Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 27.05.2010


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 27.05.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Прекратить бесплатную выдачу молока работникам теперь можно и без заключения государственной экспертизы условий труда

2. Выплачиваемые в 2010 г. проценты по договору займа ценными бумагами, который заключен до 2010 г., облагаются НДС

3. Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку, если декларация не представлялась

4. ККТ платежного терминала, переданного в собственность банку, не нужно регистрировать в инспекции

Комментарии

1. Новые правила трудовой деятельности иностранных мигрантов и налогообложения их доходов

2. Нужно ли налогоплательщику при утрате в течение календарного года права на применение УСН уплачивать минимальный налог?

3. Можно ли применить расчетную ставку при определении суммы налога, подлежащего перечислению в случае утраты права на освобождение от уплаты НДС?

Судебное решение недели

На недоимку, инкассовое поручение на взыскание которой не исполнено из-за отсутствия денег на счетах, начисляются пени

Новости

1. Прекратить бесплатную выдачу молока работникам теперь можно и без заключения государственной экспертизы условий труда

Приказ Минздравсоцразвития России от 1! 9.04.2010 N 245н "О внесении изменений в Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н"

В соответствии со ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам в обязательном порядке бесплатно выдается молоко. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н установлены "Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдават! ься работникам вместо молока" (далее - Нормы). 19 апреля 2010 г. в данный акт были внесены измене! ния, которые смягчили правила выдачи молока.

Напомним, что согласно п. 4 Норм работнику полагается пол-литра молока за смену. Ранее такая выдача производилась независимо от продолжительности рабочей смены. Данный пункт дополнен новым предложением. Теперь работодатель не обязан выдавать молоко, если время работы во вредных условиях труда составляет меньше половины продолжительности смены.

Из неорганических соединений цветных металлов, при условии контакта с которыми работникам наряду с молоком полагались продукты, которые содержат 2 г пектина (напитки, желе, джемы, мармелад, соки из фруктов и овощей, консервы), исключили соединения алюминия, кальция и магния (п. 5 Норм).

Согласно п. 13 Норм бесплатную выдачу молока можно прекратить. Ранее для этого необходимо было обеспечить работникам безопасные или допустимые условия труда и заручиться поддержкой профсоюза. Отсутствие вредных факторов подтверждалось аттестацией рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда. На это обращал внимание работодателей и Минфин России в Письме от 22.10.2009 N 03-03-06/1/679. По новым правилам такое заключение не требуется.

Приказ Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 N 245н вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. На момент написания обзора документ еще не был опубликован.

2. Выплачиваемые в 2010 г. проценты по договору займа ценными бумагами, который заключен до 2010 г., облагаются НДС

Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-11/167

До 2010 г. не облагались НДС услуги по предоставлению займа только в денежной форме. Согласно внесенным в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ изменениям с 2010 г. от обложения НДС также освобождаются операции займа в виде ценных бумаг, включая проценты по ним. Финансовое ведомство разъяснило порядок обложения НДС займа ценными бумагами, если договор заключен до 1 января 2010 г., а проценты выплачиваются после этой даты.

В п. 8 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что при отмене освобождения от налогообложения или отнесении облагаемых НДС операций к необлагаемым налогоплательщик должен применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты. Как определяется дата отгрузки при заключении договора займа ценными бумагами? Ценные бумаги согласно гражданскому законодательству признаются имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), которое для целей налогообложения является товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). Договор займа счит! ается заключенным с момента передачи денег и других ценных вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

По мнению Минфина России, если ценные бумаги по договору займа переданы до 2010 г., то независимо от даты окончания договора (в том числе после 1 января 2010 г.) проценты по нему облагаются НДС. Следовательно, освобождение от НДС операций займа в виде ценных бумаг и процентов по ним, предусмотренное пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется к договорам, которые заключены после 1 января 2010 г.

3. Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку, если декларация не представлялась

Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также тех, которые имеются у налогового органа. На практике инспекции широко толкуют данную норму и проводят проверку, даже если налогоплательщик вообще не подавал декларацию. Такие действия налоговых органов неоднократно обжаловались в судах. Большинство судов признают, что если декларация так и не была представлена, то провести камеральную проверку на основе иных докумен! тов нельзя. Принятое по итогам такой проверки решение практически всегда отменяют. Этот вывод подтверждает Президиум ВАС России. В Постановлении от 26.06.2007 N 2662/07 указано, что если налогоплательщик не представил декларацию, то инспекция должна использовать иные формы контроля.

