Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 31 марта 2003 года

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О квалификационных требованиях
    к специалистам по корпоративным финансам

    31  марта  2003 года вступило в силу Постановление ФКЦБ России
от  05.02.2003  N 03-2/пс  "О  внесении  изменений  и дополнений в
Положение  "О системе квалификационных требований к руководителям,
контролерам    и   специалистам    организаций,     осуществляющих
профессиональную   деятельность   на   рынке   ценных   бумаг,   к
руководителям    и   специалистам   организаций,    осуществляющих
деятельность   по  управлению  инвестиционными  фондами,   паевыми
инвестиционными  фондами и негосударственными пенсионными фондами,
а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих
деятельность    специализированного   депозитария   инвестиционных
фондов,    паевых   инвестиционных   фондов   и  негосударственных
пенсионных  фондов",  утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 5
июля  2002 г.  N 27/пс,  с изменениями и дополнениями,  внесенными
Постановлением ФКЦБ России от 30 октября 2002 г. N 42/пс".
    Данный правовой    акт    корректирует   условия   допуска   к
квалификационным  экзаменам,  а  также  устанавливает  порядок   и
основания аннулирования квалификационных аттестатов ФКЦБ России.
    Однако основной   массив   предписаний    адресован    штатным
сотрудникам   финансового   консультанта,   выполняющего  функции,
непосредственно  связанные  с  оказанием   услуг   по   подготовке
проспекта ценных бумаг, - специалистам по корпоративным финансам.
    Постановление закрепило  образовательный  ценз,  требования  к
стажу   и   опыту   работы,   моральному  облику  специалистов  по
корпоративным финансам.
    Так, лица,   заинтересованные   в  квалификационном  аттестате
специалиста  по  корпоративным  финансам,  должны   иметь   высшее
экономическое или юридическое образование;  трехлетний непрерывный
стаж трудовой деятельности по специальности (из них два  последних
года  - в качестве руководителя организации,  которая осуществляет
брокерскую или дилерскую деятельность).
    Соискатели названной  должности  не  должны иметь судимость за
преступления   в   сфере   экономической   деятельности   или   за
преступления     против    государственной    власти,    интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
    Претендент на  должность специалиста по корпоративным финансам
должен иметь документ,  подтверждающий получение  профессиональных
знаний в области оценочной деятельности; квалификационный аттестат
по брокерской или дилерской деятельности; ходатайство организации,
в  которой  соискатель  работает в качестве руководителя на момент
подачи документов. Он также должен подтвердить факт оказания услуг
по  подготовке  проспекта  ценных  бумаг  организацией,  в которой
работает в качестве руководителя на момент подачи документов.
    Срок действия   квалификационного   аттестата  специалиста  по
корпоративным финансам составляет 1 год.
    Владельцы квалификационных    аттестатов    специалистов    по
корпоративным финансам,  выданные в соответствии  с  рассмотренным
Постановлением,  для  установления  бессрочного характера действия
квалификационных аттестатов и проставления отметки "бессрочно"  не
позднее  одного  года  с  даты  выдачи квалификационного аттестата
должны подтвердить наличие  необходимого  уровня  профессиональной
квалификации  путем  прохождения  письменного  экзамена,  а  также
представить в ФКЦБ  России  документы,  подтверждающие  участие  в
подготовке не менее одного проспекта ценных бумаг.

    О методике определения собственных средств
    (капитала) кредитных организаций

    31 марта  2003  года  вступило  в  силу Положение Центрального
банка Российской Федерации  от  10.02.2003  N  215-П  "О  методике
определения собственных средств (капитала) кредитных организаций",
которое  пришло  на  смену Положению Банка  России  от  26.11.2001
N 159-П   "О   методике  расчета  собственных  средств  (капитала)
кредитных организаций".
    Положение предусматривает  исключение  из расчета капитала той
части  источников   собственных   средств   (уставного   капитала,
эмиссионного дохода,  прибыли и других),  для формирования которой
инвесторами использованы ненадлежащие  активы.  Под  ненадлежащими
активами  в  данном  случае понимается имущество,  предоставленное
инвестору самой кредитной организацией (прямо либо  через  третьих
лиц), а также имущество, предоставленное другими лицами, в случае,
если кредитная организация приняла на себя риски  несения  потерь,
возникшие в связи с предоставлением указанного имущества.
    При выявлении фактов  формирования  источников  основного  или
дополнительного  капитала  (их части) с использованием инвесторами
ненадлежащих активов Банк  России  вправе  направить  в  кредитную
организацию   требование   об   исключении   указанных  источников
собственных средств (их части) из расчета  капитала  на  следующую
отчетную  дату  после  получения  кредитной  организацией  данного
требования.
    Рассматриваемый документ     устанавливает    требование    об
использовании в целях расчета обязательных нормативов деятельности
кредитных  организаций  размера  собственных  средств  (капитала),
определенного по результатам проведения оценки  Банком  России,  а
также  об  отражении  указанного  размера  собственных  средств  в
отчетности кредитных организаций и банковских групп,  в том  числе
публикуемой.
    Положение также  изменяет  периодичность  включения  в  расчет
собственных   средств   (капитала)   величины  прироста  стоимости
имущества,  находящегося на балансе кредитной организации, за счет
переоценки.  В  отличие  от  ранее  действовавших  норм  указанная
величина может включаться в капитал не чаще одного раза в три года
на  основании  данных  последнего  годового бухгалтерского отчета,
подтвержденного аудиторской организацией.
    Кроме того,  предусматривается  уменьшать на величину вложений
кредитной   организации   в   акции   (доли   участия)   кредитных
организаций,  дочерних  и зависимых хозяйственных обществ величину
основного капитала,  а не величину  совокупного  капитала,  как  в
ранее действовавшим Положении.
    Кредитные организации  в  течение  месяца  со  дня  вступления
Положения  в  силу  обязаны  оценить  качество собственных средств
(капитала),  в том числе с целью,  начиная с первой отчетной  даты
после истечения указанного срока, исключить из расчета собственных
средств   (капитала)   источники   (их   часть),    сформированные
инвесторами  с  использованием  ненадлежащих  активов и отразить в
отчетности величину собственных средств (капитала) в  соответствии
с требованиями настоящего Положения.

    О Правилах отпуска лекарственных средств
    в аптечных организациях

    30  марта  2003 года введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ
91500.05.0007-2003  "Правила  отпуска  (реализации)  лекарственных
средств  в аптечных  организациях.  Основные  положения"  (далее -
Отраслевой  стандарт),  утвержденный  Приказом Минздрава России от
04.03.2003  N  80  (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г.
N 4272).
    Отраслевой стандарт   разработан   в  целях  развития  системы
стандартизации    в    здравоохранении     и     совершенствования
функционирования сферы обращения лекарственных средств.
    Отраслевой стандарт является обязательным  для  всех  аптечных
организаций (аптек,  аптечных пунктов,  аптечных киосков, аптечных
магазинов) независимо от  организационно-правовой  формы  и  формы
собственности,  осуществляющих  розничную  торговлю лекарственными
средствами.
    В документе  перечислены  функции  аптечных организаций.  Так,
аптека и аптечный пункт реализуют населению готовые  лекарственные
препараты  по  рецептам  и  без рецептов врача,  при этом аптечный
пункт не  может  осуществлять  реализацию  наркотических  средств,
психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, в свою очередь
аптечный  киоск  и  аптечный   магазин   реализуют   лекарственные
препараты без рецептов врача.
    Реализация лекарственных    препаратов   и   других   товаров,
пришедших в негодность,  с истекшим  сроком  годности,  незаконных
копий лекарственных препаратов не допускается.
    В функции  всех  аптечных организаций включено оказание первой
медицинской помощи.
    Аптечные организации   обязаны   размещать   в   удобных   для
ознакомления местах торгового зала:
    - копии лицензий на  фармацевтическую  деятельность  и  другие
виды  деятельности  в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
    - информацию  о  телефонах  и   адресах   органов   управления
здравоохранением и фармацевтической деятельностью;
    - книгу отзывов и предложений;

    - информацию о группах населения,  имеющих право на бесплатное
и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации;
    - информацию    о   лице,   ответственном   за   лекарственное
обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к
ним  категорий  населения  по  льготам  (для аптечных организаций,
осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);
    - информацию о номерах телефонов и  режиме  работы  справочной
фармацевтической службы;
    - информацию   о   наименованиях   отделов   или  зон  отпуска
соответствующих групп товаров;
    - информацию  о  сроках  хранения  лекарственных   препаратов,
изготовленных в аптеке (аптечном пункте);
    - ценники   на   предлагаемые   безрецептурные   лекарственные
препараты и другие  товары,  разрешенные  к  отпуску  из  аптечных
организаций;
    - информацию     о     сотрудниках    аптечной    организации,
непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие
с указанием Ф.И.О. и должности);
    - информацию  о дежурном администраторе (Ф.И.О.,  должность) и
нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора  (за
исключением аптечного киоска);
    - при  наличии  пункта проката информацию о перечне предметов,
выдаваемых напрокат;
    - копию или выписку из  Федерального  закона  "О  защите  прав
потребителей";
    - копию   или  выписку  из  "Правил  продажи  отдельных  видов
товаров,  перечня товаров длительного пользования,  на которые  не
распространяется    требование    покупателя    о    безвозмездном
предоставлении ему  на  период  ремонта  или  замены  аналогичного
товара,   и   перечня   непродовольственных   товаров  надлежащего
качества,  не подлежащих возврату или обмену на аналогичный  товар
других   размера,   формы,   габарита,   фасона,   расцветки   или
комплектации", утвержденных в установленном порядке;
    - перечень  лекарственных  средств,  отпускаемых  без  рецепта
врача, утвержденный Приказом Минздрава России от 19 июля 1999 года
N 287 "Об утверждении Перечня лекарственных  средств,  отпускаемых
без рецепта врача".
    Отраслевым стандартом  установлены  требования  к помещениям и
оборудованию аптечных организаций. В частности установлено, что на
площадях    аптечных   организаций   не   допускается   размещение
подразделений, функционально не связанных с указанными в лицензиях
видами деятельности.  На вывесках аптечных организаций должен быть
указан вид  организации;  организационно-правовая  форма  и  форма
собственности;       фирменное      наименование      организации;
местонахождение,  а  также  режим  работы  организации,  адреса  и
телефоны близлежащих и дежурных аптек.  Наименование вида аптечной
организации  должно  быть  выполнено  шрифтом,   размер   которого
позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния
не   менее   25   метров.   Аптечные   организации,    оказывающие
лекарственную  помощь  в  ночное  время,  должны  иметь освещенную
вывеску с информацией о работе в ночное время,  с указанием  часов
работы,   звонок   для   вызова   посетителем  работника  аптечной
организации.
    Реализуемые из аптечных  организаций  лекарственные  препараты
должны  иметь информацию согласно государственному информационному
стандарту лекарственного средства. Покупателю по его просьбе может
быть   представлена   дополнительная  информация  о  приобретаемом
лекарственном  препарате,  об  имеющихся  в  аптечной  организации
синонимах приобретаемого лекарственного препарата и их ценах.
    При отпуске  лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник
аптечной организации  информирует  покупателя  о  правилах  приема
лекарственного препарата:  режиме приема, разовой и суточной дозе,
способе приема (с учетом приема пищи и пр.), правилах хранения.

    РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    О налоговых льготах, связанных
    с осуществлением инвестиционной деятельности
    в Удмуртской Республике

    1 января  2004 года вступит в силу Закон Удмуртской Республики
от  05.03.2003  N  8-РЗ  "О   налоговых   льготах,   связанных   с
осуществлением инвестиционной деятельности",  определяющий порядок
и условия предоставления налоговых льгот организациям, участвующим
в инвестиционной деятельности.
    Закон не распространяется на организации, находящиеся в стадии
ликвидации или реорганизации,  а также на банки и  иные  кредитные
организации.
    Налоговые льготы  предоставляются  организациям,  привлекающим
инвестиции и направляющим собственные средства на создание  новых,
реконструкцию   и  модернизацию  существующих  производств.  Такие
организации  освобождаются   от   уплаты   налога   на   имущество
предприятий   в   отношении  имущества,  приобретенного  в  рамках
инвестиционного  проекта,  в  части  сумм  налога,  зачисляемых  в
республиканский  бюджет,  в  течение 2 лет с момента возникновения
затрат,  связанных  с   приобретением   имущества.   Кроме   того,
устанавливается льготная ставка по налогу на прибыль в размере 12%
на период с момента возникновения затрат,  связанных с реализацией
инвестиционного проекта,  до их полной окупаемости,  но не более 3
лет.
    Вышеуказанные льготы    предоставляются     при     соблюдении
совокупности ряда обязательных условий. Такими условиями являются:
регистрация  инвестиционного  проекта  в  Государственном  реестре
инвестиционных проектов республики; прохождение конкурсного отбора
в соответствии с Положением о конкурсе инвестиционных проектов  на
размещение  инвестиционных  ресурсов;  заключение  инвестиционного
договора;  предоставление  инвестиционного  договора  в  налоговый
орган.
    Законом предусмотрены льготы и для организаций,  участвующих в
реализации мероприятий  республиканских  целевых  программ.  Такие
организации  уплачивают  налог на прибыль организаций в части сумм
налога, зачисляемых в республиканский бюджет, по итогам налогового
периода,  в  котором были осуществлены инвестиции:  по ставке  15%
при сумме инвестиций от 15 до 29,999 миллионов рублей;  по  ставке
14%  при  сумме  инвестиций  от  30 до 44,999 миллиона рублей;  по
ставке 13%  при сумме инвестиций от 45 до 59,999 миллиона  рублей;
по ставке 12% при сумме инвестиций более 60 миллионов рублей.
    Страховые организации,  осуществляющие  страхование имущества,
используемого в реализации инвестиционных проектов  организаций  -
победителей  конкурса  инвестиционных  проектов  или  в реализации
мероприятий республиканских целевых программ,  уплачивают налог на
прибыль   организаций   в   части   сумм   налога,  зачисляемых  в
республиканский  бюджет,  по  ставке  14%  по  итогам   налогового
периода,    в   котором   Правительством   Республики   утверждена
организация  -  победитель  конкурса  инвестиционных  проектов   и
страховой организацией заключен договор страхования имущества.
    Организации, осуществляющие  лизинговые операции,  связанные с
реализацией  инвестиционных  проектов  организаций  -  победителей
конкурса  инвестиционных  проектов  или  с реализацией мероприятий
республиканских  целевых  программ,  доля   доходов   от   которых
составляет   не  менее  80%  всех  доходов  за  налоговый  период,
уплачивают налог на  прибыль  организаций  в  части  сумм  налога,
зачисляемых  в республиканский бюджет,  по ставке 14%  на период с
момента   возникновения   затрат,    связанных    с    реализацией
инвестиционного  проекта,  до  их полной окупаемости,  но не более
трех лет.

    О питьевом водоснабжении в
    Приморском крае

    18 марта 2003 года вступил в силу Закон  Приморского  края  от
06.03.2003  N 41-КЗ "О питьевом водоснабжении",  который определил
основные    принципы    питьевого    водоснабжения,    компетенцию
Законодательного  Собрания и администрации Приморского края в этой
сфере,  права и  обязанности  субъектов  питьевого  водоснабжения,
гарантии по обеспечению питьевой водой.
    Согласно Закону  системы  водоснабжения являются особо важными
объектами жизнеобеспечения и подразделяются на централизованные  и
нецентрализованные.     Централизованные     системы     питьевого
водоснабжения  находятся   в   государственной   и   муниципальной
собственности,  перечень  которых  определяется  в  соответствии с
законодательством  Российской  Федерации.  Нецентрализованные   же
системы   водоснабжения   могут  находиться  как  в  собственности
муниципальных образований,  так и  в  собственности  физических  и
юридических лиц.
    Эксплуатация вышеуказанных  систем  водоснабжения возложена на
собственников этих  систем,  которые  на  основе  договоров  могут
передавать  их  в хозяйственное ведение или оперативное управление
организациям  питьевого  водоснабжения  и   пользователям   систем
питьевого водоснабжения. При эксплуатации систем могут применяться
только сертифицированные  материалы,  технологические  процессы  и
оборудование.   Не   допускается   эксплуатация  систем  питьевого
водоснабжения при  отсутствии  систематического  производственного
контроля качества питьевой воды. Данный контроль качества питьевой
воды   осуществляется    аттестованными    или    аккредитованными
лабораториями организаций питьевого водоснабжения.
    Законом урегулированы отношения, возникающие при водоснабжении
в чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения населения питьевой водой
в  случае возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий,
случаев выявления опасных уровней  загрязнения  воды  в  источнике
питьевого   водоснабжения   и   в   иных  случаях)  осуществляется
резервирование  источников   питьевого   водоснабжения   на   базе
защищенных  от  загрязнения  и засорения подземных водных объектов
либо в специальных резервуарах.
    Тарифы на     питьевое      водоснабжение      устанавливаются
администрацией  края  и  органами  местного  самоуправления края в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за
установлением  цен  и  тарифов  возложен  на территориальный орган
федерального  органа  исполнительной  власти  по   антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
    Услуги по питьевому водоснабжению предоставляются на основании
договоров   между   организацией   питьевого   водоснабжения   или
пользователем  систем питьевого водоснабжения и водопотребителем и
регламентируются  правилами  предоставления  коммунальных   услуг,
правилами  пользования  системами  коммунального  водоснабжения  в
Российской Федерации.
    Законом установлены  гарантии  по   обеспечению   потребностей
населения в питьевой воде, соответствующей нормативным требованиям
качества.  Гарантии  обеспечиваются  путем: принятия   нормативных
правовых    актов;    государственного    контроля    и   надзора;
государственного  регулирования  цен  и  тарифов  на   услуги   по
питьевому  водоснабжению;  применения  мер  поддержки  организаций
питьевого   водоснабжения,   экономического   стимулирования    их
деятельности  по  обеспечению населения питьевой водой и улучшению
ее качества и иными мерами.
    Экономическое стимулирование      питьевого      водоснабжения
осуществляется путем:  предоставления налоговых льгот организациям
питьевого водоснабжения;  снижения размеров оплаты  за  услуги  по
питьевому  водоснабжению при временном ухудшении качества питьевой
воды;  установления  для   организаций   питьевого   водоснабжения
предельного уровня рентабельности; формирования краевого заказа на
проектирование  и  производство   новой   техники,   оборудования,
материалов   и   реагентов,  предназначенных  для  нужд  питьевого
водоснабжения, а также путем принятия иных мер.
    Законом установлено,  что право граждан на  возмещение  вреда,
нанесенного   их   здоровью  в  результате  потребления  воды,  не
соответствующей  нормативным  требованиям  качества,  а  также  на
возмещение    вреда   от   неисправности   в   системе   питьевого
водоснабжения  по  вине  организаций  питьевого  водоснабжения   и
пользователей  систем  питьевого  водоснабжения  осуществляется  в
соответствии с Гражданским кодексом РФ.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    О взыскании штрафа за осуществление денежных расчетов
    без применения контрольно-кассовой машины

    Налоговой инспекцией в магазине предпринимателя была проведена
проверка соблюдения Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных  расчетов  с
населением",   в  ходе  которой  выявлена  реализация  товара  без
применения контрольно-кассовой машины.
    Продажу товара произвел продавец  другого  магазина  во  время
отсутствия продавца, работавшего в магазине предпринимателя.
    По результатам  проверки налоговой инспекцией составлен акт от
22.06.2000  и  вынесено  решение  от  03.07.2000   о   привлечении
предпринимателя   к   административной   ответственности   в  виде
взыскания штрафа.
    С целью   принудительного   исполнения   указанного    решения
налоговая  инспекция  обратилась  с  иском  к  предпринимателю   о
взыскании  штрафа  за осуществление денежных расчетов с населением
без применения контрольно-кассовой машины.
    Арбитражный суд в удовлетворении искового требования  отказал.
Постановлением   апелляционной  инстанции  решение  оставлено  без
изменения.  Федеральный   арбитражный   суд   округа   решение   и
постановление оставил без изменения.
    Решение суда  первой инстанции об отказе в удовлетворении иска
мотивировано  истечением  трехмесячного  срока,   предусмотренного
статьей  282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях для
обращения взыскания к исполнению.
    Апелляционная инстанция   опровергла  вывод  суда  о  пропуске
срока,  но  сослалась  на  отсутствие   вины   предпринимателя   в
совершении  правонарушения.  Суд кассационной инстанции подтвердил
вывод   об   отсутствии   состава   правонарушения   в   действиях
предпринимателя.
    Президиум Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  рассмотрел  протест
первого заместителя Генерального  прокурора  РФ  на  решение  суда
первой    инстанции,    постановление    апелляционной   инстанции
Арбитражного   суда   области   и    постановление    Федерального
арбитражного суда округа по тому же делу.
    В протесте  первого  заместителя  Генерального  прокурора   РФ
указано,  что  административная  ответственность,  предусмотренная
статьей 7 Закона РФ "О применении   контрольно-кассовых машин  при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением",  применяется  к
предпринимателю  независимо  от  того,  кто  осуществлял  денежные
расчеты при продаже его товаров.
    Однако в протесте не было учтено следующее.

    В соответствии   с   частью   2   статьи  1.7  Кодекса  РФ  об
административных правонарушениях  (далее  -  КоАП),  введенного  в
действие   с   01.07.2002,   закон,   смягчающий   или  отменяющий
административную  ответственность  либо  иным  образом  улучшающий
положение   лица,  совершившего  административное  правонарушение,
имеет обратную силу.
    Статьей 3  Федерального  закона  от  30.12.2001  N  196-ФЗ  "О
введении    в    действие    Кодекса   Российской   Федерации   об
административных  правонарушениях"  из  статьи  7  Закона  РФ   "О
применении  контрольно-кассовых  машин  при осуществлении денежных
расчетов  с  населением"  исключены  предусмотренные  ею   составы
административных правонарушений.
    Таким образом,  на   момент   рассмотрения   настоящего   дела
Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ правовые положения статьи
7  Закона  РФ  "О   применении   контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении денежных расчетов с населением", касающиеся составов
административных правонарушений, применению не подлежат.
    Кроме того,  в  соответствии  с  частью  1  статьи  31.9  КоАП
постановление о назначении административного наказания не подлежит
исполнению  в  случае,  если это постановление не было приведено в
исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.
    Решение налоговой  инспекции принято 03.07.2000,  обжаловано и
отменено не было, в исполнение не приведено.
    В связи   с   истечением  в  настоящее  время  срока  давности
исполнения постановления о назначении административного  наказания
удовлетворение  заявления  налоговой  инспекции  о  принудительном
исполнении ее  решения  о  наложении  административного  взыскания
является невозможным.
    Президиум Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  (Постановление   от
17.12.2002  N  3516/01)  оставил все состоявшиеся по делу судебные
акты без изменения.

    О лицензировании фармацевтической деятельности
    индивидуальными предпринимателями

    4 февраля  2003  года  Верховный Суд РФ рассмотрел гражданское
дело по заявлению индивидуального предпринимателя  об  оспаривании
пункта  3  Постановления  Правительства РФ от 01.07.2002 N 489 "Об
утверждении   Положения    о    лицензировании    фармацевтической
деятельности",  пунктов  1,  2,  5 и 16 Положения о лицензировании
фармацевтической     деятельности,     утвержденного     указанным
Постановлением,     в    части,    препятствующей    осуществлению
фармацевтической деятельности субъектами  предпринимательства  без
образования юридического лица.
    В обоснование требований заявитель указал, что он осуществляет
фармацевтическую деятельность,  связанную с закупкой,  хранением и
реализацией лекарственных средств, на  основании  свидетельства  о
государственной   регистрации   в   качестве  предпринимателя  без
образования юридического лица.
    Поскольку данный вид предпринимательской деятельности подлежит
лицензированию, 3 февраля 2000 г. им была получена лицензия сроком
действия до 3 февраля 2003 г.  10 декабря 2002 г.  предприниматель
направил в Фармацевтический комитет администрации области письмо с
просьбой  разъяснить  порядок оформления лицензии на осуществление
фармацевтической деятельности на новый срок. Письмом от 19 декабря
2002  г.   был  дан  ответ,  что  в соответствии  с Постановлением
Правительства  РФ  от 01.07.2002 N 489 "Об утверждении Положения о
лицензировании  фармацевтической  деятельности"  не  предусмотрено
предоставление    лицензий    на   фармацевтическую   деятельность
индивидуальным  предпринимателям.  Лицензии,  выданные до принятия
указанного Постановления,  действуют до окончания указанного в них
срока.  Продление  и предоставление  лицензий  на фармацевтическую
деятельность предпринимателям без образования юридического лица не
осуществляется.  Таким образом, в получении лицензии на новый срок
ему было отказано.
    Согласно пункту  1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001
N  128-ФЗ  "О   лицензировании   отдельных   видов   деятельности"
фармацевтическая    деятельность    подлежит    лицензированию   в
соответствии с данным Законом.
    В соответствии  со  статьей  2  названного Закона "соискателем
лицензии" и "лицензиатом" может быть как юридическое лицо,  так  и
индивидуальный предприниматель.
    Таким образом,  Федеральный закон от 08.08.2001  N  128-ФЗ  не
содержит    ограничений    на    осуществление    фармацевтической
деятельности индивидуальными предпринимателями.
    Не содержится   таких   ограничений  и  в  других  федеральных
законах.
    В статье  33  Федерального  закона  от  22.06.1998  N 86-ФЗ "О
лекарственных  средствах",  в  редакции  от  10  января  2003  г.,
указано, что физические лица могут заниматься определенными видами
фармацевтической     деятельности     при     наличии      высшего
фармацевтического   образования   или  среднего  фармацевтического
образования и сертификата специалиста.
    В силу    статьи   34   указанного   Закона   фармацевтическая
деятельность   подлежит   лицензированию    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
    Обязательными условиями для принятия решения о выдаче лицензии
являются    представление    соискателем    лицензий   документов,
подтверждающих   право   соискателя   лицензии   на  использование
помещений  в целях  осуществления  фармацевтической  деятельности,
наличие     сертификатов     у    специалистов,     осуществляющих
фармацевтическую          деятельность,           а          также
санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии помещений
требованиям санитарных правил.
    Анализ вышеприведенных  норм  Федеральных  законов,  а   также
статей  14  и  15  Основ  законодательства Российской Федерации об
охране  здоровья  граждан,  в  редакции  от  10  января  2003  г.,
однозначно    свидетельствует    о    том,    что   индивидуальные
предприниматели,   отвечающие   определенным    условиям,    могут
заниматься фармацевтической деятельностью.
    Между тем    в    оспариваемом    Положении     индивидуальные
предприниматели  не  названы  в  числе  лиц,  которые осуществляют
фармацевтическую деятельность.
    Учитывая то  обстоятельство,  что  в  полном  объеме  признано
утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 N 387
"О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли
лекарственными средствами и  изделиями  медицинского  назначения",
устанавливавшее     порядок     лицензирования    фармацевтической
деятельности  не  только  юридических  лиц,  но  и  индивидуальных
предпринимателей  (пункт 1),  а оспариваемое Положение не называет
индивидуальных предпринимателей в качестве  соискателей  лицензий,
суд пришел к выводу,  что указанные лица фактически лишаются права
на занятие фармацевтической деятельностью.
    Таким  образом,  Верховный  Суд  РФ  (Решение  N ГКПИ 2003-11)
признал  недействующими  со дня вступления решения в законную силу
пункты  1,  2,  5 и 16 Положения о лицензировании фармацевтической
деятельности,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ от
01.07.2002   N  489,    в   части,    ограничивающей   возможность
осуществления фармацевтической деятельности лицами,  занимающимися
предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического
лица (индивидуальными предпринимателями).

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    О проекте Федерального закона
    "О внесении дополнения в Налоговый кодекс
    Российской Федерации, а также изменений и дополнений
    в другие акты законодательства
    Российской Федерации"

    Государственной Думой   Федерального    Собрания    Российской
Федерации  в  первом  чтении  принят проект Федерального закона "О
внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава
31 "Сборы за право пользования объектами животного мира и за право
пользования водными биологическими ресурсами"),  а также изменений
и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации.
    Законопроект    подготовлен   в  соответствии   с  положениями
Программы  социально-экономического  развития Российской Федерации
на  среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) по реформированию
налоговой  системы,  реализация  которых  направлена на достижение
оптимального  соотношения  между  стимулирующей и фискальной ролью
налогов и повышение бюджетообразующего значения налогов, связанных
с использованием природных ресурсов.
    В настоящее  время  взимание  платы  за  пользование объектами
животного мира и  водными  биологическими  ресурсами  регулируется
Федеральными  законами "О животном мире" от 24.04.95 N 52-ФЗ,  "Об
исключительной  экономической  зоне   Российской   Федерации"   от
17.12.98 N 191-ФЗ,  от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе
Российской Федерации" и от 30.07.98 N 155-ФЗ "О внутренних морских
водах,   территориальном   море   и   прилежащей  зоне  Российской
Федерации", которые в целом носят рамочный характер.
    Размеры платежей за право пользования объектами животного мира
и водными биологическими  ресурсами  регулируются  Постановлениями
Правительства  Российской Федерации от 14.12.98 N 1490 "О мерах по
усилению  государственного   управления   водными   биологическими
ресурсами"  и  от  04.01.2000  N 1 "О предельных размерах платы за
пользование  объектами  животного  мира,  отнесенными  к  объектам
охоты,   изъятие   которых  из  среды  их  обитания  без  лицензии
запрещено".
    Проект Закона   дополняет   часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  главой  31  "Сборы  за  право   пользования
объектами   животного   мира   и   за  право  пользования  водными
биологическими  ресурсами".  В  этой  главе   определены   объекты
обложения, круг плательщиков, ставки сборов, порядок их исчисления
и уплаты.  Ставки сборов за право пользования объектами  животного
мира,   являющимися   объектами   охоты,   установлены  исходя  из
финансовых потребностей на  охрану  и  воспроизводство  охотничьих
животных.     Для    градо-   и    поселкообразующих    российских
рыбохозяйственных   организаций    законопроектом    предусмотрены
льготные  ставки сбора за право пользования водными биологическими
ресурсами.  Также  определен  порядок  и  сроки  предоставления  в
налоговые органы информации о выданных лицензиях (разрешениях).
    Отдельными статьями  законопроекта,  не  входящими  в главу 31
Налогового кодекса Российской Федерации,  устанавливается  порядок
согласования   размера   платежей  за  право  пользования  водными
биологическими ресурсами иностранными организациями и  физическими
лицами  -  пользователями  водных биологических ресурсов,  а также
конкретизируются вопросы уплаты сбора за право пользования водными
биологическими   ресурсами  организациями  и  физическими  лицами,
получившими  это  право  по  результатам  аукционов   по   продаже
промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
    Законопроектом предусмотрено   внесение   дополнений  в  Закон
Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1  "Об  основах  налоговой
системы  в  Российской  Федерации"  и статью 48 Бюджетного кодекса
"Российской  Федерации",  касающихся  отнесения  сборов  за  право
пользования  объектами  животного  мира  и  за  право  пользования
водными  биологическими  ресурсами   к   федеральным   налогам   и
распределения  сумм  указанных  сборов  по доходам бюджетов разных
уровней.
    Порядок зачисления в бюджеты разного уровня недоимок,  пеней и
штрафов,  образовавшихся  на  1  января  2003  года  по  плате  за
пользование объектами животного  мира  и  за  пользование  водными
биологическими     ресурсами,    определен    отдельной    статьей
законопроекта.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное