Вопрос:: Как делается разговорный рефрейминг? Сначала пара слов про то, что в НЛП называется рефреймингом. В общем смысле, это смена взгляда на ситуацию, которая приводит к переоценке этой самой ситуации. То есть мы меняем категорию, к которой это событие было отнесено: с "плохо, неправильно, вредно," - на противоположную: "хорошо, правильно, полезно". Но если мы прямо скажем: "Это на самом деле хорошо (плохо)," - человек вряд ли согласится. Нужно действовать более тонко.
Наши книги:: Структура коммуникации
У меня возникла плодотворная идея описать структуру коммуникации с точки зрения НЛП. Конечно, таких описаний много, сам баловался. Но захотелось как-то попроще и всё целиком. Так, чтобы поменьше умных слов, а те, без которых никак, толково объяснить. Решил не связываться с издательствами, и просто сверстать в электронном виде.
Статья:: Мета-модель и раскрутки в виде кругов Эйлера Собственно, эта статья про моделирование и про обучение. А так же про расширение представления. То есть одна и та же модель может быть описана разными способами - и в виде последовательности действий, и в виде реакции напаттерны, и в виде ролевых переходов, и в виде дигитальной структуры, и, как в этой статье, в виде графической структуры. Что удобнее использовать сильно зависит от контекста применения, цели, личных пристрастий, привычных паттернов мышления и т.д. и т.п., - короче, каждый выбирает себе
по вкусу.
Сначала пара слов про то, что в НЛП называется рефреймингом. В общем смысле, это смена взгляда на ситуацию, которая приводит к переоценке этой самой ситуации. То есть мы меняем категорию, к которой это событие было отнесено: с "плохо, неправильно, вредно," - на противоположную: "хорошо, правильно, полезно". Но если мы прямо скажем: "Это на самом деле хорошо (плохо)," - человек вряд ли согласится. Нужно действовать более тонко.
Когда мы придаём смысл чему-то, мы относим это "что-то" к какой-то категории: хорошо, важно, человек, растение и т.д. Естественно, есть критерии и определения на основе которым это делается: "делает бесплатно что-то для других" - альтруист, "постоянно рассказывает о своих проблемах" - нытик. Но так как они сформулированы довольно общо, да и к тому же большинство людей вряд ли
осознаёт эти определения, так что можно назвать это как-то по другому. Например, "дипломат" - человек, который формулирует свои мысли так, чтобы не обидеть другого человека. Так что можно его назвать "лицемером" или "трусом". "Фанатик" - человек, безоговорочно следующий убеждениям. Так что можно назвать его "целеустремлённым", "принципиальным" или "человеком, у которого есть более важные ценности,
чем пожрать и выпить". Понятно, что это всё можно повернуть и в обратную сторону, и назвать "целеустремлённого" или "принципиального" "фанатиком".
Такой подход называется рефреймингом смысла (он же содержания):
мы берём оценочное слово или фразу - прикидываем определение - придумываем, как можно назвать по-другому.
При этом при рефрейминге смысла часто требуется "аргументация" отнесения к другой категории - как раз сообщение о критериях или правилах.
- Он же предатель!
- Человека, который думает своей головой и видит последствия, вряд ли можно назвать предателем.
Другой подход называется рефреймингом контекста - мы ищем где данное качество или навык будут полезными (вредными). Например, "любовь" - это когда что-то сильно нравиться. Но нравиться же может и что-то нехорошее - обжорство, воровство и т.д. "Преданность" - верность по отношение к кому-то или чему-то, точно так же может быть и к чему-то не очень хорошему - устаревшим идеям, плохим людям.
Так что стратегия построения рефрейминга контекста :
определяемя оценочное слово или фразу - прикидываем определение - ищем, в какой ситуации это поведение будет иметь другое значение.
Ябеда - человек, который сообщает о чужих проступках, доносничает.
- Это проявление социальной ответственности и определённого мужества - пойти против толпы, - рефрейминг смысла.
- А если он сообщил о том, что старшеклассники издеваются над младшими? - рефрейминг контекста.
Нерешительность - сомнение в выборе или не готовность выбирать.
- Что плохого в тщательном анализе ситуации? - рефрейминг смысла.
- Да, он совершенно нерешетелен, когда можно сделать подлость, - рефрейминг контекста.