Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации Выпуск 27. Элементы сюжета


Рассказ от замысла до публикации
Выпуск 27.
Элементы сюжета

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

В этом предновогоднем выпуске я всё-таки продолжу разговор на литературоведческие темы. Отвлекитесь от предпраздничной суеты и сосредоточьтесь немного на деле. Ведь, как известно, переключение с одного дела на совершенно противоположное - лучший отдых. Так что, начнём!

Сюжет – система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь, причём именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении.
Не всегда произведение бывает построено в хронологической последовательности. О том, что произошло раньше, читатель может узнать позже.

Двигателем сюжета является конфликт. Но о конфликте мы поговорим в следующем году, так как тема серьёзная, требует тщательной подготовки и свежей головы.

Сегодня мы остановимся на сюжетных элементах. Их всего 5.

1. Экспозиция – часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Этот сюжетный элемент необходим для знакомства с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт отсутствует.

2. Завязка произведения – момент возникновения или обнаружения конфликта.

3. Развитие действия – ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, который, тем не менее, приобретает всё большую остроту и напряжённость. Важным в мастерстве построения сюжета является умение так сгущать атмосферу, созданную в произведении, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта.

4. Кульминация – момент, когда противоречия больше не могут существовать в своём прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту же точку по замыслу автора приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса.

5. Развязка следует в непосредственной близости от кульминации, в следующей фразе. Развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, при этом развязка может либо разрешить конфликт, либо продемонстрировать его неразрешимость.

В произведениях крупной формы может быть несколько сюжетных линий, несколько кульминаций с мнимым разрешением конфликта.

Рассмотрим сюжет рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника».

1. Экспозиция. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Дальше Червяков чихает…

2. … и видит, что обрызгал генерала. Завязка.
3. Развитие сюжета. Червяков ходит извиняться к генералу. Генерал от извинений Червякова всё больше свирепеет, а Червякову от этого становится всё хуже.

4. Кульминация. После того как генерал закричал на Червякова и затопал на него ногами, «в животе у Червякова что-то оторвалось».

5. И в следующей фразе развязка: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер».

Для чего писателю знать о развитии сюжета, его элементах?

Элементы сюжета выстраиваются в логичный план, по которому можно действовать при создании произведения. Написав историю по такому плану, несложно поменять местами некоторые элементы и получить оригинальный рассказ. Ведь никто не говорит, что обязательно нужно соблюдать такую логику размещения сюжетных элементов. И если кульминация или развязка окажутся в начале произведения, это совершенно не будет означать, что они превратились в экспозицию или завязку.

Экспериментируйте!

====================================================================

А в качестве упражнения предлагаю вам найти элементы сюжета в рассказе Антона Бранштейна "Город с нарисованными домами" http://www.newlit.ru/~branshteyn/4017.html.
Свои ответы присылайте мне на e-mail.

====================================================================

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Осталось три дня, когда читатели рассылки могут приобрести мою книгу «Замысел рассказа. Как не пропустить самое интересное» со скидкой 50%, то есть за 50 рублей.
Эта книга посвящена самому сложному этапу работы над произведением - созданию замысла. Многие начинающие писатели именно над этим вопросом думают долго и старательно. Но всё равно трудности возникают. Эта же проблема возникает и у профессионалов. Называется она – творческий кризис.
Если вы хотите всегда замечать в окружающей жизни замысел художественного произведения, то эта небольшая книга поможет вам. Условия здесь http://chelcel.blogspot.com/2009/12/blog-post_19.html.

Осталось только ТРИ дня.

Со 2 января 2010 года книга будет стоить 70 рублей. В феврале цена повысится.
Покупатели получат возможность не только прочитать этот вариант книги, но и бесплатно получать её обновления. К тому же действует 100% гарантия возврата денег, если книга вам не понравится или не принесёт никакой пользы.

====================================================================

Своих самых постоянных, удивительных и заинтересованных, самых замечательных творческих читателей моей рассылки поздравляю с Новым годом!
Пусть у вас в Новом году будет много счастья и радости, которые не будут зависеть от того, что вы имеете или не имеете. А даже наоборот, всё у вас будет появляться, потому что вы счастливы и радостны!
Спасибо, что в этом году вы были со мной и поддерживали меня в моём начинании своими письмами, ответами на вопросы, скачиваниями моей бесплатной книги, посещениями моего блога!
Спасибо, что дарите мне своё внимание!

=================================

Встретимся в Новом году!
Всегда с вами, Надежда Лимонникова.
Блог www.chelcel.blogspot.com
Почта nwl31@yahoo.com


В избранное