Теперь свою позицию по данному вопросу сформулировал Минфин России. В финансовое ведомство обратилась компания с просьбой разъяснить следующую ситуацию: вправе ли инспекция провести камеральную проверку на основе Сведений о среднесписочной численности работников, обязанность представления которых установлена п. 3 ст. 80 НК РФ? Министерство указало, что провести камеральную проверку на основе данного документа без подачи декларации нельзя, так как это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

4. ККТ платежного терминала, переданного в собственность банку, не нужно регистрировать в инспекции

<Письмо> ФНС России от 23.04.2010 N ШТ-37-2/551 "О регистрации контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежных терминалов"

В настоящее время оплата физлицами услуг (мобильная связь, Интернет, коммунальные платежи) с помощью платежных терминалов получила широкое распространение. В прошлом году был принят Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Согласно ст. 6 данного Закона платежный терминал должен содержать в своем составе ККТ. При этом в соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ она должна быть зарегистрирована в налогов ых органах.

В рассматриваемом Письме ФНС России информирует о том, как платежные агенты уклоняются от данной обязанности. В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ кредитны! е организации не обязаны регистрировать кассовый аппарат в инспекции. Поэтому многие владельцы платежных терминалов передают их в собственность банков по договору обратного выкупа. В результате данной схемы юридически платежный терминал является собственностью кредитной организации, а фактически деятельность по приему платежей ведет платежный агент. В такой ситуации налоговая инспекция не вправе проконтролировать соблюдение законодательства о применении ККТ, поскольку не обладает соответствующими полномочиями.

Комментарии

1. Новые правила трудовой деятельности иностранных мигрантов и налогообложения их доходов

Название документа:

Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

Многие налогоплательщики используют в предпринимательской деятельности труд иностранцев. Согласно действующему законодательству организации и предприниматели вправе принять на работу гражданина другой страны при наличии следующих обязательных документов: разрешения на привлечение и использование иностранных работников у организации; разрешения на работу у работника (ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Указанные документы выдаются территориальными органами Ф! едеральной миграционной службы России в пределах квот, установленных Правительством РФ. Ограничения устанавливаются для защиты российских граждан от конкуренции в сфере трудоустройства со стороны дешевой иностранной рабочей силы. Получение разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, если иностранец - гражданин страны, с которой у России установлен безвизовый режим (например, Таджикистан, Киргизия, Молдова и др.).

19 мая был принят Федеральный закон N 86-ФЗ (далее - Закон), которым были внесены изменения в порядок регулирования трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан. Поправки затронули, в том числе, налогообложение доходов, полученных мигрантами. Закон вступает в силу с 1 июля 2010 г., за некоторыми исключениями (п. 1 ст. 9 Закона). О них будет сказано ниже. Рассмотрим основные изменения.

1.1. Ужесточение контроля

за пребыванием в России иностранных работников

Для усиления контроля над трудовыми мигрантами, борьбы с преступностью в данной сфере Закон предусматривает следующие меры. Во-первых, будут проводиться обязательные фотографирование и дактилоскопия иностранцев, получающих разрешение на работу (пп. "г" п. 4 ст. 1 и ст. 3 Закона). Соответствующие поправки внесены в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ и Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 9 Закона). Во-вторых, работодатель будет обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров с иностранцами, а также о предоставлении им неоплачиваемых отпусков сроком более одного календарного месяца в течение года (новая редакция п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). На данный момент установлена лишь обязанность работодателя информировать ФМС о привлечении иностранной рабочей силы. В-третьих, будет введено новое основание для аннулирования разрешения на работу: заключение мигрантом трудового договора с работодателем, не представляющим налоговую отчетность в течение шести месяцев подряд (новый пп. 14 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

