторов.
Все материалы для статей, замечания и предложения по совершенствованию рассылки "Проблемы Процессуального права"
направлять по адресу: jason_voorhees@mail.ru

С уважением,
Гладышев Дмитрий (ник Jason Voorhees)
ООО "Аудиторская фирма "И.С.К.", г. Ярославль, проспект Толбухина, 8/75, тел./факс (4852) 72-16-03, 72-16-93, 72-09-96, 73-01-62
Рассылка 'Проблемы Процессуального права (АПК, ГПК)'

Designed by Jason Voorhees 2004

В избранное