Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законодательство и нормативные акты КНР: проблемы реформы системы прокурорского надзора в КНР



Современные проблемы и направления проведения реформы системы прокурорского надзора в гражданском и административном процессах в КНР


Развитие рыночной экономики КНР и поиск политического пути Китая в современном мире выдвинули перед властями этой страны целый ряд правовых проблем. Таких, например, как поиск средств борьбы с правонарушениями, объект которых носит публичный характер, решение споров в публично-правовой сфере; поиск новых форм юридического контроля над органами административного управления; предоставление каждому гражданину права обжалования в суде действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона или превышением полномочий, ущемляющих права граждан; защита интересов государства и частных лиц в административной, страховой и налоговой сферах.

В рамках проводимой в КНР правовой реформы законодательные органы уже обратили свое внимание к этому комплексу проблем. Однако, тонкость законодательной работы в гражданской и административной сферах состоит в том, что законодатель вторгается в сложную систему взаимосвязей функционирования исполнительной власти в КНР. Фактически на нынешнем этапе правовая реформа в КНР ставит вопрос создания эффективной системы судебного контроля за действиями народных правительств всех уровней в рамках существующего политического строя. В каком направлении работает мысль специалистов в области права, с какими предложениями они обращаются в законодательные органы страны?

Попробуем заглянуть в процесс правового творчества в КНР сквозь реферат статьи китайских правоведов Ли Сину и Ма Аньлиня "Современные проблемы и направления реформы системы прокурорского надзора в гражданском и административном делопроизводстве", опубликованной в сентябрьском номере "Хэйлунцзянской юридической газеты". Статья посвящена вопросам взаимодействия палат по административным делам, действующих в составе Народных судов КНР, и специализирующиеся в сфере административного и гражданского права подразделений органов Народной прокуратуры Китая.

Авторы статьи отмечают, что в последние годы в КНР возросло количество жалоб граждан на решения судебных и арбитражных органов по гражданским и административным делам. По их мнению, одним из путей гарантировать законные права граждан и юридических лиц может быть укрепление роли прокурорского надзора в гражданском и административном процессе. Проанализировав практику работы прокуратуры КНР а последние годы Ли Сину и Ма Аньлинь пришли к выводу, что недостатки прокурорского надзора в гражданском и административном делопроизводстве, как и их причины состоят в следующем:

1. Существует психологический разрыв между ожиданиями граждан и их ощущениями от столкновения с практикой работы прокуратур судов;

2. Уже на протяжении длительного времени у судов и прокуратур имеются разногласия и расхождения в определении сфер, способов и процесса надзора в гражданском и административном делопроизводстве, прокуратуры не получают от судов необходимого содействия в этой области;

3. Не эффективной остается надзорная работа прокуратур по гражданским и административным делам;

4. Прокурорскому корпусу до сих пор не удалось добиться единообразия в сфере исполнения действующего законодательства прокуратурами на местах, не достигнуто единство стандартов работы по всем уровням и регионам, встречаются случаи низкого качества кассационного и надзорного делопроизводства.

Перечисленные Ли Сину и Ма Аньлинем проблемы находят конкретные проявления в следующих явлениях:

1. Низкое качество ведения кассационных и надзорных дел отрицательно влияет на результат их пересмотра судами. Из-за низкого качества работы прокуратуры дела о судебных ошибках не принимаются судами к рассмотрению или могут быть рассмотреными, но не принятыми к судопроизводству, либо могут быть рассмотренны на судебном заседании, но первоначальные судебные решения по ним могут остаться без изменения;

2. Качество кассационной работы прокуратур по гражданским и административным делам, существенно отличается в различных регионах, существуют, например, подразделения в которых количество кассационных и надзорных дел снижается год от года. Причин этому несколько: невнимание руководства прокуратур к гражданским и административным делам, недостаток кадров, недостаточная профессиональная активность работников прокуратур, отсутствие у граждан информации о функциях органов, занимающихся в прокуратурах гражданскими и административными делами;

3. Работники прокуратур часто испытывают недостаток процессуальных знаний, что, например, выливается в нарушение ими процессуальных сроков, либо пренебрежение имеющимися инструкциями и приказами;

4. Узка, определенная нормативными актами сфера кассационной и надзорной активности прокуратуры, в итоге возникает так называемый "законодательный вакуум". Например, прокуратура не имеет права кассации в случае выявления ошибок еще на стадии принятия арбитражного решения или принятия решения о банкротстве. Хотя Гражданский и Административный кодексы КНР определяют, что прокуратура имеет право надзора за судебными мероприятиями по гражданским и административным делам, однако это право распространяется на уже принятые судами и вступившие в законную силу решения, ошибочность которых не вызывает сомнения;

