Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги по искусству

  Все выпуски  

Новые книги по искусству


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Загляните в наш магазин

Дик Биллингтон
Лики России.
Страдание, надежда и созидание в русском искусстве.
М., "Логос" 2001


Дик Биллингтон принадлежит к американской интеллектуальной элите: он директор библиотеки Конгресса США, которую трогательно благодарит во вступлении, и один из крупнейших специалистов "славистов" - то есть иностранных ученых, пишущих о России. Мне эта книга с иконой "Владимирской богоматери" на обложке показалась занятной. Всегда интересно попробовать взглянуть на себя со стороны, например глазами американского профессора. В качестве названий глав автор выбрал пять персонажей отечественной культуры: Рублева, Растрелли, Гоголя, Мусоргского, Эйзенштейна. И хотя привлечены и другие архитекторы, живописцы, музыканты и кинорежиссеры, этими именами Биллингтон прочерчивает традицию религиозного искусства, которая, по его мнению, и есть ось и основа русской цивилизации. Страдание, надежда и созидание, заложенные в православной религии определяют этапы создания произведения в России. Концепция, безусловно, оригинальная и не лишенная оснований. Действительно, православие можно назвать мировоззрением русской культуры. Начиная с 10 века: образования русского государства, обращения язычников-славян в православие и начала развития архитектуры, мозаики и иконописи, - искусство и православие идут рука об руку. Примеры тому можно найти и в средневековой русской культуре и советском кинематографе, что собственно и делает автор книги. Однако порой, характеристики Биллингтона кажутся слишком буквальными, требующими специального, развернутого пояснения: "Рублевская икона спасителя - это архетипическое лицо России" (это о русской иконописи) или "Смольный монастырь - женский лик России" (это о русской культуре 18 века). Ну, кто, скажите, из российских ученых с именем может себе позволить начать свою книгу с фразы: "Из всех великих мировых цивилизаций только американская моложе русской". Или назвать Д.С. Лихачева - "выдающимся петербургским старцем".
Эта книга опоздала лет на десять. Она была бы безумно популярна в начале 90-х, когда в моде были телемосты с Донахью и Познером, в качестве ведущих. Когда Россия хотела показаться миру своими разными "ликами", а не только социалистической гримасой и увидеть себя со стороны. Но сейчас определить читательскую аудиторию этого исследования непросто. Можно представить себе студентов семинара "Лики России", в каком-нибудь заокеанском университете, заучивающих для экзамена фразу емкую фразу об Александре Невском, как воплощении чаяний советского кинозрителя военной поры. Для отечественного читателя, а тем более специалиста по русскому искусству эта книга будет забавой, не вредной, но и не приносящей пользы. О том, чтобы поощрять и разыскивать серьезные труды по истории русского искусства, написанные представителями других культур, как это принято в Европе и Америке, в России речи пока не идет.
Стоимость: 112 р.
Продается: "Библио-глобус".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное