Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 35. Говори, кому говорят, говори!


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 35

Говори, кому говорят, говори!

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Как одна запятая может изменить смысл всего предложения, так и нагромождение слов может испортить произведение. Классический случай с запятой известен всем: «Казнить нельзя помиловать». Один раз его осознав, многие потом стараются не совершать такой ошибки.

Гораздо сложнее со словами. И не ошибусь, если скажу, что самым сложным для писателя является диалог, когда надо каким-то образом обозначить действие героя. А какие там могут действия, если они всё говорят и говорят. Вот и получается диалог, который скучно читать из-за того, что в нём только собеседники то скажут, то говорят, то заговорят, то ответят, все остальные вариации одного и того же пересказывать не буду.

Есть ли какие-либо правила для написания диалогов? Да таких, чтобы они характеризовали героя?

Например, Чехов в рассказе «Темнота» использует такие авторские реплики в диалогах.

- взмолился он, моргая глазами и опять проводя ладонью по носу; (обратили внимание на «моргая глазами»?)

- спросил доктор, глядя на него сердито;

- вздохнул доктор;

- бормотал он, выходя на дорогу;

- проговорил Кирила, поравнявшись со стариком;

- лениво ответил старик;

- говорил ему старик, когда оба они вошли в город;

- начал Кирила;

- зашипел горлом старик, поднимая дрожащие брови;

- сказал Кирила и поднял руку, точно желая принести клятву.

Перечисленные фразы показывают нам, какие способы работы над диалогом есть в копилке у писателя.

Во-первых, можно выделить несколько видов авторских реплик в диалоге.

1. Простые реплики, состоящие из глагола и существительного: - вздохнул доктор; - начал Кирила. Несколько разнообразить их может употребление наречия: - лениво ответил старик.

2. Реплики, показывающие состояние героя: - взмолился он, моргая глазами и опять проводя ладонью по носу; - спросил доктор, глядя на него сердито; - зашипел горлом старик, поднимая дрожащие брови.

3. Реплики, изображающие действие героев: - проговорил Кирила, поравнявшись со стариком; - говорил ему старик, когда оба они вошли в город; - сказал Кирила и поднял руку, точно желая принести клятву.

Во-вторых, употребление авторских реплик помогает читателю увидеть картину происходящего, почувствовать состояние героя. А без использования синонимов, забывая, что во время разговора герои действуют, что-то делают и чувствуют, картины не получится.

Понаблюдайте за собой. Когда вы разговариваете с кем-либо, какие действия совершаете? Потренируйтесь с телевизором. Отключите звук во время диалога героев. Они только говорят, уставившись друг другу в глаза, без всяких эмоций? Конечно же нет. Действие происходит во время диалога. Мало того, диалог участвует в развитии сюжета.

Избавьте себя и читателей от скуки, сделайте своих героев живыми!

===================================================================

Всегда с вами Надежда Лимонникова.

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное