Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 27 января 2003 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об адвокатской деятельности и адвокатуре 1 февраля 2003 года вступит в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Закон направлен на приведение российского законодательства в соответствие с принятым в середине минувшего года Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", который внес радикальные изменения в организационное устройство адвокатского сообщества. Напомним, что тогда на смену существовавшим коллегиям адвокатов и юридическим консультациям пришли четыре формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, юридическая консультация и коллегия адвокатов. При этом два последних субъекта имеют мало общего с прежними юридическими консультациями и коллегиями адвокатов. Вносимые Законом изменения в основном имеют редакционный характер (что, впрочем, учитывая отмеченное совпадение терминов, тоже немаловажно). Но главное, на что стоит обратить особое внимание, - вопросы налогообложения имущества коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, распределяемого между адвокатами при реорганизации ранее существовавших адвокатских образований в процессе приведения их организационно - правовых форм в соответствие с требованиями упомянутого Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Во-первых, Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен правилом, согласно которому передача названного имущества не признается реализацией и не облагается налогом на добавленную стоимость. Во-вторых, установлено, что стоимость такого имущества не включается в налоговую базу при исчислении суммы налога на доходы физических лиц при условии, что в течение шести месяцев со дня его получения оно было передано налогоплательщиком во вновь создаваемую коллегию адвокатов или адвокатское бюро. В отношении порядка ведения учета хозяйственных операций адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, будут уравнены с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Еще одно изменение касается порядка уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Адвокатам будет предоставлена альтернатива: платить страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования. В Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" вносится уточнение в части определения характера платежей в иностранной валюте, которые поступают за услуги российских адвокатов, оказанные иностранным физическим и юридическим лицам. Закон также предусматривает ряд изменений к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. Однако не будет лишним отметить, что лишь одно из них (к статье 299) достигнет цели, ведь за исключением глав 34, 35 и 36 ГПК РСФСР утратит силу 1 февраля текущего года, то есть в день вступления в силу рассмотренного Закона. О негосударственных пенсионных фондах 14 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Закон предоставляет право негосударственным пенсионным фондам быть страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Следовательно, у граждан появится возможность избрать в качестве страховщика Пенсионный фонд Российской Федерации либо один из негосударственных пенсионных фондов. Причем один раз в год гражданин может изменить свое решение и заключить новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подать заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные направления деятельности негосударственных фондов подлежит лицензированию. При этом Закон называет лишь основные условия получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Так, Законом введен образовательный ценз и установлены требования к квалификации и моральному облику руководителя исполнительного органа фонда и его главного бухгалтера. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей. С 1 января 2005 года этот уровень повысится до 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - до 50 миллионов. Тем не мене действие лицензий фондов, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается лишь 1 июля 2009 года. Совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее трех миллионов рублей со дня введения в действие рассматриваемого Закона, а с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей. Стабильность правоотношений в сфере пенсионного страхования призвана обеспечить норма, согласно которой все изменения и дополнения, вносимые в правила фонда, не могут распространяться на заключенные ранее договоры (за исключением случаев изменения законодательства Российской Федерации), а ранее действовавшие условия, закрепленные в заключенных фондом договорах, по общему правилу сохраняют силу до полного их исполнения. Еще более жесткие требования предъявляются к тем фондам, которые планируют осуществлять пенсионное страхование. Помимо вышеназванных условий о величине совокупного вклада учредителей фонда и денежной оценки имущества для обеспечения его уставной деятельности эти хозяйствующие субъекты обязаны зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда и подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. На момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд, в частности, должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет, иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года (с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов), не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности. Фонд получает право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика с даты регистрации в уполномоченном федеральном органе заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, но не ранее 1 января 2004 года. Фонды, осуществлявшие деятельность в соответствии с лицензией, выданной в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и (или) получившие в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, вправе осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении двух лет с момента получения соответствующей лицензии. Закон ограничил маркетинговую политику в фондах, которые будут осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Например, такой фонд, его агенты либо работники не вправе делать застрахованным лицам заявления или прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности фонда в форме, отличной от формы, установленной страховыми правилами фонда. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О транспортном налоге в Республике Адыгея С 1 января 2003 года вступил в силу Закон Республики Адыгея от 28.12.2002 N 106 "О транспортном налоге", который установил ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Согласно документу уплата транспортного налога производится ежегодно по месту нахождения транспортных средств физическими лицами не позднее месяца со дня получения налогового уведомления, а юридическими лицами уплата производится путем авансовых платежей два раза в год в размере 50% от суммы годового расчета не позднее 1 июня и 1 сентября текущего года. На организации возложена обязанность по представлению декларации по транспортному налогу в срок не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Закон освобождает от уплаты транспортного налога Героев Советского Союза; Героев Российской Федерации; полных кавалеров ордена Славы; инвалидов всех категорий, имеющих мотоколяски и автомобили; участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев (исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР) либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Закон также освобождает пенсионеров от уплаты транспортного налога по легковым автомобилям, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства в размере 50% ставки налога. По остальным транспортным средствам, зарегистрированным за пенсионером, применяются ставки транспортного налога в полном размере. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Республике Калмыкия Законом Республики Калмыкия от 25.12.2002 N 260-II-З "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории Республики для организаций и индивидуальных предпринимателей вводится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Данная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания следующих видов услуг: бытовых и ветеринарных; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины площадью торгового зала не более 70 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 кв. м; автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей. Обратим внимание, что 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", который исключил услуги ломбардов из бытовых услуг. При переходе организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вышеуказанные виды деятельности, на уплату единого налога они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с продаж и единого социального налога. Кроме того, организации освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество предприятий, а индивидуальные предприниматели - от налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. Ставка единого налога установлена в размере 15% вмененного дохода. Налоговым периодом признается квартал. Уплата налога осуществляется по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О плате за загрязнение окружающей природной среды ОАО обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж. Верховный Суд РФ заявление ОАО удовлетворил. Названное выше Постановление Правительства РФ признано незаконным (недействительным). Кассационная жалоба Правительства РФ оставлена без удовлетворения. Принимая решение об удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ исходил из того, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства РФ. Так, согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом. Из содержания статьи 17 Налогового кодекса РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При рассмотрении дела было установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса РФ (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства). Однако, в нарушение статьи 17 Налогового кодекса РФ, все существенные элементы указанного налогового платежа были установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ. Установление федеральных налогов отнесено к исключительной компетенции законодателя, а не к компетенции Правительства, и введение Правительством РФ такого налога было расценено судом как нарушение определенного указанными выше Федеральными законами порядка введения федеральных налогов и сборов. Правительство РФ направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632, ссылаясь на то, что платежи за загрязнение окружающей среды не являются налоговыми платежами, не обладают необходимыми признаками налоговых обязательств в их конституционно - правовом смысле и, следовательно, не включаются в систему платежей, которые согласно статьям 57 и 75 (часть 3) Конституции РФ должны устанавливаться законом. Конституционный Суд РФ установил следующее. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными данным Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом. В силу этого любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом. По смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово - правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально - возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно - правовом смысле, и, следовательно, не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции РФ подлежит установлению федеральным законом. Поэтому на них не может быть распространен вытекающий из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) Конституции РФ критерий правомерности налоговых платежей, в соответствии с которым налоговый платеж может считаться законно установленным лишь при условии, что все существенные элементы налогового обязательства, в том числе размер платы, определены непосредственно федеральным законом. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично - правовыми платежами (в рамках финансово - правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству РФ. Таким образом, делегирование Правительству РФ федеральным законом полномочия по установлению порядка платы и ее размеров за загрязнение окружающей природной среды и других видов вредного воздействия - с учетом характера данной платы - не может рассматриваться как нарушение конституционного предписания о законно установленных налогах и сборах. Вместе с тем в ходе дальнейшего реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не исключается возможность введения законодателем иного порядка взимания указанных платежей. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ N 284-О от 10.12.2002 Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" - поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Комментарий к Федеральному закону "Об экспортном контроле" (С.С. Щербинин) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002) Предлагаемый автором материал представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Детально раскрываются основные понятия, используемые в комментируемом Законе (глава I), - внешнеторговая и инвестиционная деятельность, инвестиции, экспорт, российские и иностранные участники внешнеторговой деятельности и др. Приводится перечень нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в области экспортного контроля, в том числе перечень актов, в соответствии с которыми осуществляется указанный контроль в отношении продукции военного назначения, а также список международных договоров, где закреплены требования, которых придерживается Россия при осуществлении экспорта и проведении соответствующего контроля. Здесь же уделяется внимание положениям Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ (опубликована 11.07.2000 в "Российской газете", N 133). Упоминаются списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утвержденные Президентом РФ (комментарий ст. 6), и методы осуществления экспортного контроля (комментарий ст. 7, где перечисляются основные документы, необходимые для осуществления экспортного контроля, а также приведен порядок оформления паспорта сделки в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров, принятой 13.10.1999 Банком России N 86-И и ГТК России N 01-23/26541). В комментариях к статьям главы II (правовые основы организации экспортного контроля) значительное место отведено рассмотрению положений о внутрифирменном экспортном контроле в организациях (комментарий ст. 16). Так, 12 мая 1998 года Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК РФ) утвердила Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля, в котором речь идет о системе указанного контроля и о функциях службы экспортного контроля на предприятии (особо отмечен скрининг - комплексная проверка внешнеторговых сделок), а 9 февраля 1999 года Минэкономики России приняло Временное положение об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации), где определены права и обязанности данной службы. Помимо этого, здесь исследуются полномочия Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля, деятельность Комиссии по экспортному контролю РФ (межведомственный координационный орган) и Минэкономразвития России (специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля). Затронуты вопросы доступа к информации, необходимой для целей экспортного контроля, и установления обязанностей участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению упомянутой информации. Комментарий к статьям главы III раскрывает содержание регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. В этой части работы автором проанализированы: требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями; вопросы лицензирования ранее упомянутых сделок; всеобъемлющий контроль (здесь приведен Перечень элементов для объективного анализа и рекомендаций относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений, одобренный на Пленарном заседании стран - участниц Вассенаарских договоренностей 03.12.1998); государственная экспертиза и учет данных сделок; идентификация контролируемых товаров и технологий, а также запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. В данном Комментарии рассмотрены положения об обеспечении гласности и доступности информации (комментарии к статьям главы IV) и о международном сотрудничестве (комментарии к статьям главы V) в области экспортного контроля. Кроме этого, приведены: виды правонарушений в области экспортного контроля; ответственность организаций, должностных лиц и граждан за нарушения, допущенные в комментируемой сфере; общие положения об обжаловании решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц. "Пределы полномочий защитника в уголовном процессе и типичные правонарушения, допускаемые адвокатами. Практический комментарий законодательства" (Ю.П. Гармаев) Автор в представленном практическом комментарии анализирует деятельность защитника в уголовном процессе с точки зрения действующего законодательства. Работа состоит из двух частей: первая - "Пределы прав и полномочий защитника"; вторая - "Типичные правонарушения, допускаемые недобросовестными адвокатами". В первой части рассмотрены права и полномочия защитника в связи с принятием нового Уголовно - процессуального кодекса РФ (вступил в силу 01.07.2002) - момент начала участия защитника в уголовном деле; конфиденциальность его свиданий с клиентом (подозреваемым); пределы полномочий защитника по собиранию доказательств; особенности, связанные с процедурой проверки и оценки доказательств, собранных и представленных защитником для приобщения к делу; доступ к материалам дела; перечень запретов в его деятельности и др. Отмечены гарантии независимости адвоката (адвокатская тайна, запрет на вмешательство в его работу, обеспечение безопасности адвоката и членов его семьи и т.п.) и принципы адвокатской деятельности (законность, независимость, самоуправление, корпоративность и равноправие адвокатов). Во второй части работы автор классифицирует правонарушения, допускаемые адвокатами, и исследует совершаемые указанными лицами нарушения требований Уголовно - процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре". Здесь же отмечены такие нарушения, как срыв следственных действий, их затягивание, незаконные действия, влекущие признание недопустимыми полученных доказательств. Проанализированы нарушения защитниками и иных Федеральных законов: "Об оперативно - розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 11.03.1992 N 2487-1 и "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ. Приводятся обобщенные данные о личности адвокатов, допускающих правонарушения. Рассматриваются также нарушения адвокатской этики. В этой части работы речь идет о перспективах принятия Кодекса профессиональной этики адвоката и указаны основные нормы упомянутой этики. Комментарий содержит примеры из судебной и адвокатской практики и ссылки на научные источники по исследуемой теме. "НДС по экспорту: возмещение из бюджета. Комментарий к законодательству" (И.Е. Махров, А.Н. Борисов) (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002) В материале авторами освещаются составляющие механизмов контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям: меры налогового, таможенного и валютного контроля и правоохранительные мероприятия. Кроме того, в работе рассмотрены схемы правонарушений, уголовно - правовая квалификация деяний, признаки нарушений законодательства, связанных с неправомерным возмещением сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. В первом разделе анализируется порядок возмещения сумм НДС по экспортным операциям, установленный законодательством о налогах и сборах. Авторами подробно рассматриваются вопросы обложения экспортных операций НДС по ставке 0 процентов, предоставления отдельной налоговой декларации по этим операциям и пакета документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и порядка их применения. Описывается порядок составления и выставления счетов - фактур, служащих основанием для принятия к вычету или возмещению сумм НДС, и порядок возмещения налогоплательщику сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Раздел "Таможенное оформление и таможенный контроль экспорта товаров" посвящен декларированию товаров при их выпуске в таможенном режиме экспорта, правилам заполнения, порядку приема и регистрации грузовой таможенной декларации (ГТД), применению временных, неполных и периодических таможенных деклараций, а также таможенному контролю при выпуске товаров в режиме экспорта. Затронуты вопросы вывоза товаров за пределы РФ автомобильным, морским и воздушным транспортом в соответствии с международными правилами. Комментируя порядок зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, авторы разъясняют порядок использования нерезидентами рублевых счетов для расчетов по экспортным операциям и порядок исполнения внешнеторговых бартерных сделок. При рассмотрении схем правонарушений, связанных с неправомерным возмещением сумм НДС по экспортным операциям, подробно описаны такие, как фиктивный экспорт с использованием откровенной подделки документов, фальсификация документов, на основании которых производятся налоговые вычеты, реальный экспорт товаров, закупленных по завышенной цене на территории РФ, фальсификация экспортной операции с предоставлением в налоговый орган формально безупречного пакета документов и имитирование налогоплательщиком расчетов с продавцами экспортированных товаров и поступления экспортной выручки. В работе описываются случаи нарушения законодательства о налогах и сборах, связанные с неправомерным возмещением сумм НДС по экспортным операциям, поскольку в правоприменительной практике могут возникнуть сложности при квалификации действий лиц по получению незаконного возмещения сумм налога. При этом авторами подробно комментируются соответствующие нормы Налогового и Уголовного кодексов РФ. Кроме того, приводятся признаки нарушений законодательства, связанных с неправомерным возмещением сумм НДС по экспортным операциям. Затрагиваются вопросы документирования нарушений законодательства в рамках осуществления налогового, таможенного и валютного контроля, а также в рамках осуществления оперативно - розыскной и уголовно - процессуальной деятельности.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||