Генрих
Вельфлин
Основные понятия истории искусства.
Проблема эволюции стиля в новом искусстве.
М., Г. Шевчук, 2002
Вельфлин
для профессионального искусствоведа - как Линней для ботаника: классификатор
и отец родной. Его читают, штудируют, забывают, говорят его фразами, пользуются
его идеи и методологию. Кто еще может так назвать свой труд: основные
понятия профессии. Для тех, кто занимается проблемами изобразительного
языка, его книги были и остаются живым явлением.
Швейцарец по происхождению Вельфлин (1864-1945) завоевал мировой авторитет
своими работами по искусству Ренессанса и Барокко. То, что сегодня кажется
очевидной антитезой: "классическое - барочное" предложено и
описано именно им. Его вторая по счету крупная работа: "Основные
понятия истории искусства" была написана в 1915 году, а на русский
впервые переведена в 1930. В ней Вельфлин впервые поставил два стиля рядом,
доказав, что Барокко - не время упадка искусства, а самостоятельное направление,
противоположное Классицизму. В разгар поклонения всему классическому,
выразившемуся и в омертвевших "салонных вещах" живописи "прекрасной
эпохи" рубежа 19-20 веков, Вельфлин пишет о прелестях искусства неправильного,
темного, негармоничного, как любили называть Барокко. По тонкости и красоте
анализа барочной живописи эта работа мало с чем сравнится. Изучая историю
искусства с конца XV в. до начала XVIII в., историк приходит к выводу
о существовании двух различных способов видения: ренессансного классицизма
и барокко, последовательно сменяющих друг друга. "Различные эпохи
порождают различное искусство" - этой фразой Вельфлин связал историю
искусства с экономикой, политикой, историей, модой, культурой, словом,
решительно ориентировал науку об искусстве на изучение художественных
форм в связи с формами созерцания, присущими той или иной эпохе. В этом
же труде Вельфлин выделяет свои знаменитые пять пар понятий, определяющих
противоположные точки сменяющих друг друга стилей. Первая: стиль классицизма
линеен, он придерживается границ предмета, определяя и изолируя его, стиль
барокко живописен, предметы естественным образом сливаются с окружением.
Вторая пара понятий: стиль классицизма строится при помощи плоскости,
стиль барокко - при помощи пространственной глубины. Третья: классицизму
присущи замкнутые формы, барокко - открытые. Четвертая: единство стиля
классицизма есть множественное единство отдельных элементов; единство
стиля барокко является цельным. И пятая: классицизм стремится, прежде
всего, к ясности, тогда как барокко свойственна необъяснимость поступков.
"Основные понятия истории искусств" дали основные положения
и для критики Вельфлина. Аргумент оппонентов - это его приверженность
"истории искусства без имен", а также наличие тех самых пяти
пар понятий - формальных категорий для характеристики искусства различных
стран и народов. Заявленные темы Вельфлин продолжает в труде "Проблема
эволюции стиля" - своеобразном манифесте теоретика. Стиль, как и
человек, по его мнению, проходит стадии детства, зрелости, старости и
умирания, причем независимо от творцов, создающих эстетику этого стиля.
Теория Вельфлина, конечно, не исключает значения художников, особенно
если учитывать опыт ХХ столетия, смена стилей которого была так стремительна
и так зависела от настроения их адептов. Недаром старых Генрих проводил
резкую связь между искусством старым и новым, недаром для него искусство
закончилось в 18 веке, а дальше началось "новое", которое он
отказывался понимать и принимать. Вот такая поучительная история. Рекомендована
для чтения в художественных вузах.
Продается:
"Москва"
Стоимость:
157 р.
В
магазине Artline.ru представлено 320 работ 34 художников.