По результатам налоговой проверки привлечь к налоговой ответственности нельзя. К такому выводу в прошлом году стали приходить арбитражные суды московского округа. Однако, с таким толкованием норм Налогового кодекса трудно согласиться.
Казнить нельзя, помиловать
Свою позицию столичные суды обосновывают отсутствием в Налоговом кодексе (далее – НК) прямого указания на то, что у налоговых органов есть право принимать какое-либо решение либо выносить постановление о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки.
Статья 88 НК "Камеральная налоговая проверка" не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности за обнаруженные налоговые правонарушения.
Эта статья не содержит и отсылки к статье 101 НК РФ, определяющей порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Правда, сама статья 101 НК, говоря о производстве по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не конкретизирует, о какой именно налоговой проверке идет речь. Но московские суды, проанализировав контекст этой статьи и ее расположение в серии статей, посвященных выездным налоговым проверкам, пришли к выводу, что в 101 статье речь, скорее, идет о выездных проверках.
Учитывая, что воля законодателя выражена недостаточно внятно по данному вопросу, то кассационная инстанция полагает возможным применить норму статьи 3 Налогового кодекса о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.*
Казнить, нельзя помиловать
Камеральная проверка является всего лишь одной из форм налогового контроля. Статья 82 НК говорит и о других формах – проведение выездных налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
При таком разнообразии форм налогового контроля порядок и срок вынесения решения о привлечении к ответственности установлены только для выездных проверок. С чем это может быть связано?
Есть мнение, что законодатель стремился защитить налогоплательщиков от возможного произвола налоговых органов. Только выездная проверка дает объективную картину хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому только по ее результатам возможно привлечение к ответственности.
Но тогда возникает резонный вопрос: а почему налоги и пени взыскиваются вне зависимости от вида налоговой проверки? Если предположить, что налоговые органы не способны установить объективную картину при камеральной проверке, то было бы логично установить для них запрет на доначисление налогов в подобных ситуациях.
Попробуем все-таки допустить, что привлечение налогоплательщика к ответственности возможно только в результате выездной проверки. То есть для выявления любого из составов налоговых правонарушений, перечисленных в главе 16 НК, нужна выездная проверка. Но всегда ли это возможно?
Например, статья 116 НК устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет. Неужели, чтобы установить этот факт налоговой инспекции необходимо проводить выездную проверку?
Статьи 119 и 126 НК "наказывают" за непредставление деклараций и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Но подобные правонарушения выявляются не в ходе проверок, а в ходе проведения иных форм налогового контроля.**
То же самое можно сказать про статьи 117, 118, 124 НК. Выходит, что половина всех возможных налоговых правонарушений выявляется не в ходе налоговых проверок. Но если для неналогоплательщиков Кодекс прямо предусмотрел порядок привлечения к ответственности в статье 101-1, то для налогоплательщиков, чьи "грехи" выявлены не в ходе выездных налоговых проверок, получается, сделано исключение. А как же принцип всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ)?
Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа сослался именно на этот принцип, вынося решение, что при осуществлении всех форм налогового контроля необходимо соблюдать процедуры производства по делу о налоговом правонарушении, аналогичные установленным для выездных налоговых проверок (п. 5 и 6 ст. 100 НК и ст. 101 НК).***
Таким образом, налоговые органы вправе применять налоговую ответственность и по результатам камеральной проверки.
Производство на основе камеральных проверок
По результатам камеральной проверки к ответственности привлекают по статьям 120, 122 и 123 НК. Рассмотрим, как должно осуществляться производство по указанным правонарушениям в ходе камеральной проверки.
Налоговым кодексом не предусмотрено составление акта по результатам камеральной проверки. Из абзацев третьего и пятого статьи 88 НК следует, что в случае доначисления налогов в результате камеральной проверки налогоплательщику направляется требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Причем данное требование имеет иное, чем требование, предусмотренное статьей 70 НК РФ, значение, поскольку является по сути информированием налогоплательщика о результатах проведенной камеральной проверки.
Тем самым обеспечивается право налогоплательщика представить письменные возражения или объяснения (пункт 1 статьи 101 НК) и обеспечивается соблюдение налоговым органом требований общих положений о привлечении к ответственности (статьи 109 – 112, 114 НК), а также фиксируется дата обнаружения налогового правонарушения (статья 115 НК).
Неисполнение налогоплательщиком указанного выше требования, в том числе направление налогоплательщиком возражений на него, является основанием для рассмотрения налоговым органом материалов камеральной проверки в порядке, установленном статьей 101 НК.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган принимает решение (п. 2 ст. 101 НК). В случае принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган помимо собственно привлечения к ответственности, доначисляет налогоплательщику неуплаченные налоги и начисляет пени. В дальнейшем в соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пеней. Срок направления такого требования установлен абзацем вторым статьи 70 НК РФ – десять дней со дня вынесения решения. В случае неуплаты налога и пеней в установленный в требовании срок обязанность по уплате налога и пеней исполняется принудительно (статья 46 НК).
В отличие от недоимок и пеней налоговые санкции в силу пункта 7 статьи 114 НК РФ взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафные санкции. Такое предложение с указанием срока добровольной уплаты может быть изложено в решении о привлечении к ответственности либо в требовании об уплате налогов, пеней и санкций. Причем налоговая инспекция обязана заблаговременно проинформировать налогоплательщика о предоставленном ему сроке добровольной уплаты санкций.
Нарушение прав налогоплательщика, выразившееся в несоблюдении требований, предъявляемых к производству по делам о налоговом правонарушении, исключает привлечение налогоплательщика к ответственности (п.1 ст. 108 НК).
* Постановления ФАС МО от 15.06.2000 № КА-А41/2286-00, от 23.10.2000 № КА-А41/4820-00
** Постановление ФАС СЗО от 26.12.2000 № А42-4912/00-12
*** Постановление ФАС СЗО от 29.01.2001 № А05-5406/00-344/10
Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.
Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.
Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.
Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный юридический сайт "Юрпомощь" продается. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства. Среднее количество ежедневных посещений этого сайта около 150 человек.
Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.
Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите нам