Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости авторского права на www.copyrighter.ru - №60 - Договор на ноу-хау


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь
У рассылки уже Рассылка 'Новости авторского права на www.copyrighter.ru' подписчиков!

   Если в Ваших письмах с комментариями рассылки Вы не указываете, что Ваше письмо не может быть процитировано в рассылке и/или на сайте WWW.COPYRIGHTER.RU, то предполагается, что Вы даете мне право на такое использование Ваших писем.




   Здравствуйте!

   А вот и обещанный выпуск рассылки про договоры на ноу-хау.

   Весьма часто можно услышать точку зрения о том, что в российском законодательстве очень слабо прописаны нормы, защищающие владельцев ноу-хау. Это действительно так, но лично я считаю, что это очень даже хорошо. Хорошо именно потому, что нечеткость прав в отношении ноу-хау заставляет их обладателей, во-первых, предпринимать действенные (или не очень) меры по защите ноу-хау, и во-вторых, в большей степени заботиться о том, чтобы иметь качественный договор на ноу-хау.

   Строго говоря, договоры на ноу-хау, по моему мнению, вообще являются вершиной в искусстве составления договоров в области интеллектуальной собственности. Именно потому, что нельзя сослаться на номер патента, нельзя сослаться на дату публикации произведения, нельзя сослаться на ту или иную статью закона, которая предписывала бы то или иное поведение сторон. В договоре на ноу-хау должно быть прописано ВСЕ.

   Я являюсь сторонником практики включения всех условий, о которых договариваются стороны договора, во ВСЕ договоры – и в авторский, и в лицензионный. Независимо от того, что некоторые пункты договора могут дублировать статьи законов. Уверен, что хуже от этого точно не будет.

   Договоры на ноу-хау выбора не оставляют. Если кто-то дорожит своим ноу-хау и хочет его кому-то продать, а не подарить, то всесторонний договор на ноу-хау просто необходим.

   Грамотный договор на ноу-хау – один из способов доказать некоторым категориям творческих работников, что вовсе не обязательно, чтобы именно их профессия была перечислена в Законе "Об авторском праве и смежных правах" для того, чтобы иметь возможность эффективно защищать свои права. Это как раз тот случай, когда лучше иметь права, вытекающие из договора, чем за копейки расставаться с правами, прописанными в законе.

   Основной законодательной нормой, связанной с охраной ноу-хау, является ст. 139 ГК РФ:

   Статья 139. Служебная и коммерческая тайна.

   1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

   2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

   Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.


   Итак, налицо три признака коммерческой тайны, или ноу-хау:

   1. информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, т.е. представлять достаточный интерес для того, чтобы некое третье лицо было бы готово заплатить за обладание такой информацией;

   2. к ней не должно быть свободного доступа на законном основании, т.е. не должно иметься возможности получить указанную информацию, не нарушив положений законов и/или договоров, заключенных обладателем такой информации с третьими лицами;

   3. обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности. Обычно эти меры подразделяют на два вида – меры технического характера (охрана информации в сейфах, ограниченный физический доступ лиц к информации, ограничение объема информации, сообщаемой третьим лицам) и правового характера (путем заключения договоров, взятия подписок о неразглашении и т.п.).

   В этой статье я не буду писать о том, как нужно защищать конфиденциальность информации между сотрудниками компании. Речь пойдет о договоре, в соответствии с которым обладатель некого ноу-хау (продавец) хочет на определенных условиях продать некому покупателю это ноу-хау.

   Итак, что необходимо отразить в таком договоре?

   а) четко определить ноу-хау, т.е. что конкретно передается;

   б) четко определить, на каком основании оно принадлежит продавцу;

   в) указать, какие действия предпринимает продавец для того, чтобы ноу-хау не стало достоянием третьих лиц;

   г) указать конкретные условия использования ноу-хау, на которые продавец дает разрешение покупателю – срок, территория, виды использования;

   д) определить, имеет ли покупатель право передать ноу-хау третьим лицам;

   е) определить, имеет ли покупатель право разглашать информацию;

   ж) определить, имеет ли продавец право самостоятельно использовать ноу-хау;

   з) определить, имеет ли продавец право передавать ноу-хау третьим лицам;

   и) определить, имеет ли продавец право разглашать информацию;

   к) прописать санкции за нарушение положений договора;

   л) определить, что произойдет после истечения срока действия договора;

   м) определить, как покупатель должен обращаться с полученным ноу-хау;

   н) иные имеющие важность для сторон условия.

   Некоторые комментарии к перечисленным пунктам:

   "а) четко определить ноу-хау, т.е. что конкретно передается". Естественно в договоре не надо описывать ноу-хау так, чтобы сразу стала ясна его СУТЬ. Обычно можно ограничиться общим описанием того, для чего это ноу-хау можно использовать и каких результатов оно позволяет достичь.

   "б) четко определить, на каком основании оно принадлежит продавцу" и "в) указать, какие действия предпринимает продавец для того, чтобы ноу-хау не стало достоянием третьих лиц". Напомню, продавец всегда должен предпринимать все усилия для того, чтобы конфиденциальная информация сохраняла все три требования, установленные ст. 139 ГК.

   "г) указать конкретные условия использования ноу-хау, на которые продавец дает разрешение покупателю – срок, территория, виды использования". Здесь, я надеюсь, все понятно. Все эти условия целиком и полностью зависят от намерений сторон.

   "д) определить, имеет ли покупатель право передать ноу-хау третьим лицам" и "е) определить, имеет ли покупатель право разглашать информацию". Это очень важные пункты. Во-первых, важно отметить, что это не одно и то же. Пункт "д)" относится к разрешению или запрету покупателю перепродавать (или подарить) ноу-хау третьим лицам по договору. Пункт "е" относится к разрешению или запрету публиковать информацию или разглашать ее третьим лицам без договора. В большинстве случаев в договорах запрещается и то, и другое. В любом случае, даже если продавец готов разрешить покупателю "делиться" полученной информацией с третьими лицами, необходимо прописать условия о том, чтобы такие третьи лица поддерживали конфиденциальность ноу-хау, а также о том, чтобы любые публикации обязательно согласовывались с продавцом.

   "ж) определить, имеет ли продавец право самостоятельно использовать ноу-хау". Тоже важно. Возможен и тот, и другой вариант. Но отсутствие в договоре пункта, дающего ответ на этот вопрос, может породить множество никому не нужных проблем.

   "з) определить, имеет ли продавец право передавать ноу-хау третьим лицам" и "и) определить, имеет ли продавец право разглашать информацию". Опять-таки надо определиться и помнить, что передача и разглашение – не одно и то же.

   "к) прописать санкции за нарушение положений договора". А вот это – САМОЕ важное. Это именно то, что в большей степени отличает хороший договор от договора плохого. Причем это относится не только к договорам на ноу-хау. Это не менее применимо к авторским и лицензионным договорам.

   "л) определить, что произойдет после истечения срока действия договора". Если покупателю передавались какие-то материалы (инструкции, руководства и т.п.) или предметы (инструменты, препараты и т.п.), то должен ли покупатель их уничтожить, вернуть продавцу или покупатель сможет продолжать ими пользоваться? Что делать с производством, которое основал покупатель, если это производство основано на полученном ноу-хау?

   "м) определить, как покупатель должен обращаться с полученным ноу-хау". Опять-таки можно определить, что покупатель может делать с ноу-хау не все, что вздумается, а только что-то определенное. Как проследить и как наказать? А вот для этого и пишется пункт про санкции.

   "н) иные имеющие важность для сторон условия". Никогда нельзя говорить о каких-либо типовых договорах. Точнее то, что называют "типовым договором" никогда не является ХОРОШИМ договором. Поэтому всегда есть много вопросов, которые присущи конкретной ситуации.

   В заключение хочу еще раз повторить свою точку зрения о том, что грамотный договор на ноу-хау – вершина в искусстве написания договоров в области интеллектуальной собственности. Уже наработано достаточно большое количество интересных решений, позволяющих обладателю ноу-хау с максимальной выгодой продать принадлежащую ему информацию, пусть даже и не охраняемую в соответствии с авторским правом или патентным законодательством.

   Тем более удивительными представляются утверждения некоторых авторов о том, что достаточно придать авторско-правовой статус той или иной деятельности. Налицо недооценка договоров, как наиболее эффективного инструмента согласования воль сторон и защиты прав авторов.

   И уж совсем в заключение. Если Вам необходим договор на ноу-хау, я готов Вам помочь его разработать. Как со мной связаться, Вы знаете...



Андрей Минков
(www.copyrighter.ru)
(andy@copyrighter.ru)



Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь



©2000-2001 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное