Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 276 (353)

Проективный лексикон русского языка.  20 декабря 2010

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Пусть он принесет вам много радостей и открытий!

 Пусть Вы услышите в Новом году много добрых и умных слов,  слов любви и надежды - и пусть все они исполнятся!

Пусть Россия будет страной свободного слова!

Каждый Новый год - это новое начало времени, воспоминание о сотворении мира. Мир был сотворен Словом.  Словотворчество - еще одна малая дань этой творческой мощи Слова.

Желаю вам веселых праздников и приятного отдыха!

 

Следующий выпуск "Дара" выйдет в конце января. Весенний семестр я проведу в Англии, в университете Дарема (Durham), вдали от своего привычного книжного окружения, поэтому выпуски "Дара" заготовил заранее, и они будут выходить раз в две нели.

 

                                            Отношение к покупкам. Ониофобия и ониомания

    ониофОбия  (oniophobia, от греческих onios — для продажи, phobia —страх) – нелюбовь к покупкам, к посещению магазинов и к выбору товаров, к очередям и толкотне у прилавков, ко всему комплексу действий, связанных с ролью покупателя. Вариант, лингвистически менее правильный, но более разговорный:  шопофобия (shopophobia).  

     Ониофоб, или шопофоб,  с неохотой посещает магазины, рынки и другие торговые точки. Процесс приобретения товара психологически труден для него, поскольку отвлекает  от более важных занятий или требует недостающих ему аналитических и волевых качеств: сопоставления качеств и цен,  выбора одного товара среди многих похожих и т.п.

      Ониофобия может сочетаться  с интровертным характером, социофобией, замкнутостью, застенчивостью, привычкой к одиночеству, разными формами и степенями аутизма. Она может быть присуща людям высокоодаренным и сосредоточенным на творческой работе.

    Ониофобия, как и ониомания, может быть избирательной. Некоторые ониофобы терпеть не могут магазины одежды, но терпимо относятся к продуктовым, или наоборот. Человек может страдать ониоманией по отношению к книгам или музыкальным дискам и ониофобией в отношении всех других видов товаров.

Ониофобия может быть спорадической, ситуативной. Например, она может возникать в период интенсивных романтических отношений или в связи с углублением в профессиональные занятия, участием в конкурсах, спортивных состязаниях и т.д.

       Статистическое соотношение ониомании и ониофобии в обществе меняется в зависимости от социально-экономических обстоятельств. В периоды подъема, растущего рынка ониомания начинает разрастаться среди населения, тогда как экономический кризис и спад способствуют развитию ониофобии как "антикризисной" психологической установки.

      Антоним: ониомания (от греческих onios — для продажи, mania — безумие) — непреодолимое  желание  приобретать товары, посещать магазины, безотносительно к практической целесообразности покупок. 

      Чтобы пояснить сложность и многогранность этого явления, приведу в пример себя. В основном меня можно отнести к ониофобам. Я не люблю магазинов одежды, обуви, мебели, автомобилей, ювелирных изделий, спортивных товаров, электроники, всяких роскошных бутиков с товарами от второй до сотой необходимости. Мне тошнотворно скучно и возникает чувство непоправимой потери времени. Если я случайно или по минутной слабости туда попадаю, то сразу же ищу выход.

     В одном отношении я определенно ониоман.  Я могу часы и даже дни проводить в книжных магазинах, перелистывая, разглядывая, лихорадочно прочитывая.  В магазинной спешке я читаю даже больше, чем дома, где книги всегда при мне и могут подождать.

      Во всем остальном я не ониоман и не ониофоб, а умеренный. Продуктовые магазины и рынки вызывают у меня определенный интерес, как и - во время путешествий - магазины подарков, сувениров, всякой экзотики. Чужестранные рынки тоже входят для меня в набор достопримечательностей.

      Я с симпатией отношусь к магазинам канцелярских товаров (OfficeDepot, OfficeMax, Staples), где среди всякой всячины меня особенно интересуют записные книжки/блокноты и сумки/портфели. При этом к ручкам и другим орудиям письма я равнодушен, могу писать хоть огрызком карандаша. А вот блокнот должен быть  удобным, изящным, поскольку он вмещает результат письма. Я ищу блокноты себе по карману (в буквальном смысле), чтобы они всегда были при мне, как средства быстрого реагирования. Сумка тоже должна быть удобной, легкой, вместительной, поскольку это, так сказать, мегаблокнот. Всякие записывающие и снимающие устройства, диктофоны, а также компьютерные приспособления, мышки, клавиатуры и прочие прогрессивные вещицы тоже входят в круг моих рассеянных покупательских  интересов. Вот мой ониопортрет – по аналогии (или контрасту) каждый читатель может составить свой собственный!

         Удачных вам новогодних покупок с наименьшими жертвами  жестокому сезону!

____________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

___________________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности (совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.

Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог. Вологда. 2010, Библиотека московского концептуализма Германа Титова. Малая серия,  344 стр.

 
  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное