Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценарии для библиотек

  Все выпуски  

Сценарии для библиотек Выпуск 30 от 06.07.2003


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сценарии для библиотек

Проект Веселовской центральной районной библиотеки

Выпуск 30.                     06.07.2003  

«Моя душа в стихах болит…»
(к 75-летию Андрея Дементьева)


Литературно-музыкальная гостиная

Чтец:
          Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
          Если то, что случилось нельзя изменить.
          Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
          С этим прошлым порвите непрочную нить.
          Никогда не жалейте о том, что случилось.
          Иль о том, что случиться не может уже.
          Лишь бы озеро вашей души не мутилось
          Да надежды, как птицы, парили в душе.
          Не жалейте своей доброты и участья,
          Даже если за все вам - усмешка в ответ
          Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство:
          Не жалейте, что вам не досталось их бед.
          Никогда, никогда ни о чем не жалейте.
          Поздно начали вы или рано ушли.
          Кто-то пусть гениально играет на флейте.
          Но ведь песни берет он из вашей души.

          Никогда, никогда ни о чем не жалейте.
          Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
          Пусть другой гениально играет на флейте.
          Но еще гениальнее слушали вы.

Это стихотворение написал поэт Андрей Дементьев.

Ведущий:

Андрей Дмитриевич Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери.

                 Мне по душе и тишь его и гам.
                 Куда б меня судьба не заносила,
                 Я возвращаюсь к волжским берегам,
                 Откуда начинается Россия.

Дементьев начал писать стихи еще подростком в школе. Но сознательная литературная деятельность началась в 1948 году, когда в калининской газете «Пролетарская правда» было опубликовано его первое стихотворение. После школы поступил в Калининский пединститут. Но по совету известного поэта Сергея Наровчатова перевелся в Литературный институт им. М. Горького. Годы учебы в институте очень много значили в становлении его поэтического дарования.

Дементьев сам позднее об этом скажет: «Литинститут дал мне высшее образование, прекрасную литературную среду, вечное сомнение в своем творчестве и бесконечно добрые воспоминания». Большое влияние на поэта оказала царящая в институте атмосфера относительной творческой свободы. После окончания института, в 1952 году, он вернулся в родной город, по рекомендации земляка - писателя Бориса Полевого - занялся журналистикой, писал очерки, фельетоны. Встречи с интересными людьми во время командировок служили импульсом к рождению стихов.

Ведущий:

Первый сборник «Лирические стихи» вышел в Калинине в 1955 году. Сам автор впоследствии сказал о первой своей книге, что она «неровная, ибо неровной, негладкой и неоднозначной была жизнь». В 1958 году вышел сборник стихотворений «Родное». А в 1959 году Андрей Дементьев стал членом Союза писателей СССР.

В книгах стихотворений «Глазами любви», «Солнце в доме», «Наедине с совестью», «Рядом ты и любовь» и других главное место занимает лирика, преобладает авторский монолог, обращенный к современникам и наполненный проблемами, надеждами, раздумьями переживаемого времени. В стихах Андрея Дементьева - признания любви женщине, матери, родному краю, открытое неприятие всего фальшивого, злого. Позиция поэта-лирика - в самих названиях стихотворений «Доверчивость», «Баллада о верности», «Я ненавижу в людях ложь:», «Не смейте забывать учителей», «Муза моя, ты сестра милосердия».

Во многих стихах поэта ощутимо романтическое восприятие мира. Дементьев с ностальгией вспоминает молодость, потерянных друзей, любимых когда-то женщин.

                Ничего не вернешь:
                Даже малого слова.
                Ни ошибок,
                Ни радостей,
                Ни обид.
                Только кто-то окликнет меня из былого -
                И душа замирает,
                И сердце болит.
Ведущий:

Особенное место в творчестве Андрея Дементьева занимает любовная лирика. С трепетом и нежностью, как истинный романтик, поэт относится к женщине. Он возводит свою возлюбленную на пьедестал, он готов на нее молиться:

                    В тебе есть что-то неземное.
                    Ты не из нашей суеты,
                    И что случается со мною,
                    Когда ко мне приходишь ты?
Чтец:
                    Молитва Шопена

                    В небе звездные россыпи.
                    Тихий голос в ночи.
                    Пощади меня, господи,
                    От любви отлучи.

                    Наша сказка вечерняя
                    Завершает свой круг.
                    Отлучи от мучения
                    Предстоящих разлук.

                    И меж синими соснами
                    Мы простимся навек.
                    Пощади меня, господи,
                    Погаси этот свет.

                    Пусть все в жизни нарушится
                    И потухнет душа.
                    Отлучи от минувшего,
                    Чтобы боль отошла.

                    От улыбки божественной
                    И от слез отучи.
                    От единственной женщины -
                    Отлучи:
Ведущий:

Поэт часто ощущает собственное несовершенство, думает, что недостоин своей возлюбленной - но искренне, преданно любит и надеется, что любимая поможет ему стать лучше.

Чтец:
                 В нас любящие женщины
                 Порою
                 Находят добродетелей запас.
                 Мы в их глазах
                 То боги, то герои:
                 А их сердца -
                 Как пьедестал для нас.

                 Как будто мы и вправду так красивы
                 И так мудры.
                 Скорей, наоборот,
                 Но никакие доводы не в силах
                 Столкнуть нас
                 С незаслуженных высот,
                 Пока не сгонит разочарованье -
                 И все в обычном свете предстает.
                 А бывший «бог»,
                 Улегшись на диване,
                 Других высот
                 Уже не признает.

                 О, как же надо и любить и жить,
                 Чтоб пьедесталы не давали трещин,
                 Чтобы высоты в сердце заслужить
                 И быть достойным
                 Заблуждений женщин.
Ведущий:

Героиня любовной лирики Андрея Дементьева - не только земная женщина, в ее образе раскрывается идеал поэта. Она словно вобрала в себя все качества, какими обладали возлюбленные великих поэтов, это и Натали Гончарова, и Варенька Лопухина. Но в то же время это и образ матери, и сестры милосердия.

Чтец:
                    Руки мамы

                    Вот и все:
                    Уже вещи собраны.
                    Посидим на прощанье, мать.
                    И молчат твои руки добрые,
                    Хоть о многом хотят сказать.

                    Руки мамы.
                    Люблю их с детства.
                    Где б дорога моя ни шла,
                    Никуда мне теперь не деться,
                    От душистого их тепла.

                    Руки мамы.
                    В морщинках, родинках.
                    Сколько вынесли вы, любя:
                    С этих рук я увидел
                    Родину,
                    Так похожую на тебя,
                    Мама.
Ведущий:

В лирике Дементьева есть особенный цикл стихотворений. Он посвящен людям искусства: великим поэтам, талантливым художникам, божественной балерине: «Солнце Сарьяна», «Сандаловый профиль Плисецкой», «Монологи Тютчева», «Читая Навои»:

Ведущий:

Есть поэты, без которых невозможно представить поэтическую славу России. Поэты, сумевшие выразить в своих стихах «душу России», оставить благородный след в облике целой нации.

Александр Сергеевич Пушкин: Без него она просто непредставима, наша большая литература. У каждого из нас свой Пушкин. Поэтому русская Пушкиниана неисчерпаема. У Андрея Дементьева - он такой:

Чтец:
                     А мне приснился сон,
                     Что Пушкин был спасен
                     Сергеем Соболевским:
                     Его любимый друг
                     С достоинством и блеском
                     Дуэль расстроил вдруг.
                     Дуэль не состоялась.
                     Остались боль и ярость.
                     Да шум великосветский,
                     Что так ему постыл.

                     К несчастью,
                     Соболевский
                     В тот год в Европах жил.

                     А мне приснился сон,
                     Что Пушкин был спасен.

                     Все было очень просто:
                     У Троицкого моста
                     Он встретил Натали.
                     Их экипажи встали.
                     Она была в вуали -
                     В серебряной пыли.
                     Он вышел поклониться,
                     Сказать -
                     Пускай не ждут.
                     Могло все измениться
                     В те несколько минут.


                     К несчастью, Натали
                     Была так близорука,
                     Что, не узнав супруга,
                     Растаяла вдали.

                     А мне приснился сон,
                     Что Пушкин был спасен.

                     Под дуло пистолета,
                     Не опуская глаз,
                     Шагнул вперед Данзас
                     И заслонил поэта.
                     И слышал только лес,
                     Что говорит он другу:

                     И опускает руку
                     Несбывшийся Дантес.

                     К несчастью, пленник чести
                     Так поступить не смел.
                     Остался он на месте.
                     И выстрел прогремел.

                     А мне приснился сон,
                     Что Пушкин был спасен.
Ведущий:

Михаил Юрьевич Лермонтов: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (И. Андроников).

«Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая - любить
Необходима мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил» -

писал М. Ю. Лермонтов.

Поэт увлекся Варенькой Лопухиной еще будучи студентом, когда Вареньке было 15 лет, ему - немного больше. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и сохранил он его до самой смерти своей.

Этому прекрасному возвышенному чувству Андрей Дементьев посвятил стихотворение «Лермонтов и Варенька Лопухина».

Чтец:
                 1

                 Они прощались навсегда,
                 Хотя о том еще не знали.
                 Погасла в небе их звезда,
                 И тихо свечи догорали.

                 «Я обещаю помнить Вас:
                 Дай бог дожить до новой встречи:»
                 И каждый день, и каждый час
                 Звучать в нем будут эти речи.

                 Она его не дождалась,
                 С другим печально обвенчалась.
                 Он думал: «Жизнь не удалась:»
                 А жизнь лишь только начиналась.

                 2

                 Он ставит в церкви две свечи.
                 Одна - за здравие любимой,
                 Чтоб луч ее мерцал в ночи,
                 Как свет души его гонимой.

                 Свечу вторую он зажег
                 За упокой любви опальной.
                 И может, пламя горьких строк
                 Зажглось от той свечи печальной?

                 Две горьких жизни.
                 Два конца.
                 И смерть их чувства уравняла,
                 Когда у женского лица
                 Свеча поэта догорала.
Ведущий:

Пистолетный выстрел Мартынова 15 июля 1841 года прервал жизнь Лермонтова. Он был похоронен у подножия Машука. И прошло много месяцев, прежде чем бабушка поэта - Елизавета Алексеевна Арсеньева - перевезла останки своего любимого внука для захоронения на фамильном кладбище в Тарханах.

Чтец:
                  Бабушка Лермонтова
                  Елизавета Алексеевна Арсеньева
                  Внука своего пережила.

                  И четыре черных года тень его
                  Душу ей страдальческую жгла.

                  Как она за Мишеньку молилась!
                  Чтоб здоров был
                  И преуспевал.
                  Только бог не оказал ей милость
                  И молитв ее не услыхал.

                  И она на бога возроптала,
                  Повелев убрать из комнат Спас.
                  А душа ее над Машуком витала:
                  «Господи, почто его не спас?!»

                  Во гробу свинцовом, во тяжелом
                  Возвращался Лермонтов домой.
                  По российским побелевшим селам
                  Он катился черною слезой.

                  И откуда ей достало силы -
                  Выйти за порог его встречать.
                  Возле гроба бабы голосили.
                  «Господи, дай сил не закричать:»

                  Сколько лет он вдалеке томился,
                  Забывал между забот и дел.
                  А теперь навек к ней возвратился.
                  Напоследок бабку пожалел.
Ведущий:

Значительный пласт в творчестве Андрея Дементьева занимают стихи о войне. «Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не забудется, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером:» - писал Владимир Высоцкий. Видевший горе войны и сам его переживший, Андрей Дементьев пишет об искалеченных людских судьбах, о тех, кто прошли через ужасы войны, претерпели ту боль, что она несет, отдали жизни во имя Победы.

Чтец:
               Баллада о верности

               Отцы умчались в шлемах краснозвездных.
               И матерям отныне не до сна.
               Звенит от сабель над Россией воздух.
               Копытами разбита тишина.

               Мужей ждут жены. Ждут деревни русские.
               И кто-то не вернется, может быть.
               А в колыбелях спят мальчишки русые,
               Которым в сорок первом уходить.

               1.

               Заслышав топот, за околицу
               Бежал мальчонка лет шести.
               Все ждал: сейчас примчится конница
               И батька с флагом впереди.

               Он поравняется с мальчишкой,
               Возьмет его к себе в седло:
               Но что-то кони медлят слишком
               И не врываются в село.

               А ночью мать подушке мятой
               Проплачет правду до конца.
               И утром глянет виновато
               На сына, ждущего отца.

               О, сколько в годы те тревожные
               Росло отчаянных парней,
               Что на земле так мало прожили,
               Да много сделали на ней.

               2.

               Прошли года.
               В краю пустынном
               Над старым холмиком звезда.
               И вот вдова с любимым сыном
               За сотни верст пришла сюда.

               Цвели цветы. Пылало лето.
               И душно пахло чабрецом.
               Вот так в степи мальчишка этот
               Впервые встретился с отцом.

               Прочел, глотая слезы, имя,
               Что сам носил двадцатый год:
               Еще не зная, что над ними
               Темнел в тревоге небосвод,

               Что скоро грянет сорок первый,
               Что будет смерть со всех сторон,
               Что в Польше под звездой фанерной
               Свое оставит имя он.

               Вначале сын ей снился часто,
               Хотя война давно прошла,
               Я слышу: кони мчатся, мчатся,
               Все мимо нашего села.

               И снова, мыкая бессонницу,
               Итожа долгое житье,
               Идет старушка за околицу,
               Куда носился сын ее.

               «Уж больно редко, - скажет глухо,-
               Дают военным отпуска:»

               И этот памятник разлукам
               Увидит внук издалека.
Ведущий:

Поэт преклоняется перед великим подвигом фронтовиков, перед солдатами Победы, перед хрупкими медсестрами, спасшими тысячи жизней, с болью пишет о сожженной Хатыни.

Ведущий:

22 марта 1943 года исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. 60 лет прошло с того страшного дня. Хатынь так и не возродилась. Потому что некому было возвращаться к обгоревшим липам и яблоням, некому было налаживать здесь жизнь, петь песни, растить детей: Но Хатынь не забыта. Двадцать шесть колоколов день и ночь гудят над сгоревшей деревней. Над каждым срубом - скорбный удар колокола. И кажется иногда, что это отзвуки последних ударов тех, сгоревших, сердец, и кажется, что это предсмертный стон, прорвавшийся к нам через годы.

Чтец:
                Колокола Хатыни

                Вновь иней на деревьях стынет
                По синеве, по тишине
                Звонят колокола Хатыни:

                И этот звон болит во мне.

                Перед симфонией печали
                Молчу и плачу в этот миг.

                Как дети в пламени кричали!

                И до сих пор не смолк их крик.

                Над белой тишиной Хатыни
                Колокола - как голоса
                Тех,
                Что ушли в огне и дыме
                За небеса.

                «Я - Анна, Анна, Анна!» - издалека.
                «О где ты, мама, мама?» - издалека.

                Старик с ребенком через страх
                Идет навстречу.
                Босой.
                На бронзовых ногах.
                Увековечен.
                Один с ребенком на руках.

                Но жив старик.
                Среди невзгод,
                Как потерявшийся прохожий,
                Который год, который год
                Из дня того уйти не может.

                Их согнали в сарай,
                Обложили соломой и подожгли.
                149 человек, из них 76 детей,
                Легло в этой жуткой могиле.

                Он слышит: по голосам -
                Из автомата.
                По детским крикам и слезам -
                Из автомата.
                По тишине и по огню -
                Из автомата:

                Старик все плачет.
                Не потому, что старый.
                А потому, что никого не осталось.

                Село оплакивать родное
                Идет в сожженное село.
                По вьюгам, ливням и по зною
                Несет он память тяжело.
                Ему сюда всю жизнь ходить
                И до последних дней
                149 душ хранить
                В душе своей.

                Теперь Хатынь - вся из гранита -
                Печально трубы подняла.
                Скрипят деревья, как калитка, -
                Когда еще здесь жизнь была.

                Вновь иней на деревьях стынет.
                По синеве, по тишине
                Звонят колокола Хатыни.
                И этот звон болит во мне:
Ведущий:

Это было в Грузии. Пожилая грузинка увидела в кадрах военной кинохроники своего сына. Она увидела его молодым, двадцатилетним. Таким, каким провожала на фронт. Сын пропал без вести. Но мать все еще надеялась на встречу. Дементьев услышал эту историю и так был потрясен, что весь день не мог успокоиться. И долго этот рассказ сохранялся в памяти, пока однажды он не написал стихотворение «Баллада о матери». А через некоторое время в редакцию журнала «Юность» пришел молодой композитор Евгений Мартынов и показал песню на эти слова. Так, в 1973 году родилась песня «Алексей, Алешенька:».

 

Звучит песня «Алексей, Алешенька»

 

Ведущий:

Андрей Дементьев автор многих песен. Свою работу в этом жанре объясняет семейной традицией: в его родном доме любили песню, у деда и матери были очень красивые голоса. В 1961 году появилась первая песня на его стихи - «Первый вальс». Позднее поэт все чаще обращается к песенной лирике. У каждого поэта- песенника есть несколько, а может быть, всего одна-две всенародно известные песни. И эти песни - их визитные карточки, их творческий портрет, заявкав историю. У Андрея Дементьева это - «Отчий дом», «Каскадеры», «Лебединая верность».

 

Звучит песня «Лебединая верность»

 

Ведущий:

Андрею Дмитриевичу Дементьеву за книгу стихов «Азарт» присуждена Государственная премия СССР 1985 года.

                   Мы скаковые лошади азарта.
                   На нас еще немало ставят карт.
                   И может быть,
                   Мы тяжко рухнем завтра,
                   Но это завтра:
                   А сейчас азарт.
Ведущий:

В 1993 году вышла книга лирики «Снег в Иерусалиме», названная так «по первому впечатлению», потому что снег «своей чистотой соединил великую Россию и Святую землю. И на моей Родине и в Израиле люди, по сути, живут схожей жизнью - мыслями о будущем, верностью друзей и боязнью войны: все мы - дети одной Природы и одного Времени» - писал поэт в предисловии к книге.

Главные темы поздней лирики Дементьева - история и современность, судьбы соотечественников. Книгу «Снег в Иерусалиме» оформил всемирно известный живописец и график, народный художник СССР Илья Глазунов.

В последние годы Андрей Дементьев работал на телевидении, в сотрудничестве со многими композиторами писал песни. Сейчас поэт живет в Израиле, иногда приезжает в Россию.

Ведущий:

«Сколько бы ни было у нас отличных поэтов, новый талант заметен и незаменим. И поэзия без него будет неполной». Эти слова Людмилы Татьяничевой открывают один из первых стихотворных сборников Андрея Дементьева. Время подтвердило справедливость этих слов. Имя Андрея Дементьева прочно вошло в современную поэзию. Вот уже ни одно десятилетие со все возрастающей силой звучит его чистый, проникновенный голос.

 

Чтец:

 

                  Чтобы сердце минувшим не ранить
                  И не жечь его поздним огнем,
                  Не будите уснувшую память,
                  А живите сегодняшним днем.

                  Вас судьба одарила любовью,
                  Осенила волшебным крылом?
                  Не гадайте,
                  Что ждет вас обоих,
                  А живите сегодняшним днем.

                  Как прекрасно
                  Двум родственным душам
                  В целом мире остаться вдвоем.
                  Не терзайтесь былым
                  Грядущим,
                  А живите сегодняшним днем.

 

 

Литература

  1. Байков, В. М. Дементьев А. Д./В. М. Байков//Русские писатели 20 века: Биографический словарь/Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: БРЭ; Рандеву-А. М., 2000. - С. 231-232.
  2. Банк, Н. Б. Дементьев А. Д./Н. Б. Банк//Русские писатели, 20 век. Биобиблогр. слов. В 2 ч. Ч. 1. А-Л/Под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - С. 426-427.
  3. Дементьев, А. Азарт. Стихи/Андрей Дементьев. - М.: Сов. писатель, 1986. - 224 с.
  4. Нацистских преступников - к ответу!. - М.: Политиздат, 1983. - С. 55.
  5. Об огнях-пожарищах: Песни войны и победы/Сост. Г. П. Лобарев, М. М. Панфилова. - М.: Республика, 1994. - 416 с.

 

 

 

Андрей Дементьев в интернете

 

Составитель:
Людмила Валериановна Лысенко,
библиограф МБО Веселовской ЦБ
Уважаемые коллеги!
Поделиться мнением о материалах рассылки и прислать свои разработки вы можете по адресу scenario@biblio.donpac.ru
Архив Рассылки
Наши люди в WWW
| NEVERMORE | KEPMEK |


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное