Сегодня наш читатель Дмитрий представляет еще две редкие книги по автомобильной тематике. Одна из них описывает образцы импортной техники, которая поставлялась в СССР в период Великой Отечественной войны из Англии и США. Другая - рассказ о латвийской автобусной фабрике РАФ, известной в советское время марки микроавтобусов. Точно также, как слово «ксерокс» стало обозначать копировальный аппарат любой фирмы, так и слово «рафик» стало обозначать микроавтобусы, как
класс автомобилей для перевозки небольшого количества пассажиров.
Крживицкий А. А., Чистозвонов С. Б. Импортные автомобили моделей 1941-1943 г.г. - НКТМ СССР: Москва, 1945. - 540 с.: ил.
Импортные автомобили, ввозимые в СССР в период Отечественной войны из Англии и из США, по конструкции, качествам материалов и изготовлению в значительной степени отличаются от автомобилей отечественного производства предвоенного периода.
Многие их качества заслуживают серьезного внимания и должны быть учтены при предстоящем проектировании и постройке автомобилей нашего производства.
Вместе с тем опыт их эксплуатации в наших условиях работы и снабжения указывает, с одной стороны, на то, что в некоторых отношениях их конструкции не соответствуют этим условиям, а с другой — что наши современные условия эксплуатации автотранспорта и снабжения его топливом и смазкой должны быть изменены в связи с предстоящим производством более совершенных автомобилей, аналогичных ввезенным к нам современным образцам.
Задачей своей работы авторы поставили иллюстрировать сказанное подбором соответствующего материала как из иностранных источников (каталогов, наставлений, журналов и т. п.), так и из непосредственных наблюдений, а также путем систематизации данных, полученных в результате контрольной эксплуатации нескольких десятков таких автомобилей в течение годового периода в одной из автомобильных рот Красной Армии.
Кроме того, приведены данные экспериментальных работ, проведенных там же и в НАТИ для более подробного освещения некоторых общих вопросов, возникших в процессе эксплуатации импортных автомобилей.
Для авторов является несомненным, что предлагаемые ими материалы должны быть в дальнейшем уточнены и расширены в связи с результатами разносторонней эксплуатации этих автомобилей во фронтовых условиях, и что лишь после этого можно будет более определенно рекомендовать нашему автомобильному производству то новое, что оправдает себя в наиболее тяжелых условиях фронтовой эксплуатации.
Однако материалы, приводимые в настоящей работе, уже и теперь дают возможность предварительной оценки тех конструктивных и производственных особенностей современных импортных автомобилей, которые следует учесть при их эксплуатации и предстоящем проектировании и производстве автомобилей в нашей стране.
И с этой точки зрения в книге приводятся принципиальные оценки конструкций и руководящие данные по эксплуатации, подкрепленные результатами контрольной годовой работы автомобилей.
Детальных указаний по уходу и обслуживанию автомашин, авторы не дают, зная, что этот материал приводится в памятках водителям и руководствах службы, выпущенных Военгизом НКО.
Авторы выражают (признательность техническому руководству ГАБТУ и ГАВТУ КА контрольной эксплуатацией и НАТИ за предоставление им возможности использовать для книги очень ценные материалы.
Говоруха А., Шелепенков М. РАФ. Рижская автобусная фабрика. Проект Наши автомобили. - Изд. Свиток: Смоленск, 2006. - 96 с.: ил.
В советское время Латвия входила в состав большой страны - СССР. И существовал на территории Латвии завод, выпускающий на всю эту большую страну комфортабельные микроавтобусы. Заметьте, любимые народом микроавтобусы - название «РАФик» стало нарицательным буквально для всех микроавтобусов! Сегодня Латвия уже самостоятельное государство, да и завода РАФ больше не существует, но осталась история завода, история марки «РАФ». Вот она перед вами.