Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новые электронные и аудио книги от Правильного" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости Народной библиотеки
Наш сайт http://nar-books.narod.ru/
Связь с автором nar-books@narod.ru Количество подписчиков – 936 Новости Народной библиотекиЗдравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя десятка новых поступлений представлена тремя книжками В. В. Майера из серии «Библиотечка физико-математической школы» и связана с простыми практическими опытами, которые может проделать каждый школьник, а также книгами по современной акустике, ультразвуку и инфразвуку. Помните, я вам рассказывал, что человек в системе «человек-компьютер» является самым слабым звеном, т.к. обладает очень низкой скоростью чтения текстовой информации. В книге «Техника быстрого чтения» рассказывается о методах улучшения скорости восприятия этой информации. Сегодня вы также узнаете о книге про монеты, о симметрии, порядке и беспорядке в нашем мире и др. Майер В. В. Простые опыты по криволинейному распространению света. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984. — 128 с., (Библиотечка физико-математической школы), тираж 54000 экз. Книга содержит описания учебных опытов по криволинейному распространению света, которые рекомендуются для самостоятельной постановки учащимися старших классов. Приведены сведения о методах создания оптически неоднородных сред. Подробно рассмотрены оптические свойства неравномерно нагретого оргстекла — основного материала для экспериментов. Предложены конструкции простых приборов для моделирования миража, зеленого луча, гравитационной линзы, электронно-оптических систем. Все опыты доступны и могут быть поставлены в школьном физическом кабинете или в домашних условиях. Проводя небольшие экспериментальные исследования, читатель познакомится с интересными и практически важными оптическими явлениями приобретет навыки самостоятельной работы. Для преподавателей физики средней и высшей школы, руководителей физических и технических кружков, а также для лиц, занимающихся самообразованием. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие § 1. Загадка нагретого оргстекла § 2. Осветители для получения узких световых пучков § 3. Плоскопараллельная кювета для опытов по криволинейному распространению света § 4. Пучок света, искривленный оптически неоднородной жидкостью § 5. Радиус кривизны искривленного пучка § 6. Волнообразный ход светового пучка § 7. Наблюдения наклонной полоски сквозь оптически неоднородную среду § 8. Почему при наблюдениях через оптически неоднородную среду прямой отрезок выглядит изогнутым? § 9. Оптическая неоднородность и исчезающий предмет § 10. Тень от неравномерно нагретого оргстекла § 11. Самодельная призма из оргстекла § 12. Зависимость показателя преломления оргстекла от температуры § 13. Градиент показателя преломления в неравномерно нагретом оргстекле § 14. Криволинейное распространение света в неравномерно нагретом оргстекле § 15. Неоднородность на оконном стекле § 16. Собирающая линза из плоскопараллельной пластинки § 17. Псевдолинза Роберта Вуда § 18. Псевдолинза из капли желатина § 19. Законы Фика, Фурье и псевдолинза § 20. Псевдолинза из неравномерно нагретого оргстекла § 21. Псевдолинза из оргстекла с электрическим нагревателем § 22. Рассеивающая псевдолинза из оргстекла § 23. Световой пучок внутри псевдолинзы § 24. Модели миража в воздухе § 25. «Лужи» внутри оргстекла § 26. Зеленый луч § 27. Модель гравитационной линзы § 28. Оптические модели электронно-оптических систем § 29. Несколько слов о терморегуляторах § 30. Дополнительные задания для самостоятельной проработки Заключение ПРЕДИСЛОВИЕ «Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он, его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если он сам делает прибор для эксперимента.» П. Л. Капица Слова выдающегося экспериментатора П. Л. Капицы, взятые в качестве эпиграфа к книге, которую вы, читатель, держите в своих руках, полностью определяют ее цель и задачи. Поэтому можно было бы обойтись и без предисловия, однако оно нужно автору по двум причинам. Во-первых, он должен предупредить вас, что книга, хотя и популярна, и посвящена описанию простых опытов, но отнюдь не проста в том смысле, что требует от вас работы. Лучше, наверное, сказать так, автор предлагает совместно провести небольшие исследования ряда интересных и практически важных оптических явлений. Свою часть работы он выполнил несколько раньше, чем вы начнете делать свою. Но он старался сделать все, чтобы вы успешно смогли догнать и опередить его. Вторая причина — это тоже долг, но приятный. Книга, как уже говорилось, в основном содержит описания опытов. А прежде чем браться за описание опыта, его нужно придумать и поставить. На каждый удачный опыт немало опытов приходится неудачных — просто потому, что плохих идей всегда больше, чем хороших. Всякий удачный опыт в свою очередь требует многократной проверки — лишь тогда его можно рекомендовать для повторения. Существенная часть этой многообразной и зачастую не самой веселой работы была проделана Е. С. Мамаевой... Майер В. В. Простые опыты со струями и звуком: Учебное руководство. — М: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. — 128 с. — (Библиотечка физико-математической школы), тираж 92000 экз. Книга содержит описания учебных опытов по воздействию звука на струи жидкости и газа, а также по гидродинамической и термической генерации звука. Приведены краткие исторические сведения, дана элементарная теория, обсуждены возможности практического применения рассмотренных явлений. Подробно описаны самодельные физические приборы и экспериментальные установки. Даны рекомендации по постановке опытов, изложены различные варианты экспериментов. Все опыты доступны и могут быть самостоятельно поставлены учащимися в школьном физическом кабинете или в домашних условиях. Проводя несложные экспериментальные исследования, читатель познакомится с физическими явлениями, имеющими немалое научное и практическое значение, и приобретет навыки самостоятельной работы. Для учащихся и преподавателей физики средней и высшей школы, руководителей физических и технических кружков, а также для самообразования. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава 1. Струя жидкости и звук § 1. Струя воды в воздухе § 2. Струйный автогенератор звука § 3. Электронный генератор звука § 4. Как звук влияет на струю воды § 5. Наблюдение струи с помощью механического стробоскопа § 6. Струйный усилитель звука § 7. Капиллярные волны на струе § 8. Неустойчивость жидкого цилиндра § 9. Почему жидкий цилиндр распадается на капли? § 10. Простейшая теория распада жидкого цилиндра на капли § 11. Электронный стробоскоп § 12. Простейшие опыты с электронным стробоскопом. Измерение частоты вспышек § 13. Наблюдение распада струи с помощью электронного стробоскопа § 14. Как сделать распадающуюся струю видимой многим § 15. Еще один опыт с распадающейся струей Глава 2. Чувствительное пламя § 1. Наблюдение Леконта § 2. Бесчувственное пламя § 3. Строение газовой струи § 4. Установка для моделирования струи газа § 5. Исчезающая окраска § 6. Строение жидкой струи § 7. Установка для получения чувствительного пламени § 8. Чувствительное пламя § 9. Чувствительная жидкость § 10. Несколько опытов с ламинарными и турбулентными струями жидкост Глава 3. Гидродинамический излучатель звука § 1. Жидкостный свисток § 2. Клиновый тон § 3. Автоколебания в потоке воздуха § 4. Модель жидкостного свистка § 5. Применение жидкостного свистка для получения эмульсий Глава 4. Тепловой автогенератор звука § 1. Конструкция теплового автогенератора § 2. Качественная теория явления § 3. Экспериментальная проверка выводов теории § 4. Мощный тепловой автогенератор § 5. Еще раз о механизме тепловых автоколебаний § 6. Труба Рийке и регенеративный радиоприемник § 7. Измерение частоты звука Для самостоятельной проработки Заключение ПРЕДИСЛОВИЕ «Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента.» П. Л. Капица Основная задача книги — побудить вас к постановке простых физических опытов, раскрывающих сущность явлений, с которыми вы многократно встречаетесь в жизни, но зачастую не обращаете на них особого внимания. В самом деле, знаете ли вы, что распад на капли струй воды, вытекающей из плохо прикрытого водопроводного крана, был исследован такими выдающимися физиками, как Джон Рэлей и Нильс Бор? Известно ли вам, что пламя бытовой газовой горелки, на котором вы каждое утро кипятите воду, длительное время являлось одним из самых совершенных индикаторов звуковых волн и сыграло заметную роль в экспериментальной акустике? Задумывались ли вы над тем, что изучение свиста ветра в проводах позволило создать целую серию физических приборов и среди них, например, жидкостный ультразвуковой свисток? Отдаете ли вы себе отчет в том, что гудение пламени в печи относится к явлениям вибрационного горения топлива и термической генерации звука? Наконец, сознаете ли вы, что все эти обыденные явления интенсивно исследуются на новом уровне современной физикой и находят широкое применение на практике? Риторические вопросы тем и хороши, что не требуют ответов. Но если говорить всерьез, то школьник конца XX века, конечно, должен иметь хотя бы самые общие представления об окружающих его физических явлениях: мир выглядит совсем иначе в глазах тех, кто смотрит на него с должным пониманием. О перечисленных выше явлениях можно занимательно рассказать, как это умеют делать популяризаторы науки. Однако есть и другой путь: нацелить читателя на более или менее самостоятельную постановку опытов, позволяющих ему достаточно глубоко вникнуть в физическую сущность отобранных для изучения явлений, Этот второй путь и выбран в книге... Майер В. В. Простые опыты с ультразвуком: Учебное руководство. — М: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1978. — 160 с. — (Библиотечка физико-математической школы), тираж 140000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие I. ПОЛУЧЕНИЕ УЛЬТРАЗВУКА Величины, характеризующие ультразвуковую волну Магнитострикционный эффект и его использование для получения ультразвука Магнитострикционный излучатель низкэй частоты Резонансное возбуждение колебаний вибратора Скорость звука в вибраторе Ультразвуковой генератор на транзисторах Подмагничивание вибратора электрическим током Ультразвуковая приставка к школьному усилителю Несколько опытов с магнитострикционным излучателем Ультразвуковой генератор на лампах Магнитострикционный излучатель ультразвука средней частоты Магнитострикционные излучатели ультразвука высокой частоты II. НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УЛЬТРАЗВУКА Волны на бумаге Ориентирующее действие ультразвука Силы, действующие на тела в ультразвуковом поле Ультразвуковой ветер Фигуры Хладни Стоячая ультразвуковая волна в воздухе Стоячая ультразвуковая волна в жидкости Радиационное давление ультразвука Фокусировка ультразвука линзой Ультразвуковой «фонтан наоборот» и другие интересные явления Ультразвуковой капиллярный эффект Ультразвуковая кавитация Дифракция света на ультразвуковой волне Пояснения к заданиям Заключение ПРЕДИСЛОВИЕ В конце прошлого века о существовании ультразвука могли разве лишь догадываться наиболее проницательные исследователи. Но уже опыты П.Н.Лебедева (1910 г.), а затем и П. Ланжевена (1918 г.) показали большое научное и практическое значение ультразвука. С тех пор ультраакустика развивается удивительно быстрыми темпами, так что многие явления, бывшие всего 20—30 лет назад предметом специальных исследований ученых, в настоящее время широко используются в самых различных областях науки и техники. Современный школьник просто не может не знать хотя бы простейших свойств ультразвука. И дело здесь не только в той роли, которую ультразвук играет в науке и технике. Гораздо важнее то, что ультразвуковые колебания и волны позволяют достаточно глубоко изучить общие черты всякого колебательного и волнового процесса, а это уже без преувеличений означает в известной степени усвоить дух современной физики. Ультраакустика интересна еще и тем, что многие эксперименты, которые несколько десятков лет назад ставили ученые, используя сложную научную аппаратуру, в настоящее время можно воспроизвести на простеньких приборах у себя дома или в школьном физическом кабинете. Таким образом, каждый из вас имеет возможность развить в себе элементарные навыки творческой работы физика-экспериментатора. Важность этого не требует особых пояснений... Хорбенко И. Г. Звук, ультразвук, инфразвук. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Знание, 1986. — 192 с., тираж 85 000 экз. Научно-популярная книга о природе звуковых колебаний различной длины, о самых современных ультразвуковых методах и приборах, применяемых в различных областях науки и производства — от медицинской диагностики до изготовления красок. Для широкого круга читателей. ОТ АВТОРА Что такое звук? Учебник ответит сухо и строго: звук — это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. А помните, как у Гоголя в «Старосветских помещиках»? «Но самое замечательное в доме — были поющие двери. Как только наступало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,— но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом, но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: «батюшки, я зябну!»...» Мы живем в мире звуков. Мы их слышим всюду — в поле, в лесу, дома и вне его. Звуки для нас — источник разного рода информации, которая в целом ряде случаев воспринимается нами субъективно — пример тому процитированный выше отрывок из повести Гоголя. Благодаря звуку наши мысли обретают плоть, и мы получаем возможность общаться друг с другом. Вряд ли можно усмотреть преувеличение в утверждении, что мир звуков столь же разнообразен, как и мир красок — цвета. Но все это слышимые звуки. А есть звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, мы их не слышим. Отсюда их название — «неслышимые звуки». Название не столько научное, сколько бытовое, потому что в науке весь ряд неслышимых звуков имеет свою классификацию: гиперзвук, ультразвук и инфразвук. Наиболее хорошо изучен и потому нашел более широкое практическое применение ультразвук. Гиперзвук стал объектом изучения и практического использования сравнительно недавно в связи с развитием таких отраслей науки и техники, как физика твердого тела, электроника, радиоэлектроника... Рыдник В. И. О современной акустике: Книга для внеклассного чтения. VIII—X кл. — М.: Просвещение, 1979. — 80 с., ил. — (Мир знаний), тираж 100000 экз. В книге в доступной для учащихся старших классов средней школы форме изложены основные сведения о современной физической и архитектурной акустике, приведены физические основы музыкальной акустики, описано использование инфразвука и применение ультразвука. ВВЕДЕНИЕ До сравнительно недавнего времени акустика стояла в стороне от магистральных направлений физики нашего века. Открытие строения атома, элементарных частиц, блестящие успехи физики твердого тела, которые привели к бурному развитию электроники, создание мазеров и лазеров, наконец, стремительный разворот физики космоса, революционные изменения взглядов на мир, которые были вызваны появлением теории относительности, квантовой механики, не менее революционные преобразования в технике, вызванные электроникой и оптикой, — все эти колоссальные достижения затмили куда более скромные на первый взгляд успехи акустики. Акустика, которая развивалась в русле старых, традиционных представлений ньютоновской, классической физики, не могла похвастаться ни радикальным изменением человеческих представлений о мире, ни впечатляющими открытиями в технике. А между тем скромная акустика постепенно захватывала все большее пространство и в науке, и в технике, и в быту. Как-то незаметно в повседневную жизнь человека вошли и стали необходимы звуковое кино, грампластинки, магнитофоны, электронные музыкальные инструменты. Нас уже нисколько не удивляет, что звуковые волны позволяют отчетливо видеть невидимое — косяки рыбы и подводные корабли, дефекты в толще металлов и других непрозрачных тел. Времена меняются, и люди, видимо, за последний век разучились удивляться. Во всяком случае «внутривидение» с помощью звука не вызвало и малой доли того удивления, какое вызвали первые рентгеновские снимки. Стремительный рост числа автомобилей на улицах городов, появление реактивных самолетов привели к тому, что шум в городах далеко превысил допустимые пределы. А шум вызывает не только ухудшение слуха, но и нервное истощение и заболевания внутренних органов... Кузнецов О. А. , Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения Издание второе, переработанное и дополненное при участии А. Н. Коренева Москва, Книга 1983. - 176 с., тираж 70000 экз. Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения. Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения. Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения. В приложении приведены контрольные тексты с вопросами для проверки усвоения, специальные тесты и другие пособия для тренировочных занятий. Второе издание книги дополнено новыми материалами с учетом предложений читателей и опыта обучения. Книга предназначена для массового читателя, для всех желающих повысить скорость чтения и качество усвоения прочитанного. ОТ АВТОРОВ Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Ф. Энгельс. «Наука, — писал он, — движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений». В наше время объем печатной научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10 — 15 лет. Сейчас в мире выходит более 100 тыс. научных журналов, и ежегодный прирост литературы на земном шаре составляет более 60 млн. страниц. Только научно-технической литературы за одну минуту печатается 3 тыс. страниц. Растет армия читателей, увеличиваются затраты времени на чтение. Проблема усвоения печатной продукции — сегодня одна из важнейших. По свидетельству специалистов, люди используют только 2 — 3% накопленных за всю историю человечества знаний, а объем их увеличивается вдвое каждые 50 лет. В Советском Союзе управление потоками информации ведется на научной основе. В стране создана общегосударственная система научно-технической информации для комплексной обработки потоков текстовой информации. Успешно разрабатываются автоматизированные информационные системы, использующие современную вычислительную технику и аппаратуру передачи данных. Но на выходе любой информационной системы в конечном счете оказывается человек, который должен усвоить выданную системой информацию. Таким образом, проблема переработки человеком печатных текстов остается. Гениальное создание природы — головной мозг человека формировался в эпохи, когда объемы информации, поступающей из внешней среды, были ничтожны и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны. Современная цивилизация резко увеличила потоки всех видов информации, и большинство людей оказалось уже не в состоянии ее усваивать. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны... Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты. Под. ред. доктора исторических наук А. П. Игнатенко. Изд. 2-е, перераб. и доп., Мн., Нар. Асвета, 1977. - 399 с. с ил., тираж 190000 экз. Автор определяет предмет, цели и задачи нумизматики, рассказывает о происхождении денег, монетных кладах, основных периодах истории денежного обращения на территории Белоруссии. Книга имеет приложение в виде монетных и геральдических таблиц, предназначенных для определения старинных монет. Рассчитана на учащихся средней школы, любителей истории и нумизматики. От автора Почти каждый школьный исторический кружок обладает большей или меньшей коллекцией старинных монет; богатые, беспрерывно растущие монетные собрания хранятся в музеях БССР. Коллекционированием монет увлекаются тысячи учащихся, краеведов, людей самых разнообразных профессий. Интерес, проявляемый к этим памятникам прошлого даже теми, кто по роду своей деятельности далек от истории, не случаен. Ведь любая монета может многое рассказать о людях и событиях, современником которых она была. Поиски старинных монет и их коллекционирование помогают успешному изучению истории своей страны, воспитывают уважение к памятникам старины, любовь к Родине. Первое издание этой книги увидело свет в 1968 г. Благожелательные читательские отклики убеждают в том, что она оказалась полезной. Именно это обстоятельство привело к ее второму, дополненному и переработанному изданию. Как и ранее, читателю предлагается сжатый очерк истории денежного обращения на землях Белоруссии. В нем, помимо чисто нумизматических материалов, использованы данные летописей, архивных и опубликованных документов различных эпох. Значительно расширен каталог-определитель: в нем помещены изображения монет, упоминаемых в тексте. Их снимки сделаны по собраниям отдела нумизматики государственного ордена Ленина Эрмитажа (Ленинград), нумизматического кабинета Белорусского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени В. И. Ленина, районных и областных музеев республики, а также по отдельным нумизматическим изданиям, почти недоступным в силу своей библиографической редкости рядовому читателю. В качестве дополнительного средства для начального определения старинных монет даются отсутствовавшие в первом издании приложения в виде сводки геральдических изображений, монограмм, знаков монетных дворов. Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982. — 176 с., ил., тираж 100000 экз. В книге в интересной и популярной форме рассказано о симметрии как об одной из важнейших сторон окружающего нас мира. Наряду с геометрической симметрией рассмотрена симметрия физических законов, и в частности симметрия в мире элементарных частиц. Предназначена школьникам старших классов. Предисловие С симметрией мы встречаемся везде — в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию форм автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Что же такое симметрия? Какой глубокий смысл заложен в этом понятии? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? Ответы на эти вопросы читатель может получить, прочитав данную книгу. Материал книги распадается на две части. В первой части рассматривается симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Во второй части рассматривается симметрия физических явлений и законов природы. Эта симметрия лежит в самой основе естественнонаучной картины мира; ее можно назвать физической симметрией. Автор стремился рассказать о симметрии простым языком, доступным читателю, не владеющему специальными физическими и математическими знаниями. Однако книга не предназначается для легкого, развлекательного чтения. Читателю придется проявить известное терпение, чтобы усвоить некоторые относительно трудоемкие главы книги, и в частности начальные главы, где разбираются понятия зеркальной, поворотной, переносной и других видов симметрии. Никакой специальной подготовки здесь не требуется; нужно лишь некоторое терпение, наградой за которое будет, как надеется автор, удовлетворение от чтения последующих глав... Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе: Пер. с англ. / Предисл. Ю. Г. Рудого. — М.: Мир, 1987. — 224 с., ил., тираж 100000 экз. Книга видного английского специалиста в области физической химии, профессора Оксфордского университета Питера Эткинса в популярной и увлекательной форме рассказывает об истории становления термодинамики как науки и об одном из фундаментальных законов природы — втором начале термодинамики. Автор раскрывает широкий диапазон процессов и явлений, описываемых этим законом: от энергетических установок различных видов до биологических систем, включая человека, и астрофизических объектов. Предназначена для всех интересующихся достижениями современной науки и техники, особенно полезна учащимся старших классов и вузов, а также преподавателям. ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА Предлагаемая вниманию советских читателей книга «Порядок и беспорядок в природе» принадлежит перу известного английского ученого, специалиста в области физической химии, профессора Оксфордского университета Питера Эткинса. Говоря об этой книге, прежде всего следует отметить, что раздел физики, которому она посвящена, — равновесная (и частично неравновесная) термодинамика — сравнительно редко становился ранее предметом научной популяризации по сравнению, например, с такими областями, как астрофизика или физика элементарных частиц. И это вполне объяснимо, ибо в течение длительного времени традиционно считалось, что применение термодинамики ограничивается в основном различными техническими устройствами типа тепловых двигателей, турбин и т. д. Однако успехи физики низких температур, достигнутые в последние десятилетия (главным образом в изучении квантовых макроскопических явлений — сверхпроводимости и сверхтекучести), вновь привлекли внимание к таким, казалось бы, «прозаическим» вопросам, как охлаждение тел, измерение температуры и т. п. Мощным стимулом к исследованиям по статистической термодинамике послужили открытия явления магнитного резонанса в спиновых системах, а также когерентного усиления электромагнитного излучения в лазерах и мазерах. Достаточно упомянуть в этой связи хотя бы о возможности достижения отрицательных абсолютных температур, которая обсуждается в гл. 7 данной книги. Особый интерес традиционно вызывает понятие энтропии, первоначально введенное Рудольфом Клаузиусом (еще в прошлом веке) лишь с целью более удобного описания работы тепловых двигателей. Однако благодаря усилиям многих ученых — прежде всего Людвига Больцмана — стало очевидным, что это понятие играет универсальную роль. По существу именно энтропия определяет многие закономерности в поведении макроскопических систем, в том числе направление их глобальной (а иногда и локальной) эволюции. Более того, выяснилось, что энтропия является одним из фундаментальных понятий, стоящим в одном ряду с энергией,— универсальной мерой различных форм движения материи... Аллен Р.Д. Наука о жизни: Пособие для учителей / Пер. с англ. и предисл. Е. С. Платонова. — М.: Просвещение, 1981. — 302с., ил., тираж 100000 экз. В предлагаемое пособие для учителей биологии средней школы включены четыре главы из книги Роберта Дэй Аллена «Наука о жизни». В них проблемно и интересно рассматриваются основы биологии развития, классификация и эволюция живых организмов, экология. Книга иллюстрирована оригинальными фотографиями, схемами и рисунками. ПРЕДИСЛОВИЕ Бурный прогресс биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от биологии человечество ждет решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем людей. Как и в любой другой науке, в биологии происходит довольно быстрая смена главных направлений исследований, привлекающих внимание ученых. Иногда успехи в анализе отдельных явлений дают толчок к интенсивному изучению и попыткам объяснения многих биологических процессов, в других случаях перспективные области разрабатываются долгие годы, постоянно давая новые знания. В настоящее время биологические исследования характеризуются особым вниманием к вопросам молекулярной биологии и, вместе с тем, возрождением интереса к более общим проблемам, в частности, проблемам роста и развития организмов; принципам построения клеток, организмов и популяций; проблемам эволюции и глобальной экологии. Развитие биологии характеризуется высокой специализацией составляющих ее дисциплин и одновременно более тесным их взаимодействием. Современная биология активнее контактирует с широким кругом смежных наук, которые привлекаются к решению, сложных синтетических по своей природе проблем человека, биосферы, взаимоотношения общества и природы. В результате происходит интенсивное обогащение биологии фактическим материалом, новыми теориями и обобщениями. Все это значительно усложняет и одновременно повышает роль преподавания биологии в средней школе, которое призвано дать необходимые биологические знания каждому вступающему в жизнь человеку, сформировать у него диалектическое мировоззрение, воспитать чуткого хозяина природы. Не менее важно, чтобы постоянное совершенствование биологического образования способствовало подготовке будущих исследователей к правильному пониманию новых представлений на фоне устоявшихся знаний. Немалую роль в решении таких задач может сыграть хорошо написанная и постоянно обновляемая специальная литература, адресованная учителям... ОбъявленияУважаемые книголюбы! Давайте общими усилиями поможем проекту Дмитрия Токарева "Архив журнала Юный техник". Проекту уже 3 года и на сайте накопилось много собранных журналов ЮТ в формате djvu - всего около 1500 Мб. Очень трудно найти старые журналы с 1956 (год основания журнала) по 1977 год. Если у вас остались еще журналы ЮТ указанного периода, большая просьба - свяжитесь с администратором проекта по этому адресу tokarev_d@mail.ru Информацию о недостающих номерах журнала, а также приложения к нему можно посмотреть здесь [Журнал] [Приложение] Благодарю за внимание Сергей Серенький |
В избранное | ||