Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги по искусству

  Все выпуски  

Новые книги по искусству


Информационный Канал Subscribe.Ru

Книжные новинки от Artline.ru


Магазин

Галерея
Форум

Генрих Вельфлин
Основные понятия истории искусства.
Проблема эволюции стиля в новом искусстве.
М., Г. Шевчук, 2002

Вельфлин для профессионального искусствоведа - как Линней для ботаника: классификатор и отец родной. Его читают, штудируют, забывают, говорят его фразами, пользуются его идеи и методологию. Кто еще может так назвать свой труд: основные понятия профессии. Для тех, кто занимается проблемами изобразительного языка, его книги были и остаются живым явлением.
Швейцарец по происхождению Вельфлин (1864-1945) завоевал мировой авторитет своими работами по искусству Ренессанса и Барокко. То, что сегодня кажется очевидной антитезой: "классическое - барочное" предложено и описано именно им. Его вторая по счету крупная работа: "Основные понятия истории искусства" была написана в 1915 году, а на русский впервые переведена в 1930. В ней Вельфлин впервые поставил два стиля рядом, доказав, что Барокко - не время упадка искусства, а самостоятельное направление, противоположное Классицизму. В разгар поклонения всему классическому, выразившемуся и в омертвевших "салонных вещах" живописи "прекрасной эпохи" рубежа 19-20 веков, Вельфлин пишет о прелестях искусства неправильного, темного, негармоничного, как любили называть Барокко. По тонкости и красоте анализа барочной живописи эта работа мало с чем сравнится. Изучая историю искусства с конца XV в. до начала XVIII в., историк приходит к выводу о существовании двух различных способов видения: ренессансного классицизма и барокко, последовательно сменяющих друг друга. "Различные эпохи порождают различное искусство" - этой фразой Вельфлин связал историю искусства с экономикой, политикой, историей, модой, культурой, словом, решительно ориентировал науку об искусстве на изучение художественных форм в связи с формами созерцания, присущими той или иной эпохе. В этом же труде Вельфлин выделяет свои знаменитые пять пар понятий, определяющих противоположные точки сменяющих друг друга стилей. Первая: стиль классицизма линеен, он придерживается границ предмета, определяя и изолируя его, стиль барокко живописен, предметы естественным образом сливаются с окружением. Вторая пара понятий: стиль классицизма строится при помощи плоскости, стиль барокко - при помощи пространственной глубины. Третья: классицизму присущи замкнутые формы, барокко - открытые. Четвертая: единство стиля классицизма есть множественное единство отдельных элементов; единство стиля барокко является цельным. И пятая: классицизм стремится, прежде всего, к ясности, тогда как барокко свойственна необъяснимость поступков. "Основные понятия истории искусств" дали основные положения и для критики Вельфлина. Аргумент оппонентов - это его приверженность "истории искусства без имен", а также наличие тех самых пяти пар понятий - формальных категорий для характеристики искусства различных стран и народов. Заявленные темы Вельфлин продолжает в труде "Проблема эволюции стиля" - своеобразном манифесте теоретика. Стиль, как и человек, по его мнению, проходит стадии детства, зрелости, старости и умирания, причем независимо от творцов, создающих эстетику этого стиля. Теория Вельфлина, конечно, не исключает значения художников, особенно если учитывать опыт ХХ столетия, смена стилей которого была так стремительна и так зависела от настроения их адептов. Недаром старых Генрих проводил резкую связь между искусством старым и новым, недаром для него искусство закончилось в 18 веке, а дальше началось "новое", которое он отказывался понимать и принимать. Вот такая поучительная история. Рекомендована для чтения в художественных вузах.

Продается: "Москва"

Стоимость: 157 р.


 

В магазине Artline.ru представлено 320 работ 34 художников.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное