Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 17.04.2013


 

Новые материалы по кадровым вопросам и трудовым спорам в системе КонсультантПлюс

Специалистам, чья работа связана с кадровыми вопросами, теперь доступно еще больше информации в системе КонсультантПлюс. В уникальные Путеводители по кадровой тематике - "Путеводитель по трудовым спорам" (адресован юристам) и "Путеводитель по кадровым вопросам" (адресован кадровикам и бухгалтерам) - добавлены новые темы, спорные ситуации, образцы заполнения форм, ситуации из практики.

Подробнее

Новые документы для бухгалтера от 18.04.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Неустойка за несвоевременную оплату товаров, полученная продавцом от покупателя, не облагается НДС

2. Минфин России разъяснил порядок обложения налогом на прибыль дивидендов, выплачиваемых с 1 января 2011 г. за счет нераспределенной прибыли, полученной до 2010 г.

3. Отражение в декларации по НДС сумм корректировки налоговой базы в отношении контролируемых сделок

4. Установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого работнику в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием

5. Определен перечень имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки налога на имущество организаций

 

Комментарии

1. Изменения в НК РФ: корректировка базы по НДС при предоставлении премий за выполнение условий договора, выставление единого корректировочного счета-фактуры и другие поправки

2. Доход в виде материальной выгоды по беспроцентному займу возникает на дату возврата заемных средств

 
 
 

Новости

 

1. Неустойка за несвоевременную оплату товаров, полученная продавцом от покупателя, не облагается НДС

 Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333)">Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@ "О направлении письма Минфина России"

 

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (в частности, при просрочке исполнения) должник обязан уплатить кредитору установленную законом или договором неустойку (штраф, пеню). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают базу по НДС. Вопрос о включении в налоговую базу сумм неустойки, полученных продавцом от покупателя за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг), долгое время оставался спорным. Минфин России разъяснял, что подобные выплаты облагаются НДС, а суды придерживались противоположной позиции (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.02.2008 N 11144/07 указал следующее: выплата неустойки является мерой ответственности за просрочку исполнения покупателем обязательств, следовательно, ее сумма не связана с оплатой товара по смыслу ст. 162 НК РФ и НДС она не облагается. Согласно позиции Минфина России, изложенной в  Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333)">Письме от 04.03.2013 N 03-07-15/6333 (направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам  Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333)">Письмом ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@), данным Постановлением следует руководствоваться при исчислении налога в отношении санкций за несвоевременную оплату товаров (работ, услуг).

Однако финансовое ведомство отмечает, что если полученная продавцом от покупателя неустойка (штраф, пеня) не является суммой, которая обеспечивает исполнение обязательства, а относится к элементам ценообразования, предусматривающим оплату товаров (работ, услуг), то такая неустойка облагается НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

 

2. Минфин России разъяснил порядок обложения налогом на прибыль дивидендов, выплачиваемых с 1 января 2011 г. за счет нераспределенной прибыли, полученной до 2010 г.

Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/2/6318

 

Дивиденды, полученные российскими организациями, облагаются налогом на прибыль по нулевой ставке при выполнении некоторых условий (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). В частности, на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней должна непрерывно владеть на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации. Также льготная ставка применяется, если получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности депозитарными расписками, которые дают право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. Если дивиденды выплачивает иностранная организация, зарегистрированная в офшорной зоне, то нулевая ставка не применяется.

До 1 января 2011 г. подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ содержал еще одно условие: стоимость приобретения вклада или депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб. Данное ограничение было исключено Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 5 указанного Закона действие новой редакции подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ распространяется на правоотношения по выплате дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды. В связи с этим возник вопрос: по какой ставке облагаются налогом на прибыль выплаченные после 1 января 2011 г. дивиденды, которые были начислены по результатам деятельности организации за девять месяцев 2010 г. и предшествующие периоды?

Минфин России разъяснял, что такие дивиденды облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов. Ведомство обосновывало данный вывод тем, что п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ не предусмотрено применение нулевой ставки в отношении указанных дивидендов. Аналогичная позиция выражена в  Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-10/29, от 04.04.2012 N 03-03-10/34)">Письме Минфина России от 04.04.2012 N 03-03-10/34.

Подобные разъяснения министерство давало вплоть до принятия ">Решения ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12 (см., например, Письмо Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/547). Согласно названному ">Решению  Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-10/29, от 04.04.2012 N 03-03-10/34)">Письмо Минфина России от 04.04.2012 N 03-03-10/34 было признано не соответствующим подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ. Подробнее об этом см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 12.12.2012.

Минфин России изменил свою позицию по вопросу. В рассматриваемом Письме он разъясняет, что при расчете налога с дивидендов, начисленных за налоговые периоды, которые закончились до 2010 г., организация должна руководствоваться положениями п. 3 ст. 284 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г. Иными словами, для применения нулевой ставки в отношении таких дивидендов необходимо, чтобы выполнялось в том числе условие о стоимости приобретения вклада, депозитарных расписок. Если это условие не соблюдается, то дивиденды, выплаченные российской организации после 1 января 2011 г. за счет нераспределенной прибыли, которая была получена до 2010 г., облагаются налогом на прибыль по ставке 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). Дополнительную информацию по данному вопросу см. в выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 05.09.2012.

 

3. Отражение в декларации по НДС сумм корректировки налоговой базы в отношении контролируемых сделок

Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@ "О применении положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части самостоятельной корректировки налоговой базы по НДС и суммы этого налога"

 

ФНС России проверяет полноту исчисления и уплаты НДС в отношении контролируемых сделок, если одной из сторон такой сделки выступает организация или предприниматель, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанностей данного плательщика (подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Организации и предприниматели вправе скорректировать базу по НДС в случае применения в сделках со взаимозависимыми лицами цен, которые не соответствуют рыночным (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Напомним, что такая корректировка производится по истечении календарного года, в котором были совершены контролируемые сделки. Налогоплательщику необходимо подать уточненные декларации за прошедшие налоговые периоды календарного года в срок не позднее 28 марта следующего года (если налогоплательщик - предприниматель, то не позднее 30 апреля). Данные декларации нужно представить вместе с отчетностью по налогу на прибыль (предпринимателю - с отчетностью по НДФЛ). Если образовавшаяся в результате такой корректировки недоимка погашена не позднее даты уплаты налога на прибыль (НДФЛ), пени не начисляются (абз. 6 п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

В действующей форме декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) отсутствуют специальные строки для внесения информации о корректировке базы в связи с применением цен, отличающихся от рыночных. Относительно этого вопроса ФНС России разъяснила, что до внесения необходимых изменений в форму отчетности сумма корректировки базы по НДС и соответствующей ей суммы налога отражается по строкам 010 - 040 раздела 3 уточненной декларации. В дополнительном листе книги продаж за корректируемый налоговый период регистрируется документ, свидетельствующий о сумме такой корректировки. Ведомство поясняет, что это может быть бухгалтерская справка-расчет.

Кроме того, в рассматриваемом Письме ФНС России рекомендует вместе с уточненными декларациями направить пояснительную записку. В ней нужно сообщить, что корректировка производится в связи с применением в контролируемых сделках нерыночных цен, а также указать сведения о данных сделках, в частности номер и дату договора, стоимость предмета сделки согласно договору, сумму корректировки, сведения об участниках сделки (ИНН, наименование).

Следует отметить, что порядок отражения сумм корректировки базы по НДФЛ и налогу на прибыль в соответствующих декларациях разъяснен в Письмах ФНС России от 26.12.2012 N 3-5-06/2146@, от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113.

 

4. Установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого работнику в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием

Федеральный закон от 05.04.2013 N 36-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

 

С 8 апреля 2013 г. действует ограничение размера пособия, выплачиваемого застрахованному лицу в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Соответствующие дополнения внесены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ). Так, п. 2 указанной статьи предусмотрено, что максимальный размер пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного п. 12 ст. 12 Закона N 125-ФЗ. Напомним, что в 2013 г. максимальный размер страховой выплаты составляет 58 970 руб. (Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"), а значит, максимальный размер пособия - 235 880 руб.

Таким образом, если пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, исчисленное из среднего заработка работника, будет больше установленного максимального, то оно выплачивается исходя из максимального размера. В данном случае размер дневного пособия определяется в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 125-ФЗ. Для этого максимальный размер пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (235 880 руб.) делится на число календарных дней месяца, на который приходится нетрудоспособность. Размер пособия, подлежащего выплате, определяется путем умножения дневного пособия на число дней временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 36-ФЗ внесены изменения в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Положения ст. ст. 8 и 9 указанного Закона N 255-ФЗ нужно учитывать при расчете пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Соответственно, размер пособия может быть снижен при нарушении застрахованным лицом предписанного врачом режима, неявки на осмотр в назначенный срок, а также если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения (ст. 8 Закона N 255-ФЗ). В случаях, установленных ст. 9 Закона N 255-ФЗ, работодатель вправе отказать в назначении работнику пособия за определенные периоды либо не выплачивать пособие вообще.

 

5. Определен перечень имущества, в отношении которого применяются пониженные ставки налога на имущество организаций

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 292 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504"

 

С 1 января 2013 г. в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не применяется освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Для таких объектов на период до 2019 г. в п. 3 ст. 380 НК РФ установлены предельные значения ставки налога на имущество, которые ниже общеустановленного максимального размера ставки этого налога. Данной нормой предусмотрено, что перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждает Правительство РФ.

Ранее Минфин России (Письма от 18.12.2012 N 03-05-05-01/75, от 11.12.2012  Минфина России от 11.12.2012 N 03-05-04-01/44)">N 03-05-04-01/44 (направлено  Минфина России от 11.12.2012 N 03-05-04-01/44)">Письмом ФНС России от 13.12.2012 N БС-4-11/21285@)) разъяснял: при определении объектов, которые облагаются налогом на имущество по установленным п. 3 ст. 380 НК РФ ставкам, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Постановление N 504) до внесения в него соответствующих изменений. Такие изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 292. Из названия Постановления N 504, его преамбулы и наименования перечня исключено уточнение, что перечень относится к объектам, освобождаемым от обложения налогом на имущество. В преамбулу добавлено указание на п. 3 ст. 80 НК РФ. Сам же перечень объектов остался прежним.

Постановление N 504 применяется к возникшим с 1 января 2013 г. правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.

 
 
 

Комментарии

 

1. Изменения в НК РФ: корректировка базы по НДС при предоставлении премий за выполнение условий договора, выставление единого корректировочного счета-фактуры и другие поправки

 

Название документа:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

 

Комментарий:

8 апреля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в "Собрании законодательства РФ" был опубликован Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ. Им внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся НДС, налога на прибыль, госпошлины. Кроме того, скорректирован порядок применения положений Кодекса о контролируемых сделках. Рассмотрим наиболее существенные поправки.

 

1.1. Премии за закупку определенного объема товара

не влияют на налоговые обязательства по НДС,

если иное не предусмотрено договором

 

Положения Налогового кодекса РФ о корректировочных счетах-фактурах не применяются к случаям изменения стоимости отгруженных товаров при предоставлении покупателю премии за закупку определенного количества товара без уменьшения цены за его единицу. Такая правовая позиция сформирована в ">Решении ВАС РФ от 11.01.2013 N 13825/12. Напомним обстоятельства данного дела. Группа налогоплательщиков обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения в той мере, в которой они не позволяют оформлять поставщику единый корректировочный счет-фактуру с указанием в нем совокупных показателей поставок, в отношении которых покупателю была предоставлена премия без изменения цены единицы товара. Правила предписывают составлять отдельные корректировочные счета-фактуры к каждому ранее выставленному счету-фактуре. Высший Арбитражный Суд РФ отказал в удовлетворении требований и сделал вывод, приведенный в начале данного абзаца (подробнее см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 23.01.2013). Позиция ВАС РФ вызвала у налогоплательщиков вопрос: влияет ли предоставление премий за выполнение определенных условий договора без изменения цены за единицу отгруженных товаров на налоговые обязательства поставщика и покупателя в части НДС?

С 1 июля 2013 г. ответ на этот вопрос будет содержаться в Налоговом Кодексе РФ. Соответствующие дополнения внесены в ст. 154 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ. Согласно новому п. 2.1 указанной статьи по общему правилу предоставление покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает в целях исчисления НДС стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Иное может быть предусмотрено договором (далее речь идет только о товарах, но имеются в виду также работы и услуги).

Таким образом, если в соглашении поставщика и покупателя не установлено, что в результате предоставления премии изменяется стоимость отгруженных товаров, то поставщик не вправе будет уменьшить налоговую базу по НДС на указанную премию. Соответственно, покупателю не нужно будет корректировать налоговые вычеты. Если же в договоре поставки предусмотрено уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму выплаченной премии, то поставщик сможет уменьшить свои налоговые обязательства по НДС. Покупателю в такой ситуации необходимо уменьшить налоговые вычеты.

Для корректировки своих налоговых обязательств по НДС поставщик сможет выставить единый корректировочный счет-фактуру.

 

1.2. Единый корректировочный счет-фактура

 

Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ внесены изменения в п. 5.2 ст. 169 НК РФ, вступающие в силу 1 июля 2013 г. и предусматривающие составление единого корректировочного счета-фактуры к двум и более счетам-фактурам, ранее выставленных налогоплательщиком. Отметим, что такой документ можно будет оформлять не только при предоставлении премий за выполнение определенных условий договора, но и в любых других случаях изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав). Единый корректировочный счет-фактура составляется только в отношении счетов-фактур, выставленных в адрес одного и того же покупателя. Это следует из подп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ, согласно которому в корректировочном счете-фактуре указывается наименование, адрес и ИНН покупателя, а не покупателей.

Согласно поправкам в едином корректировочном счете-фактуре необходимо указывать, в частности:

- порядковые номера и даты составления всех счетов-фактур, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура (подп. 2 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

- количество товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам до и после уточнения количества (подп. 5 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

- стоимость всего количества товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам без НДС и с НДС до и после внесенных изменений (подп. 8, 12 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

- разницу между показателями счетов-фактур (подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Соответствующие изменения должны быть внесены в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Возможно как дополнение формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения, так и утверждение самостоятельной формы единого корректировочного счета-фактуры и правил заполнения такого счета-фактуры.

 

1.3. Увеличение стоимости отгруженных товаров

учитывается в периоде составления документов,

на основании которых выставляются

корректировочные счета-фактуры

 

В соответствии с действующей редакцией п. 10 ст. 154 НК РФ увеличение стоимости отгруженных товаров учитывается поставщиком в периоде их отгрузки. Напомним, что данные правила действуют с 1 октября 2011 г. Если корректировочный счет-фактура был выставлен в следующих после периода отгрузки налоговых периодах, то возникает вопрос: необходимо ли поставщику доплатить пени в случае такого уточнения налоговых обязательств? Здесь возможен как положительный, так и отрицательный ответ. Если исходить из буквального толкования положений ст. 75 НК РФ, согласно которой налогоплательщик должен уплатить пени в случае перечисления налогов позже установленных сроков, то пени должны быть начислены.

Однако суть проведенных хозяйственных операций и совокупное толкование положений ст. 75, п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ позволяет сделать противоположный вывод: пени не начисляются. Ведь изменение стоимости товаров происходит не в налоговом периоде, в котором была произведена первоначальная отгрузка, а в том периоде, в котором стороны пришли к соглашению об увеличении стоимости. Соответственно, обязанность по доплате НДС возникает в этом же налоговом периоде. Пункт 10 ст. 154 НК РФ предусматривает лишь порядок учета увеличения стоимости в периоде отгрузки. Между тем правила, не принимающие во внимание сути проведенной хозяйственной операции, не должны негативно влиять на финансовое положение налогоплательщика.

Официальных разъяснений по порядку применения положений указанной нормы нет.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ предусматривает новую редакцию п. 10 ст. 154 НК РФ. С 1 июля 2013 г. увеличение стоимости отгруженных товаров необходимо будет учитывать при определении базы по НДС за налоговый период, в котором составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур. Это может быть как договор, так и иной первичный документ, подтверждающий согласие покупателя (его уведомление) на увеличение стоимости товаров (п. 10 ст. 172 НК РФ). Следует отметить, что соответствующие изменения должны быть внесены в правила ведения книги продаж (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Таким образом, с вступлением в силу данной поправки рассмотренный вопрос о начислении пени станет неактуальным.

 

1.4. Уведомление о контролируемых сделках,

доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 г.,

представляется не позднее 20 ноября 2013 г.

 

По общему правилу уведомление о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, необходимо представить в инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ для контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 г., данный срок продлен на полгода. Налогоплательщикам необходимо будет представить уведомление не позднее 20 ноября 2013 г. (ч. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Также на полгода продлен срок, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки соответствия цен рыночным в отношении сделок, совершенных в 2012 г. Такое решение должно быть принято не позднее 30 июня 2014 г. (абз. 2 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Кроме того, Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ установлено, что документация о контролируемой сделке, доходы и (или) расходы по которой признаются в 2012 г., может быть истребована у налогоплательщика не ранее 1 декабря 2013 г. (ч. 8.2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Напомним, что обязанность по представлению такой документации установлена п. 1 ст. 105.15 НК РФ.

 

1.5. Установлены сделки, в отношении которых

не применяются положения Налогового Кодекса РФ

о проверке соответствия цен рыночным

 

По общему правилу положения Налогового кодекса РФ о проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами применяются к сделкам, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ начиная с 1 января 2012 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Теперь из данного правила есть исключение.

Упомянутые положения Кодекса не применяются к заключенным до 1 января 2012 г. сделкам по предоставлению займа, кредита (в том числе товарного и коммерческого), поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются после указанной даты. Однако это правомерно только в том случае, если условия данных сделок не изменялись после 1 января 2012 г. Новое правило содержится в ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ).

Таким образом, указанные сделки не могут быть проверены на предмет соответствия примененных в них цен рыночным.

 

1.6. Выполнение работ, оказание услуг

казенными учреждениями, а также в некоторых случаях

бюджетными и автономными учреждениями не признается

объектом обложения НДС с 1 января 2011 г.

 

С 1 января 2012 г. не признается объектом обложения НДС выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями. При этом автономные и бюджетные учреждения не уплачивают НДС только в том случае, если действуют в рамках государственного или муниципального задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ действие подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Таким образом, указанные организации должны уточнить свои налоговые обязательства за 2011 г. Поправка вступила в силу 8 апреля 2013 г.

 

Применение документа (выводы)

1. С 1 июля 2013 г. премии за закупку определенного объема товара не влияют на налоговые обязательства по НДС, если иное не предусмотрено договором (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).

2. С 1 июля 2013 г. увеличение стоимости отгруженных товаров в целях НДС учитывается в периоде составления документов, на основании которых выставляются корректировочные счета-фактуры (п. 10 ст. 154 НК РФ).

3. С 1 июля 2013 г. налогоплательщики смогут выставлять единые корректировочные счета-фактуры (п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

4. Действие подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, предусматривающего, что выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, а также в некоторых случаях бюджетными и автономными учреждениями не признается объектом обложения НДС, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ).

5. Уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 г., необходимо представить не позднее 20 ноября 2013 г. (ч. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

6. Документация о контролируемой сделке, доходы и (или) расходы по которой признаются в 2012 г., может быть истребована у налогоплательщика не ранее 1 декабря 2013 г. (ч. 8.2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

7. Решение о проведении проверки соответствия цен рыночным в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в 2012 г., может быть принято не позднее 30 июня 2014 г. (абз. 2 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

8. Заключенные до 1 января 2012 г. сделки по предоставлению займа, кредита (в том числе товарного и коммерческого), поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются после указанной даты, не могут быть проверены на предмет соответствия примененных в них цен рыночным, если условия данных сделок не изменялись после 1 января 2012 г. (ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

 

2. Доход в виде материальной выгоды по беспроцентному займу возникает на дату возврата заемных средств

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 26.03.2013 N 03-04-05/4-282

 

Комментарий:

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом физлица признается материальная выгода, полученная им в результате экономии на процентах за пользование заемными средствами, которые предоставлены организацией или предпринимателем. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ датой получения такого дохода является день уплаты процентов по займу. База по НДФЛ в данном случае определяется как превышение суммы процентов за пользование займом в рублях, которая рассчитывается исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Возникает вопрос: как определить дату возникновения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, если организация выдает работнику беспроцентный заем? По мнению Минфина России, в этом случае датой получения указанного дохода считается день возврата заемных средств. Если договором беспроцентного займа предусмотрено ежемесячное погашение суммы, то материальная выгода будет возникать на каждую дату возврата работником денежных средств. Данной позиции финансовое ведомство придерживается давно (см., например, Письма от 27.02.2012 N 03-04-05/9-223, от 25.07.2011 N 03-04-05/6-531). В Письме от 25.12.2012 N 03-04-06/3-366 Минфин России уточнил, что в этой ситуации базу по НДФЛ нужно рассчитывать исходя из возвращаемой суммы займа. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Однако из подп. 1 п. 2 ст. 212 и подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ можно сделать следующий вывод: чтобы рассчитать размер материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, нужно определить дату уплаты процентов по займу (они могут уплачиваться периодически или в конце срока). В договоре о предоставлении беспроцентного займа такая дата отсутствует. Соответственно, налоговый агент не может исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, что свидетельствует о наличии в актах налогового законодательства неустранимых неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика. В Письме от 01.02.2010 N 03-04-08/6-18 Минфин России указал, что если в течение налогового периода проценты по займу не выплачиваются, то и дохода в виде материальной выгоды не возникает.

Таким образом, у организации, предоставившей работнику беспроцентный заем и не удержавшей НДФЛ из дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, возможны споры с налоговыми органами. Следует отметить, что на сегодняшний день немногочисленная судебная практика сложилась не в пользу налоговых агентов. Суды исходят из того, что в случае выдачи работнику беспроцентного займа датой получения материальной выгоды является день возврата заемных средств (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2013 N А58-4544/12, ФАС Уральского округа от 04.12.2012 N А60-7752/2012, от 22.06.2012 N А50-17140/2011).

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное