Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Письма в облака незнакомому любимому человеку




     
 
Письмо 880
18 сентября 2018 г

О Лунных мотыльках Пиросмани
(по мотивам эссе Левона Осепяна "Картины, писанные маслом по чёрной клеёнке")

Здравствуй!

...Порой даже мотыльки Луны пытаются оберегать твою душу. Оберегать от тревожных эмоций. Просто оберегать... И, когда они волнением своих крыльев устраивают завесу у твоих глаз, ты сначала недоумеваешь.

— Дайте вглядеться! — кричишь им.

А они ещё плотнее застилают мельтешением крыльев твои измученные глаза:

— Отведи взгляд!

Но вот ты продираешься сквозь расписное покрывало сна, и мотыльки Луны уже совсем другие. Они не закрывают... Нет... Они наоборот высвечивают то впечатляющее, то, на что стоит не жалеть эмоций.

Пиросмани спал. А вокруг, в моём фантастическом лесу по кронам сосен у самого неба вразлёт летели слова. Они перемешивались с ночными звёздами и как-то по-особенному сдержанно проходили через глаза к сердцу и снова возвращались в своё вечно не прочитанное до конца небо. И я увидела, как кто-то мучительно проносит сквозь туманности и галактики свой крест.

И строки, спускающиеся к моим глазам:

"— О, Господи, ты ли это? — вопросил Нико к нему.
Господь не ответил. Кто-то ударил Его в спину, и Он упал на колени. Но крест свой не бросил.
— Эй ты! — раздалось вдруг над ухом.
Очнулся Нико.
Мужик с фонарём.
Пригляделся — дворник.
— Эй, ты? Делаешь что? — спросил его дворник.
Нико показал рукой на небо (нет крыши над головой, не видишь разве?), покачал головой и ничего не ответил...
Дворник поднёс фонарь ближе, осветил лицо Пиросмани, увидел большие молящие глаза.
Подумал.
Сказал:
— Шёл бы ты... нельзя здесь ночевать. Не положено...
Закрыл глаза Нико, увидел крест на земле, себя под крестом. Пытается встать... Сил не хватает...
— Шёл бы...
Встал. Ящичек взял.
Шёл не спеша.
С достоинством.
И долго смотрел ему вслед мужик с фонарём..."

...А дальше я уже не видела, что написано. Мотыльки Луны метались от небесного креста к кресту земному. И только сам Пиросмани шёл со своими сложенными в ящичке красками... Куда-то... Дорога его ещё не была означена временем. Просто шёл. От слова дворника "нельзя" шёл. Будто от всех земных "нельзя" уходил. Тихо, но с достоинством... уходил... Просто уходил. И всё. И уносил свой невидимый ни дворнику, ни иному глазу — крест. И никто не мог почувствовать, давит ли этот крест его плечи и спину... Или этот крест для него был легче, чем сама остающаяся позади жизни...

— Нико! — попробовала я окликнуть его.

Но голос мой не мог пробивать столетия. Ведь я была обыкновенной. А мотыльки Луны подняли над моею головой прощальную метель... И из переживаний моих пытались соткать новый сон...

И я видела этот сон: огромное небесное покрывало вздувалось на всё небо... И было это покрывало соткано из множества его картин... Картин, заставляющих думать о чём-то немножко странном, немножко нелепом... Думать... И будто находить в себе задворки их потаённого смысла... То колени моего сознания не туда выпячиваются... Как у дворника с его картины. Выпячиваются, сами не понимая, зачем... А то медведем с вытянутым носом выхожу на ночную охоту... Вытягиваю нос и вытягиваю... Жду, когда он учует слетающих с лунного сияния... вдохновенных, благословенных... или просто неразумно порхающих перед глазами, небом пущенных мне через столетия... Самим лунным затмением отправленных мне с неведомой стороны противоречивого и смиренного сознания — оторванных от обыденности, от вдохновений и безысходности... или от спокойствия сна — оберегающих глаза мои и душу мою, не требующих и не знающих никакого величия — мотыльков Луны.

До свидания!

Вера Линькова




* * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Подпишитесь на рассылку "Письма в облака":   
 
     
"Письма в облака" (c) Автор - Вера Линькова. Оформление - Юлия Скульская.


   

В избранное