Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 30.10.2008


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 30.10.2008

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Уточнен порядок направления работников в служебные командировки

2. При вручении физическому лицу подарка дороже 4000 руб. организация не признается налоговым агентом

3. Организация, среднесписочный состав сотрудников которой не превышает 100 человек, может перейти на ЕНВД даже при большей списочной численности

4. Установлены новые формы статистического наблюдения для организаций, работающих в транспортной сфере

5. Утвержден единый стандарт обслуживания налогоплательщиков для инспекций


Комментарии

1. По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, амортизируемым с применением понижающего коэффициента 0,5, амортизация после 1 января 2009 г. продолжает начисляться с понижающим коэффициентом - позиция Минфина России

2. Вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если операция освобождена от обложения НДС по ст. 149 НК РФ?


Судебное решение недели

Налоговому агенту, не удержавшему налог на прибыль с иностранных контрагентов, нельзя доначислить сумму налога и пени



Новости


1. Уточнен порядок направления работников в служебные командировки

Постановление Правительства России от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки"


На смену Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62, регулировавшей порядок направления сотрудников в служебные командировки в пределах СССР, Правительство РФ выпустило новое Постановление, к которому прилагается Положение об особенностях направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и за рубеж. С момента вступления в действие Постановления Правительства N 749 (25 октября текущего года) Инструкция N 62 фактически утрачивает силу.

Главное новшество, введенное Постановлением, - отсутствие ограничительного срока служебной командировки. В ранее действовавшей Инструкции (п. 4) было указано, что ее продолжительность не может превышать 40 дней. Кроме этого общего правила также устанавливались ограничительные сроки для определенных категорий сотрудников. В рассматриваемом Постановлении какие-либо конкретные сроки не указаны и лишь в п. 4 говорится, что они определяются работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Так как Трудовой кодекс РФ также не устанавливает никаких ограничительных сроков, можно сделать вывод, что организация вправе направить работника в командировку любой продолжительности. Ранее вопрос признания командировочных расходов в случае, когда командировка длится более 40 дней, являлся спорным и был рассмотрен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Еще одно существенное изменение: подробно описана процедура направления сотрудника в заграничную командировку. Причем порядок оформления командировок в страны - участницы СНГ и в другие государства различен. При направлении работника в загранкомандировку не оформляется командировочное удостоверение. Исключение сделано только для стран - участниц СНГ, так как в соответствии с п. 19 Положения при направлении сотрудника в эти страны даты пересечения государственной границы РФ определяются по отметкам в удостоверении, оформленном как при командировании в пределах России. Для загранкомандировок расширен перечень расходов, которые возмещаются работнику: к ним прибавились затраты на оформление загранпаспорта, визы и иных выездных документов; обязательные консульские и аэродромные сборы; стоимость медицинской страховки и другие обязательные платежи. Важный момент для признания расходов по налогу на прибыль - порядок расчета суточных в загранкомандировках. При следовании сотрудника с территории России дата пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию РФ - в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях (п. 18 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Некоторые изменения касаются и возмещения транспортных расходов. В ранее действовавшей Инструкции установлено следующее: работнику не возмещается оплата проезда на такси. В Постановлении такого указания нет, однако говорится, что возврату подлежит оплата проезда в общественном транспорте (относится ли к таковому такси - не разъясняется). Так что вопрос признания командировочных расходов по оплате услуг такси остается открытым.


2. При вручении физическому лицу подарка дороже 4000 руб. организация не признается налоговым агентом

Письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-04-06-01/295


С 1 января 2008 г. физические лица, получающие подарки, самостоятельно рассчитывают НДФЛ, представляют в налоговый орган декларацию и в установленные сроки уплачивают налог (пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ). Минфин разъяснил, что исходя из указанного подпункта организация, от которой физлицо (как являющееся ее работником, так и не являющееся таковым) получает какое-либо имущество в порядке дарения, не является налоговым агентом в отношении таких доходов. Следовательно, налогоплательщик должен самостоятельно уплатить НДФЛ. При этом организация не обязана представлять в налоговый орган сведения о полученных от нее доходах физическими лицами, так как она в данном случае не является налоговым агентом.

Хотя в Налоговом кодексе РФ указано на то, что при получении подарков физические лица самостоятельно уплачивают налог, ранее контролирующие органы давали по данному вопросу противоположные разъяснения (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2008 N 28-11/037306). Этот вопрос уже рассматривался в свете высказываний московских налоговых органов в выпуске обзора от 09.07.2008.


3. Организация, среднесписочный состав сотрудников которой не превышает 100 человек, может перейти на ЕНВД даже при большей списочной численности

Письмо Минфина России от 11.09.2008 N 03-11-04/3/425


С 2009 г. для перевода организации или индивидуального предпринимателя на ЕНВД среднесписочная численность работников не должна превышать 100 человек за предыдущий год (пп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Именно поэтому финансовое ведомство пришло к выводу, что, если в 2008 г. списочная численность сотрудников налогоплательщиков превысила 100 человек, а среднесписочная не превысила, организация может быть переведена на ЕНВД.


4. Установлены новые формы статистического наблюдения для организаций, работающих в транспортной сфере

Приказ Росстата от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год"


Росстат продолжает устанавливать новые формы статистического наблюдения. Приказом от 27.08.2008 N 206 утверждены формы отчетов для организаций, работающих в сферах транспорта и связи. Начиная с отчета за текущий год, компании, ведущие перевозочную деятельность на различных видах транспорта (метрополитен, трамваи, троллейбусы, железная дорога), должны отчитываться по новым формам. На 2009 г. установлены месячные и квартальные формы отчетов. Кроме перечисленных видов транспорта, организации также отчитываются помесячно по авиаработам и магистральному нефтепроводному транспорту. Начиная с I квартала 2009 г. отчет по новой форме представляют компании, работающие с автотранспортом. Кроме того, квартальные формы установлены для некоторых упоминавшихся уже перевозчиков, которые также должны подавать сведения помесячно или ежегодно.

Для индивидуальных предпринимателей - владельцев грузового транспорта предусмотрена анкета, которая подается единовременно в сроки, установленные органами статистики. По их требованию индивидуальный предприниматель представляет сведения, указанные в анкете, за одну неделю.

С введением в силу рассматриваемого Приказа теряют силу некоторые ранее действовавшие формы статистического наблюдения.

О данных статистического наблюдения, установленных для субъектов других отраслей хозяйственной деятельности, см. выпуски обзора от 08.10.2008 и от 15.10.2008.


5. Утвержден единый стандарт обслуживания налогоплательщиков для инспекций

Приказ ФНС России от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ "Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"


Установлен единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, которого должны придерживаться инспекции. Он представляет собой таблицу, содержащую перечень услуг, которые оказываются налоговыми органами, сроки их исполнения, а также формы представления услуг и перечень нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Например, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должна осуществляться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов, которые принимаются инспекторами в присутствии налогоплательщика (если они подаются лично). Сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ налоговые органы представляют в срок от одного до пяти рабочих дней, а выписки из них - на следующий день после регистрации. В Приказе также указано, что время ожидания в очереди должно составлять не более 30 минут, при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа.

Более подробно с остальными положениями Стандарта можно будет ознакомиться на сайте УФНС каждого субъекта. В соответствии с Приказом ФНС N ММ-3-4/362@ управления обязаны размещать его на своих сетевых ресурсах.




Комментарии


1. По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, амортизируемым с применением понижающего коэффициента 0,5, амортизация после 1 января 2009 г. продолжает начисляться с понижающим коэффициентом - позиция Минфина России


Название документа:

Письмо Минфина России от 09.10.2008 N 03-03-06/1/573


Комментарий:

Изменения в гл. 25 НК РФ, которые были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2009 г., существенно меняют порядок начисления амортизации. В частности, со следующего года по дорогим легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам (с первоначальной стоимостью свыше 600 и 800 тыс. руб. соответственно) амортизация будет начисляться в обычном порядке, без применения установленного ранее понижающего коэффициента 0,5. В новой ст. 259.3 НК РФ, где перечислены специальные коэффициенты, применяемые к норме амортизации, о данном понижающем коэффициенте ничего не говорится.

В рассматриваемом Письме Минфин разъясняет, как после 1 января 2009 г. следует начислять амортизацию по автотранспорту, который начал амортизироваться ранее. Год назад организации уже сталкивались с похожей ситуацией, когда первоначальная стоимость автотранспорта, в отношении которого при амортизации применяется понижающий коэффициент 0,5, была увеличена в два раза. Тогда Минфин указывал, что увеличение первоначальной стоимости не касается автомобилей, которые начали амортизироваться ранее, и, если до 1 января 2008 г. амортизация по автотранспорту начислялась с понижающим коэффициентом, этот коэффициент применяется и далее.

Аналогичные разъяснения финансовое ведомство дает и сейчас. Если до 1 января 2009 г. амортизация по автомобилю начислялась с понижающим коэффициентом 0,5, то его нужно применять и после этой даты.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ амортизация в отношении объекта амортизируемого имущества начисляется в соответствии с нормой, определенной для данного объекта исходя из срока его полезного использования. Таким образом, говорится в Письме, норма амортизации определяется на дату ввода объекта в эксплуатацию и не изменяется в течение всего срока амортизации. Именно поэтому при амортизации легковых автомобилей и автобусов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 г., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5 в соответствии с порядком, действующим на дату ввода объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем организации, эксплуатирующие данный автотранспорт, с 1 января 2009 г. вправе прекратить применять понижающий коэффициент и начислять амортизацию в общем порядке. Основания для этого следующие. Глава 25 НК РФ не содержит никаких ограничений, согласно которым применение специальных коэффициентов не может быть прекращено с отменой соответствующих оснований. До 1 января 2009 г. коэффициент 0,5 применяется, поскольку установлен п. 9 ст. 259 НК РФ. После этой даты о данном коэффициенте в НК РФ ничего не говорится, поэтому по уже амортизируемому автотранспорту с 2009 г. можно начислять амортизацию без понижающего коэффициента.

Минфин считает, что коэффициент 0,5 необходимо продолжать применять потому, что норма амортизации по основному средству не может быть изменена в течение всего срока амортизации. Однако согласно п. п. 3 и 9 ст. 259 НК РФ, исходя из срока полезного использования, устанавливается основная норма амортизации, которая будет одинаковой в течение всего срока амортизации, и к этой норме применяется специальный коэффициент 0,5. Из данных положений, равно как и из положений гл. 25 НК РФ (в редакции, которая будет действовать с 1 января 2009 г.), не следует, что прекратить применять специальный коэффициент к норме амортизации невозможно, если основания для его использования отсутствуют.

Поэтому с 1 января 2009 г. организации вправе продолжить начислять амортизацию по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам в общем порядке, однако при этом возможны претензии со стороны налоговых органов.


2. Вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если операция освобождена от обложения НДС по ст. 149 НК РФ?


Название документа:

Письмо Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104


Комментарий:

В ст. 149 НК РФ приведен перечень операций, которые освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке (п. 2), а также те операции, от освобождения которых налогоплательщик может отказаться (п. 3). В рассматриваемом Письме Минфин дает разъяснения по вопросу, вправе ли покупатель принять к вычету НДС, если продавец в нарушение ст. 149 НК РФ не воспользовался льготой и предъявил ему счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Ответ финансового ведомства отрицательный. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется освобождение от НДС, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога. В п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не являются основанием для принятия сумм НДС к вычету. Именно поэтому при реализации тех товаров (работ, услуг), по которым применяется льгота, с выделением в счетах-фактурах НДС, оснований для принятия покупателем сумм входящего налога к вычету нет (к таким выводам пришел Минфин, рассмотрев ситуацию с реализацией лома цветных металлов, которая освобождена от обложения НДС согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Это первые официальные разъяснения по данному вопросу. Вместе с тем на практике покупатели уже сталкивались с отрицательным отношением налоговых органов к возможности вычета НДС, предъявленного продавцом по операциям, которые освобождены от обложения этим налогом согласно ст. 149 Кодекса. Судебная же практика сложилась в пользу налогоплательщиков: в решениях судов подтверждается их право на вычет НДС в данной ситуации.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ продавец при реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется льгота, обязан уплатить налог в бюджет, если в счете-фактуре выделена сумма НДС. Следовательно, покупатель, уплативший сумму налога продавцу, имеет право на его возмещение из бюджета, так как им выполнены все условия для применения налоговых вычетов, установленные в ст. ст. 171 и 172 НК РФ, и произведены реальные затраты по уплате предъявленной суммы НДС. Об этом говорится в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1490, ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 N А49-6191/2007, от 01.11.2007 N А65-7529/07-23, от 10.01.2007 N А55-8151/06, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 N А05-2932/2007, от 16.10.2007 N А42-2888/2007, от 11.10.2007 N А52-367/2007.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2007 N А05-3435/2007, от 17.10.2007 N А05-2932/2007 отмечается также, что никаких последствий от нарушения продавцом п. 5 ст. 168 НК РФ для налогоплательщиков-покупателей в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Всего имеется не менее 15 судебных решений, в которых поддерживается право покупателя в данной ситуации принять НДС к вычету (см. об этом подробнее в Энциклопедии спорых ситуаций по налогу на добавленную стоимость).




Судебное решение недели


Налоговому агенту, не удержавшему налог на прибыль с иностранных контрагентов, нельзя доначислить сумму налога и пени

(Постановление ФАС Московского округа от 07.10.2008 N КА-А40/9380-08)


Организация заключила договоры оказания услуг с иностранными компаниями, являющимися резидентами государств, с которыми Россия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ организация в данном случае являлась налоговым агентом и обязана была удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль с доходов иностранных компаний. Так как этого не было сделано, инспекция доначислила агенту сумму причитающегося к уплате налога, штраф и пени, однако организация уплатила только штраф. Налоговый орган оспорил неуплату налога на прибыль и пени в судебном порядке.

Суд проанализировал положения гл. 25 НК РФ и пришел к следующим выводам. Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в федеральный бюджет сумму налога, удержанного с доходов иностранных организаций. То есть такая обязанность возникает у него лишь в случае удержания суммы налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику (иностранной организации). Поэтому неудержание налога и неперечисление его в бюджет не является основанием для начисления этого налога и пеней. На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате указанных сумм за счет собственных средств.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 N А82-2436/2006-14, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2005 N А21-6041/04-С1.

Однако встречаются и примеры противоположных решений: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2006, 17.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1154, ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2007 N А56-6800/2007, ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6008/08-С3. В Постановлении Президиума ВАС России от 26.09.2006 N 4047/06 говорится о том, что с налогового агента при неудержании налога могут быть взысканы пени за счет его средств.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Избежать доначисления налогов можно. Если учесть мнение Минфина.
Подборки ответов финансового ведомства на сложные вопросы налогообложения в рассылке "Консультации по бухучету и налогообложению".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное