Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Литературный журналец Михаила Армалинского General Erotic N144


General Erotic N144

30 августа 2006


Ralph Ginzburg (1929-2006)


6 июля отошёл в мир иной Ральф Гинзбург, сын эмигрантов из России, издатель небывалых журналов, в том числе журнала ТЭросУ, осуждённый и отсидевший срок за робкое прикосновение к теме секса. Ему было всего 76 лет - по американским стандартам, совсем юный старик.
Я позвонил ему в марте, включился ответчик, и я стал наговаривать, что хочу послать ему экземпляр только что вышедшего англо-русского издания ТТайных записокУ Пушкина... В этот момент он снял трубку. Я договорил, что в книгу вставлена цитата из его письма ко мне, где он ласково отозвался об этой книге. Ральф Гинзбург поблагодарил меня, но сказал спокойным голосом, что умирает от рака и вряд ли у него имеется время на эту книгу. Я, ошарашенный его состоянием и храбрым и прямым отношением к своей обречённости,
стал убеждать его о быстром продвижении науки, которое обязательно скоро должно найти лекарство от...
Что я ещё мог сказать? - Больше ничего не мог.
В конце я спросил, могу ли я быть чем-то полезен. Ральф Гинзбург, как мне послышалось, улыбнулся, поблагодарил и мы распрощались, как оказалось, навсегда.
О Ральфе Гинзбурге и о его журнале ТЭросУ я писал в General Erotic 74
В 1989-ом я послал ему экземпляр английского издания "Тайных записок". Он откликнулся тёплым письмом, где отозвался о них так: "It is a genuine work of art..." ("Это истинное произведение искусства...")
Затем я следил за Ральфом Гинзбургом издали. Восхищался, когда он в 55 лет стал успешным фотографом и в 1999 вышла книга его фотографий "I shot New York".
Как при жизни, так и после неё, Ральф Гинзбург продолжает раскрывать суть массового помешательства, которое проявляется прежде всего в установлении антисексуальных, а значит бесчеловечных законов.
Ральф Гинзбург писал о своём пребывании в тюрьме так:
"Непристойность или порнография - это преступление, без определения, из чего оно состоит, и кто является его жертвой. Это напускание тумана, используемое для того, чтобы спрятать свою собственную неприязнь к сексу."
Прискорбную злободневность этого наблюдения Ральфа Гинзбурга продолжают испытывать на себе как в США, так и в России. Не говоря уже о славных мусульманских странах.


Михаил Армалинский
Антибиблейская мантра Вуди Аллена


Woody Allen
Crimes and Misdemeanors (1989)
Match Point (2005)

Умер день от июльской жары,
я сижу на скамье, зол и юн.
Как вампиры сосут комары
кровь мою - их без промаха бью.

Так и люди хотят попивать
кровь мою, говоря: "Будь здоров!"
Как хотел бы я их убивать
безнаказанно, как комаров.

Я, 1969


Я знаю женщин, которые, несмотря на признание ими огромного таланта Вуди Аллена, не могут сдержать отвращения к его немужественной внешности и поведению, когда он играет ведущие роли в своих фильмах. Я знаю и других женщин, которые из-за того же признания его огромного таланта, считают Вуди Аллена обворожительным и с радостью раздвинули бы для него ноги.
Обе категории женщин (да и мужчины всех категорий) с пользой для себя посмотрят оба эти фильма, так как в первом Вуди Аллен появляется в самом конце лишь на несколько минут в эпизодической роли, а во втором - он вообще не участвует как актёр. Но как обычно, он является сценаристом и режиссёром.
В то же время многие женщины (и редкие мужчины) могут глубоко оскорбиться взятой Вуди Алленом позиции по отношению к женщинам в этих фильмах. Эти позиции повторяются им, как мантра.

