ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 20.04.2007 N 53-ФЗ
(О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 6 "РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА
У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА),
ГЛАВУ 8 "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ" И ГЛАВУ 9 "ВСТУПЛЕНИЕ
В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД")
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ (далее - Закон) дополнил перечень случаев, при которых заказчик вправе предложить заключение государственного или муниципального контракта только одному поставщику, исполнителю или подрядчику. В соответствии с Законом размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика осуществляется в случае, если:
- размещается заказ на оказание услуг канализации, теплоснабжения и газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством ценам;
- размещается заказ на энергоснабжение или куплю-продажу электроэнергии у гарантирующего поставщика электроэнергии, т.е. коммерческой организации, которая в установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаях обязана заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем;
- возникла необходимость в поставках товаров, выполнении работ на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые
договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
- у заказчика возникла потребность в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса или извещения о проведении открытого аукциона;
- размещается заказ на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и техники. Порядок ведения этого реестра, а также порядок формирования цены на такие вооружение и технику должны быть установлены Правительством РФ;
- размещается заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ;
- при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, и заказчик принял решение о размещении заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика по согласованию с государственным или муниципальным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов (подп. "б" п. 46 ст. 1; здесь и далее указываются статьи и пункты Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ).
Закон также установил, что в течение трех лет со дня вступления в силу (т.е. с 1 января 2006 года) Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказе) заказчик вправе разместить у единственного исполнителя заказ на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, если: а) выполнение этих работ осуществляется на основании государственного или муниципального
контракта, заключенного до дня вступления в силу Закона о госзаказе; б) такой контракт не был расторгнут в связи с существенным нарушением исполнителем его условий; в) на день вступления в силу Закона о госзаказе выполнение этих работ не завершено (подп. "б" п. 52 ст. 1).
Защита прав участников размещения заказов
Закон уточнил порядок обжалования действий или бездействия заказчиков, органов и специализированных организаций, уполномоченных заказчиками на осуществление функций по размещению заказов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий.
Так, жалобу на действия или бездействие заказчика и других названных лиц, при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, можно подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи. В жалобе необходимо указывать не только наименование лица, действия или бездействие которого обжалуется, но также место его
нахождения, почтовый адрес и номер контактного телефона (п. п. 48, 49 ст. 1).
С одного дня до двух рабочих дней увеличен срок, в течение которого федеральный, региональный или муниципальный орган должен направить заказчику или другим лицам, действия или бездействие которых обжалуются, а также всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомление о факте подачи жалобы, ее содержании, месте и времени рассмотрения. Рассмотреть жалобу по существу соответствующий орган обязан в течение пяти рабочих дней (ранее - в течение пяти календарных дней), а разослать уведомление о
принятом решении с его обоснованием - в течение двух рабочих дней (ранее - в течение двух дней) (подп. "а", "б", "в" п. 50 ст. 1).
Участник размещения заказа, подавший жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по существу, а не до "окончания срока" рассмотрения жалобы (напоминаем, срок рассмотрения - пять рабочих дней), как было установлено ранее. Рассматривающий жалобу орган обязан уведомить о ее отзыве заинтересованных лиц в течение двух рабочих дней (ранее - в течение одного рабочего дня) (подп. "а", "б" п. 51 ст. 1).