Народная картинка - лубок существовала, кажется, всегда. Однако, гравюра
на дереве и металле, а значит, и лубок появились на Руси одновременно
с книгопечатаньем в 1564 году - много позднее, чем в Европе. Тому как
развивалось искусство лубка, всегда яркое, точное, подчас сатирическое,
посвящен блестящий исторический очерк Д.А. Ровинского. Дмитрий Александрович
Ровинский (1824-95), российский государственный деятель, юрист, историк
искусства, член-корреспондент (1881), почетный член (1883) Петербургской
АН и АХ (1870). Перед нами репринт его издания 1900 года. Всего томов
было 9 и вышли они в 1881 году, но ко второму изданию в 1900 году исследователь
сократил свой труд до двух томов, они то сегодня и доступны современному
читателю. Кроме исторического обзора в книге находим опыт стилистического
анализа: Ровинский разделяет картинки по тематике и подробно описывает
происхождение той или иной группы сюжетов, список которых поражает разнообразием:
ученье, календари, легенды, эротические картинки, шутовские, карикатуры,
картинки, выпущенные правительством в пропагандиских целях. Интерес к
лубку, впервые проявившейся на рубеже 19-20 веков, связан с тем, что,
оставаясь на протяжении своей истории искусством непризнанным, "низовым",
народная картинка сохраняла тесную связь с русским языческим фольклором,
отразив портрет народа на протяжении десяти вековой истории.
Стоимость 163 р.
Продается: "Москва".
Савелий Сендерович
Георгий Победоносец в русской культуре.
М.,
"Аграф" 2002
Святой Георгий змееборец встречает нас на Манежной, на Поклонной, на Тверской.
Московские власти сегодня охотно обращаются к российской традиции, используя
образ святого воина, защитника и охранителя в современной городской символике.
К сожалению, об истории бытования этого образа в России, на протяжении
десяти веков знают немногие. Святой, многочисленные изображения которого
мы видим на иконах 12-17 веков, пришел к нам из Византии, тогдашней духовной
патронессы Руси. Поскольку дракон или змей, которого поражал Георгий,
ассоциировался с сатаной, Георгий Победоносец воспринимался как борец
с мировым злом вообще, а поскольку его часто изображали без нимба в княжеской
шапке или короне, он иногда воспринимался как государь-защитник. Значимости
образа отвечало и место, которое изображение святого воина заняло на российском
гербе, - оно располагалось на груди двуглавого орла. Многоплановый образ
не был забыт и в искусстве 18-20 веков. Достаточно вспомнить "Медного
всадника" в Петербурге, связанного с иконографическими изображениями
Святого Георгия. Тема воина-змееборца возникает в творчестве А. Пушкина,
А. Чехова, А. Блока, В. Кандинского, проходя, таким образом, через всю
русскую культуру.
Стоимость: 141 р.
Продается: "Дом книги".
В
магазине Artline.ru представлено 313 работ 30 художников.