Помнится, несколько лет назад, многие женщины истерически оскорбились, когда Шон О’Коннери (первый киношный Джеймс Бонд) в одном из своих интервью прямо сказал, что женщину следует ударить (не больно), если все словесные способы урезонивания не действуют на неё и что сам он не раз с успехом пользовался этим методом. А ведь О’Коннери был красавцем серцеедом, не то что Вуди Аллен, и то многие женщины ему не простили рукоприкладства.
А тут пока вроде тихо, женщины продолжают его любить, хотя Вуди Аллен восхваляет не то что рукоприкладство по отношению к женщинам, а их убийство, причём ещё и безнаказанное.
Оба фильма являются вариациями на абсолютно одну и ту же тему - вот как она забрала Вуди Аллена, видно сам не раз подумывал об идеальном убийстве.
В фильмах оспаривается идея "Преступления и наказания" Достоевского - этот роман героиня Matching Point читает по ходу фильма, а название первого фильма Crimes and Misdemeanors является обыгрыванием названия романа. Суть фильмов сводится к тому, что умное преступление, сопровождающееся удачей, остаётся без наказания. А угрызения совести вполне преодолимы, и Достоевский в своём Раскольникове их безмерно преувеличил.
Влияние русской литературы на Вуди Аллена широко известно и очевидно во многих его фильмах. Однако он легко преодолевает это влияние и аннулирует религиозно-романтический надрыв моральных обязательств, которыми напичканы романы Достоевского и Толстого и переделывает фабулу на человеческий, а не литературный лад.

Мечты о безнаказанном убийстве владели многими писателями и вообще людьми. В данном случае интересно практически буквальное повторение в обоих фильмах причин, которые Вуди Аллену представляются необходимыми и достаточными для убийства.
Идея фильмов, разнесённых во времени на 16 лет, "роково" и навязчиво повторяется. Счастливо женатый, состоятельный мужчина, который сексуально безразличен к своей жене, заводит интригу с женщиной чрезвычайно его сексуально влекущей. Через некоторое время он её вынужден убить после того, как она становится неуёмной угрозой для его брака и следовательно, благополучия. Тщательно спланированное и выполненное убийство остаётся нераскрытым и убийца, преодолев угрызения совести, продолжает свою счастливую благосостоятельную
семейную жизнь.
То, что в одном фильме мужчина пожилой, а во втором - молодой и что пожилой нанимает убийцу, а молодой убивает сам - существенной разницы не представляет. В обоих фильмах любовница перестаёт удовлетворяться лишь сексуальными отношениями и требует от любовника бросить жену и жениться на ней, угрожая, что она сама сообщит его жене, если у любовника не хватает духа объявить жене о своём уходе. Эта угроза и является в обоих случаях последней каплей для решения убить взбутовавшуюся любовницу, забывшую об отведённом
ей месте.
Фильм проводит ясную черту между практически не пересекающимися функциями женщины: любовницы и жены и является назиданием как для мужчин, так и для женщин.

Подлая мораль, основанная на требовании моногамии - вот уж поистине полового извращения - исключает не только сосуществование жены и любовницы, но и само существование любовницы. Разрешением этого противоречия в угоду обществу и становится убийство агрессивной любовницы.
В обоих фильмах мужчины богаты, а любовницы - бедны, а потому мужья ужасаются возможностью нищенского существования, которое может последовать в случае развода с женой. Кроме того, им с жёнами тепло и удобно, да ещё любимые дети вокруг.
В обоих случаях любовницы требуют выполнения обещаний любовников, которые были даны, разумеется, во время наиболее воспалённой похоти. В такое время мужчина может наобещать что угодно, и женщина не научилась понимать, что если мужские обещания чего-то стоят, то не до его оргазма, а после.
Ситуация известная в веках. Бывали и женщины, которые убивали любовников, угрожавших их женской счастливой семейной жизни. Драйзер в "Американской трагедии" тоже раскрутил подобную ситуацию. Однако кто бы кого ни убивал в любовных отношениях, но литература и кинематограф всегда фиксировали торжество справедливости, выражавшееся в поимке и наказании убийцы.
А вот у Вуди Аллена, в двух подобных фильмах убийство сходит с рук. Одним из объяснений поощрения убийства может быть ненавистное Вуди Аллену поведение такого рода любовниц, которое, по его мнению, заслуживает высшей меры наказания.
Можно предположить, что мысль об убийстве жены или любовницы не раз приходила на ум Вуди Аллену, личная жизнь которого известна громкими скандалами, связанными с разводом с его первой женой Harlene Rosen и особенно после разрыва с Mia Farrow. Вуди Аллен жил с ней, не женясь, 12 лет, и взял в любовницы приёмную дочь Mia Farrow, а потом женился на этой молодой женщине.
Дальше помыслов об убийстве у Вуди Аллена не пошло, и потому он разрисовал свои несвершённые фантазии в двух фильмах, воспевая чистое убийство, обоснованное и безнаказанное. Те вымученные раскаяния Раскольникова, которые вынудлили его признаться в содеянном, имеются также и у киноубийц в фильмах Вуди Аллена, но раскаяния эти быстро проходят, уступая место ощущению правильности слеланного шага, что доказывается продолжением богатой и счастливой жизни.

Убийство, как крайний, но приемлемый метод разрешения проблем, провозглашается мечтой Вуди Аллена. Мало того, что он перечёркивает заповедь "Не Убий!", он демонстрирует, что убийство - это временами единственный и самый эффективный метод, которым можно умело воспользоваться. Если повезёт! - уточняет Вуди Аллен в Match Point. Точному расчёту и силе духа должна сопутствовать удача, без которой идеальное убийство совершиться не может.
Оба героя этих фильмов являются умными мужчинами, понимающими, что жениться по похоти - это безумие, которое вскоре, после её обречённого исчезновения, превращается в трагедию. Критерии для женщины, годящейся в жены и для женщины, годящейся в любовницы, совершенно различные и смешение их приводит к жизни, которая для разумных мужчин представляется хуже смерти. Женясь на любовнице, ты теряешь любовницу, но вовсе не обязательно обретаешь жену. Очень редкая любовница в состоянии стать хорошей женой. (Как и любовник
- мужем.)
Однако несмотря на исторический опыт и нравучения Вуди Аллена, множество людей соблазняется на похоть и рушит свои семьи. Глупые любовники, очарованные похотью, стремятся её задержать и сделать вечной. С этой целью они сломя голову женятся, надеясь браком гарантировать непреходящность наслаждения и предохранить его от смерти. Но разочарование не заставляет себя ждать, и любовники убеждаются, что, став супругами, они понесли наказание за попытку посягнуть на вечность: похоть между ними умирает. Вот тогда-то и
становятся уместным завести непритязательную любовница. Однако если она забывает о месте, которое ей отведено, вступают в силу меры по самообороне. Посягание на твоё благосостояние превращает любовницу во врага.
Подход у Вуди Аллена сугубо практический и мафиозный (не даром в Crimes and Misdemeanors убийство устраивает мафиозный братец героя). "Есть человек - есть проблема. Нет человека - нет проблемы". (Так, кажется?)
Сей подход особенно уместен в наши времена массового наступления терроризма, когда христианские овечки блеют: "Не убий!", лицемерно оберегая жизнь оплодотворённой клетки, и суетясь вокруг прав человека, тогда как мусульманские гунны ставят смерть в основу своих действий. Если понятен Вуди Алленовский призыв убивать зарвавшихся любовников и любовниц, то и пора бы импотентной американо-еворопейской демократии образумиться и переделать самоубийственное "Не убий" - в "Убей врага".
Уж казалось бы такой немужественный Вуди Аллен преподаёт нам урок высшего универсального мужества: "Убей врага, отмахнись от угрызений совести и никакого наказания не последует!"


Михаил Армалинский

В избранное