1.2. Высококвалифицированные иностранные специалисты

Закон ввел новую категорию трудовых мигрантов - высококвалифицированные специалисты (новая ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Это иностранные граждане, обладающие профессиональными знаниями и признанными достижениями в трудовой деятельности при условии, что их годовая заработная плата составит не менее 2 млн руб. Принять на работу высококвалифицированных специалистов смогут российские коммерч! еские компании, научные организации, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, а также филиалы иностранных юридических лиц, но только в том случае, если их в течение двух лет не штрафовали за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев. Квоты, установленные Правительством РФ и ограничивающие в России количество трудовых мигрантов, на высококвалифицированных специалистов распространяться не будут. Чтобы взять на работу такого сотрудника, организация должна подать в территориальный орган ФМС России ходатайство, трудовой договор, вступающий в силу с момента получения разрешения на работу, копию свидетельства из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Среди документов, прилагаемых к ходатайству, названо также письменное обязательство оплатить расходы, связанные с административным выдворением данного иностранца за пределы РФ. Закон устанавливает, что высококвалифицированный специалист и члены его семьи должны быть обязательно застрахованы по договору добровольного медицинского страхования (п. 14 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Разрешение на работу такому сотруднику выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года. Срок действия разрешения можно неоднократно продлить. Пункт 3 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателя уведомлять территориальный орган ФМС о выплате ! зарплаты высококвалифицированному специалисту (один раз в квартал), о п редоставлении ему неоплачиваемого отпуска сроком не менее одного календарного месяца, а также о расторжении трудового договора. В свою очередь для контроля ФМС будет запрашивать у налоговых органов сведения о начисленном и уплаченном НДФЛ с вознаграждения высококвалифицированного специалиста (п. 28 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

1.3. Иностранцы, нанятые на работу

физлицами для личных нужд

Установлены новые правила найма иностранцев, которых граждане планируют привлечь для работы, не связанной с предпринимательской деятельностью (новая ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Теперь физлицо, подыскивающее себе помощника по хозяйству, няню, домработницу, вправе взять на работу иностранца, если у того есть специальный патент. Этот документ могут получить граждане стран, с которыми у РФ! установлен безвизовый режим. Патент выдается территориальным органом ФМС России на срок от одного до трех месяцев с возможностью продления. Выдача такого документа заменяет получение иностранцем разрешения на работу. Однако права на трудоустройство в организации или у предпринимателя он не дает (п. 10 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Отметим, что на таких помощников квоты, ограничивающие количество иностранных работников в стра! не, не распространяются. В случае отсутствия патента оштрафуют как иностранца, так и его работодателя, поскольку за данное нарушение законом введена административная ответственность (ст. 6 Закона). Согласно новой редакции ст. 18.10 и 18.15 КоАП РФ штраф составит от 2 до 5 тыс. руб. для обоих нарушителей. Кроме того! иностранца могут выдворить за пределы РФ.

1.4. Налогообложение доходов высококвалифицированных

специалистов и мигрантов, нанятых физлицами для личных нужд

Закон установил новые правила налогообложения доходов высококвалифицированных специалистов и работников, нанятых гражданами для личных нужд. Ставка НДФЛ в отношении заработной платы указанных лиц составит 13 процентов независимо от их налогового статуса (резидент или нерезидент РФ). Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 224 НК РФ.

Как указывалось выше, иностранцы, помогающие физлицам, должны приобрести патент. Стоимость этого патента представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1000 руб. в месяц (новая ст. 227.1 НК РФ). Данный платеж необходимо перечислить по месту жительства или месту пребывания иностранца до дня начала срока, на который выдается патент. По итогам налогового периода иностранный работник самостоятельно определяет общую сумму НДФЛ. Если она оказалась больше уплаченных авансовых платежей,! он обязан перечислить разницу в бюджет до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228, п. 5 ст. 227.1 НК ! РФ), и подать декларацию не позднее 30 апреля этого же года (п. 1 ст. 229, пп. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Если же итоговая сумма НДФЛ ока залась ниже перечисленных авансовых платежей, то переплата не возвраща! ется и налоговую декларацию подавать не нужно (п. 5, п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Также мигрант обязан подать декларацию, если он до окончан! ия налогового периода уезжает из России, а подлежащий уплате налог оказ ался выше перечисленных платежей, и если патент аннулирован (пп. 2, 3 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Размер фиксированного авансового платежа б! удет индексироваться на коэффициент-дефлятор (п. 3 ст. 227.1 НК РФ).

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 9 Закона изменения, касающиеся налогообложения доходов иностранных трудовых мигрантов, вступят в силу со дня официального опубликования и будут применяться с 1 июля 2010 г., за исключением правил индексации стоимости патента. Коэффициент-дефлятор будет использоваться с 2012 г. (п. 5 ст. 9 Закона). Закон был опубликован в "Российской газете", N 109, 21.05.2010.

Применение документа (выводы):

- С 1 июля 2010 г. организации, принявшие на работу иностранных высококвалифицированных специалистов, обязаны будут удерживать с их дохода НДФЛ по ставке 13 процентов, независимо от налогового статуса специалистов.

