Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Думский вестник

  Все выпуски  

Думский вестник


Информационный Канал Subscribe.Ru


Представляем очередной выпуск рассылки, которая, надеемся, поможет Вам ориентироваться в насыщенной законотворческой работе российского парламента.
Мы всегда будем рады ответить на Ваши вопросы и пожелания.
Пишите нам! Желаем Вам успехов в работе!



ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

     На пленарном заседании во вторник, 7 октября, поддержку парламентариев получил законопроект "О внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" , разработанный депутатами Михаилом Задорновым и Геннадием Куликом. (http://www.akdi.ru/gd/proekt/090563GD.SHTM) 286 народных избранников согласились, что необходимо вновь ввести ответственность за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита.
     Ранее, а точнее до 1 июля 2002 года, такая ответственность была предусмотрена законодательством, но в связи с введением в действие нового Кодекса об административных правонарушениях была отмена. Вместе с тем требование о проведении обязательных ежегодных аудиторских проверок закреплено сейчас отдельными федеральными законами. Закон "Об аудиторской деятельности" определяет круг субъектов, подлежащих обязательному аудиту. К ним относятся кредитные и страховые организации, биржи, акционерные общества и т.д. Как видно, обязательным аудиторским проверкам подлежат организации, имеющие важное значение, как в экономическом, так и в социальном плане, и отсутствие наказания за несоблюдение их обязательного аудита может существенно снизить выполнение установленного законодательством требования. Это, в свою очередь, может повлечь негативные последствия для экономики страны.
     Во избежание указанных последствий предлагается дополнить КоАП новой статьей 15.28, которая и будет предусматривать ответственность за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению. Указанное нарушение, согласно законопроекту, повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ.
     Следует заметить, что в первом чтении депутатам был представлен текст, отличающийся от того, что был изначально внесен в Государственную Думу. Первоначальный вариант предусматривал более строгую ответственность для должностных лиц (до 100 МРОТ), не содержал положений, направленных на реализацию предлагаемых санкций и, более того, носил иное название - "О внесении дополнения в главу 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях".
     На основе заключения, данного на внесенный законопроект Комитетом по государственному строительству, текст был доработан. Помимо пересмотра размера штрафа, в него также были внесены нормы, предусматривающие поправки в главу 23 Кодекса. Так, согласно принятому в первом чтении проекту, главу планируется дополнить статьей 23.63, устанавливающей компетенцию органов, осуществляющих государственное регулирование аудиторской деятельности по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Согласно части второй данной статьи рассматривать дела от имени соответствующих органов будут вправе руководитель федерального органа исполнительной власти или его заместитель.
     В то же время, при доработке документа некоторые замечания профильного комитета не были учтены. Так, в заключении указывалось на неясность термина "препятствование" проведению обязательного аудита. Например, может ли квалифицироваться как уклонение от проведения обязательного аудита непроведение проверки, если хозяйствующий субъект и аудитор не достигли договоренности, в частности по поводу оплаты юридических услуг. Также Комитет по госстроительству отмечал отсутствие единообразия структуры предусмотренных законопроектом новых статей Кодекса.
     Возможно, все эти вопросы будут решены ко второму чтению.

ПРИНЯТ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ

     Более двух лет понадобилось законопроекту "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", чтобы преодолеть второе чтение в Государственной Думе. (http://www.akdi.ru/gd/proekt/086443GD.SHTM) За давностью изменены наименование законопроекта и, собственно, годы, в которые такое поэтапное повышение планируется. Вместе с тем задача, которую ставит законопроект, разработанный группой депутатов нижней палаты парламента, не теряет своей актуальности.
     Известно, что Федеральный закон от 24.10.1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определяет в качестве основы для установления минимального размера оплаты труда величину прожиточного минимума. В соответствии со статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако на сегодняшний день даже, несмотря на октябрьское повышение МРОТ до 600 рублей, его размер и величина прожиточного минимума практически несопоставимы. Напомним, что последний из этих показателей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08. 2003 г. N 483 в целом по Российской Федерации за II квартал 2003 г. установлен в расчете на душу населения - 2137 рублей, а для трудоспособного населения - 2328 рублей.
     Поскольку поэтапное повышение минимального размера оплаты труда закреплено законодательно, депутаты пытаются прописать также и механизм последовательного увеличения МРОТ. По замыслу авторов проекта достигнуть прожиточного минимума МРОТ должен к 2007 году. А в течение предшествующих этой знаменательной дате лет повышение МРОТ должно быть гарантировано в следующих размерах: в 2004 году - не ниже 40 % величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в 2005 - не ниже 60 %, в 2006 - 80 %.
     Правительство, естественно, отрицательно оценило депутатскую инициативу. А при обсуждении законопроекта в Думе представитель Правительства Галина Паршинцева пояснила, что, если это предложение будет поддержано, на реализацию Закона только в 2004 году из федерального бюджета потребуется 665 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Федерации - 479 млрд. рублей. Более того, проект бюджета 2004 года вообще не предлагает увеличения МРОТ. Таким образом, Правительство обратилось к депутатам с просьбой не вводить в заблуждение избирателей - в следующем году денег не хватит даже на обычное повышение зарплат.
     Тем не менее, депутаты приняли законопроект "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда" во втором чтении. За него проголосовало 273 парламентария. Что на самом деле больше повлияло на такой итог голосования - предстоящие выборы, желание поспорить с Правительством или искренняя забота о трудящихся - сказать сложно. Зато нетрудно поверить в прогнозы Белого дома, согласно которым даже если законопроект в ближайшее время пройдет третье чтение в нижней палате, его не пропустит Совет Федерации. К сожалению, возможность такого варианта сомнений не вызывает.

ПРИНЯТ В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ

      Новая глава второй части Налогового кодекса РФ о налоге на имущество организаций 8 октября прошла процедуру третьего, заключительного чтения только со второго захода. (http://www.akdi.ru/gd/proekt/092239GD.SHTM) В первый раз проект не добрал всего 6 голосов - для принятия решения было необходимо 226 голоса, а проект получил только 220. При повторном голосовании, после настоятельного выступления в поддержку проекта Министра финансов А. Кудрина, депутаты все-таки подержали документ.
     Напомним, что новая глава входит в пакет правительственных налоговых инициатив, внесенных в Госдуму весной этого года. Под занавес весенней сессии депутаты успели принять три из пяти законов налогового пакета: о полной отмене налогового контроля за крупными расходами физических лиц, об увеличении размера имущественного и социального налоговых вычетов и, наконец, поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают снижение ставки НДС и индексацию ставок акцизов. Не успели пройти нижнюю палату и были перенесены на осень только проекты двух глав Налогового кодекса - о налоге на имущество организаций и о налоге на наследование и дарение.
     Принятый Закон о дополнении НК новой главой о налоге на имущество организаций Совет Федерации рассмотрит, ориентировочно, 15 октября, и, скорее всего, он будет одобрен сенаторами, а затем и подписан главой государства. Ведь налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов РФ, поэтому до 1 декабря они должны успеть принять соответствующие решения. Так что, с 1 января 2004 года налогообложение имущества организаций будет осуществляться по-новому.
     Итак, как уже было отмечено выше, налог на имущество полностью отдается в распоряжение региональных властей. Последние смогут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения, в частности, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и налоговые ставки, но в рамках максимальной ставки, установленной НК.
     Объектом налогообложения для российских организаций, согласно новой главе, признается движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, в качестве объекта налогообложения выступают движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.
     Важным моментом является то, что по сравнению с действующим законодательством проектом предусмотрено сужение объектов налогообложения. Так, из-под налогообложения выводятся такие статьи баланса, как готовая продукция, сырье и материалы, товары, а также некоторые другие.
     Налоговым периодом, согласно новой главе, является календарный год, отчетными - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Правда, субъектам РФ дано право не устанавливать отчетные периоды.
     Что касается ставок налога, то, как уже было сказано ранее, установление дифференцированных размеров налоговых ставок по отдельным категориям как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов РФ. Главное - их размер не может превышать максимальную ставку, которая в новой главе утверждена на уровне 2,2 процента. Как известно, предельный размер налоговой ставки на имущество предприятий на сегодняшний день - 2 процента от налоговой базы. Кстати, в редакции первого чтения ставка налога была увеличена до 2,6 процента. Однако депутаты при обсуждении законопроекта во втором чтении не согласились с правительственной позицией и по предложению Комитета по бюджету и налогам проголосовали за поправку, устанавливающую ставку на уровне 2,2 процента.
     Теперь о самом неприятном - о налоговых льготах. Следуя девизу "льготы в обмен на сужение налоговой базы", Правительство сократило список льгот с нынешних 19 позиций до 15. Таким образом, многие организации, которые пользуются сейчас льготами по налогу на имущество организаций, с 1 января следующего года их лишатся.
     Согласно новой же главе льгота распространяется, в частности, на имущество мобилизационного назначения, имущество религиозных организаций, общероссийских общественных организаций инвалидов, организаций уголовно-исполнительной системы, организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, космические объекты, памятники истории и культуры. Также предусмотрено освобождение от налогообложения имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов и государственных научных центров.
     В заключение отметим, что данный налог будет действовать до введения налога на недвижимость.



     На информационных каналах Государственной Думы и Совета Федерации сайта АКДИ "Экономика и жизнь" в открытом доступе и в оперативном режиме Вашему вниманию представлена подробная информация о работе и законодательной деятельности Федерального Собрания РФ.
     Вы можете рассчитывать на нашу информационную поддержку!

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" c 1997-2003, all rights reserved.
Тел. (095) 250-58-58, 250-11-57, факс (095) 250-54-52, akdi@akdi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное