Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Народной библиотеки


 

Наш сайт http://nar-books.narod.ru/

Связь с автором nar-books@narod.ru

Количество подписчиков – 995


Новости Народной библиотеки



Уважаемые книголюбы!


В сегодняшнем выпуске вы узнаете о двух старых медицинских учебниках, датированных 1951 и 1948 годами. Это две увесистые и толстенные книженции, содержащие внушительную медицинскую информацию. Однако, не смотря на их угрожающий вид, написаны они простым, понятным языком и предназначены были для студентов высших учебных заведений СССР. Даже если у вас нет медицинского образования, прочитайте эти выдержки просто так, и я уверен, вы будете окутаны духом того времени.


Мясников А. Л. Основы диагностики и частной патологии (пропедевтика) внутренних болезней (Учебник). М.: Медгиз, 2-е изд., 1951, 680 с., тираж 100000 экз.


Мясников А. Л. Основы диагностики и частной патологии (пропедевтика) внутренних болезней (Учебник). М.: Медгиз, 2-е изд., 1951, 680 с., тираж 100000 экз.

Второе издание, исправленное и дополненное, допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для высших медицинских учебных заведений.

Введение

Внутренние болезни занимают важнейшее место в медицинской науке и практике прежде всего потому, что они чаще встречаются и протекают сравнительно более тяжело, а во многих случаях угрожают и жизни человека; вред, который они причиняют состоянию здоровья и работоспособности людей, особенно велик. Поэтому борьба с внутренними болезнями является основной, ведущей задачей здравоохранения. Изучение внутренних болезней важно и с другой точки зрения: без знания их совершенно невозможна работа врача вообще, какую бы он ни избрал специальность.

В своем историческом прошлом, как известно, клиническая медицина разделялась лишь на общую, или внутреннюю, медицину и хирургию. При этом подобное деление касалось в сущности не характера заболевания больного, а способов его лечения: представитель общей, или внутренней, медицины (терапии) лечил теми или иными внутренними средствами (т. е. лекарствами, вводимыми внутрь), хирург же лечил оперативным путем. Но так как врач по общей, или внутренней, медицине пользовался и средствами, применяемыми наружно (например, на кожу), и применял в качестве лечебных мер физические агенты (нередко прибегая к помощи особых приборов), то фактически он выходил за пределы указанных границ и мог получить лишь отрицательную характеристику как врач, лечащий больных без оперативного вмешательства.

По мере развития медицинской науки как от внутренней медицины, так и от хирургии стали ответвляться отдельные частные отрасли: нервные болезни, кожные и венерические болезни, инфекционные болезни, глазные болезни, болезни уха, горла и носа, болезни полости рта (стоматология), мочеполовые болезни (урология) и т. д. В настоящее время, следовательно, внутренняя медицина приняла более очерченные границы и из общей (нехирургической) медицины стала наукой о болезнях, при которых в наибольшей мере страдают внутренние органы.

Но совершенно ясно, что с поражениями внутренних органов постоянно имеет дело и хирургия. Следовательно, внутренняя медицина является не только наукой о болезнях с преимущественным поражением внутренних органов, но и отличается особым (нехирургическим) принципом лечения. Этот принцип состоит в том, что лечение проводится в расчете на восстановление физиологического состояния организма и его тканей таким образом, чтобы, устраняя причины тех или иных болезненных явлений, не нарушать целостности тканей.

Отсюда следует вывод, что хирургия немыслима без достаточного знания внутренней медицины и в значительной своей части представляет лишь дополнение к ней (решает вопросы лечения некоторых внутренних болезней своим особым — оперативным — методом).

Не в меньшей мере сказанное относится и к другим клиническим специальностям, выделившимся в свое время из общей (внутренней) медицины. Внутренние органы совместно с нервной системой своей функцией определяют состояние других тканей и органов нашего тела — кожи, двигательного аппарата, органов чувств, — а между внутренними органами и нервной системой существуют настолько тесные взаимоотношения, что отделить функцию того или иного внутреннего органа от функции нервной ткани совершенно невозможно, как невозможно представить себе деятельность нервной ткани без соучастия аппарата кровообращения, без подвоза к ней значительного количества материалов в результате деятельности органов дыхания и пищеварения, а также гормонов и иных химических агентов из желез внутренней секреции, печени и других органов.

Следовательно, чтобы правильно понимать сущность разнообразных болезней, необходимо иметь достаточные клинические представления в области внутренней медицины. Надо еще учесть, что клинические методы изучения болезней исторически и фактически наиболее полно и совершенно разработаны именно в терапевтической клинике; они же перенесены в значительной своей части и в клинику хирургическую. и в отдельные другие частные отрасли клинической медицины.

Из всего сказанного становится ясным, почему преподаванию внутренней медицины в вузах придается особенно серьезное значение — оно проводится на трех старших курсах, поглощает наибольшее число учебных часов и т. д., и почему клиническое образование студента начинается с изучения внутренних болезней.

Кроме того, нужно сказать, что при изучении внутренних болезней наиболее полно и рельефно выясняется то принципиальное положение, к которому пришла современная клиника: заболевание охватывает не какой-нибудь один отдельный орган, а весь организм в целом. И если мы говорим о болезнях кожи, желудка и т, п., то не считаем больше, что у здорового в остальном человека имеется только больная кожа или патологически измененный желудок: мы знаем, что больной орган оказывает болезненное воздействие на другие органы и системы, а также что поражение определенного органа является обычно только одной из основных локализаций болезненного процесса, воздействующего и на многие другие органы параллельно или последовательно. Клиника внутренних болезней как раз и демонстрирует яркие примеры сказанного. Так, она показала, что ревматизм не есть заболевание только суставов, а что он параллельно поражает и многие другие органы и, как правило, сердце (и притом не в порядке осложнения, не вторично, а одновременно), что многие болезни почек не могут быть отделены от более общих—распространенных—изменений в сосудистой системе или в коллоидной структуре крови и тканей и т. д. Каждый новый шаг в изучении внутренних болезней с большой убедительностью показывает условность, недостаточность локалистического выделения болезней и, наоборот, правильность целостного клинического мышления...


Ивашенцов Г.А. Курс острых инфекционных болезней (Учебник). Медгиз (Ленинградское отделение), 6-е изд., 1948, 455 с., тираж 50000 экз.


Ивашенцов Г.А. Курс острых инфекционных болезней (Учебник). Медгиз (Ленинградское отделение), 6-е изд., 1948, 455 с., тираж 50000 экз.

Шестое издание книги профессора Ивашенцова Г.А. составлено под редакцией М.Д. Тушинского, М.Г. Данилевича и В.А. Башенина. Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для медицинских институтов.

Глеб Александрович Ивашенцов (1883-1933)

Биография, практическая и научная деятельность

«Родился 27 февраля 1883 г. в Петербурге. Окончил Военно-медицинскую академию в 1907 г. За участие в забастовке не был допущен к конкурсу на оставление при академии и немедленно начал работать в Обуховской больнице в терапевтических отделениях под руководством Ю. Ю. Иверсена, Н. М. Иванова и Ал. Аф. Нечаева. Провел эпидемию холеры, продолжал работать в терапевтических отделениях и лаборатории больницы. Осенью 1913 г. был командирован на городскую стипендию имени В. М. Кернига за границу, где работал в лаборатории проф. Моргенрота по хемотерапии и у проф. Крауса и Николаи. По возвращении из Берлина возобновил работу в Обуховской больнице.

В период с 1917 по 1919 г. провел эпидемию сыпного тифа в Обуховской больнице, заведуя инфекционными бараками.

