Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
======================================================================== Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее важных документов регионального законодательства из базы данных по 79 субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion ======================================================================== АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 2 февраля 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О преступлениях, связанных с наркотиками В марте текущего года вступят в силу поправки к Уголовному кодексу Российской Федерации, касающиеся преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Самые существенные изменения затронули статью 228 УК РФ, которая в настоящее время устанавливает преступность и наказуемость незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ. Все составы преступлений, запрещаемые этой статьей, будут разбиты на три отдельные статьи. Что же меняется в результате такой перестановки? Прежде всего, законодатель посредством структурного деления подчеркнул различную степень общественной опасности незаконного оборота наркотических средств "для собственного потребления" и их оборота в целях сбыта. Соответственно степени общественной опасности изменятся и санкции за совершение этих преступлений. Так, незаконные приобретение, хранение и даже перевозка, а равно изготовление и переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном (особо крупном) размере будут охватываться новой редакцией статьи 228 УК РФ. Ее санкции смягчены в отношении преступлений, совершенных в крупном размере, и усилены в отношении особо крупного размера. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов выведены в статью 228.1 как более опасные. По сравнению с действующими нормами наказание за совершение таких преступлений будет более жестким. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, наркотических средств и психотропных веществ, а также иные деяния, предусмотренные в настоящее время частью 5 статьи 228 УК РФ, выделены в новую статью 228.2. Причем в соответствии с внесенными изменениями такая мера, как лишение свободы, может быть применена к виновному лицу лишь в тех случаях, когда названные преступления совершены из корыстных побуждений либо повлекли за собой тяжкие последствия. Другое изменение, не столь заметное, но не менее важное, связано с квалификацией деяний лиц, использующих наркотические средства и психотропные вещества "для себя" (новая редакция статьи 228 УК РФ). Как и прежде, критерием, отграничивающим уголовно наказуемое деяние от аналогичного ему административного проступка (ст. 6.8 КоАП), является количество "зелья", обнаруженного у виновного. В настоящее время эти размеры не закреплены ни одним нормативным актом, что на практике вызывает множество сложностей. Новая же редакция УК РФ устанавливает, что крупным размером признается количество наркотического средства (психотропного вещества), превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Что же касается собственно доз, то их размер поручено определить Правительству. Казалось бы, проблема решена. Однако не все так гладко. Дело в том, что биологическая активность растительных наркотиков (доминируют в России) определяется не столько их физической массой, сколько содержанием в них действующих начал (морфина, тетрагидроканнабинолов и др.). В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале изменяется в десятки и сотни раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения растений и способов их обработки. Именно поэтому Сводная таблица экспертных заключений, утвержденная Постоянным комитетом по контролю наркотиков 16 января 2003 года (протокол N 1/87-03), никогда не являлась нормативным актом, а закрепленная ею градация на крупные и особо крупные размеры носит для судов исключительно рекомендательный характер. Возвращаясь к юридическим аспектам внесенных изменений, отметим, что в ряде случаев они смягчают ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому у соответствующих лиц, отбывающих наказание по статье 228 УК РФ, появится возможность ходатайствовать в порядке статьи 399 УПК РФ об освобождении от наказания либо о его смягчении на основании пункта 13 статьи 397 УПК РФ. Госавтоинспекция будет контролировать уплату административных штрафов Письмом МВД России от 30 декабря 2003 года N 13/Ц-176 внесены изменения в Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, ранее утвержденные письмом МВД России от 18.06.2003 N 13/Ц-72. Изменения касаются, во-первых, порядка оформления сотрудниками Госавтоинспекции процессуальных действий при задержании и запрещении эксплуатации транспортных средств по новым правилам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759; во-вторых, исполнения постановлений о наложении административных штрафов по делам об административных правонарушениях. Напомним, что транспортное средство задерживается до устранения причины задержания, в частности, в следующих случаях, предусмотренных статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: при управлении транспортным средством без документов на право управления им, регистрационных документов на него, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности (за исключением случая, когда владелец не застраховал свою гражданскую ответственность), и документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым транспортным средством в отсутствие его владельца; нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части или в тоннеле. В свою очередь, эксплуатация транспортного средства запрещается, а государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства в следующих случаях: управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра; с заведомо неисправными тормозами (за исключением стояночного тормоза), и рулевым управлением. При задержании транспортного средства или запрещении эксплуатации в указанных случаях делается запись в протоколе об административном правонарушении либо составляется протокол о задержании или запрещении эксплуатации транспортного средства по форме, устанавливаемой МВД России. Причем действовавшие формы протоколов о задержании и запрещении эксплуатации транспортных средств исключены внесенными изменениями из Методических рекомендаций, а новые формы еще не утверждены. Внесение изменений, касающихся порядка исполнения постановлений о наложении административных штрафов по делам об административных правонарушениях, имеет следующее обоснование. Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях было внесено важное дополнение: копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должна быть направлена лицом, привлеченным к административной ответственности, судье и должностному лицу, вынесшим постановление. Отсутствие этого положения не давало возможности должностным лицам осуществлять контроль за уплатой штрафов. Теперь, в соответствии с изменениями, при непоступлении документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы неуплаченного штрафа. При этом должностное лицо принимает решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере либо административный арест на срок до 15 суток. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О финансовом лизинге в агропромышленном комплексе Новгородской области 15 января 2004 года вступил в силу Закон Новгородской области от 05.01.2004 N 237-ОЗ "О финансовом лизинге в агропромышленном комплексе с использованием средств областного бюджета" (далее - Закон), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Закон регулирует отношения, возникающие в связи с направлением средств областного бюджета на поддержку лизинговой деятельности в сфере агропромышленного комплекса. Необходимо отметить, что в Новгородской области указанные отношения впервые урегулированы в форме закона. Объем средств областного бюджета, направляемых ежегодно на проведение лизинговых операций в агропромышленном комплексе, устанавливается законом об областном бюджете. Бюджетные средства выделяются на условиях срочности, возвратности и платности. Договор бюджетного кредита заключается с лизинговой компанией, выигравшей конкурс на право осуществления лизинговой деятельности с использованием средств областного бюджета. К участию в конкурсе допускаются компании, имеющие систему сервисного обслуживания, а также опыт поставки продукции машиностроения и племенного скота сельскохозяйственным производителям. Договор бюджетного кредита заключается при условии предоставления лизинговой компанией обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита, имеющего высокую степень ликвидности. В качестве способа обеспечения могут использоваться: банковская гарантия; поручительство; залог имущества. Лизинговая компания за счет полученных бюджетных средств приобретает племенной скот и продукцию машиностроения (тракторы, сельскохозяйственную технику, транспортные средства, машины, оборудование), а затем передает их в качестве предметов лизинга физическим или юридическим лицам на условиях договора финансовой аренды (лизинга). Уполномоченный Администрацией области орган исполнительной власти на основании заявок получателей лизинга определяет номенклатуру продукции машиностроения и породный состав племенного скота. Получатель лизинга обязан застраховать предмет лизинга и предоставить лизинговой компании гарантии уплаты лизинговых платежей (банковские гарантии, гарантии органа местного самоуправления, залоговые обязательства). Лизинговая компания обязана осуществлять возврат денежных средств, полученных по договору бюджетного кредита, в течение трех дней с момента получения от получателя лизинга лизинговых платежей. В случае если бюджетные средства используются на цели, не предусмотренные Законом, суммы, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход областного бюджета, финансирование лизинговых операций за счет областного бюджета приостанавливается, а лизингодатель привлекается к административной ответственности. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Ивановской области В Ивановской области вступил в силу Закон от 08.01.2004 N 5-ОЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Ивановской области" (далее - Закон). Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением органами государственной власти Ивановской области мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений на территории Ивановской области. Государственная поддержка Ивановской области оказывается следующим категориям общественных объединений: молодежным и детским общественным объединениям, деятельность которых в соответствии с уставными целями осуществляется на территории муниципальных образований в Ивановской области и численность участников или членов которых не менее 30 человек; региональным молодежным и детским общественным объединениям, деятельность которых в соответствии с уставными целями осуществляется на территории Ивановской области и численность участников или членов которых не менее 100 человек; отделениям молодежных и детских межрегиональных, общероссийских и международных общественных объединений, деятельность которых в соответствии с уставом объединения или уставом отделения объединения осуществляется на территории Ивановской области и численность участников или членов которых не менее 150 человек. Претендовать на получение поддержки могут объединения, обладающие статусом юридического лица, действующие не менее 1 года с момента государственной регистрации и предоставившие проект (программу). Орган исполнительной власти Ивановской области, осуществляющий реализацию молодежной политики, ведет областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Законом предусмотрены следующие формы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений: финансирование проектов (программ); выделение субсидий; предоставление права пользования государственным имуществом Ивановской области на льготных условиях. Перечень проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений, финансируемых из областного бюджета, определяется на конкурсной основе. Конкурсный проект (программа) должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации проекта (программы), а также финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности этого объединения по осуществлению проекта (программы). По общему правилу расходы на финансирование проектов, осуществляемые за счет средств областного бюджета, не должны превышать половины общей суммы расходов на реализацию всего проекта. Однако орган исполнительной власти Ивановской области, осуществляющий реализацию молодежной политики на территории Ивановской области, вправе принять решение о финансировании конкретного проекта в полном объеме, если привлечение иных средств невозможно. Субсидии предоставляются один раз в год с учетом результатов деятельности объединения в прошедшем году и приоритетности проектов, планируемых для реализации в текущем году. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА При увольнении работников профсоюзных органов (их руководителей) обязательно согласие вышестоящего профсоюзного комитета Конституционным Судом Российской Федерации в связи с запросом Первомайского районного суда города Пензы рассмотрен вопрос о конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса РФ и вынесено Определение от 4 декабря 2003 г. N 421-О. Частью 1 статьи 374 установлено, что увольнение руководителей (заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса), допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Поводом для запроса в Конституционный Суд послужило оспаривание Первомайским районным судом г. Пензы конституционности указанного положения ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса РФ в связи с рассмотрением этим судом дела об увольнении в связи с сокращением штата работника, являвшегося председателем местного профсоюзного комитета, не освобожденным от основной работы, вопреки отказу на увольнение вышестоящего выборного профсоюзного органа. По мнению Первомайского суда, оспариваемая норма Трудового кодекса не соответствует ряду статей Конституции РФ. Правовая позиция Конституционного Суда по данному вопросу такова. Согласно части 1 статьи 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Следуя этой норме, государство обязано обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами. Защита государством указанных категорий работников от дискриминационных действий, ущемляющих свободу объединения профсоюзов, осуществляется и в соответствии с положениями и нормами международного права (Конвенции МОТ, Европейская социальная хартия). Установление законодателем дополнительных гарантий для работников, входящих в состав профсоюзных органов (в том числе их руководителей) и не освобожденных от основной работы, имеет целью устранение препятствий при осуществлении ими профсоюзной деятельности. Это особые меры социальной защиты таких работников. Ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса РФ, закрепляющая в качестве гарантии обязательность получения работодателем предварительного согласия профсоюзного органа на увольнение работников профсоюзных органов (включая их руководителей), направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений. Для получения согласия профсоюзного органа на увольнение при сокращении штата работодатель обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение не связано с осуществлением работником профсоюзной деятельности. При отсутствии такого согласия работодатель вправе обратиться в суд с заявлением о признании отказа необоснованным. Профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что увольнение работника осуществляется из-за его профсоюзной деятельности, т.е. является дискриминационным. И только если суд удовлетворит требование работодателя, он вправе издать приказ об увольнении. Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда норма ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности. Она не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической (предпринимательской) деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение такого работника. Выявленный Конституционным Судом конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 374 является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в судебной и иной правоприменительной практике. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "Постатейный комментарий к Закону РФ "О милиции" (А.П. Рыжаков) Разъяснения и рекомендации к статьям Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" основаны на анализе норм действующего законодательства, материалов судебной практики, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, действующих Постановлений Пленума Верховного Суда СССР и других актов. Кроме того, учтены изменения, произошедшие с момента принятия комментируемого документа в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, административном законодательстве Российской Федерации. В комментарии детально рассматриваются положения, касающиеся организационных моментов деятельности милиции, прав и обязанностей сотрудников данного правоохранительного органа, условий применения ими мер силового воздействия при исполнении обязанностей по охране правопорядка (физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие), вопросов прохождения службы, гарантий правовой и социальной защиты сотрудников милиции, а также гарантий законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||