Гриша Брусин
Прошедшее время несовершенного вида.
М., "Новое литературное обозрение" 2001
Живописец Григорий Брускин родился в 1945 году в Москве. Окончил Московский текстильный институт в 1968. На Родине стал широко известен в 1988 году, в связи с продажей его произведения "Фундаментальный лексикон" на аукционе Сотбис за 378000$. С этого же года он живет в Нью-Йорке и работает по контракту с галереей "Мальборо". Воспоминания, как известно, коварная штука особенно для художника: вечно хочется оправдаться, что-то из прошлой жизни вычеркнуть. Коротенькие заметочки Брускина не претендуют на показ богатой и разнообразной художественной жизни Москвы второй половины ХХ столетия. Это скорее записки для себя и о себе, памятки, листки календаря. Пером Брускин пишет, так же легко, как и кистью. И, сидя по другую сторону Атлантики, так же легко, как в живописи (картины его вы можете увидеть в нашей галерее на сайте ARTLINE.RU) вновь переиначивает образную систему советского Мифа, вспоминая анекдоты про Брежнева в самые неожиданные моменты жизни. Кто - то скажет - проклятое наследие эпохи, а я скажу - романтика! Почему-то хочется поставить рядом записки Брускина и Уорхола, разные и по содержанию и по манере изложения, но близкие непосредственным чувством, которое в них находишь. От двадцатого века просто так не отделаться: он ждет еще своих описателей. Сочиняйте господа, мы ведь с вами тоже современники!
Стоимость: 80 р.
Продается: "Библио-глобус".
К. Богемская
Понять примитив.
СПб., "Алетея", 2001
Попытаться понять примитив, также трудно как пытаться его описать. Потому умная книжка К. Богемской, достойна всяческих похвал и рукоплесканий. В подзаголовке сказано, что рассматривается самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство ХХ века. И автор находит подходы к этой трудной, мало раскрытой, но очень интересной теме. Ведь примитив стоит рядом с юродством, "сумасшествием", на которое, так или иначе, обрекает себя художник. Искусство ХХ века родилось, обратившись к африканским статуэткам, народному лубку и древним иконам. Определиться с многочисленными терминами в книге помогает мощный научный аппарат исследователя, а легкий и образный язык не позволяет в них окончательно запутаться. Автор находит черты примитива и наивного искусства в неожиданных подчас местах: в самодеятельности современных художников на Венецианской бьеннале, и в творчестве художников группы "Синий всадник", основанной В. Кандинским в 1911 году. Книга хороша, но есть риск попасть под ее влияние и не видеть в искусстве ничего кроме примитива.
Стоимость 132 р.
Продается: "Библио-глобус".