Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Критический отзыв о прочитанных книгах, вышедших недавно. Кабре, Жауме. Я исповедуюсь.


Кабре, Жауме. Я исповедуюсь.

Иностранка, 2015 


Фото писателя. 

Об авторе. Жауме Кабрé (кат. Jaume Cabré i Fabré, родился в 1947, Барселона) – испанский (каталонский) писатель, сценарист, историк литературы. Пишет на каталанском языке.

Книга, опубликованная в Испании в 2011 году, стала одним из важнейших литературных событий в стране. Критики назвали «Я исповедуюсь» классикой современной каталонской литературы. Роман переведен на 20 с лишним языков, распродан тиражом более 1 млн экземпляров и был награжден несколькими литературными премиями [Premi de la Critica Catalana (2012, Испания), Premi de la Critica Serra d’Or (2012, Испания), Prix Courrier International (2013, Франция)]. 

Жанр. Роман, написан в 2011 году, 736с.


Сюжет. Испания, период с 15 века по настоящее время. Герой романа Адриа Ардевол (1946 г.р.) – музыкант, знаток искусства, полиглот пересматривает свою жизнь, прежде чем незримая метла одно за другим сметет из его памяти все события.

Он вспоминает детство и любовную заботу няни Лолы, холодную и прагматичную мать, эрудита-отца с его загадочной судьбой. Наиболее ценным сокровищем принадлежавшего отцу антикварного магазина была старинная скрипка Сториони, на которой лежала тень давнего преступления. Однако оказывается, что история жизни Адриа несводима к нескольким десятилетиям, все началось много веков назад, в каталонском монастыре Сан-Пере-дел-Бургал, а звуки фантастически совершенной скрипки, созданной кремонским мастером, магически преображают людские судьбы.

Только вчерашней ночью, шагая по влажным улицам Валькарки, я понял, что родиться в этой семье было непростительной ошибкой. Внезапно мне открылось, что я всегда был одинок, что никогда не мог рассчитывать ни на родителей, ни на Бога, чтобы переложить на их плечи ответственность за свои проблемы. С возрастом, размышляя о жизни или принимая решения, я привык опираться, словно на костыли, на смутные представления, почерпнутые из разных книг.

Моя литания была – мама, ты умерла, не сказав, почему вы с отцом были так далеки от меня; ты умерла, не сказав, почему вы были так далеки друг от друга; ты умерла, не сказав, почему ты так и не предприняла серьезных попыток расследовать смерть отца; ты умерла, не сказав, мама, почему ты так меня и не полюбила. Эти мысли носились у меня в голове, потому что я еще не читал ее завещания.

Впечатление. Это пока что единственная книга из прочитанных мной в 2016 году, которая отвечает всем требованиям высокой литературы. Сложное построение текста — переход от одной сюжетной линии к другой ничем не отделяется. Поэтому при чтении всё время находишься в напряжении, чтобы не упустить такие моменты. В первой половине книги идут события, не имеющие как будто никакого отношения друг к другу, но во второй половине появляются эпизоды, объясняющие, в чём суть. Это одна из сильнейших сторон в сюжете.

Если охарактеризовать кратко, о чём книга, то на ум приходит сразу слово «страдание». Персонажи, особенно главный, страдают от любви, от дружбы (как ни странно), от зла второй мировой войны и от инквизиции, от непонимания, от неправильно выбранного жизненного пути, от родителей, от проходимцев и от страсти к приобретению дорогих и красивых раритетов. Ну и от предательства (вольного или невольного).

Огромное количество персонажей. До того их много, что автор сделал в конце книги список: в тексте они появляются неожиданно и многократно, но без подсказки трудно их идентифицировать. Поэтому перед чтением романа лучше распечатать составленный писателем список.

Произведение можно считать эталонным для литературы 21 века.

Фотоиллюстрации.
Европейский университет в Барселоне, где преподавал Ардевол.


Монастырь в долине Вик. Подобный описан в книге. То место, откуда начинается история скрипки. Скрипка играет роковую роль в романе.


Интересный факт.
Лаура Байлина была красивая блондинка, невысокого роста, очень приятная. Она сказала, что подумает, принимать ей картину в наследство или нет. Бернат сказал, что это подарок и никакого подвоха тут нет. 
– Дело в налогах. Я не знаю, смогу ли заплатить налоги за вступление в наследство этой картиной. Или как там это называется официально. Здесь, в Швеции, я должна буду сначала взять кредит, вступить в наследство, заплатить налоги и продать картину, чтобы погасить кредит.


В избранное