Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мысли со смыслом! или Истина освободит вас. К 135-летию Альберта Швейцера


«Швейцер Альберт (1875—1965). Родился в Эльзасе, в Кайзерсберге, в семье лютеранского священника. Все его родственники-мужчины были либо священниками, либо учителями.

С пяти лет мальчик играл на рояле, а с девяти— заменял органиста в деревенской церкви Гунсбаха, куда переехали его родители. Так как население Эльзаса состояло из немцев и французов, мальчик с детства стал двуязычным. В 1893 г., окончив среднюю школу, он поступил на философский факультет Страсбургского университета, где углубился в изучение философии и теологии. В 1898 г. его отправили в Париж для дальнейшего изучения философии, и Швейцер за четыре месяца написал докторскую диссертацию «Религиозная философия Канта». В 1901 г. он получил докторскую степень по теологии, став профессором, а потом и директором Теологического колледжа Святого Фомы. В 1906 г. вышел в свет его основной теологический труд «Вопрос об историческом Иисусе». Одновременно он совершенствовался в искусстве игры на органе, изучая на исследовательском уровне жизнь и творчество И. С. Баха. В 1911г. за создание биографии Баха Швейцер получил степень доктора музыковедения. Однако служение науке и искусству было лишь одной из сторон его жизни. Когда Швейцеру шел двадцать второй год, он дал себе клятву заниматься музыкой, философией и теологией лишь до тридцати лет, посвятив остальную часть жизни непосредственному служению человечеству. Исполняя клятву, он в 1905 г. поступил в медицинский колледж Страсбургского университета, в 1911 г. получил диплом врача, женился и через два года отплыл с женой и малюткой-дочерью во Французскую Экваториальную Африку, где организовал в деревне Ламбарене на свои средства больницу, приняв за первые девять месяцев две тысячи больных. В 1918 г. он вернулся в Европу и семь лет концертировал и писал книги.

Он создал систему этических принципов, назвав их «Почтением к жизни». Этой системе посвящены книги Швейцера «Философия культуры. Упадок и возрождение цивилизации» и «Философия культуры. Культура и этика» (обе — 1923). В 1924 г. Швейцер вернулся в Ламбарене. К 1950 г. больничный комплекс состоял из семидесяти зданий, в которых лечилось до пятисот человек. Работая в Габоне, Швейцер время от времени уезжал в Европу, давая концерты и издавая книги, чтобы полученные за это гонорары тратить на больницу и больных. В 1952 г. Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира «за то, что показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино». На деньги от премии Швейцер построил лепрозорий, расположив его неподалеку от больницы.

Швейцер стал активным борцом за ядерное разоружение и за полный запрет испытаний атомного оружия. Одновременно он работал в больнице и как практикующий врач, и как ее директор, подготовив дочь Рену на роль своей преемницы.

Умер в Ламбарене.


5313. В человечестве всегда живет стремление к идеалу. Но лишь малая часть этого стремления открыто проявляется в действии. Всему остальному предназначено воплотиться в невидимых проявлениях, ценность которых тем не менее тысячекратно превышает ценность той деятельности, которая привлекает к себе внимание. Невидимое соотношение с видимым, как глубокое море — с волнами, бороздящими его поверхность. Скрытые силы добра воплощены в тех людях, для которых непосредственное личное служение стало дополнительной работой, поскольку они не могут сделать его основным делом своей жизни.

5314. Главным лозунгом во всех странах стали слова «реальная политика», означавшие одобрение близорукого национализма и компромисс с силами и тенденциями, с которыми раньше боролись, как с реакционными. Одним из самых очевидных признаков упадка был тот факт, что суеверия, давно изгнанные из образованных слоев общества, теперь снова стали считаться чем-то вполне допустимым.

5315. Кем бы мы ни были, способными действовать или только страждущими, наш непременный долг — показать на деле, какую силу дает нам мир, который превыше всякого ума.

5316. Мое призвание— побуждать христианскую веру к тому, чтобы она со всей искренностью пришла к согласию с исторической истиной.

5317. Мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди верующего христианства.

5318. Насколько я знаю людей, я убежден, что в них сокрыты стремления к идеалу, намного превосходящие все то, что когда-либо выходило на поверхность. Подобно тому, как бьющий из-под земли ключ представляет собой лишь малую часть невидимого потока, идеализм, который мы наблюдаем, — это лишь малая толика того идеализма, который люди несут в себе в связанном или едва проявленном виде. Развязать то, что связано, вывести подземные воды на поверхность! Человечество ждет того, кто сделает эту работу.

5319. Определение этики представляется мне таким. То, что поддерживает и продолжает жизнь,— хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, — плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она есть религия.

5320. Почтение к жизни требует от каждого жертвовать частицей своей жизни ради других.

5321. Спасти свою человеческую жизнь — вопреки условиям своей профессиональной жизни — может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь лично для своих братьев, которые нуждаются в помощи, — какой бы скромной ни была его деятельность.

5322. Счастливые те, кому годы труда отпущены в большей мере, чем годы поисков и ожидания! Счастливы те, кто в конечном счете сможет отдать себя по-настоящему и без остатка!

5323. Только тот, кто видит в своих намерениях нечто само собой разумеющееся, а не из ряда вон выходящее, кто расценивает их не как геройство, но как свой долг, принимаемый с энтузиазмом и одновременно с трезвым пониманием его безусловной обязанности, способен стать духовным искателем приключений, в которых нуждается мир. Нет героев действия, есть герои самоотвержения и страдания. Их много. Но лишь немногие из них известны, и то не толпе, а немногим.

5324. Тот, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути; он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых. Преодолеть эти трудности может лишь такая сила, которая при столкновении с ними духовно просветляется и укрепляется. Возмущение — это растрата сил.

5325. Христианство может стать живой истиной для сменяющих друг друга поколений лишь в том случае, если среди них будут постоянно появляться мыслители, которые, оставаясь в Духе Иисуса, сумеют выразить веру в него в категориях мировоззрения своей эпохи. Становясь традиционной верой, которую люди должны принимать просто как данность, христианство теряет связь с духовной жизнью своего времени и способность принимать новую форму в соответствии с новым мировоззрением. Когда прекращается полемика между традицией и мышлением, страдают христианская истина и христианская правдивость.»

Источник: Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. Автор-составитель В.Балязин. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 792–794.


Библиотечка Альберта Швейцера

А. Швейцер «Цивилизация и этика» [«Культура и этика»]

А. Швейцер «Жизнь и мысли» (Автобиография)

А. Швейцер «Религия в современной культуре»

А. Швейцер «Четыре речи о Гёте»

А. Швейцер «Христианство и мировые религиии»

А. Швейцер «Мировоззрение индийский мыслителей. Мистика и этика»

А. Швейцер «Мистика апостола Павла» (или скачать (380 КБ))

А. Швейцер «Письма из Ламбарене» (или скачать (560 КБ))

А. Швейцер «Гуманность», «Путь к миру сегодня», «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли», «Проблема мира в современном мире» (речь на вручении Нобелевской премии мира за 1952 г.)

А. Швейцер «Воспитатель человечества Толстой»

А. Швейцер «Из моего детства и юности» (Фрагмент главы из автобиографии.)

А. Швейцер «Этика самоотречения и этика самосовершенствования» (Важная глава ХХ из книги «Культура и этика»)

А. Швейцер «Этика сострадания» Проповеди 15 и 16.

А. Швейцер «Размышления о философии Лао-цзы» (Фрагменты из разных сочинений)

Фрайер П. Г. «Альберт Швейцер. Картина жизни»

Борис Носик «Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей» (2-е изд., 2003; 1-е было в серии ЖЗЛ, 1973) (или скачать, 380 Кб)

Г. Геттинг «Встречи с Альбертом Швейцером»

Гусейнов А. А. «Благоговение перед жизнью. Евангелие от Швейцера»

А. Л. Чернявский «Философия и теология Альберта Швейцера»

Гиленсон Б. «Добрый человек из Ламбарене»

Левада Ю.А. «Старомодность и современность Альбера Швейцера»

М. С. Харитонов «Этика Альберта Швейцера и индийская мысль»


В избранное