5. Низкая эффективность и высокая себестоимость кассационных дел сегодня не отвечает потребностям гражданского и административного процесса. Практика показывает, что кассационные дела рассматриваются медленно, в среднем это занимает в КНР около года. Такая ситуация не способствует исправлению судебных ошибок и не отвечает интересам участников процесса;

6. Способы прокурорского надзора в гражданском и административном делопроизводстве действующим законодательством сведены к кассационному процессу, что, по мнению специалистов, не всегда отвечает китайской культурной традиции. Аргументируя свою позицию, они отмечают, что ошибочные судебные решения могут приниматься по двум причинам, либо лицо, принявшее ошибочное решение, находилось в состоянии заблуждения, либо в связи с моральными недостатками судебный чиновник намеренно принял ошибочное решение. Если в первом случае человек может быть прощен, то во втором случае он не имеет права на пощаду. Современное же законодательство не делает между ними разницы. С культурно-психологическими особенностями Китая связано и то, что многие судебные чиновники не желают признавать своих ошибок и настойчиво противятся изменению первоначально принятого решения, даже если в процессе разбирательства по кассационному делу была доказана ошибочность первоначального решения не редки случаи активного противодействия кассации.

Ли Сину и Ма Аньлинь в своей статье приходят к выводу, что работа по совершенствованию системы прокурорского надзора в гражданском и административном делопроизводстве должна строиться по следующим направлениям:

1. Перед законодателями стоит задача четко определить объекты кассации. Гражданский процессуальный кодекс определяет лишь принципиальные вопросы, связанные с кассационным производством, не поясняя частностей. Это не способствует сотрудничеству прокуратуры и суда в сфере прокурорского надзора по гражданским делам, поэтому целесообразным представляется подзаконными актами внести ясность в эту сферу;

2. Предлагается предоставить Народной прокуратуре право проверки доказательств, рассматриваемых судами в рамках гражданского или административного делопроизводства, сделать прозрачным процесс принятия судебных решений. Ли Сину и Ма Аньлинь считают, что законодатели могли бы предоставить прокуратуре право проверки процесса принятия судебного решения при возникновении следующих обстоятельств, например: а) третье лицо или его законный представитель, не имея объективной возможности предоставить суду те или иные доказательства, предлагают ему важную версию, но суд без достаточных аргументов отказывается от ее рассмотрения; б) одной или обеими сторонами процесса предоставлены неполные, противоречивые доказательства, но суд не предпринимает усилий к тому, чтобы проверить эти доказательства; в) прокуратура устанавливает серьезные недочеты в ходе рассмотрения судом доказательств, на основании которых принимается ошибочное решение; в) есть достаточные основания подозревать что судебные чиновники замешаны в коррупции;

3. Создать систему, которую условно можно определить так - "на каком уровне судим, на том же уровне и имеем право обжаловать". Нынешнее законодательство КНР определяет, что прокуратура одного уровня с объявившим приговор судом не имеет права инициировать кассационный процесс, это может сделать только прокуратура вышестоящего уровня. По мнению Ли Сину и Ма Аньлиня, уравнивание в кассационном процессе уровня суда и прокуратуры, сможет повысить его эффективность, это так же соответствует организационному принципу "решать противоречия на низовом уровне";

4. Четко определить сроки по всем этапам кассационного делопроизводства.

Может показаться, что авторы статьи "Современные проблемы и направления реформы системы прокурорского надзора в гражданском и административном делопроизводстве" покушаются на независимость судебной власти, но их статья скорее приглашение всех заинтересованных сторон к публичной дискуссии по вопросам совершенствования гражданского и административного права, чем попытка подчинить суды прокуратурам. Ли Сину и Ма Аньлинь размышляют о том, как сбалансировать интересы граждан, организаций, судебной и исполнительной власти в условиях китайской практики, при этом предусмотреть включение антикоррупционных мер в систему гражданского и административного делопроизводства и в практику взаимодействия суда и прокуратуры. В конечном итоге авторы уверены, что дальнейшее продвижение правовой реформы - должно быть залогом создания системы мирного решения социальных противоречий и построения общественной гармонии.

 http://www.chinazone.ru

Оригинал статьи находится по адресу: http://www.chinazone.ru/i/l/n17.htm


В избранное