Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 05.11.2013


 

В "Конструктор договоров" добавлены новые договоры

В "Конструктор договоров", инструмент создания проектов договоров и их экспертизы в КонсультантПлюс, включены новые виды договоров:
- субподряда;
- оказания платных образовательных услуг (услуг по обучению);
- государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров;
- государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг.

Теперь в Конструкторе представлены 25 видов договоров.

Подробнее

Аналитический обзор: документ недели от 05.11.2013

УСТАНОВЛЕНЫ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИТАБАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.10.2013 N 274-ФЗ)

1. Санкции за нарушение антитабачного законодательства >>>

2. Применение положений антитабачного законодательства до введения санкций за их нарушение >>>

3. Изменения в законодательстве о рекламе в связи с запретом на рекламу табака и табачной продукции >>>

 

Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 274-ФЗ) устанавливаются санкции за нарушение антитабачного законодательства. Под антитабачным законодательством здесь и далее понимается в первую очередь Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закона N 15-ФЗ). В соответствии с этим Законом в российское законодательство введены многочисленные запреты и ограничения на потребление табачной продукции, но не предусмотрено каких-либо специальных санкций за нарушение этих запретов.

Подробнее см.: Аналитический обзор от 12 марта 2013 года. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" >>>

На установление специальных санкций за нарушение антитабачного законодательства и направлен Закон N 274-ФЗ.

Закон N 274-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступает в силу 15 ноября 2013 г.

 

1. Санкции за нарушение антитабачного законодательства

 

Законом N 274-ФЗ предусмотрены следующие санкции за нарушение требований, установленных Законом N 15-ФЗ.

 
 
 

Гипотеза и диспозиция административного правонарушения в сфере антитабачного законодательства

Размер административного штрафа

Правовая норма, закрепляющая указанное административное правонарушение

Нарушения и санкции в области вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

для граждан - от 1 до 2 тыс. руб.

ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака,

совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего

для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.

ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ

Нарушения и санкции, связанные с курением табака на определенных территориях

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок

для граждан - от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.

ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках

для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.

ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ

Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения

для должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 30 до 60 тыс. руб.

ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака

для должностных лиц - от 20 до 30 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 50 до 80 тыс. руб.

ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности

для индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 60 до 90 тыс. руб.

ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ

Нарушения и санкции в области стимулирования продажи табака

Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением специальных случаев (ч. 2 - 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ)

для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.;

для должностных лиц - от 5 до 15 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 80 до 150 тыс. руб.

ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

для должностных лиц - от 20 до 40 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 100 до 170 тыс. руб.

ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака

для должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб.

ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

для граждан - от 3 до 4 тыс. руб.;

для должностных лиц - от 10 до 25 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 150 до 600 тыс. руб.

ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака

для должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб.

ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Нарушения и санкции в сфере оборота табачной продукции

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.;

для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.

ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ

Оптовая или розничная продажа насвая

для граждан - от 2 до 4 тыс. руб.;

для должностных лиц - от 7 до 12 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 40 до 60 тыс. руб.

ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий

для граждан - от 3 до 5 тыс. руб.;

для должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб.;

для юридических лиц - от 100 до 150 тыс. руб.

ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ

 

Следует отметить, что за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, а также на иных объектах транспорта, в которых не допускалось курение, ранее в законодательстве была установлена другая специальная санкция (ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ). За это нарушение предусматривался штраф в размере 100 руб. Законом N 274-ФЗ указанная норма признана утратившей силу, поскольку теперь этот состав административного правонарушения охватывается ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, в которой определено более строгое наказание.

 

2. Применение положений антитабачного законодательства

до введения санкций за их нарушение

 

В сфере ограничения оборота табачной продукции арбитражные суды применяли положения ст. 14.2 КоАП РФ, имеющей общий характер по отношению к незаконной продаже любых товаров (вещей), ограниченных или изъятых из оборота.

 
Судебная практика (применение ст. 14.2 КоАП РФ к нарушению ограничений или запретов на продажу табачной продукции):

- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А26-2168/2013;

- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 N 15АП-8631/2013 по делу N А32-23759/2012.

 

В практике судов общей юрисдикции повсеместно встречались случаи непосредственного применения положений Закона N 15-ФЗ как не допускающих (ограничивающих) то или иное действие.

 
Судебная практика (непосредственное применение положений Закона N 15-ФЗ, запрещающих или ограничивающих определенную деятельность):

- Апелляционное определение Челябинского областного суда от 05.09.2013 по делу N 11-8944/2013;

- Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 08.08.2013 по делу N 33-16778/2013;

- Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2013 по делу N 33-7237/2013;

- Апелляционное определение Архангельского областного суда от 26.09.2013 N 33-5684;

- Апелляционное определение Новгородского областного суда от 28.08.2013 по делу N 2-3106-33-1384;

- Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 11.07.2013 по делу N 33-6313;

- Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2013 по делу N 33-7237/2013;

- Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.09.2013 по делу N 33-8328/13А-62;

- Определение Ленинградского областного суда от 14.08.2013 N 33-3929/2013.

 

В указанных случаях суды общей юрисдикции удовлетворяли требования об обязании прекратить незаконную деятельность, поскольку она запрещена (ограничена) Законом N 15-ФЗ. Отсутствие специальных санкций, включенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях, не являлось препятствием для реализации запретов (ограничений), предусмотренных в Законе N 15-ФЗ.

Нередко суды общей юрисдикции ссылались на то, что деятельность по продаже табака и табачной продукции осуществляется с нарушением закона и причиняет вред здоровью граждан, поэтому она должна быть запрещена на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ как обязательство, связанное с причинением вреда в будущем.

 

3. Изменения в законодательстве о рекламе

в связи с запретом на рекламу табака и табачной продукции

 

Согласно Закону N 274-ФЗ дополнен перечень товаров, реклама которых не допускается. С 15 ноября 2013 г. запрещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). В связи с этим с того же момента прекращают действовать специальные правила, ограничивающие рекламу табака и табачной продукции (ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное