Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 49. Секреты писательского мастерства


Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Интересно наблюдать, как меняется впечатление о творчестве того или иного писателя. В этом выпуске речь пойдёт о Валентине Катаеве.

Для меня этот писатель оказался совершенно неизвестным. Когда я училась в школе, как-то в пятом классе мы читали на уроке литературы его «Сына полка». На этом знакомство с творчеством писателя и закончилось. К классикам его, наверное, трудно отнести. Хотя «Белеет парус одинокий» - это действительно классика детской литературы. Этот роман я тоже прочитала, но все остальные части эпопеи так и остались непрочитанными.

Так бы и не состоялось бы моё знакомство с писателем, если бы из школьной библиотеки не списали книгу критика Бориса Галанова «Валентин Катаев. Размышления о Мастере и диалоги с ним». Впереди чтение романов, о которых речь идёт в этой книге. Сегодня же хочу поделиться с вами выдержками из книги Галанова.

О деталях, описаниях и красках

«...Они создают определённое настроение. Но хотелось быть предельно лаконичным. Писать, ничего не описывая специально. Пусть изобразительное живёт в повествовательном, пронизывает его, усиливая ощущение тревоги, бесчеловечности, какой-то чудовищной фантасмагории происходящего. Но без нарочитости и нажима.

Разумеется, нет единого, на все случаи правила. Приступая к новой картине, старые художники собственноручно приготовляли краски и грунтовали холст. Для «Паруса..» нужны были чистые, ясные, светлые краски. Живые и тёплые цвета. Ведь в «Парусе...» мир впервые открывался взгляду ребёнка. Каждую вещь, каждый кусочек пейзажа Петя видел во всей свежести. В рассказе «Флаг» интенсивный, пылающий цвет красного флага, красного, как раскалённое железо, на всё бросает свой отблеск. Это и призыв к бою, и верность присяге, флагу, воинскому долгу. В рассказе «Отче наш» я, напротив, приглушил краски. Получилась почти черная гравюра. Но этого не надо было опасаться. Я рассчитывал на соавторство читателей и предоставлял им такую возможность. Тёмный, приглушённый цвет подавал не менее сильные сигналы воображению.

Вообще я считаю, что краски будущей книги художник находит в самом материале. Задумав повесть «Я, сын трудового народа...», я прочитал множество документов о немецкой оккупации Украины и всё представлял в цвете. Историю женщины и ребёнка, которую мне рассказали в Одессе, я тоже представлял в цвете. И флаг в кирхе... Красками всегда стараюсь пользоваться в полной мере и в то же время осторожно, с выбором. В этом суть! Крикливые-балаганные краски на распродажу, «распивочно и на вынос» дело опасное. С их помощью нетрудно загубить фантазию читателя. Ещё легче заставить её работать в отрицательном направлении. Упаси нас и помилуй от того и другого...»

Это слова самого Валентина Катаева. Хорошо, что нашёлся такой критик, который позволил нам заглянуть в мастерскую художника и понять, какие принципы использовал он для того, чтобы создавать свои произведения. За нами как обычно остаётся выбор воспользоваться его советом или следовать своим представлениям о литературном творчестве.

Думаю, что такое знакомство с творчеством писателя очень полезно как писателям, так и читателям. В следующих выпусках, начиная с 51, я продолжу знакомить вас с секретами мастерства Валентина Катаева.

С уважением, Надежда.
Пишите nwl31@yahoo.com



В избранное