Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 15.02.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
<Письмо> ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@ "О направлении информации"

Посмотреть все "горячие" документы

Обзор законопроектов от 19.02.2013

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 166761-6
"О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.01.2013 N 1660-6 ГД)

Проект разработан в целях развития транспортной системы и повышения конкурентоспособности транспорта.

Изменения в статью 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" направлены на урегулирование отношений, возникающих при следовании судов, осуществляющих деятельность в целях торгового мореплавания, с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории с необходимостью пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В частности, изменениями предлагается предоставить право неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля:

- российским судам, осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами Российской Федерации;

- российским судам, убывающим из портов Российской Федерации во внутренние морские воды или территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в морские порты Российской Федерации.

Однако такие суда в обязательном порядке должны выполнить требования к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна и передаче данных о его местоположении, а также уведомить пограничные органы о намерении пересечения Государственной границы и передать им данные о местоположении таких судов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечения Государственной границы судами и правила передачи им данных о местоположении судов, а также требования к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна предлагается установить Правительству РФ.

Законопроект предполагает распространение нормы о разрешении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля и на иностранные суда при условии наличия на них технических средств контроля местоположения судна. Для обеспечения соблюдения интересов Российской Федерации при осуществлении иностранными судами деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации предлагается актом Правительства РФ установить порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранными судами.

Кроме того, проект содержит норму о запрете судам, многократно пересекающим Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, заходить во внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств, за исключением случаев, установленных Правительством РФ.

Соответствующие изменения предлагается внести в абз. 2 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 192804-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ М.Е. Старшиновым, Р.Д. Курбановым, М.Х. Хадарцевым, Л.Л. Левиным, Э.Г. Глубоковской, А.Л. Шхагошевым, Н.П. Аброськиным, И.В. Лебедевым, Х.И. Шихсаидовым, А.А. Журавлевым, С.Н. Решульским, О.А. Оганяном; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.01.2013 N 1665-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на установление возможности определения законом субъекта Российской Федерации иного, отличного от общего, порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С этой целью инициаторами проекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", дополнив статью 18 пунктом 3.2.

Изменениями предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может избираться депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются Президентом РФ по представлению политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов.

Указанные политические партии представляют Президенту РФ не менее трех кандидатур. При этом до представления кандидатур они обязаны провести по ним консультации с политическими партиями, не обладающими таким правом, но имеющими свои региональные отделения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Президент РФ выбирает три из представленных ему кандидатур и выдвигает их для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По мнению авторов проекта, его принятие будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сохранению межнационального мира и согласия.

Проект Федерального закона N 168987-6
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(внесен членом Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.01.2013 N 1691-6 ГД)

Законопроект разработан в целях устранения пробелов в законодательном регулировании механизма противодействия нарушениям в области охраны объектов культурного наследия.

Инициатором проекта предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ изменения, связанные с существенным увеличением штрафных санкций за правонарушения в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия.

Также предусматривается административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо фальсификацию сведений указанного реестра.

Помимо этого, предлагается установить административную ответственность юридических лиц за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.

По мнению разработчика законопроекта, его принятие будет способствовать эффективной реализации государственной политики в области использования и охраны памятников истории и культуры.

∙ СЕМЬЯ

Проект Федерального закона N 151763-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.01.2013 N 1661-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях приведения действующего законодательства в соответствие с международными нормами и направлен на повышение эффективности мер по предупреждению торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Дополнениями, предлагаемыми в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривается:

- введение понятий "торговля детьми" и "эксплуатация детей";

- отнесение юридических лиц к субъектам ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка;

- определение мер по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей.

Наряду с этим планируется дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ нормами, устанавливающими административную ответственность за совершение следующих административных правонарушений:

- создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей;

- изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборот.

В целях предотвращения причинения вреда здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ положением, закрепляющим в перечне видов работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, производство, перевозку и торговлю материалами эротического или порнографического содержания, предметами порнографического характера.

Кроме того, соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон от 21.07.2011 N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать созданию комплекса законодательно установленных гарантий безопасности детей, а также позволит привести нормы национального законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере борьбы с сексуальной эксплуатацией детей и оборотом детской порнографии.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Федерального закона N 167428-6
"Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к городу Москве территориях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресиным, Л.И. Швецовой, Д.В. Волковым, Н.Н. Гончаром, А.Б. Выборным, В.И. Долгих, М.А. Кожевниковой, А.В. Жарковым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.01.2013 N 1664-6 ГД)

Законопроект направлен на создание упрощенного порядка изъятия и предоставления земельных участков на присоединенных к городу Москве территориях в целях ускорения градостроительного развития данных территорий.

Законопроект состоит из пяти глав, последовательно определяющих особенности регулирования правоотношений, возникающих при размещении и строительстве на присоединенных к городу Москве территориях объектов федерального и регионального значения, а также при изъятии и предоставлении земельных участков, установлении сервитутов в целях строительства отдельных объектов.

Главой I определяются правила формирования Перечня объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, порядок наделения органов государственной власти города Москвы полномочиями по изъятию и предоставлению земельных участков на присоединенных территориях для размещения и строительства на них объектов федерального значения, а также особенности разработки и утверждения документации по планировке территории и установления видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для целей размещения объектов.

Глава II регулирует порядок резервирования земель и изъятия земельных участков и предусматривает упрощение процедуры изъятия земельных участков на присоединенных территориях.

В частности, к основаниям для изъятия, помимо установленных Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, проект относит возможность осуществления изъятия в целях размещения объектов недвижимого имущества для государственных нужд.

Также проектом устанавливаются особенности предоставления возмещения при изъятии жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены.

Главой III регламентируются правила предоставления земельных участков для целей строительства и особенности предоставления земли без проведения процедуры торгов и процедуры предварительного согласования места размещения соответствующего объекта.

Главой IV закрепляются особенности установления сервитутов, а также расширяется перечень случаев для его установления. Так, предусматривается установление сервитутов для:

- строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов, включенных в Перечень;

- обеспечения строительства объектов;

- проведения изыскательских, исследовательских и других работ для строительства объектов;

- размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

- проведения работ по устройству защитных сооружений (насаждений), необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и других подобных целей.

Кроме того, предусматривается установление платы за сервитут. В случаях, когда необходимо использование части земельного участка, плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.

Проектом также определяется, что сервитут может устанавливаться на срок от двух до пяти лет или бессрочно, а также устанавливаются основания прекращения сервитута.

Помимо этого, предлагается внести корреспондирующие изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, касающихся вопросов регулирования земельных правоотношений.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 53687-6
"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
(внесен Верховным Судом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.01.2013 N 1662-6 ГД)

Законопроект разработан в целях сокращения сроков рассмотрения судами гражданских дел и обеспечения доступности правосудия.

Для этого разработчиками проекта предлагается внести изменения в ряд статей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ, в частности дополнив его статьей 155.1, закрепляющей возможность использования в судебных заседаниях систем видеоконференц-связи.

Согласно вносимым изменениям, использование систем видеоконференц-связи возможно в судебных заседаниях судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

При этом участвовать в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи могут лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.

Решение об участии указанных лиц в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи принимается судом по своей инициативе и при наличии технической возможности осуществления видеоконференц-связи.

Функция обеспечения участия указанных лиц в судебном заседании возлагается на суд по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения указанных лиц. В случае нахождения указанных лиц в местах содержания под стражей или местах отбывания лишения свободы данная функция реализуется начальником соответствующего учреждения.

Кроме того, разработчиками проекта предлагается:

- установить запрет на использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании;

- закрепить в качестве основания отложения судебного разбирательства возникновение технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

В связи с закреплением возможности использования в судебных заседаниях систем видеоконференц-связи корреспондирующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 55, ч. 2 ст. 152, ч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 187, ч. 2 ст. 188, ч. 2 ст. 229 ГПК РФ.

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит участвующим в деле и иным лицам избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом до места расположения суда, обеспечить участие в судебных заседаниях лиц с ограниченными физическими возможностями, а также лиц, находящихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, и в итоге - сократить сроки судебного разбирательства и повысить качество правосудия.

Проект Федерального закона N 180771-6
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.01.2013 N 1688-6 ГД)

Данный законопроект направлен на обеспечение государственной, в том числе судебной, защиты чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого, обвиняемого и прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности.

С этой целью Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ дополняется главой 51.1, закрепляющей особенности производства по уголовным делам в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности.

Согласно предлагаемым изменениям отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, не допускается, если его близкие родственники, родственники либо близкие лица, состоящие с ним в свойстве, возражают против отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения. Также уточняется перечень лиц, которым, помимо близких родственников, может быть предоставлено право настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего. Кроме того, законопроектом предлагается также наделить правом подачи указанного возражения законных представителей таких лиц, которые будут обладать статусом участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Законопроектом определяются порядок участия представителя обвиняемого в судопроизводстве, его права и обязанности, закрепляется возможность применения дознавателем, следователем, судом к названному лицу мер процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, денежное взыскание) в случае его уклонения от исполнения процессуальных обязанностей.

Согласно законопроекту данная категория уголовных дел может рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или судьей единолично. Предусматривается возможность участия в деле защитника по приглашению представителя обвиняемого.

Результатом рассмотрения уголовного дела судом может стать оправдательный приговор, в случае если суд приходит к выводу о невиновности подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности. В случае признания доказанным совершения преступления и при отсутствии оснований для реабилитации, уголовное дело прекращается.

По мнению разработчиков, принятие данного законопроекта позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное