Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 262 (338)

Проективный лексикон русского языка. 26 апреля 2010

 

Прошу прощения, что этот выпуск "Дара" выходит с двухдневным опозданием. Очень много происходит всяких событий (умственных, языковых), включая коллективные импровизации. О них можно прочитать в моем блоге "Клейкие листочки. Философский и филологический дневник".

Многомирие и мультивидуум

В прошлом выпуске приводились примеры того, как "даровые" слова проникают в поэзию. Но проникают они в науку, причем даже в такую строгую, как теоретическая физика, в тот раздел квантовой механики и общефизической картины мира, которая называется  "эвереттикой", по имени ее создателя, американского физика Хью Эверетта.  Как известно, вместо боровской, вероятностной интерпретации квантовой механики Эверетт предложил многомировую, "мультиверсную", к которой склоняются многие, если не большинство, современных физиков.

         Вот что пишет физик Ю. А. Лебедев в своей книге  "Многоликое мироздание. Т.1. Эвереттическая аксиоматика". М., 2009, С. 62 – 63, которую он любезно мне прислал:

         "Термин "многомирие" впервые был зафиксирован и введен в научный оборот профессором университета Эмори в Атланте, философом, филологом и культурологом М.Н.Эпштейном.

Он определил его так: "многомИрие, мультивЕрсум (multiverse, сочетание лат. "multum", "много", и лат. "universum", вселенная; употребляется в английском) — мироздание в целом как совокупность миров с разными физическими законами и числом измерений". В этом определении констатируется

смысловое равноправие "многомирия" и "мультиверсума". Однако развитие эвереттики наполнило эти термины различным содержанием. Мультиверсум превратился в мультиверс – совокупность всех возможных состояний объектов Мироздания, а многомирие стало выражать фундаментальную характеристику

Бытия, отражающую возможность его проявления в виде различных тотальных сущностей, являющих многообразие типов реальностей... Т.е. мультиверс оставил за собой только "физику", а многомирие включило и "лирику".

         Такое расхождение ни в коем случае не является "недостатком" определения М.Н.Эпштейна. Оно – свидетельство жизненной активности и эвереттики, и русского языка. Не знаю, что думает по этому поводу сам Михаил Наумович, но мне кажется, что его словотворческая деятельность является ярким воплощением эвереттичности всякого писательского труда, о чем мы подробно поговорим позже.

         Здесь же отметим, что введенные им русскоязычные эвереттические термины столь быстро прижились в языке потому, что идеи, стоящие за ними, инфильтрованы в менталитет русско-язычных носителей культуры, где бы они ни жили".

 

         Какие еще "даровые" термины вошли в эвереттику? Главный из них –"мультивидуум", о чем Юрий Александрович Лебедев рассказывает на сс. 141-143 и 151-153 своей книги. А я процитирую определения этого понятия, ставшего одним из ключевых в эвереттике, из  своей  статьи 2001 г.

         "МультивИдуум (multividual; лат. гmultumх, гмногох, + лат. гindividuumх, индивид) — множественный индивид, разнообразные гях которого могут иметь самостоятельные телесные воплощения, сохраняя при этом общее самосознание; многосамость, многоличие.

         Современная цивилизация онтологически бедна: подавляющее большинство объектов и субъектов имеют только одну форму существования. Например, разум существует лишь в форме биологического вида homo sapiens и только начинает осваивать альтернативную форму (компьютерно-электронную). Каждый человек существует внутри биоформы, предзаданной ему природой, и не может ее менять по своей воле — за исключением редких случаев перемены пола.

         Дальнейшее развитие цивилизации ведет от универсума к мультиверсуму (см.), включая умножение альтернативных способов существования каждого индивида как мультивидуума, способного выбирать для себя разнообразные формы воплощения. Подобно тому как одна и та же информация может передаваться в виде записи от руки, печатного текста, устной речи, двоичного цифрового кода, аналоговой проекции и светового луча, так любой индивид, любой вид существования сможет гпресуществлятьсях, менять свою форму, гклонироватьсях, создавать множественные варианты себя. Все формы существования становятся более пластичными, множимыми, включая полиморфность человеческого тела.

         Еще в 1970-е годы психологи отметили появление "протеического"типа личности, сочетающей в себе свойства разных индивидов. Это не шизофренически расколотая, а богатая, многоролевая, "многосамостная" личность, "мультивидуум", которому тесно в рамках одного "я". Собственно, эта множимость "я"всегда наблюдалась в актах вдохновения, художественного творчества, когда личность условно, на сцене или в романе, перевоплощалась в других. Но если человеческой личности тесно в рамках одного тела, можно предположить, что со временем эти множественные "я"обретут не только образно-символические воплощения, но и самостоятельные тела, которые будут невидимыми душевными нитями связаны между собой  - будут обладать физически той "неслиянностью и нераздельностью", какой сейчас они обладают психически. Как биовид воплощается во множестве особей, так и индивид станет своего рода "психовидом", на основе которого будут создаваться разнообразные организмы, обладающие сложным единством внутренней жизни, сознанием своего общего "я". Личность сможет простираться через континенты, планеты, звездные системы, выступать в разных материальных обличиях и социально-профессиональных ролях - и одновременно осознавать единство своей судьбы и моральной ответственности, и все ее воплощения будут соведовать друг другу в единой совести. Творчески сильная, вдохновенная личность сможет населять целые миры своими бесконечно множимыми "я". Тогда все искусство прошедшего и настоящего будет осмыслено как эпоха протоморфизма - условно-знаковое предварение протеических личностей."

 

М. Эпштейн. Debut de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века. Знамя, 2001, 5.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. Под ред. Г. Тульчинского и М. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003, С. 236 – 239.

____________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.
  
  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное