Законодательство и нормативные акты КНР: План возрождения нефтехимии КНР
Административное управление Госсовета КНР: План
урегулирования и возрождения нефтехимической промышленности
18 мая 2009 года Административное управление Госсовета КНР опубликовало
План реформирования и возрождения после удара нынешнего кризиса нефтехимической
промышленности Китая.
Проанализировав ход развития нефтехимической отрасли после
2000 года, специалисты Госсовета КНР отдали дань достигнутым успехам. В этот
период нефтехимическое производство росло в среднем на 20% в год, что, по их
мнению, стимулировало рост ВВП страны, как минимум, на 1% в год.
Сегодня благодаря предпринятым ранее усилиям Китай занимает
одно из первых мест в мире по валовому производству химических удобрений,
ядохимикатов, нефтепродуктов, этилена, синтетических смол. В XXI веке было построено 14
нефтеперерабатывающих предприятий мощностью 10 млн. тонн в год и 3 предприятия
по производству этилена мощностью 1 млн. тонн в год. Провинции Юньнань,
Гуйчжоу, Хубэй – стали крупнейшими в стране районами производства фосфатных
удобрений. В провинции Цинхай и в Синьцзян-уйгурском автономном районе
действуют производства калийных удобрений мощностью 1 млн. тонн в год.
Вместе с тем китайское правительство констатирует, что по
мере развития четко обозначились проблемы, решение которых необходимо для
строительства более мощного и более привлекательного Китая. На настоящем этапе нефтехимическая
отрасль столкнулась, например, с проблемой низкой интенсивности развития, рост
достигается в основном экстенсивными методами. Нефтехимическое производство распылено.
Низок уровень самостоятельных инноваций. Для производства передовой продукции и
в крупных сложных нефтехимических производствах, как правило, используется
импортное оборудование. Нерациональна производственная структура, выпускается
большое количество видов устаревшей продукции. Высока степень ограничения нефтехимических
производств ресурсными факторами. Остры проблемы соблюдения экологических
требований, предъявляемых к производствам. По мнению китайских специалистов
неэффективной остается система рыночного регулирования в отрасли. Пока не
удается удовлетворить спрос сельского хозяйства в дешевых удобрениях. Руководство
нефтехимических предприятий далеко не везде уделяет должное внимание совершенствованию
ресурсной базы производств, экологической безопасности, энергоэффективности. Бессистемно
эксплуатируется угольная база страны.
На фоне проблем роста, удар финансового кризиса 2008 года привел
к тому, что рынки в Китае и за рубежом «сжались». Как следствие начали
сокращаться объемы нефтехимических производство. Возросли объемы складских
запасов предприятий. С падением цен на продукцию нефтехимии снизилась и
экономическая эффективность отрасли.
В этих условиях Госсовет КНР планирует использовать
кризисный удар по нефтехимической промышленности страны, как средство собраться
и мобилизовать усилия на решение, как системных проблем отраслевого роста, так
и проблем восстановления объемов производства после кризисного падения.
Перед предприятиями и организациями нефтехимической
промышленности КНР ставится задача в период до 2011 года добиться стабильного
роста производства, провести реструктуризацию номенклатуры выпускаемых товаров и
добиться ее соответствия рыночному спросу. Для этого планируется улучшить
сырьевую базы нефтехимической промышленности, уменьшить себестоимость товаров
нефтехимии, повысить долю выпуска современных качественных нефтехимических
продуктов, в полной мере удовлетворить рыночный спрос, существующий в Китае.
Госсовет от предприятий и организаций нефтехимии требует ускорить
технологическое перевооружение отрасли, проводить это перевооружение системно и
с прицелом на увеличение концентрации нефтехимических производств.
Отраслевые НИИ, научно-исследовательские и внедренческие
подразделения предприятий ориентируются на усиление интенсивности исследований
в сфере ключевых и передовых технологий. При этом сам Госсовет КНР обещает
экономическими и политическими методами стимулировать инновационную
деятельность предприятий сектора.
Правительство Китая намерено ускорить завершение
строительства крупных объектов нефтехимической отрасли, одновременно, усилив контроль
за введением в строй новых объектов синтеза этилена.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий китайской
нефтехимии будет еще жестче планироваться и контролироваться руководством
страны.
На базе крупных предприятий отрасли будут создаваться мощные
нефтехимические промышленные группы.
Госсовет КНР намечает в период с 2009 по 2011 гг. обеспечить
стабильный рост показателей отрасли. И к 2011 году в основном осуществить реструктуризацию
отраслевой структуры под современные задачи, изменить идеологию развития
отрасли и повысить ее общую конкурентоспособность.
Планируется к 2011 году довести объемы переработки
нефти-сырца до 405 млн. тонн в год, производить бензина и дизельного топлива до
247 млн. 500 тыс. тонн в год, этилена до 15 млн. 500 тыс. тонн в год. Довести производство
химических удобрений до 62 млн. 500 тыс. тонн в год; калийных удобрений до 4
млн. тонн в год; удельный вес концентрированных химических удобрений довести до
80% от общего их производства; удельный вес удобрений, производимых в местах
расположения месторождений сырья довести до 60% от общего объема производства
удобрений. Намечено добиться снижения себестоимости производства удобрений.
Увеличить удельный вес выпуска удобрений с низким содержанием ядовитых веществ
и веществ, не выводящихся из организма человека. В уездах и волостях будет совершенствоваться
система снабжения и продаж дизельного топлива, использующегося для сельскохозяйственных
работ.
Правительство Китая поставило перед собой геоэкономические
задачи: усовершенствовать путь доставки нефтепродуктов с Севера на Юг (т.н.
«Бэй ю нань юнь»); наращивать концентрацию производств в районах дельты реки
Янцзы, дельты реки Чжуцзян, в зоне Бохайского залива; построить 3 – 4 крупных
современных завода по перегонке нефти мощностью 20 млн. тонн в год и ввести в
строй производство 2 млн. тонн этилена в год.
Как ожидается в 2009 году все выпускаемое в КНР
автомобильное топливо будет соответствовать стандарту ЕВРО III, а в 2010 году уже все дизельное
топливо, выпускаемое в КНР будет соответствовать этому стандарту.
К 2011 году доля получения
легких фракций нефтепродуктов должна достичь 75%.
В сфере промышленных технологий китайские нефтехимики
ориентируются на развитие технологий бутил-каучуковых производств. Перед ними
стоит цель наладить собственное производство комплектного технологического
оборудования для нефтяного крекинга (производственной мощностью 10 млн. тонн),
производства этилена (мощностью миллион тонн в год), производства
синтетического аммиака из крупной угольной крошки и т.д. Отдельным пунктом
выделена задача введения в эксплуатацию производства бензина из угля,
этиленового углеводорода и нитрогликоля.
Руководством Китая намечено к 2011 году снизить
энергопотребление предприятиями нефтехимической промышленности не менее чем на
12%, а выбросы загрязненных вод, углекислого газа и пылеобразных веществ уменьшить
не менее чем на 6%. Расход нефти в крупных установках по перегонке нефти снизить
до 63 кг на тонну; довести показатели расхода нефти в крупных установках для
производства этилена до 640 кг на тонну этилена; снизить расход энергии в
процессе производства синтетического аммиака до 1.8 тонн угольного эквивалента
на тонну.
В качестве задач структурной реформы нефтехимической
промышленности и антикризисных мер Госсовет КНР предлагает:
- Обеспечить стабильное функционирование отрасли за счет
внутреннего спроса на продукцию;
- Создать налоговую среду, ориентированную на развитие
нефтехимической отрасли и налаживания процесса переработки зарубежного сырья с
последующим экспортом готовых нефтепродуктов;
- Подвергнуть тщательному контролю импорт товаров
нефтехимической промышленности, активно бороться с ценовым демпингом со стороны
зарубежных нефтехимических предприятий;
- Пресекать контрабанду продуктов нефтехимии;
- Осуществлять строгий контроль за качеством продукции
нефтехимии, поступающей на внутренний рынок Китая;
- Создать государственные хранилища нефтепродукции и удобрений,
для того, чтобы ослабить давление на складские мощности предприятий;
- Помочь предприятиям сектора в преодолении проблем
недостатка оборотных средств;
- Повысить поддержку сельского хозяйства за счет развития
производства товаров нефтехимии;
- Реформировать ресурсную базу и структуру производства
азотных удобрений, снизить их себестоимость;
- Оптимизировать структуру размещения производств фосфатных
удобрений, продолжить строительство трех баз производства фосфатных удобрений в
Юньнани, Гуйчжоу, Хубэй;
- Проводить разведку и добычу калийных сырьевых ресурсов как
в КНР, так и за рубежом, развивать базу производства калийных удобрений в
Циньхае и Синьцзяне;
- Совершенствовать систему хранения химических удобрений;
- Регулировать развитие углехимической промышленности;
- На 3 года приостановить согласование возведения крупных
объектов коксохимии и производства карбида кальция;
- Сосредоточиться на совершенствовании промышленных
технологий выработки из угля бензина, олефинов, диметилового эфира, метана и
гликоля;
- Искать пути высоко эффективной очистки угля и
диверсификации сырьевой базы нефтехимической промышленности;
- Сосредоточиться на реализации важнейших проектов, а именно,
предусмотренном планом 11 пятилетки строительстве 6 комплексов по производству
нефтепродуктов (бензин и дизтопливо), 8 производств этилена и к 2011 году
ввести их в строй;
- Сформировать в стране 20 баз мощностью годового
производства не менее десяти миллионов тонн по производству бензина и
дизтоплива, 11 баз по производству этилена мощностью не менее миллиона тонн в
год. Довести среднюю по стране годовую мощность бензиновых и этиленовых
производств до уровня 6 млн. тонн и 600 тыс. тонн в год, соответственно;
- Осуществлять технологическое перевооружение. В области
производства бензина и этилена сосредоточиться на использовании сжиженного газа
при производстве высокооктанового бензина, обработки мазута путем добавления
водорода;
- Повышать эффективность использования нефтяных ресурсов;
- В области производства азотных удобрений сосредоточиться
на технологиях замкнутого цикла использования воды;
- В сфере производства фосфатных удобрений работать над
технологиями использования тепла, выделяющегося при производстве серной кислоты;
- Ускорить выведение из использования отсталых производств: в
сфере перегонки нефти выводить из строя отсталые производства мощностью до 1
млн. тонн в год, активно стимулировать закрытие или техническое перевооружение
производств мощностью 1 – 2 млн. тонн в год, не допускать открытия мелких
нефтеперегонных заводов под видом производства битума и тяжелых нефтяных
фракций;
- В сфере производства удобрений, после введения в строй или
перевооружения крупных мощностей, усилить давление контрольных органов на
технологически отсталые, загрязняющие окружающую среду, неэкономно использующие
ресурсы производства. В соответствии с действующими нормативными актами
закрывать высокотоксичные производства удобрений. Ускорить выведение из строя
отсталых производств карбида кальция, метанола и т.д.;
- Поддерживать создание групп и альянсов предприятий.
Продвигать стратегическое сотрудничество нефтехимических корпораций, повышать
международную конкурентоспособность китайской нефтехимии;
- Совершенствовать ресурсную базу нефтехимии. Продолжать
разведку нефти на территории КНР. Осуществлять поиск калийного сырья в Цинхае и
Синьцзяне. Активно осуществлять политику «выхода во вне» (Цзоу чу цюй),
поддерживать работу китайских компаний по разработке нефтегазовых, калийных и
серных месторождений за рубежом.
В числе намеченных к принятию политических мер:
- Изучение вопроса создания государственных хранилищ
удобрений;
- Ускорение процесса создания государственных хранилищ нефти
и нефтепродуктов;
- Разработка временных мер, направленных на преодоление
трудностей предприятий нефтехимической промышленности;
- Совершенствование системы налогообложения нефтепродуктов;
- Разработка «Каталога товаров и проектов технического
перевооружения и технологического прогресса нефтехимической промышленности»;
- Увеличение кредитной, валютной и налоговой поддержки
предприятий отрасли, занимающихся разведкой и разработкой сырьевых ресурсов за
рубежом;
- Пересмотр отраслевой политики, стандартов качества
перегонки нефти, стандартов по уровню загрязнения окружающей среды, норм
экономии энергии и регулирования выбросов, каталогов передовых товаров и
технологий;
- Контроль за созданием новых производств в тех сферах, где уже
наблюдается их избыток – это производства метанола, каустической соды,
кальцинированной соды и др.
- Усиление антидемпинговых меры и противодействие
контрабанде нефтехимических продуктов.
Для исполнения перечисленных мер Госсовет КНР отводит
нефтехимической отрасли Китая 3 года.