Летом 1920 г. работал в лаборатории и инфекционных бараках Обуховской больницы, занимая одновременно должность заведующего лечебным подотделом Губздрава до осени 1921 г. В июле 1922 г. перешел на должность главного врача Барачной больницы в память С. П. Боткина.

Общественную работу начал в 1915 г., организовав делегатский совет врачей при городском комитете Союза городов, в котором состоял секретарем, а затем председателем до ликвидации комитета в 1918 г. С 1917 г. — член и товарищ председателя делегатского совета больничных врачей, а позднее — член правления профессионального союза врачей. Член Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов первых двух созывов. В 1920 г. вступил в союз Медсантруд и был членом бюро секции врачей. С 1923 г. избран председателем Ленинградского отдела союза. В 1924 г. — член президиума Губпрофсовета. С 1924 г. — член ЦК союза Медсантруд. На 3-м Общесоюзном съезде секций врачей избран членом Центрального бюро врачебных секций».

Так записал свой curriculum vitae Глеб Александрович в 1926 г. Последующие 7 лет его жизни были так же многообразны и полноценны.

Получив назначение главным врачом Больницы им. Боткина, он приступил к ее реорганизации. На место старых «временных бараков» Г. А. стал воздвигать новую образцовую инфекционную больницу, будущий Инфекционный институт. План всего строительства, детали каждого здания глубоко продуманы Ивашенцовым. Воздвигнуты образцовые изоляторы, образцовый приемный покой, лаборатории, секционная. В 1928 г. он ездил за границу для ознакомления с больничным строительством; последний год работал над проектом загородной больницы на 5000 коек и провел его в Госплане.

Как научный работник он продолжает свою работу над инфекциями. В 1928 г. он был избран по конкурсу профессором инфекционных болезней I Ленинградского медицинского института. Прекрасный преподаватель, он становится в первых рядах профессоров института.

Как общественный работник он продолжает активно работать в союзе Медсантруд. Его избирают кандидатом в члены ЦИК Союза ССР, членом президиума Ленинградского Совета, председателем эпидемического совета Ленинградского горздравотдела и облздравотдела.

Первая научная работа Г. А. напечатана в 1909 г. («Об опсоническом показателе при холере», Русский врач, № 1, 1909). С тех пор его научная работа не прекращалась. Он оставил после себя около 30 научных трудов. Это работы большого ученого. Прекрасны его работы по холере, по сибирской язве, по сыпному тифу, по паратифам, по сальварсанотерапии.

Среди этих работ особенно выделяются работы 1918—1924 гг. по этиологии эпидемической гриппозной пневмонии, при которой он выделяет диплострептококка. Атипичность пневмоний он ставит в параллель с атипичностью выделенного им микроба.

К 1921—1926 гг. относятся блестящие работы Г. А. по этиологии осложнений при возвратном тифе. Здесь он выделяет палочку из группы паратифа. Полная атипичность возвратного тифа расшифровывается Иванцовым как результат симбиоза в организме больного спирохеты Обермейера и паратифозной палочки. Вирус возвратного тифа «протравляет» организм. Изменяется реакция макроорганизма. Появляются новые биологические варианты микроорганизма. Паратифозная палочка приобретает совершенно особую вирулентность по отношению к человеческому организму. Создаются септические формы — паратифобациллез. Эгот паратифобациллез при рекурренте связан с именем Ивашенцова.

В 1927—1930 гг. Г. А. работает над проблемой сепсиса.

Всегда на первом месте для Г. А. стоит вопрос о взаимоотношениях макроорганизма и микроорганизма: «Анализ инфекции есть анализ не действия, а взаимодействия».

Весь ход научной мысли Г. А. закреплен в его «Курсе острых инфекционных болезней» (1-е изд., 1925 г.; 2-е изд., 1932 г.) и в главах I тома «Частной патологии и терапии» под ред. Г. Ф. Ланга (1931), посвященных инфекционным болезням.

Мих. Тушинский

Декабрь 1934 г.


Благодарю за внимание

Сергей Серенький


В избранное