Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации Выпуск 19. Герой рассказа - 2


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 19

Герой рассказа - 2

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

В этом выпуске речь пойдёт о том, сколько героев должно быть в рассказе.

Если вы прочитали рассказ Юрия Сотника «Исследователи», то убедились, что писатель волен приводить в своё произведение сколько угодно героев, потому что каждый из них служит определённой цели.

Педагогический коллектив – для главного героя – эталон, в глазах которого он должен оставаться достойным. Проделка педагога вывела на некоторое время Николая Николаевича из коллектива взрослых и приблизила его к ученикам. Практикант при этом становится не только рассказчиком, но и невольным соучастником.

Тридцать шесть затылков на уроке показаны глазами практиканта, пока они сидят и слушают. Здесь они для того, чтобы показать отношение детей к учителю. Им интересно, и, в то же время, они не боятся учителя, а уважают его.

Из всего класса показан только один ученик – Толька, который и был зачинщиком этого всеобщего веселья, но не потому, что он хулиганил, а потому что в нём ещё живо стремление к исследованию.

Дворник вводится в рассказ как необходимое действующее лицо, двигающее рассказ вперёд. Если бы он не закрыл учителя и практиканта в вентиляционном туннеле школы, рассказ можно было заканчивать, и замысел бы не состоялся. Но у писателя другая задача: он показывает всех героев как исследователей.

Естественными исследователями оказываются два четвероклассника и пятиклассник Толька. Они дети, им всё интересно, они добрались до самого любопытного и всё проверили, что было не заперто. Вынужденным исследователем оказался практикант. Ох как ему было не любопытно проникнуть в эти все туннели и узнать, что же там такое и как устроено. Но самым интересным исследователем оказался Николай Николаевич. Только он делает выводы из того, что узнал. И только он, не смотря на то, что попал в нелепую ситуацию, не боится её, решает трудную задачу и остаётся учителем до самого конца.

Итак, чтобы проявился характер главного героя – Николая Николаевича – автору понадобились все остальные герои. Одни действовали, другие помогали, третьи просто присутствовали, потому что герою необходимо было сделать выбор. И он сделал выбор не в пользу педагогического коллектива, который «милейшие люди, но… как бы вам сказать… едва ли они смогут понять причины, побудившие меня, старика…» А вот к мальчишкам, оказывается, можно обратиться как человек к человеку, не взирая на возраст. Мальчишки поймут, потому что увидят в учителе такого же исследователя, что и приведёт к бурному обсуждению системы вентиляции и её предназначения. И даже не страшно будет четверокласснику спросить у учителя, зачем он-то туда полез.

Так работает система героев на замысел писателя. И количество героев рассказа зависит не от того, каков объём произведения и сколько ситуаций из жизни главного героя вы собираетесь показать. Количество героев полностью зависит от замысла, идеи рассказа.

В рассказе может быть и один герой. Тогда рассказ не будет насыщен действием. В таком рассказе возможно изображение переживаний случившихся или намечающихся событий, оценка других людей героем, его самооценка. Это самое трудное. Рассказ без явного действия, без приключения может получиться скучным.

Другой важный вывод о количестве героев рассказа: каждый герой в произведении находится не просто так, он играет определённую роль. Маленькую или большую. Поэтому появление каждого героя, образ каждого героя должен быть зримым и естественным.

=====================================================================

На этом пока сделаем остановку.

В следующем выпуске поговорим о главных и второстепенных героях.

=====================================================================

До следующего выпуска.

Начинающий мастер рассказа Надежда Лимонникова.

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное