Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книжный котД

  Все выпуски  

Библиомир Волгограда Мир многоликий и многокрасочный


 

Мир многоликий и многокрасочный

 

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Жуковский.

 

 Более ста лет назад родилось кино - подлинное чудо, сотворенное человеческим гением. Родилось примерно, одновременно с самолетом и автомобилем, с радио и электрической лампой, с иммунологией и рефлексологией  и многими другими  великими открытиями в науке и технике.

 Но ведь кино – искусство! Считалось, что искусств всего семь. Но если причислить историю и астрономию к искусствам – получалось девять. И древние греки придали каждому искусству свою музу, богиню и дали им звучные имена: Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа. Имя  Кино вписалось в строй божественных имен и означило новую, десятую музу. Согласитесь, что появление новой богини – чудо. А разве не чудо – люди-артисты кино? С помощью экрана они входят в каждый дом, в каждую семью, в сознание каждого человека. Мы следим за их судьбами, интересуемся их творчеством, с удовольствием наблюдаем их на экране.  

Книжные фонды Волгоградской Областной Универсальной Научной библиотеки пополнились новыми изданиями о кумирах советского кино, народных любимцах.

По числу свидетельств о себе, о своей творческой и особенно частной жизни Любовь Орлова вряд ли может тягаться с некоторыми западными суперзвездами. Скажем, о Грете Гарбо или Марлен Дитрих их наверняка больше. Зато по обилию противоречий в этих свидетельствах советской кинозвезде нет равных в мировом кино.

Первая отечественная кинозвезда Любовь Орлова стала не только кумиром поколений, но и символом своей эпохи. Она умела на экране все – петь песни, отбивать чечетку, стоять за ткацким станком и импровизировать на рояле, ездить на велосипеде и вращаться под куполом цирка. В кино она чаще играла простых тружениц, а в жизни актриса тщательно скрывала свое дворянское происхождение и даже то, что была в родстве с Львом Толстым.

Книга Юрия Суреновича Саакова «Любовь Орлова. Суперзвезда на фоне эпохи», вышедшая в издательстве «Алгоритм» в 2007 году приоткрывает завесу над многими тайнами жизни блистательной звезды киноэкрана.

Все были, которые дошли до нас об этой великой актрисе, и все небыли, которые сложило о ней время, Вы узнаете, прочитав эту книгу о Любови Петровне Орловой.

Валентина Серова. Она была подлинной легендой сталинской эпохи. Не просто кинозвездой, но – идеалом советской красавицы сороковых – начала пятидесятых. Ее копировали, ей подражали едва ли не все женщины нашей страны! О ней мечтали, ею восхищались, пожалуй, Все мужчины.

О ней ходило бесчисленное множество слухов, легенд и сплетен. Но была ли в них хоть доля правды? И если была, то какая?

В книге Натальи Пушновой «Валентина Серова. Круг отчуждения», вышедшей в г. Москве, в издательстве АСТ, в 2006 году – история жизни величайшей кинодивы советского официоза и женщины трудной, трагической судьбы. Эта книга развенчивает множество  «серовских» мифов – и, возможно, рождает мифы новые…

Книга Лианы Полухиной «Инна Гулая и Геннадий Шпаликов» написана в память о звездных, талантливых людях, оставивших свой след в отечественном искусстве. Знаменитый сценарист культового фильма «Я шагаю по Москве», картин «Мне 20 лет», «Я родом из детства», даровитый поэт, чьи песни распевала страна, - Геннадий Шпаликов. И загадочная, не похожая ни на кого киноактриса Инна Гулая – героиня фильмов «Тучи над Борском» и « Когда деревья были большими», с первого взгляда поразившая зрителей. Их судьбы соединила большая любовь. Но совместная жизнь, принесшая дни счастья, страданий и мучений, закончилась трагически.

Он был центром студенческой компании. Дружить с ним было интересно, дружбой с ним гордились. За ночь Геннадий Шпаликов мог написать страниц 10 нового сценария.

Потом была встреча с Инной Гулая. В свои 20 лет это была уже прославленная актриса. Она была необычайно красива – в ее красоте отмечали многие  что-то колдовское. Вспыхнула любовь. Они поженились – самой молодой знаменитый сценарист и восходящая кинозвезда. И были счастливы, и мучили друг друга. Геннадий много работал, но удача покинула его. Инна снималась, но уже реже. Хроническое безденежье не способствовало миру в семье.

Конец их жизни был трагичен, но оба они оставили свой след в отечественном  искусстве и продолжают жить в сердцах тех, кто их знал, кто ценил их творчество и просто любил.

Книга вышла в Москве, в издательстве «Алгоритм» в 2007 году.

Судьба сулила ей блестящее начало и трагический конец. Звездным часом актрисы Изольды Извицкой (1932-1971) стал шедевр отечественного кино – фильм Григория Чухрая «Сорок первый», где она снималась в паре с популярнейшим тогда Олегом Стриженовым. Мало кто до съемок видел в грациозной, красивой выпускнице ВГИКа диковатую и резкую Марютку из повести Бориса Лавренева. Но успех превзошел все ожидания. Историю любви пылкой революционерки и белогвардейского офицера до сих пор нельзя смотреть без волнения. А в 1956 году, когда картина вышла на экраны и была показана на Каннском кинофестивале, получив там специальный приз, актриса попала в центр всеобщего внимания. На юную актрису обрушилась всемирная слава, портреты Изольды Извицкой украшали обложки самых известных журналов, а ее редким, почти мифическим именем повсеместно называли новорожденных малышек. Ее любили, перед нею преклонялись, ею восторгались…

Позже она сыграет еще немало ролей – в фильмах «К Черному морю», «Отцы и дети», «Неповторимая весна», «Вызываем огонь на себя», «По тонкому льду» и других. Но ни одна из них не принесет Извицкой былой славы.

И вдруг – полное забвение, предательство мужа, актера Эдуарда Бредуна, и последовавшая вслед за этим тихая смерть.

Не случись беды, 21 июня 2007 года Изольде Извицкой исполнилось бы 75 лет. Это срок среднестатистической человеческой жизни, вот только прошла ее актриса лишь до половины, прожив всего 38 лет, выпив до дна самые ослепительные мгновения. Таковой была ее участь. Исследователям непросто собрать бусины этой потерянной судьбы, безжалостно рассыпанные чьей-то судьбоносной рукой – то ли  по халатности и недосмотру, то ли вполне злонамеренно, кто знает… Прошло совсем немного времени, а ни документов, ни фотографий, ни личных вещей актрисы почти не сохранилось.

Тем ценнее книга кинокритика Натальи Тендоры «Изольда Извицкая. Родовое проклятие», вышедшая в 2007 году в издательстве «Алгоритм»,

 г. Москва.

Работа над книгой отняла у нее больше времени, чем планировалось, почти все материалы, представленные в ней, эксклюзивны.

Автор побывала в городе детства актрисы – Дзержинске Нижегородской области, познакомилась с ее школьными подругами. В Москве пообщалась со знаменитыми сокурсниками Извицкой по ВГИКу, с коллегами по Театру – студии киноактера, где она работала, с лучшей московской подругой со студенческой скамьи, с актерами, с которыми она снималась в кино… Так она узнала много интересных подробностей, которые станут достоянием читателей этой книги о прекрасной актрисе и удивительной женщине – Изольде Извицкой.

 «Простое счастье жить в Любви

  Судьбой обещано,

  И, Господи, благослови

  За это Женщину,

  Ту, у которой не глаза,

  А два глубинных озера

  И жизнь с которой, так сказать,

  Игра без козырей».

Этими стихами начинается книга Михаила Филиппова «Наташа. Мои свояси»: Жизнь в записочках, рисуночках и стишках, вышедшая в Москве, в издательстве «АСТ-ПРЕСС» в 2008 году.

«Какое множество теплых, чудных слов живет в русском языке: «давеча», «намедни», «пешешествовать». Меня с детства пленяло слово «Свояси». Чаще всего оно встречалось в конце русских сказок: «Вздохнул мужичок, почесал в затылке и поплелся во свояси». Теплом и уютом веяло от этих «своясей». Хотя, конечно, по малолетству я и не догадывался о том, что это за «свояси» такие. И только много лет спустя мне дано было счастье понять и вкусить блаженный смысл этого слова. Я встретил Тебя, Ты взяла меня за руку, повела меня по этой жизни и стала на долгие счастливые годы Моими Своясями», - так пишет автор в предисловии. Эта книга – искренний и откровенный «взгляд изнутри» на отношения удивительных людей - Натальи Гундаревой и Михаила Филиппова.

Их трогательные записочки и рисунки, ее сказочные акварели, его полные нежности стихи снова убеждают нас, что любовь сильнее смерти!

В книгу включены графические рисунки М.Филиппова, акварели

Н. Гундаревой, фотографии из семейного архива и фондов музея Театра имени В. Маяковского.

Теперь не всякий вспомнит, что свою артистическую карьеру Михаил Евдокимов начинал пародистом. Это были на удивление незлобливые пародии пародии даже для первой половины 1980-х. Колоритные, с народной лукавинкой, они высвечивали типы всеобщих любимцев – Бориса Андреева, Юрия Никулина, Евгения Леонова… Это позже уже был первый и последний президент СССР. А в ту свою раннюю пору сам исполнитель, наверное, неожиданно для себя вскоре тоже попал в звездный ряд. Раз – другой стоило выпустить на телеэкран, как разнеслась молва по всей нашей тогда большой стране: « А Евдокимова не видели? Вот талантливый парень!» ну а дальше его искрометный талант только набирал высоту. А как показался публично с «Банькой», так при любом появлении артиста уже не сходила с наших лиц улыбка, и ни стар, ни млад не покидало веселое настроение.

          Пытаться сравнивать Евдокимова с кем-то из артистов – юмористов, дело напрасное. Евдокимов он во всем Евдокимов. Если только в ранних рассказах шел от своего кумира – Василия Макаровича Шукшина. А вчитаться – и язык у него на особинку, и чудики евдокимовские, хоть и писал он их почти с натуры в алтайском селе Верх-Обское, где провел детство и юность, - а оно-то всего в сорока километрах от шукшинских Сросток.

           Достигнув апогея на концертной эстраде и телеэкране, в губернаторы пошел с донкихотовским прицелом – вывести всех вредителей края на чистую воду и сделать все, чтобы землякам жилось лучше.

           Но… с волками жить – по-волчьи выть. Оказался неуправляем – и неугоден. С обостренным чувством справедливости бил и бил в одну точку. Не по нраву пришелся и не ко двору. Да к тому же носитель национального духа…

            Его гибель стала потрясением для миллионов, для тех, кто его любил. Он ушел «таинственным гонцом» вслед за Тальковым, Лебедем, Рохлиным… В случайность ДТП в накалившейся вокруг Евдокимова грозовой атмосфере политинтриг мало кто верит и по сей день. Согласно библейской истине, рано или поздно тайное становится явным, и откроется правда. Только второго такого Евдокимова – «целителя уставших наших душ» уже не будет никогда.

             Книга «Михаил Евдокимов. Таких как я, пол – России», составитель Т.И.Маршакова, вышедшая в издательстве «Алгоритм» г. Москва, в 2007 году, которая поступила в фонды библиотеки, составлена из воспоминаний друзей, родных и близких, интервью с Михаилом Евдокимовым разных лет. Здесь впервые публикуются его рассказы, а также знаменитые интермедии, которые знают и любят тысячи соотечественников. В книге много иллюстраций.

              Более подробно с этими изданиями Вы можете познакомиться, посетив читальный зал ВОУНБ им. М.Горького. Мы ждем Вас, дорогие друзья.

               Пусть эти книги послужат светлой памяти замечательных артистов кино и станут новыми открытиями для почитателей их таланта.

 

 Головлева Т.В., зав. отделом хранения основного фонда

Волгоградской областной универсальной научной

библиотеки им. М. Горького    

 

 

 
(C) Web-desing Uleva Ludmila

В избранное