Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости авторского права на www.copyrighter.ru


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь
У рассылки уже Рассылка 'Новости авторского права на www.copyrighter.ru' подписчиков!

   Если в Ваших письмах с комментариями рассылки Вы не указываете, что Ваше письмо не может быть процитировано в рассылке и/или на сайте WWW.COPYRIGHTER.RU, то предполагается, что Вы даете мне право на такое использование Ваших писем.




   Здравствуйте!

   В этом выпуске я публикую мой перевод еще одной статьи американского адвоката Ивана Хоффмана (Ivan Hoffman). Оригинал Вы можете найти на его сайте: www.ivanhoffman.com. Авторские права на статью сохранены Иваном Хоффманом в полном объеме. Настоящая статья не может быть опубликована в печати, в интернет или иным образом без предварительного разрешения г-на Хоффмана и меня, Андрея Минкова. Исходная статья основана на законодательстве США.


Список юридических "необходимостей" для книжного издательства (The Book Publisher's Legal Check List)


   Когда книжное издательство собирается приобретать и публиковать книгу, оно сталкивается с большим количеством сложных юридических вопросов, решение которых необходимо для того, чтобы у такого проекта была серьезная правовая база. Без такой базы - в попытке "сэкономить" или из-за недостатка знаний - книжное издательство серьезно рискует не получить все права на книгу, необходимые для того, чтобы в полной мере использовать эту книгу и, в свою очередь, извлекать прибыль за счет такого использования. Все это применимо и к книгам, которые публикует сам автор, поскольку даже если потенциально отсутствуют проблемы, связанные с авторством на книгу, часто издателю приходится сталкиваться с другими проблемами, связанными с дизайнерами обложки книги, иллюстраторами, редакторами, дистрибьютерами и иными лицами, о которых пойдет речь в настоящей статье.

   Необходимо помнить, что в мире бизнеса, связанного с использованием прав интеллектуальной собственности, грамотно составленные договоры не являются дополнением к издательскому бизнесу, чем-то таким, что делается, если у вас остались лишние деньги. Грамотные договоры - это и есть издательский бизнес. Если у издательства нет таких договоров, то у него есть всего лишь иллюзия. Только кажется, что издательство занимается бизнесом, на самом деле, это не так, если у издательства нет действительных и правильно составленных договоров с автором, дизайнером обложки, иллюстратором, редактором и иными лицами, поскольку при возникновении спора между издательством и такими лицами издательство рискует потерять права и деньги, истраченные на покупку таких прав. Так происходит, потому что по закону (как в США, так и в России - Андрей Минков) автор любого произведения сохраняет все права на это произведение, если только между этим автором и издателем не будет заключен в письменной форме договор о передаче всех или части этих прав. Законодательство некоторых штатов также может предусматривать положения, дополнительно осложняющие использование произведений без письменного договора.

   Без письменного договора издательство может только проиграть. Учитывая, что издательство и так серьезно рискует, публикуя книгу, не будучи уверенным, будет ли эта книга коммерчески успешной или нет, становится совершенно непонятным, как издательство может рассчитывать на увеличение своих шансов на успех за счет пренебрежения грамотными договорами. Точно так же, как затраты на публикацию книги входят в бюджет издательства, в такой бюджет должны включаться и расходы на юриста, который подготовит комплект профессиональных договоров. В противном случае издательство рискует потерять все деньги, вложенные в проект. Понимание этого необходимо для ведения бизнеса.

   Представьте себе, что Вы - не издатель, а приобретатель прав на интеллектуальную собственность. С такой точки зрения Вам будет проще понять, что именно в этом и состоит Ваш бизнес, несмотря на то, что в данный момент он приобрел форму издания книг.

   Соглашения, перечисленные ниже, являются минимальным набором документов, которые издательству необходимо иметь, чтобы надеяться на успех проекта. Могут быть и другие договоры, которые необходимо будет заключать, в зависимости от конкретного проекта. Если Вы не надеетесь на успех, то зачем вообще публиковать книгу? Конечно, если проект заведомо ждет полный провал, то многое из нижеперечисленного может Вам и не пригодиться, хотя даже провал книги не означает, что Вас не смогут привлечь к ответственности по суду, поскольку Вы обязаны соблюдать закон вне зависимости от того, приносят ли Ваши действия прибыль или нет. С другой стороны, без грамотно составленных договоров худшее, что может с Вами случиться,- это большой успех Вашего проекта, поскольку тогда-то Вы точно не сможете отбиться от толпы тех, кто завалит Вас исками. В этом случае издательство рискует не только потерять всю прибыль, которую ему принес проект, но и много больше, поскольку придется оплачивать расходы на юристов, судебные расходы, выплачивать компенсации и штрафы и т.п. С умом вложив меньшую сумму денег, Вы можете уберечь себя от бОльших расходов, поскольку профилактика всегда дешевле лечения.

   Итак, Вам необходимо просмотреть список необходимых договоров и правовых вопросов до принятия решения о публикации книги и до начала переговорного процесса, поскольку это может изменить Ваш подход к приобретению прав. Некоторые аспекты конкретных договоров более подробно разъясняются в отдельных статьях (которые Вы можете найти на сайте г-на Хоффмана - www.ivanhoffman.com - Андрей Минков).

Договор с автором


   Какие права Вы получаете от автора? В отношении какой территории? На какой срок? В отношении каких языков? Получаете ли Вы "электронные права"? Получаете ли Вы права на изготовление товаров, основанных на персонажах и иных частях книги?

   Передал ли автор издательству разрешения от всех лиц, фрагменты чьих произведений были использованы в книге? Если да, то какие права получает издательство от таких третьих лиц?

Договор с дизайнером обложки и иллюстратором


   Какие права передает дизайнер обложки и/или иллюстратор? Является ли его работа служебным произведением, и подтверждается ли это соответствующим письменным договором?

   Если Вы собираетесь выплачивать дизайнеру / художнику роялти, удостоверьтесь, что Вы можете себе это позволить, поскольку, скорее всего, Вам надо будет платить роялти и автору книги. Сложите все суммы авторских отчислений, чтобы определить Ваши совокупные расходы. Это кажется очевидным, однако этим часто пренебрегают.

Договор с редактором


   Если редактор не просто исправляет грамматические ошибки и опечатки, а своим творческим трудом перерабатывает книгу, то какие права редактор передает издательству? Является ли его работа служебным произведением, и подтверждается ли это соответствующим письменным договором?

   В отношении авторских отчислений действуют те же рекомендации, что и в отношении дизайнера обложки и иллюстратора, однако, честно говоря, выплата авторских редактору представляется неудачным решением. Если вклад редактора столь существенен, что оправдывает выплату редактору авторских, то Вам точно нужен письменный договор с редактором, поскольку очень вероятно, что редактором будет вноситься значительный творческий вклад в переработку произведения. Это может повлечь за собой много вопросов, в том числе и о соавторстве и пр.

Договор с дистрибьютером


   Какие права издательство передает дистрибьютеру? Речь идет только об этой книге? О других книгах? На какой срок передаются права? В отношении каких территорий? В отношении каких рынков сбыта? Получило ли издательство от автора / дизайнера обложки / иллюстратора / редактора право передавать эти права дистрибьютеру? Если Вы не получили этих прав, но подписываете дистрибьютерское соглашение, не одобренное профессиональным юристом, то Вы можете одновременно нарушить дистрибьютерское соглашение, договоры с автором / дизайнером / иллюстратором / редактором, а также быть признанным нарушителем авторских прав таких лиц.

Договоры об использовании произведения за пределами страны и иные лицензионные соглашения


   Если издательство передает права на использование произведения за рубежом (перепечатка или перевод) или иные права (использование в системе клубных скидок, продажа товаров, основанных на персонажах и иных частях книги, и т.п.), действительно ли издательство приобрело эти права у всех вышеперечисленных лиц, включая всех тех, чьи произведения вошли составной частью в книгу? Если Вы не получили этих прав, но подписываете дистрибьютерское соглашение, не одобренное профессиональным юристом, то Вы можете одновременно нарушить дистрибьютерское соглашение, договоры с автором/дизайнером/иллюстратором/редактором, а также быть признанным нарушителем авторских прав таких лиц.

Выводы


   Вопросы, связанные с принятием решения о публикации и иных видах использования книги, никоим образом не ограничиваются приведенным списком и даже специальными статьями, посвященными отдельным его пунктам. Издательство всегда должно консультироваться у профессионального юриста относительно каждого своего шага. Об этом уже писалось в статье "Сам себе юрист".

   Издательский бизнес - это не просто желание публиковать книги. Издательский бизнес требует от издательства понимания всех вопросов, которые потенциально могут возникнуть в связи с проектом, и знания того, как правильно приобретать права, необходимые для того, чтобы дать проекту возможность стать успешным. Если у издателя отсутствует одно из этих качеств, то со стороны издательства будет мудрым привлечь к работе тех, кто знает ответы на эти вопросы.

   © 1999 Ivan Hoffman, © 2000 Андрей Минков.



Андрей Минков
(www.copyrighter.ru)
(andy@copyrighter.ru)



Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь



©2000-2001 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.





List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное