Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. выпуск от 02.07.20



Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

Новости таможни

Более 287 млн рублей льгот по уплате таможенных платежей получили резиденты свободного порта Владивосток и ТОР на Камчатке в 1 полугодии 2020 года

В 1 полугодии 2020 года резидентам свободного порта Владивосток (СПВ) и территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» предоставлено освобождений от уплаты таможенных платежей на сумму около 287,5 млн рублей. Эта сумма почти в 3,5 раза больше, чем в 1 полугодии 2019 года (84,6 млн руб.)

Компании-резиденты ввезли почти 1,5 тысячи тонн иностранных товаров, статистической стоимостью 15,3 млн долларов США. Товары были оформлены по таможенной процедуре свободной таможенной зоны, которая позволяет не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Обязательным условием является использование таких товаров исключительно на специально оборудованном и обустроенном для этих целей участке.

Всего в 1 полугодии 2020 года по процедуре свободной таможенной зоны оформлено 38 товарных партий. Наиболее крупные товарные партии (строительные и отделочные материалы) были ввезены резидентом СПВ, строящим гостиничный комплекс в Петропавловске-Камчатском.

Также в 1 полугодии 2020 года резиденты ТОР «Камчатка» декларировали по таможенной процедуре свободной таможенной зоны различное оборудование для рыбоперерабатывающих заводов.

Сейчас в Камчатском крае функционируют 4 зоны таможенного контроля, созданные для применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Три из них созданы на участках резидентов ТОР «Камчатка», один – на участке резидента СПВ.

Как рассказала и.о. начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Камчатской таможни Елена Фигурова, еще один действующий резидент СПВ рассматривает возможность воспользоваться данной процедурой для реализации своего инвестиционного проекта. Компания планирует создать в г. Петропавловске-Камчатском современный международный морской рефрижераторный терминал по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки сухих и рефрижераторных грузов.

Автомобили и пиво предпринимателям больше нельзя будет задекларировать на Сахалине

С 2 июля 2020 года подакцизные и некоторые другие товары можно будет задекларировать только на Акцизном специализированном таможенном посту Центральной акцизной таможни (центр электронного декларирования).

В сахалинских пунктах пропуска это относится к транспортным средствам и самоходным машинам, декларации на которые подавались на Южно-Сахалинский таможенный пост, и пиву, декларируемому в Корсакове.

Нововведение касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для физических лиц ничего не изменилось. Порядок декларирования подакцизных товаров регламентирует приказ Минфина от 18.02.2020 № 27н, который вступает в силу с 2 июля 2020.

Сахалинская таможня, как и большинство других таможен, продолжает осуществлять функции по фактическому контролю за перемещением товаров.

В настоящее время на Сахалин большинство автомобилей ввозятся физическими лицами. За 5 месяцев 2020 года индивидуальными предпринимателями подано 55 деклараций на автомобили на Южно-Сахалинский таможенный пост. За этот же период предприниматели поставили в область 13,5 тысячи, литров алкогольного и 800 литров безалкогольного пива.

Подача пассажирской таможенной декларации в электронной форме

Северо-Осетинская таможня напоминает, что у физических лиц имеется возможность предоставить таможенному органу пассажирскую таможенную декларацию (далее – ПТД) в электронном виде.

Подача ПТД в электронной форме имеет ряд преимуществ:

  • ускорение процесса заполнения ПТД и её подачи;
  • сокращение документооборота;
  • сокращение времени прохождения таможенного контроля;
  • уменьшение риска совершения ошибок в процессе декларирования товаров физическим лицом посредством использования автоматически появляющихся подсказок при оформлении ПТД;
  • появление возможности заблаговременной подачи ПТД;
  • отсутствие субъективных и коррупционных факторов.

Любое физическое лицо либо его представитель может заранее, до перемещения товаров через таможенную границу, подать ПТД посредством сети Интернет на web-портале электронного представления сведений (Личный кабинет участника ВЭД).

Для этого необходимо воспользоваться информационным сервисом «Пассажирская таможенная декларация», предусматривающим подачу ПТД в электронной форме как с применением электронной подписи (ЭП), так и без нее.

Заполнить ПТД можно заблаговременно, что позволяет не тратить время на заполнение бумажного бланка ПТД непосредственно на границе и существенно экономит время при её пересечении. Для этого не требуется обращения к таможенному представителю и приобретение специализированных программных средств.

Этапы подачи ПТД через Личный кабинет участника ВЭД

Первый этап включает в себя заполнение и сохранение электронной формы ПТД. ПТД заполняется на русском, английском языках или на государственном языке государства-участника ЕАЭС. После заполнения ПТД необходимо выполнить проверку полноты и правильности заполнения полей декларации по кнопке «Проверить». Если кнопка «Проверить» выделена красным цветом, то в ПТД присутствуют ошибки форматно-логического контроля. Ошибки необходимо устранить для дальнейшего успешного проведения операций.

Второй этап связан с отправлением предварительной информации в автоматизированную систему таможенных органов. При наличии ЭП следует отправить ПТД по кнопке «Подписать и отправить», при отсутствии ЭП - «Отправить, не подписывая». Далее в адрес декларанта - физического лица будет направлено уведомление о присвоении ПТД предварительного номера, в котором будет указан уникальный идентификационный номер (УИН). Полученный УИН необходимо предоставить уполномоченному лицу таможенного органа.

Третий этап - это предъявление физическим лицом полученного УИН уполномоченному должностному лицу таможенного органа с одновременным предоставлением документа, удостоверяющего личность физического лица.

Томская таможня ликвидируется с 1 июля

Томская таможня, созданная около 28 лет назад, с 1 июля 2020 года реорганизуется путем присоединения к Кемеровской таможне.

Как стало известно НИА Томск, Асиновский таможенный пост, Томский таможенный пост и Томский таможенный пост (Центр электронного декларирования) будут переподчинены Кемеровской таможне. Им будут присвоены новые коды.

К 2021 году в Сибири практически всё декларирование будет осуществляться в Сибирской электронной таможне, открывшейся в августе 2019 года в Красноярске.

Остальные таможни региона приобретут статус таможен фактического контроля. Они будут осуществлять закрытие таможенного транзита, проводить таможенные досмотры, использовать предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза формы и меры обеспечения фактического контроля, будут контролировать декларирование на бумажных носителях отдельных товаров и таможенных процедур, а также осуществлять контроль после выпуска товаров.

45 секунд на выпуск декларации: в Уральском таможенном управлении прошло заседание коллегии

Вопросы сокращения сроков выпуска и качества контроля деклараций на товары обсуждались в ходе прошедшего в Уральском таможенном управлении заседания коллегии.

За пять месяцев Уральской электронной таможней выпущено 86 тысяч деклараций на товары, в бюджет перечислено свыше 24 млрд рублей, возбуждено 130 дел об административных правонарушениях. Концентрация декларационного массива составила 99,6%. Сегодня в таможнях фактического контроля оформляется лишь каждая 250-ая товарная партия. Это единичные декларации: оформление делящихся и радиоактивных материалов; транспортных средств с выдачей ПТС; товаров из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней; товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары с предоставлением лицензий Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Значительно улучшились показатели применения автоматических алгоритмов. Сегодня регистрацию в ручном режиме проходит каждая 25-ая экспортная и 3-ая импортная декларации. Доля автовыпуска товаров при экспорте составила 93% (рост на 37%), при импорте – 79% (рост на 74%). Повышение уровня автоматизации принятия решений при таможенных операциях сказывается на времени декларировании товаров. Так экспортные и импортные декларации в автоматическом режиме выпускаются за 45 секунд. При этом у инспектора на выпуск товаров в ручном режиме уходит более полутора часов при экспорте и более двух часов при импорте.

На положительную динамику применения автоматических алгоритмов повлияли, во-первых, совершенствование критериев самих алгоритмов автоматического принятия решений, во-вторых, работа с декларантами и таможенными представителями по повышению качества заполнения граф декларации и подготовкой пакета документов для декларирования товаров.

Подводя итоги заседания коллегии, начальник управления предложил сконцентрироваться на времени принятия решений инспекторским составом. «Нам нужен баланс между качеством таможенного контроля и сроками его проведения. И к нему мы должны стремиться», – подытожил Максим Чмора.

Ангарский и Братский таможенные посты стали постами фактического контроля

Ангарский и Братский таможенные посты Иркутской таможни с 1 июля стали постами фактического контроля. Это связано с тем, что ФТС России последовательно двигается к «цифровизации» технологий таможенного дела. Идет консолидация декларирования товаров в Центры электронного декларирования, а также дальнейшее разграничение между таможенными органами процессов декларирования и фактического контроля.

«В функциональные обязанности таможенных постов фактического контроля входит совершение таможенных операций, не связанных с электронным декларированием товаров: проведение таможенного досмотра и осмотра товаров, транспортных средств и международных почтовых отправлений; открытие и завершение процедуры таможенного транзита, контроль за деятельностью в местах временного хранения товаров. За таможенными постами фактического контроля также сохранится декларирование отдельных категорий товаров (связанных с применением бумажной формы декларирования или особенностью контроля в отношении отдельных таможенных процедур)», — пояснила и.о. начальника организационно-инспекторского отдела Иркутской таможни Виктория Куликалова.

Ранее постами фактического контроля в Иркутской таможне уже стали: Иркутский таможенный пост и таможенный пост Аэропорт Иркутск — с 1 октября 2019 года; Усть-Илимский, Усольский и Саянский таможенные посты — с 1 апреля 2020 года.

Таким образом, из 10 таможенных постов Иркутской таможни семь таможенных постов приобрели статус постов фактического контроля.

Участники внешнеэкономической деятельности могут декларировать товары в Иркутской таможне до 15 декабря 2020 года на Иркутском таможенном посту (Центре электронного декларирования товаров), а также на Нижнеудинском и Усть-Кутском таможенных постах.

Планируется, что к 2021 году в Сибири практически все декларирование будет идти в Сибирской электронной таможне, открывшейся в августе 2019 года в Красноярске. Иркутская таможня в 2021 году приобретет статус таможни фактического контроля.

Правительство продлило эксперимент по прослеживаемости товаров до 31 декабря 2020 года

Целью эксперимента является проверка функционирования системы сбора информации о товарах для противодействия незаконному ввозу и обороту в том числе и контрафактных товаров.

Эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ для внутреннего потребления, продлевается до 31 декабря 2020 года, говорится в постановлении правительства РФ, размещенном на официальном портале правовой информации.

В ходе эксперимента отслеживаются, в частности, холодильники, стиральные машинки, мониторы и проекторы, электронные схемы, детские коляски и детские автокресла, автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы и другие.

Целью эксперимента является проверка функционирования системы сбора информации о товарах для противодействия незаконному ввозу и обороту в том числе и контрафактных товаров. Также он поможет подтвердить подлинность товаров, стандартизировать и унифицировать процедуры учета их оборота. Кроме того, планируется, что повысится собираемость таможенных платежей и налогов.

Ранее предусматривалось провести эксперимент с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года.

Турбовинтовые двигатели поставили на экспортный контроль

Скорректирован перечень видов и групп товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету в рамках экспортного контроля. Новшества касаются отдельных видов турбовинтовых двигателей и газовых турбин.

Соответствующее постановление кабинета министров от 17 июня 2020 года № 870 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступает в силу сегодня, 27 июня.

Кроме того, уточнен перечень запрещенных ко ввозу в РФ товаров, страной происхождения или отправления которых является Украина, а также тех, что перемещаются через ее территорию.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие со 2 ноября 2019 года.

Россия с 29 июня откажется от временных таможенных деклараций на вывоз древесины из ЕАЭС

Россия с 29 июня отказывается от временных таможенных деклараций на вывоз древесины и изделий с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщает аппарат вице-премьера РФ Виктории Абрамченко.

"Вступило в силу постановление правительства № 721 об отмене временного таможенного декларирование древесины. Реализация постановления не позволит скрыть объемы реально вывозимых из страны лесоматериалов", - подчеркивается в сообщении.

Решение касается вывоза с территории ЕАЭС товаров, классифицируемых в группе 44 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (древесина и изделия из нее).

Таким образом, временную таможенную декларацию нельзя будет подать в случае, если при вывозе из ЕАЭС в отношении отдельных товаров не могут быть представлены точные сведения об их количестве или таможенной стоимости.

Как подчеркнули в аппарате Абрамченко, практика правоприменения норм законодательства показывает, что без проведения фактического контроля таможенным органам затруднительно определить точное количество вывезенного товара, убывающего отдельными партиями в разное время. При выявлении фактов несоответствия объема задекларируемому у декларанта была возможность скорректировать объем вывоза последующими товарными партиями и избежать привлечения к ответственности. Постановление правительства ликвидирует этот правовой барьер, обеспечит прозрачную систему декларирования объемов экспортируемых лесоматериалов и уплату соответствующих таможенных пошлин в полном объеме, отмечается в сообщении.

"Постановление правительства является одним из составляющих комплекса мер по обеспечению контроля за оборотом древесины. Мы ведем последовательную работу по обелению рынка, шаг за шагом ликвидируя правовые пробелы и "лазейки", которые создают непрозрачную систему отношений внутри лесного комплекса. Реализация постановления не позволит в дальнейшем использовать временное декларирование и его последующую корректировку, чтобы скрыть объемы реально вывозимых из страны лесоматериалов", - заявила Абрамченко, слова которой приводятся в сообщении.

Постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным 21 мая 2020 года.

Правительство установило временный порядок ввода в оборот немаркированных препаратов

Лекарства, произведенные или ввезенные в Россию в период с 1 июля по 1 октября 2020 года без нанесения маркировки, будут вводить в гражданский оборот на основании решения специальной межведомственной комиссии. Согласование выдадут сроком на 45 дней.

Межведомственная комиссия из представителей Минздрава, Минпромторга, Федеральной таможенной службы, Росздравнадзора и ЦРПТ будет давать согласие на ввод в гражданский оборот лекарственных препаратов, произведенных с 1 июля по 1 октября 2020 года или ввезенных в Россию в этот же период без нанесения маркировки. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ № 955 от 30.06.2020, которое сегодня опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Для этого держателям лицензий придется обосновать свою неготовность наносить коды на медикаменты с 1 июля, как это установлено законом.

Получить разрешение на ввод в гражданский оборот можно будет в личном кабинете держателя или владельца регистрационного удостоверения в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора. К пакету документов необходимо будет приложить обоснование невозможности нанесения средств идентификации на упаковку препарата, в том числе на таможенном складе, а также план мероприятий по внедрению системы мониторинга с указанием конечной даты готовности производителя.

Комиссии дается 5 дней на принятие решения по заявке, еще три дня — на оформление согласования или отказа. «Основанием для отказа в выдаче согласования является принятие межведомственной комиссией решения о невозможности выдачи согласования», — говорится в документе.

Перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии лекарственного препарата в информационную систему вносятся сведения о наличии (отсутствии) средства идентификации. При выявлении в информационной системе сведений о серии или партии лекарственного препарата, произведенного после 1 октября 2020 года без нанесения маркировки, регулятор принимает решение о прекращении гражданского оборота таких серий или партий.

Росздравнадзор будет вести реестр выданных согласований, доступ к которому получит таможенная служба для осуществления ведомственного контроля за лекарственными средствами.

Препараты, которые будут введены в гражданский оборот согласно данному постановлению, подлежат обращению до конца срока их годности.

Сам документ действует до 1 января 2021 года.

Накануне подобное предложение озвучила ассоциация «Росмедпром». Свою инициативу она направила на рассмотрение депутатам Госдумы. О необходимости установления некого переходного периода для внедрения маркировки в связи со сложной эпидемиологической ситуацией и закрытием границ ранее заявляли все ведущие профессиональные объединения. В противном случае страну ждут проблемы с лекарственным обеспечением граждан, перебои с поставками препаратов, предупреждали участники рынка.


- Новости логистики от создателей Виртуальной таможни

Информация в прессе

В России вводятся новые ограничения на ввоз праворульных машин

Японские автомобили с правым расположением руля, которые по-прежнему активно ввозятся жителями Дальнего Востока, скоро станут заметно дороже. Впрочем, новыми затратами на сертификацию "праворулек", судя по всему, дело не ограничится.

В России вновь ужесточаются требования к ввозу легковых машин с правым рулем. Так, с 1 июля текущего года должен вступить в силу новый ГОСТ, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единично ввозимых автомобилей. Таким образом, для получения техпаспорта и регистрации праворульной машины в ГИБДД потребуется сертификат технического соответствия требованиям безопасности от специализированной лаборатории.

Кроме того, усложняется процедура растаможки легковых автомобилей с пробегом: пошлины будут рассчитываться исходя из возраста и экологического класса транспортного средства. Так, минимальный размер таможенной пошлины на ввоз праворульного автомобиля может составлять 1,5 евро за куб.см для автомобиля не старше 5 лет с объемом двигателя менее 1 литра. А максимальный тариф может достигать 5,7 евро для машин старше 5 лет, имеющих объем двигателя более 3 литров.

По оценкам аналитика "Дрома" Игоря Олейникова, новые требования прибавят к стоимости импортируемого автомобиля около 30 тыс. рублей. При этом не стоит ожидать снижения цен на автомобильный "секонд-хэнд" в самой Японии из-за падения местного авторынка, что позволило бы несколько компенсировать дополнительные издержки покупателям из нашей страны.

"Российский потребитель не вносит существенный вклад в ценообразование на аукционах подержанных автомобилей в Японии, на долю нашей страны в данный момент приходится менее 10% экспорта японских машин с пробегом", - комментирует Игорь Олейников.

Тревожная кнопка

Согласно данным Дальневосточного таможенного управления, за пять месяцев 2020 года было ввезено 32,4 тыс. автомобилей с пробегом из Японии, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, в настоящее время действует временное разрешение правительства жителям Дальнего Востока ввозить по одному импортному автомобилю в год, не оснащая его системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Срок упрощенного режима истекает в ноябре нынешнего года, хотя участники рынка не исключают его очередного продления.

Как говорит руководитель проектов по бизнес-процессам ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Авакян, обязательная установка системы "ЭРА-ГЛОНАСС" приведет к повышению стоимости автомобиля примерно на 25 тыс. рублей, что может вызвать снижение спроса на импортные праворульные машины.

Между тем, уже с 1 июля 2020 года в России будет введен полный запрет на ввоз праворульных машин категорий М2 и М3, к которым относятся пассажирские автобусы, погрузчики, строительная спецтехника и самосвалы. Таким образом, легковые автомобили, относящиеся к категории М1, новый ГОСТ не затронет, хотя слухи об их запрете ходят уже много лет.

Официально подобные инициативы объясняются повышением уровня безопасности и сведением к минимуму "нестандартных" машин на российских дорогах. Однако очевидно, что настоящая цель российских властей кроется в желании пересадить жителей Дальнего Востока, как самого автомобилизированного региона страны, на машины российского производства, тем самым поддержав отечественный автопром.

Право выбора

"Покупатель на Дальнем Востоке обращается к японским аукционам, потому что качество автомобилей на вторичном рынке там лучше, а цена может быть выгоднее до 30%. Но российское правительство заинтересовано в развитии внутреннего рынка. Учитывая меры, которые внедряются, рынок праворульных автомобилей в стране может получить тенденцию к сокращению. Даже при видимой выгоде приобретения автомобиля в Японии, с каждым годом бюрократическая нагрузка на владельца становится все больше", - констатируют эксперты "Авито Авто".

По мнению Константина Авакяна, праворульные автомобили постепенно уйдут с рынка России, так как ввоз машин с пробегом с каждым годом становится все более невыгодным.

Любопытно, что среди самых востребованных автомобилей с правым рулем оказались преимущественно модели, которые официально на российском рынке даже не представлены. Так, согласно данным агентства "Автостат", по состоянию на 1 января 2020 года в нашей стране числилось 3,4 млн праворульных машин, и порядка 60% из них приходится на продукцию японской марки Toyota (около 2 млн шт.).

Самой распространенной моделью среди них является Corolla - в России зарегистрировано 325 тыс. экземпляров данной модели с правым рулем. На втором месте в этом рейтинге идет Toyota Corona (108 тыс. шт.), на третьем - Toyota Mark (97 тыс. шт.). В пятерку лидеров попадают еще две "Тойоты" - Carina (92 тыс. шт.) и Caldina (82 тыс. шт.). И только на шестой строчке рейтинга располагается Honda Fit с показателем 78 тыс. единиц.

Но дальше в топ-10 самых распространенных в России "праворулек" все равно оказываются модели Toyota, а именно: Vitz (77 тыс. шт.), Camry (66 тыс. шт.), Vista (65 тыс. шт.) и Ipsum (58 тыс. шт.). Таким образом, что 9 из 10 мест в рейтинге наиболее популярных в России праворульных автомобилей заняли модели Toyota. Впрочем, это обусловлено не только предпочтениями российских автомобилистов, а в большей степени - структурой автопарка в Стране восходящего солнца.

Как поясняют эксперты "Авито Авто", автомобили Toyota наиболее популярны для импорта, потому что на первичном японском рынке они тоже лидируют. У этого бренда самая широкая модельная линейка на родине, соответственно вариативность предложения для покупателей на аукционах гораздо шире. При этом проблем с обслуживанием праворульных автомобилей, которые не представлены официально на российском рынке, не возникает. Запчасти импортируются гораздо проще, чем автомобили, и в больших городах всегда можно оперативно найти сервис.

Лево руля?

Между тем, почти 90% праворульных машин зарегистрировано в Сибири и на Дальнем Востоке - в общей сложности это превышает 3 млн экземпляров. Лидерство этих регионов, безусловно, объясняется географической близостью с Японией, откуда и ввозятся праворульные автомобили в Россию. При этом на Дальнем Восток самая высокая доля "праворулек" в местном автопарке - 68,5%. А в Сибири этот показатель чуть превышает 25%, что эквивалентно каждой четвертой машине. В целом же на долю автомобилей с правым рулем приходится 7,6% всего легкового парка нашей страны.

Как говорит Константин Авакян, главными причинами большого количества праворульных автомобилей в Дальневосточных регионах является то, что транспортные средства и запчасти для жителей Дальнего Востока дешевле привезти из Японии, чем из европейской части России, а также там достаточное количество мастерских по ремонту, специализирующихся на японских автомобилях, автошкол и частных инструкторов.

Тем не менее, после поэтапного повышения пошлин на ввоз автомобильного "секонд-хэнда" и введения утилизационного сбора объемы импорта праворульных машин значительно сократились. По данным "Дрома", только за последние пять лет спрос на внутреннем рынке Дальнего Востока и Сибири упал на 7%, а предложение - на 20%.

"Если вы взглянете на дороги Владивостока или Хабаровска, то увидите, что количество леворульных автомобилей растет от года к году. "Японцы", безусловно, остаются лидерами. Но люди начали покупать и европейские марки, такие как Renault, Volkswagen или Skoda и корейские Kia, Hyundai, что 15 лет назад было невозможно представить. Поэтому уже давно можно говорить о том, что рынок праворульных машин сходит на нет", - резюмирует Игорь Олейников.

Минфин вернулся к идее отмены репатриации валюты для несырьевых экспортеров

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства. Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта. Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.

Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru. Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году. При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).

Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов. Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта. При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов. Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ.

Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно. «Небольшая компания получает "прививку" больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.

Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок. В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок. Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.

В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта. При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы. «Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»,— отметили в ведомстве. В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались.


Новости логистики

Порт Антверпена показал небывалый рост в сегменте рефрижераторных контейнеров

Несмотря на сложные условия из-за эпидемии коронавируса в первом квартале текущего года, порт Антверпена достиг значительного роста в обработке рефрижераторных контейнеров со скоропортящимися продуктами, что стало следствием повышенного спроса на здоровое питание и фармацевтическую продукцию.

Всего в первом квартале было обработано 252 452 рефрижераторных контейнера, что на 23 % больше по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Даже в самый разгар пандемии порт работал на полную мощность, обеспечивая поставки в Европу.

По-прежнему эффективно функционируют логистические службы по хранению и обработке таможенных грузов и продовольственная инспекция. После ряда послаблений в работе с фитосанитарными документами появилась возможность работать в цифровом формате.

Достигнутые высокие результаты подтверждают важное значение порта Антверпен на рынке рефрижераторов. Благодаря выгодному расположению порта, компании контейнерных перевозок все чаще выбирают Антверпен в качестве своего первого европейского порта захода, поскольку он предлагает грузоотправителям ускоренный транзит на ключевые потребительские рынки Европы.

Полуприцеп впервые будет доставлен из Москвы в Германию по мультимодальному маршруту

Вчера в транспортно-логистическом центре (ТЛЦ) «Восточный» на станции Электроугли Московской дороги состоялась первая экспортная отправка контрейлерной платформы с полуприцепом в составе грузового поезда по маршруту Москва – Калининград, откуда он морским транспортом направится в порт Росток (Германия). Впервые в международном сообщении из России отправится только полуприцеп без тягача.

Проект реализуется АО «Первый федеральный контрейлерный оператор» (владелец контрейлерной платформы), DB Schenker (владелец полуприцепа) и франко-российским железнодорожным экспедитором ООО «ЛОГОПЕР» (выступает экспедитором поезда и организует погрузочно-разгрузочные работы на ТЛЦ «Восточный»).

«Контрейлерная платформа в составе грузового поезда отправилась со станции Электроугли Московской дороги, – рассказала «Гудку» начальник отдела логистики ООО «ЛОГОПЕР» Юлия Мартынова. – Поезд проследует в Калининград транзитом через территории Белоруссии и Литвы, его прибытие ожидается через 3 дня. Далее полуприцеп будет перегружен на морской транспорт и проследует в порт Росток. Это займёт ещё порядка двух суток. Откуда планируется транспортировка грузов по всей Европе посредством уже действующей и отлаженной глобальной сети интермодальных перевозок DB Schenker (входит в состав немецкого концерна Deutsche Bahn. – Ред.)».

По её словам, далее будут прорабатываться альтернативные экспортные направления – в Швецию через порт Росток, в европейские государства через порт Бронка (Санкт-Петербург), а также в прибалтийские государства по железной дороге.

«Уникальность проекта состоит в том, что на контрейлерную платформу колодцевого типа, разработанную ПФКО, погружен только полуприцеп без тягача, – рассказал «Гудку» генеральный директор ПФКО Роман Вдовин. – Это первая экспортная контрейлерная отправка из России такого типа. Ранее перевозки без тягача осуществлялись только на внутрироссийских маршрутах».

«ОАО «РЖД» рассматривает сегмент контрейлерных перевозок как крайне перспективное направление, – отмечает первый заместитель начальника ЦФТО ОАО «РЖД» Александр Хатьянов. – И событие, произошедшее сегодня, однозначно является очень значимым для дальнейшего развития этого вида перевозок».

Как ранее сообщал «Гудок», в мае ОАО «РЖД», литовская и белорусская железнодорожные администрации, ООО «РусТрейл» и ПАО «ТрансКонтейнер» организовали контрейлерную перевозку полуприцепа без тягача по маршруту Калининград – Литва – Белоруссия – Москва.

Напомним, в марте этого года ПФКО и DB Schenker тестировали контрейлерную перевозку на маршруте Санкт-Петербург – Сочи.

«Контрейлерные перевозки позволяют объединить возможности автомобильного и железнодорожного транспорта, привлечь дополнительный грузопоток на сеть РЖД. Такая перевозка позволяет сочетать преимущество автомобильного транспорта, такое как перевозка «от двери до двери», и железнодорожного – доставка по жёсткому графику с соблюдением сроков. Также контрейлерные перевозки позволяют решить вопрос перевозки в сложных климатических условиях, когда транспортировка автомобильным транспортом невозможна», – отметил Роман Вдовин.

Свободных складов в Подмосковье остается все меньше

Во втором квартале 2020 года вакантность среди крупнейших собственников спекулятивных складских площадей Московского региона продолжила снижаться, отмечают аналитики JLL. Эксперты изучили показатели топ-7 операторов, на чьи объекты приходится от 40% до 65% всех свободных площадей региона за последние 3 года. Это группа компаний "Сафмар" (УК MLP), Raven Russia, Логопарк Менеджмент, ПСК "Атлант-Парк", Radius Group, СК ПЛТ, PNK Group.

В рамках этой выборки доля вакантных площадей достигла минимума, в абсолютном значении сократившись с 370 тыс. кв. м в первом квартале 2020 года до 317 тыс. кв. м во втором квартале 2020 года. Общий показатель вакантных площадей составил 575 тыс. кв. м.

Такое снижение является ощутимым для рынка, отмечают эксперты. Многие лендлорды перенесут сроки сдачи своих проектов с этого года на следующий, прогнозируемый объём ввода составляет менее 850 тыс. кв. м за весь 2020 год. В краткосрочной перспективе это может привести к дальнейшему росту проектов по строительству объектов «под-ключ», так называемые BTS.

ОАО «Цифровая логистика» расширяет возможности цифрового канала продаж «РЖД» - ЭТП ГП для стран - участников ЕАЭС

Объем реализации услуг АО «Казтемиртранс», дочернего общества ОАО «КТЖ», оформленных с помощью ЭТП «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) во II кв. 2020г. составил более 300 вагоноотправок. Это стало возможным благодаря активному использованию цифрового канала продаж - ЭТП ГП для организации перевозок порожних вагонов из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан и инфраструктуры сопредельных государств.

Ранее ООО «Цифровая логистика» (оператор ЭТП ГП с 2018г.) и АО «Казтемиртранс» организовали успешный тест новой услуги ЭТП ГП - «Перевозка импортных грузов». Этот сервис предполагает организацию железнодорожной перевозки на территорию Российской Федерации извне и предоставляется грузоотправителям и экспедиторам в стране отправления груза. Совместно можно заказать охрану, таможенное декларирование груза и терминальные услуги по станции назначения.

«Появление такой услуги существенно расширяет возможности наших клиентов по организации международных перевозок. Цифровая платформа «Грузовые перевозки», обеспечивающая онлайн взаимодействие пользователей, позволит за счет упрощения доступа к услугам перевозчика, повысить его конкурентоспособность с другими видами транспорта и нарастить транзитный потенциал сухопутного железнодорожного маршрута - отметил генеральный директор ООО «Цифровая логистика» Александр Кочуков.

Из КНР в Ульяновск отправили первый контейнерный поезд

Первый прямой контейнерный поезд с грузом отправился из города Цзыбо китайской провинции Шаньдун в Ульяновск. Это событие — часть межправительственного проекта «Один пояс – один путь» по доставке товаров из КНР в Россию, Европу и обратно.

Главная его цель — создать канал двусторонней международной торговли, эффективный логистический маршрут перевозки китайских товаров.

В перспективе в в Ульяновской области планируется открыть консолидационный центр российских товаров для экспорта в КНР. Благодаря этому производители Приволжского федерального округа получат возможность отправлять свою продукцию китайским заказчикам.

В составе первого поезда в Россию отправились 50 контейнеров с автомобильными комплектующими, st-block-3строительными материалами, нефтегазовым оборудованием и спортивными товарами. Ожидаемый срок прибытия в Ульяновск – 15-18 июля.

Олег Барабанов руководитель ОЭЗ «Ульяновск»

Мы провели серию переговоров с руководством логистического парка ОЭЗ «Цзыбо», представителями ОАО «РЖД», компанией «Трансконтейнер» по вопросам запуска поезда, согласованию тарифной политики, расконсолидации товарных партий. Согласовали маршрут следования по России – поезд направится от станции «Забайкальск» до станции «Ульяновск-3». После прибытия к нам планируется распределение товарных партий клиентам в Ульяновск и другие города ПФО — в их числе Чебоксары и Нижний Новгород.

Контейнерные поезда по маршруту «Цзыбо-Ульяновск-Цзыбо» планируется сделать регулярными: в месяц по этому маршруту будет отправляться четыре состава. Проект будет развиваться и затронет ОЭЗ «Ульяновск». На территории особой экономической зоны, где действуют особые таможенные условия, планируется построить логистический склад и контейнерный терминал с железнодорожной веткой для приема поездов.


Главная страница - Новости таможни - Новости ВЭД - Новости логистики - Новости ЕврАзЭС

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/

В избранное