- С 1 июля 2010 г. граждане иностранного государства, с которым у РФ установлен безвизовый режим, принятые на работу физлицами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, уплачивают НДФЛ в особом порядке при получении патента.

2. Нужно ли налогоплательщику при утрате в течение календарного года права на применение УСН уплачивать минимальный налог?

Название документа:

Письмо ФНС России от 10.03.2010 N 3-2-15/12@

Комментарий:

Налогоплательщики, нарушившие условия применения УСН в течение календарного года, утрачивают право на использование данного спецрежима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Такие налогоплательщики должны перейти на общий режим налогообложения. Плательщики УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ обязаны уплачивать минимальный налог, если за год сумма налога, исчисленного в общем порядке, оказалась меньше одного процента полученных доходов. Следует ли рассчитывать и уплачивать минимальный налог по итогам отчетного периода, в котором утрачено право на применение УСН?

ФНС России разъяснила, что для налогоплательщиков, потерявших право на применение УСН в течение календарного года, последний отчетный период по единому налогу по сути является налоговым периодом, поэтому если сумма рассчитанного налога окажется меньше установленного лимита, то в этом случае нужно уплатить минимальный налог. Причем в рассматриваемом письме отмечено, что гл. 26.2 НК РФ не установлено особенностей изменения продолжительности налогового периода. Значит, минимальный налог перечисляется в общеустановленн! ый срок, т.е. организациями до 31 марта, а предпринимателями до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. п. 1! , 2 ст. 346.23 НК РФ). Данный подход подтвержден в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.09.2006 N Ф09-8264/06-С1.

Следует отметить, что Минфин России (Письма от 19.10.2006 N 03-11-05/234, от 08.06.2005 N 03-03-02-04/1-138, от 24.05.2005 N 03-03-02-04/2/10) также придерживается позиции, что в данной ситуации налогоплательщики должны перечислить минимальный налог, но в срок, установленный для уплаты авансового платежа, т.е. до 25 числа месяца, следующего за последним отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ). По мнению финансового ведомства, для налогоплательщиков, утративших право ! на применение УСН в течение календарного года, налоговым периодом также признается отчетный период, предшествующий кварталу, с которого произошел возврат на общий режим. Некоторые арбитражные суды согласны с такой точкой зрения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2007 N А39-3417/2006 (Определением ВАС РФ от 31.10.2007 N 14049/06 в передаче дела в Президиум отказано), ФАС Уральского округа от 18.08.2009 N Ф09-5884/09-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 N А33-9924/07-Ф02-1229/08, от 26.07.2006 N А33-33645/05-Ф02-3653/0! 6-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2007 N Ф04-2468/2007(33683-А70-7) (Определением ВАС РФ от 17.08.2007 N 9993/07 передаче дела в Президиум отказано)).

Однако есть иное мнение по данному вопросу: налогоплательщики, утратившие право на применение УСН (объект - "доходы минус расходы") в течение календарного года, могут не уплачивать минимальный налог, если сумма единого налога за отработанный на УСН период меньше одного процента дохода. Объясняется это тем, что для целей применения УСН налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 346.19 НК РФ). Минимальный налог исчисляется и уплачивается им! енно по итогам налогового периода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Налоговым кодексом РФ не установлено оснований для перечисления минимального налога по итогам последнего отчетного периода при возврате с УСН на общий режим в течение календарного года. В Постановлении ФАС Центрального округа от 27.04.2009 N А54-3070/2008-С3 указано, что в Налоговом кодексе РФ возможность изменения продолжительности налогового периода предусмотрена только в случае ликвидации и реорганизации организации (ст. 55 НК РФ). Вывод о том, что мини! мальный налог может быть исчислен только по итогам года, также содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2008 N Ф04-4734/2008(9228-А67-3), от 16.11.2007 N Ф04-7185/2007(39233-А45-7), ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2009 N А66-4521/2009, от 10.09.2007 N А26-751/2007.

Применение документа (выводы):

Если у налогоплательщика, который утратил право на применение УСН в течение календарного года, сумма единого налога, исчисленного в общем порядке за период, отработанный на УСН, меньше суммы минимального налога, то он может:

1) перечислить минимальный налог в срок, предусмотренный для уплаты единого налога по итогам календарного года, т.е. до 31 марта следующего года - для организаций и до 30 апреля следующего года - для предпринимателей;

2) уплатить минимальный налог по окончании последнего отчетного периода по УСН в срок, установленный для авансовых платежей, т.е. до 25 числа следующего месяца;

3) не уплачивать минимальный налог.

Поскольку ни контролирующие ведомства, ни арбитражные суды не придерживаются единого подхода по рассматриваемому вопросу, то претензии со стороны налоговых органов могут быть в любом случае. Однако последний предложенный вариант наиболее рискован и при его выборе налогоплательщику следует приготовиться отстаивать свою точку зрения в суде.

3. Можно ли применить расчетную ставку при определении суммы налога, подлежащего перечислению в случае утраты права на освобождение от уплаты НДС?

Название документа:

Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32

Комментарий:

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и предприниматели вправе применять освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Если в течение трех календарных месяцев выручка от реализации товаров превысила 2 млн руб., налогоплательщики утрачивают данное право начиная с месяца, в котором произошло данное событие (п. 5 ст. 145 НК РФ). При этом организации и предприниматели обязаны уплатить НДС со всех проданных товаров после даты прекращения применения освобождения. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются со следующим вопросом. Каким образом необходимо исчислить сумму НДС в отношении проданных товаров: сверх цены или из цены совершенных сделок?

В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил, что налогоплательщик обязан уплатить НДС по ставке 18 процентов с реализованных с момента утраты права на освобождение товаров, то есть сверх цены сделок. Обоснована данная точка зрения следующим образом. Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо особенностей определения налоговой базы при реализации товаров за месяц, в котором выручка превысила установленное ограничение. Следовательно, база по НДС определяется в общем порядке исходя из стоимости реализованных товаров, без учет! а НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Также ст. 164 НК РФ не предусматривает возможности применения расчетной ставки в отношении товаров, прод! анных в месяце утраты освобождения. Данный подход подтверждается в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.05.2009 N А28-4533/2008-107/29. Отметим, что в такой ситуации на местах контролирующие органы рекомендуют налогоплательщикам п еречислять НДС либо за счет покупателей, предварительно предложив им д! оплатить сумму налога, либо за свой счет.

Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения. Налогоплательщик вправе определить сумму НДС из цены сделок, применив расчетную ставку. Именно такого подхода придерживается большинство судов, которые исходят из того, что НДС - это косвенный налог (См. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 N Ф04-3112/2009(7389-А46-27), ФАС Уральского округа от 04.06.2008 N Ф09-3975/08-С2, от 06.06.2007 N Ф09-4287/07-С2).

Таким образом, организации и предприниматели, утратившие право на освобождение, обязаны уплатить НДС с реализованных товаров начиная с месяца, в котором выручка превысила 2 млн руб. При этом сумма налога определяется исходя из цены сделок с помощью расчетной ставки. Следует отметить, что данную точку зрения необходимо будет отстаивать в суде.

Судебное решение недели

На недоимку, инкассовое поручение на взыскание которой не исполнено из-за отсутствия денег на счетах, начисляются пени

Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2010 N Ф09-1577/10-С3

Организация не уплатила налог. Инспекция выставила требование на перечисление обязательных платежей. Поскольку компания его не исполнила, налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет денежных средств организации на счетах в банке. Вся процедура взыскания прошла в установленные ст. 46 НК РФ сроки. Однако из-за отсутствия денежных средств на расчетных счетах инкассовые поручения исполнены не были. Через несколько лет инспекция выставила требование об уплате пени, н! ачисленной на данную недоимку. Организация не согласилась с действиями налогового органа и обратилась в суд с заявлением о признании требования недействительным, ссылаясь на то, что инспекция утратила право на взыскание задолженности. По мнению налогоплательщика, пени начисляются только на недоимку, которую можно взыскать.

Однако суд указал следующее. Действительно, пени не начисляются на задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением пресекательного срока. Этот вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС России от 03.06.2008 N 1868/08. В то же время налоговое законодательство никак не ограничивает срок исполнения своевременно принятых решений о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств на банковских счетах, а также выставленных на их основании инкассовых поручений. Данные инкассовые поручения считаются исполненными с момента погашения задолженности. Поскольку на спорных расчетных счетах компании нет средств, то процедура взыскания еще не завершена, а следовательно, не утрачена возможность взыскания недоимки. Таким образом, начисление пеней правомерно.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Уральского округа от 16.03.2010 N Ф09-1494/10-С3, от 03.03.2010 N Ф09-1137/10-С3.


 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное