Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Изменяйтесь! - НЛП и не только

  Все выпуски  

Изменяйтесь! - НЛП и не только Статья 'Модель SPO: Милтон-модель'


Рассылка сайта
trEnings.ru - cайт о тренингах, НЛП, психологии и о том, зачем и кому это нужно.
Тренинговый центр "На Тульской": тел (495) 722-9920

Новости
Начинающиеся тренинги
На неделе
"Модель SPO: Милтон-модель."
Александр Любимов. Лидия Любимова

Новости

Статья Александра Любимова и Лидии Любимовой "Модель SPO: Милтон-модель". Пока рабочий вариант.

Статья Брайана Ван Дер Хорста "Эдвард Холл - великий дедушка НЛП"

В каталог книг добавлены ссылки на книги:
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. "Программы и структура поведения";
Рауднер Ян, Врица Питер, Холл Майкл, Холандер Яап "НЛП: новые модели. Методическое пособие для участников семинаров по НЛП"

Начинающиеся тренинги

НЛП-практик
ПсихоТехнология Успеха - 1
искусство управления мышлением

по пятницам с 24-го ноября 2006 года с 19.00 до 23.00

24-го ноября - открытое занятие.
8 занятий по 4 часа
Оплата: 2600 руб (студенты: 2200 руб)
Сдавшим на открытом занятии скидка 100 руб
Тренеры: А. Любимов, И. Леонтьев, О. Пестов
НЛП-практик
Мастерство Коммуникации - 2
один из лучших тренингов эффективного общения

понедельник + четверг.
С 30-го ноября с 19.00 до 23.00

8 занятий по 4 часа
Оплата: 2600 руб (студенты: 2200 руб)
Сдавшим на открытом занятии скидка 100 руб
Тренеры: А. Любимов, И. Леонтьев, О. Пестов
Распетая Речь
управляем собственным голосом
суббота - воскресение
2-3 декабря 2006 года.
с 12 до 18 часов
2 декабря с 11 до 12 - презентация тренинга.
Оплата: 2200 руб (студенты: 2000 руб)
Тренер:О. Пестов

На неделе

Число

Тренинг 

Комната
Тема
Тренер
Пнд
20 ноя
ПтУ-2 5 Техника "Генератор нового поведения"
Техника "6-ти шаговый рефрейминг"
О. Пестов
Втр
21 ноя
МК-3 5 Мета-программы
Милтон-модель
А. Любимов
Ю. Синарева
Срд
22 ноя
Пространство
Любви
5 Что такое системное взаимодействие.
Как мы явно или неявно оказываем влияние друг на друга.
Как делать это эффективнее.
Ю. Синарева
Чтв
23 ноя
ПтУ-2 5 Общие принципы работы с клиентом А. Любимов
Птн
24 ноя
ПтУ-1 5 Якоря
Ресурсы
А. Любимов

МК - Мастерство Коммуникации
ПтУ - ПсихоТехнология Успеха

Статья

Модель SPO: Милтон-модель. Рабочий вариант

Версия 0.1

Статья в процессе разработки. Идеи и конструктивная критика принимаются :о). Обсудить на форуме >>

M.A. NLP, trainer Александр Любимов
M.A. NLP Лидия Любимова


Милтон-модель, как и Мета-модель языка, одна из базовых лингвистических моделей НЛП. В [1] мы предложили другой способ описания Мета-модели, в этой статье нам бы хотелось предложить немного другое описание Милтон-модели, исходя из модели SPO.

Классическая Милтон-модель.

Неконкретные существительные и местоимения.

  • люди, женщины, дела, вещь, штука;
  • это, эти, они, мы, все.

Неконкретные глаголы

  • думать, знать, рассуждать, понимать, осознавать;

Номинализации

  • любовь, уважение, спокойствие, счастье, дружба, восторг, разговор, обстоятельства;

Модальные операторы возможности

  • возможно, можете, умеете;

Модальные операторы необходимости

  • должен, обязан, вынужден, надо;

Кванторы общности

  • всё, никогда, каждый, всегда, никто, всякий;

Утраченный перформатив

  • это важно… ; решено, что … ; известно, что … ;
Сообщение о мнении, без информации о том, чьё это мнение.

Сравнение с умолчанием

  • это лучше; они качественней; это правильнее;

Чтение мыслей.

Претензия на понимание мыслей или чувств другого человека без уточнения того процесса, который позволил получить эти сведения.
- Я знаю, что вам понравился этот спектакль.

Причинно-следственная связь (А=>Б).

  • как только; после того, как; сразу, как; если… то; когда; прежде, чем;
Предположение о том, что событие А является причиной (следствием) события Б.
- Если вы внимательно рассмотрите это кольцо, оно обязательно вам понравится.

Комплексный эквивалент (А=Б).

  • значит; то же самое, что;
Предположение о том, что А и Б – это одно и то же.
- Ревнует – значит любит.
  • В Милтон-модель входят ещё несколько других паттернов, в том числе пресуппозиции, но их нам бы хотелось рассмотреть в отдельной статье.

Функции паттернов Милтон-модели.

Для начала нам бы хотелось рассмотреть паттерны Милтон-модели с точки зрения целей их применения в речи.
Во-первых, некоторые паттерны употребляются для достижения и поддержания рапорта, помогая создавать неконкретность речи.
Во-вторых, другая часть паттернов используется для создания такой реальности для собеседника, в которой он сделает нужное действие. Собственно, это создание ограничений в карте человека.
В-третьих часть паттернов служит для "внедрения" утверждения.

Неконкретность речи.

Эта группа паттернов служит для увеличения неконкретности в речи. Используется, в первую очередь, для подстройки.

Неконкретные существительные и местоимения

Данные паттерны позволяют неопределённо сообщить о том, кто выполняет действие, так и о том, над кем/чем это действие выполняется.
- Учёные установили…
- Дети обращают внимание на яркие вещи.
- Это мы сделаем завтра.

Неконкретные глаголы

Этот паттерн, в свою очередь, позволяет говорить неопределённо о процессе.
- Вы понимаете, о чём речь?
- Вы знаете что делать.

Номинализации

Номинализация позволяет сказать о процессе не только более неопределённо, но и переместить его на место того, кто выполняет действие (субъекта) или над кем выполняется действие (объекта). Это приводит, например, к тому, что объект становится референтным индексом номинализации и понижается в значимости. В результате мы можем вообще утратить исходную информацию о субъекте/объекте, участвующем в процессе, и тем самым расширить контекст и увеличить уровень обобщения.
- Засорение приводит к тому, что деревья гибнут.
- Твоя любовь меня беспокоит.
- У нас завтра будет разговор.
Если с глаголом опущение информации более заметно, то с номинализацией то же опущение воспринимается более естественно. Сравните:
- Строят дом.
- Стройка дома.
Если в первом примере отсутствие субъекта (S) более заметно, то во втором его отсутствие кажется вполне приемлемым.
К тому же номинализация диссоциирует человека от процесса. Диссоциировавшись от процесса, человек теряет возможность управлять им, но при этом он может снизить интенсивность переживаний и более взвешенно оценить происходящее.

Модальные операторы возможности

Этот паттерн позволяет говорить не о самом действии, а о возможности (разрешении, праве) действия, что позволяет намного расширить контекст. Сравните:
- Вы сегодня утром вышли в 8.15 утра.
- Вы могли сегодня утром выйти в 8.15 утра.

Кванторы существования.

К "кванторам общности" (?) хотелось бы добавить и "кванторы существования" (?), хотя их и нет в классической Милтон-модели. Если "квантор общности" интерпретируется как "все", то "квантор существования" как "кое-кто" (или "кое-что"). В языке кванторы существования будут выражаться словами:

  • кое-кто, кое-что, какой-то, несколько, некоторый, иногда, многие, однажды и т.д.

Кванторы существования сообщают о том, что какое-то явление существует хоть для какого-то "подмножества". Например, это может быть полезным в том случае, если вам не хочется чтобы фраза воспринималась как общее правило. Так же этот паттерн полезен при конструировании трюизмов – (как бы) совершенно истинных утверждений.
- Мужчины бывают непосредственны.
- Некоторые мужчины бывают непосредственны.
- Мужчины иногда бывают непосредственны.
- Мужчины бывают несколько непосредственны.

Создание ограничений.

К этой группе относятся такие паттерны, которые создают ограничения в реальности собеседника, что позволяет "направить" его движение в нужную сторону.

Кванторы общности

Кванторы общности помогают создать "правило без исключений".
- Каждый может достичь желаемого.
- Все люди могут изменить свою жизнь.
- Все приходят завтра в 9.15.

Модальные операторы необходимости

Модальные операторы необходимости создают отсутствие выборов относительно действия.
- Надо прийти вовремя.
- Вы должны изменить свою жизнь.

Отрицание модального оператора возможности.

Отрицание модальных операторов возможности запрещает выполнение определённого действия.
- Вы не можете бросить работу.
- Ему невозможно отказать.

Сравнение с умолчанием

Сравнение с умолчанием создаёт "абсолютное качество" предмета или события.
- Этот телевизор лучше.
­- Лучше, если вы придёте завтра к 9.15

Причина – следствие

Этот паттерн позволяет создать иллюзию, что два события связаны между собой и что за одним событием "автоматически" следует другое.
- После того как внимательно прочтёте контракт, поставьте подпись на последней странице.

Комплексные эквиваленты.

Аналогично, комплексные эквиваленты создают иллюзию, что два события – это одно и то же.
- Если вы киваете - значит вы со мной согласны.

Встраивание утверждений.

Для того, чтобы то же ограничение сработало, нужно его определённым образом "встроить". Собственно, эта группа паттернов и служит для этого.

Утраченный перформатив

Утраченный перформатив создаёт впечатление, что идея "витает в воздухе", что это общее правило. Так же использование утраченного перформатива в речи позволяет избежать сообщения о том, откуда взята информация.
- Считается, что нужно делать так.
- Общепринято, что в гости ходят с подарком.
- Решено, что все должны прийти завтра в 9.30
- Известно, что Иванов любит приврать.

Чтение мыслей

Если в "утраченном перформативе" автор мнения просто удалён, в этом паттерне опираются на чьё-то конкретное мнение. Правда, он применяется обычно для сообщения о чьих-то переживаниях или суждениях.
- Я знаю, что это его не волнует.

ЕЩЕ >>


В избранное