Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законодательство и нормативные акты КНР: Регионализация


Правительство КНР, проводя в жизнь программу Возрождения старой производственной базы Северо-востока КНР, столкнулось с необходимостью искать новые политические решения, которые способствовали бы не только успешной реализации этой программы и экономических задач освоения зарубежных рынков сбыта и источников сырья, решения внутренних проблем, стоящих перед КНР, но и позволили бы наработать опыт для определения шагов по проведению политической реформы в масштабах всей страны.

Северо-восток Китая стал первой экспериментальной базой по изучению и разработке системы регионализации страны. Изучается возможность создания региона (наподобие российского «федерального округа»), объединяющего провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян. Первым шагом стало подписание в июле народными правительствами провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзяни рамочного Соглашения о законодательном сотрудничестве (立法协作框架协议), которое призвано координировать разработку нормативных актов в трех этих провинциях.

Пресса, комментируя данный факт, основной упор делает на разъяснении того, что речь не идет о создании на Северо-востоке «независимого государства», этот шаг, рассматривается как инновация в нормативной системе Китая. Инновация направлена на то, чтобы системы нормативных актов провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян были более скоординированы, не противоречивы, что должно повлечь за собой снижение экономических и социальных барьеров между провинциями, снижение конкуренции между ними, снизить издержки законотворческого процесса и ускорить его. Внутри страны этот шаг должен скомпенсировать процесс углубления рыночной реформы, сопровождающийся ослаблением контроля государства за субъектами экономики, на международной арене Северо-восток Китая должен стать регионом, выступающим единым фронтом в борьбе за ресурсы и рынки сбыта. Для сторонних наблюдателей важен политический смысл проводимого эксперимента – государство ищет новые средства контроля в меняющихся экономических условиях.

Согласно рамочному соглашению, подписанному представителями народных правительств провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, их законодательное сотрудничество будет строиться на 3 принципах:

Единство в решении важнейших законодательных проблем в области управления и социальной сфере, для этого три провинции образуют единую рабочую группу.

Тесное взаимодействие при решении законодательных проблем имеющих общую важность, инициатива, исходящая от одной провинции будет поддерживаться и дополняться остальными двумя.

Независимость при решении вопросов, не затрагивающих интересы трех провинций.

В конце каждого года Канцелярии по законодательству и порядку народных правительств провинций (省政府法制办) будут проводить совместную конференцию, цель которой будет состоять в отборе и аргументации законодательных проблем, подлежащих совместному решению, координация законодательного сотрудничества. Кроме того, 1-2 раза в год будут проводиться рабочие конференции по вопросам реализации законодательных принципов, за повседневную работу будут отвечать организуемые отделы.

Подписанное рамочное соглашение гарантирует, что вопросы сотрудничества провинций будут включены в планы законодательной работы провинций.

После подписания соглашения уже определены 9 вопросов сотрудничества. Среди них – разработка провинцией Ляонин для трех Северо-восточных провинций «Мер по управлению кредитной информацией предприятий» (《企业信用信息管理办法》), разработка провинцией Хэйлунцзян «Положения о гарантии прав населения на получение медицинского обслуживания» (《公民医疗权益保障条例》).

Сегодня становится ясно, что в экспериментальном поиске решений для реформы политической системы страны правительство КНР не пошло по пути западной демократии (в этом случае объединительные процессы коснулись бы Собрания народных представителей трех провинций), но выбрало направление в сторону «государственного протекционизма» (идеи, лежащей в основе взглядов Сунь Ятсена и реализованной в Сингапуре и на Тайване). Эксперимент по созданию системы законодательного сотрудничества трех Северо-восточных провинций КНР – первый в истории КНР пример создания «горизонтальной» системы взаимодействия в политико-правовой сфере.

www.chinazone.ru


В избранное